Автор публикации: А. Заикина, ученица 8Б класса
Внеклассное занятие по русскому языку для 5 класса.
Тема «Вот так название!»
Подготовила материал: Заикина А.,
Руководитель: Приходько Н.В.
Цель:
- Рассказать, как появились названия магазинов, какое значение имеют для русского языка.
- Предупредить о возможных ошибочных написаниях названий.
- Развивать в учащихся творческие способности.
- Учить работать в группах, слушать других.
Оборудование: презентация, проектор, опросники, музыкальное сопровождение мелодия из фильма «Усатый нянь», листы бумаги, карандаши цветные.
Ход занятия:
1.Беседа:
Ведущий: Ребята, когда мы идем по улице, встречаем ли мы примеры использования русского языка? Назовите эти примеры?
(речь прохожих, названия магазинов, вывески, рекламные баннеры)
Ведущий: Ребята, как вы думаете, когда человек начал давать названия? Что он называл? (когда появился язык, называть предметы - необходимость)
Ведущий: Ребята, вы правы! У любого языка две основные задачи: служить для общения людей и называть предметы, явления. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, какое первое название было придумано, даже на каком оно было языке. Только подумайте, сколько в нашем языке наименований. Если же сложить все языки, их получится немыслимое количество названий предметов, явлений, действий, существ.
2. Повторение теории русского языка:
Ведущий: Вы помните, что бывают имена нарицательные. Что это за существительные? (называют ряд однотипных предметов)
НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ:
пиццерия «Камин»,
магазин «Магнит»,
компания «Трия»,
завод «Атоммаш»,
фабрика «Ротфронт»
Ведущий: Выберите из названий на доске имена нарицательные.
УЧАЩИЕСЯ НАЗЫВАЮТ, С ЭКРАНА ПРОПАДАЮТ ВСЕ НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ.
Ведущий: Какие имена существительные остались? (собственные)
Ведущий: А какие имена называют собственными?
(выделяют один предмет из однотипных)
Ведущий: Что называют собственные имена?
(имена людей, клички животных, названия книг, названия магазинов и т.д.)
Ведущий: Что называют имена собственные, оставшиеся на доске?
(названия магазинов)
Ведущий: Ребята, а ведь на самом деле, когда мы идем по улице, то чаще всего используем наше знание русского языка для чтения рекламы и названий магазинов. Вокруг нас большое количество магазинов, потребовалось их называть так, чтобы вызвать у прохожих желание в них зайти.
ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ МАГАЗИНОВ.
3. Коррекция ошибок:
Ведущий: Ребята, а вы видели название магазина услуг «Вшарах» в нашем городе?
Ведущий: Как вы думаете, это слово правильно написано?
(нет, предлог с существительным пишется раздельно)
Ведущий: А чего не хватает в предложении «Ешь пой» в названии известного кафе (запятой)
Ведущий: Посмотрите еще на названия фирм нашего города. Какие ошибки видим?(ВСЕВДОМ, ВАМОКНО, (написаны без пробела)
ПаноРама (прописная в середине слова)
Ведущий: А почему владельцы так написали на вывеске? Разве они не знают правила русского языка?
(для необычности слова, привлечь внимание, чтобы запомнилось)
Ведущий: А к чему может привести такое употребление неправильного написания слов и предложений в названии магазина?
(люди будут думать, что это правильно, тоже будут делать ошибки)
Ведущий: Ребята, что можно сказать о современных названиях магазинов, кафе, фирм? (называют красиво, необычно, пытаются завлечь)
Ведущий: Вы правы, сейчас владельцы магазинов, организаций стараются разрекламировать свое заведение уже в названии, сделать его непохожим на остальные. Поэтому мы становимся жертвами действий по увеличению прибыли хозяев магазина.
Ведущий: А как вы думаете можно ради увеличения прибыли так использовать русский язык? (нет, это вредит русскому языку, тому, кто на нем говорит)
4.Анкетирование:
Ведущий: Ребята, ответьте на вопросы небольшой анкеты:
РАЗДАЮТСЯ АНКЕТЫ
1.Часто ли вы читаете вывески магазинов?
2.Заходите ли вы в магазин, в который вам не нужно идти, если вам нравится его название, вывеска, красиво изображены товары?
3. Если вы идете с покупкой, зайдете ли вы в магазин, в котором продается то же самое, но называется он интереснее?
4. Какое название вам запомнилось больше всего?
5. Замечали ли вы ошибки в названиях?
6. Обращаетесь ли вы к вывескам магазинов, кафе, если не знаете написание какого-либо слова?
7. Как по вашему мнению придумываются названия?
8.Что бы вы пожелали хозяину магазина "Вшарах"?
АНКЕТЫ СОБИРАЮТСЯ
5.Игра:
Ведущий: Ребята, а теперь я хочу, чтобы вы сами почувствовали в роли владельцев магазинов. Посмотрим, легко ли вам будет назвать магазин.
Мы поиграем.
Вы рассажены по группам у каждой группы свое задание:
1 группа: придумать 2 варианта названия для магазина мороженого и вывеску.
Помните, что название должно соответствовать тому, что продается, не содержать грубостей, должно быть кратким, не заключать в себе символики государства.
2 группа: придумывает, что продается в магазинах с названиями:
«Добрые вещи», «Очкарик», «Тот енот».
Подготовка 5 минут.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОМАНД
Ведущий: Ребята, а ведь на самом деле существует магазин «Очкарик», где продают очки. Как вы думаете, людям, имеющим проблемы со зрением приятно проходить мимо этого магазина?
(нет, чувствуют себя обиженными, оскорбление)
Ведущий: А можно ли называть магазины словами, которые могут кого-то обидеть? (нет)
Ведущий: Вы совершенно правы, ребята. Нельзя в погоне за интересным названием вредить окружающим. Я надеюсь, что в нашем городе не будут появляться подобные названия. Ведь неважно, где купить вещь или продукты питания, главное, чтобы они были нужными и качественными.
Ведущий: А теперь еще несколько смешных названий!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОД МЕЛОДИЮ «УСАТЫЙ НЯНЬ»
Закусочная «Бетмен и узбеки», одежда для мужчин «Моя прекрасная леди», все для компьютера «Вирус», кафе «Кафе», магазин детской одежды «Децкая Адежда»
Ведущий: Ребята, вы узнали новое на нашем занятии?
Ребята, представьте себя термометром и привстаньте со стула так, чтобы показать, как интересно вам было.
Я желаю вам хорошего настроения и успехов в учебе!
Пролубщикова Наталья Владимировна
Кирилл Александрович Ш.
Горбачёва Марина Юрьевна
Олеся Николаевна