12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Приходько Наталья Владимировна2530
Россия, Ростовская обл., Волгодонск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Внеклассное занятие по русскому языку для 5 класса.

Тема «Вот так название!»

Подготовила материал: Заикина А.,

Руководитель: Приходько Н.В.

Цель:

  1. Рассказать, как появились названия магазинов, какое значение имеют для русского языка.
  2. Предупредить о возможных ошибочных написаниях названий.
  3. Развивать в учащихся творческие способности.
  4. Учить работать в группах, слушать других.


Оборудование: презентация, проектор, опросники, музыкальное сопровождение мелодия из фильма «Усатый нянь», листы бумаги, карандаши цветные.


Ход занятия:

1.Беседа:

Ведущий: Ребята, когда мы идем по улице, встречаем ли мы примеры использования русского языка? Назовите эти примеры?

                     (речь прохожих, названия магазинов, вывески, рекламные баннеры)

Ведущий: Ребята, как вы думаете, когда человек начал давать названия? Что он называл?         (когда появился язык, называть предметы - необходимость)

Ведущий: Ребята, вы правы! У любого языка две основные задачи: служить для общения людей и называть предметы, явления. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, какое первое название было придумано, даже на каком оно было языке. Только подумайте, сколько в нашем языке наименований. Если же сложить все языки, их получится немыслимое количество названий предметов, явлений, действий, существ.

2. Повторение теории русского языка:

Ведущий: Вы помните, что бывают имена нарицательные. Что это за существительные?           (называют ряд однотипных предметов)

НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ:

пиццерия «Камин»,

магазин «Магнит», 

компания «Трия»,

завод «Атоммаш»,

фабрика «Ротфронт»

Ведущий: Выберите из названий на доске имена нарицательные.

УЧАЩИЕСЯ НАЗЫВАЮТ, С ЭКРАНА ПРОПАДАЮТ ВСЕ НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ.

Ведущий: Какие имена существительные остались?        (собственные)

Ведущий: А какие имена называют собственными?

                      (выделяют один предмет из однотипных)

Ведущий: Что называют собственные имена?

                 (имена людей, клички животных, названия книг, названия магазинов и т.д.)

Ведущий: Что называют имена собственные, оставшиеся на доске?

                                  (названия магазинов)

Ведущий: Ребята, а ведь на самом деле, когда мы идем по улице, то чаще всего используем наше знание русского языка для чтения рекламы и названий магазинов. Вокруг нас большое количество магазинов, потребовалось их называть так, чтобы вызвать у прохожих желание в них зайти.  

ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ МАГАЗИНОВ.

3. Коррекция ошибок:

Ведущий: Ребята, а вы видели название магазина услуг «Вшарах» в нашем городе?

Ведущий: Как вы думаете, это слово правильно написано?

(нет, предлог с существительным  пишется раздельно)

Ведущий: А чего не хватает в предложении «Ешь пой» в названии известного кафе (запятой)

Ведущий: Посмотрите еще на названия фирм нашего города. Какие ошибки видим?(ВСЕВДОМ, ВАМОКНО, (написаны без пробела)

                       ПаноРама (прописная в середине слова)

Ведущий: А почему владельцы так написали на вывеске? Разве они не знают правила русского языка?

           (для необычности слова, привлечь внимание, чтобы запомнилось)

Ведущий: А к чему может привести такое употребление неправильного написания слов и предложений в названии магазина?

                 (люди будут думать, что это правильно, тоже будут делать ошибки)

Ведущий:  Ребята, что можно сказать о современных названиях магазинов, кафе, фирм?                   (называют красиво, необычно, пытаются завлечь)

Ведущий: Вы правы, сейчас владельцы магазинов, организаций стараются разрекламировать свое заведение уже в названии, сделать его непохожим на остальные. Поэтому мы становимся жертвами действий по увеличению прибыли хозяев магазина.

Ведущий: А как вы думаете можно ради увеличения прибыли так использовать русский язык? (нет, это вредит русскому языку, тому, кто на нем говорит)

4.Анкетирование:

Ведущий: Ребята, ответьте на вопросы  небольшой анкеты:

РАЗДАЮТСЯ АНКЕТЫ

1.Часто ли вы читаете вывески магазинов?

2.Заходите ли вы в магазин, в который вам не нужно идти,  если вам нравится его название, вывеска, красиво изображены товары?

3. Если вы идете с покупкой, зайдете ли вы в магазин, в котором продается то же самое, но называется он интереснее?

4. Какое название вам запомнилось больше всего?

5. Замечали ли вы ошибки в названиях?

6. Обращаетесь ли вы к вывескам магазинов, кафе, если не знаете написание какого-либо слова?

7. Как по вашему мнению придумываются названия?

8.Что бы вы пожелали хозяину магазина "Вшарах"?

АНКЕТЫ СОБИРАЮТСЯ

5.Игра:

Ведущий: Ребята, а теперь я хочу, чтобы вы сами почувствовали в роли владельцев магазинов. Посмотрим, легко ли вам будет назвать магазин.

Мы поиграем.

Вы рассажены по группам у каждой группы свое задание:

1 группа: придумать 2 варианта названия для магазина мороженого и вывеску.

Помните, что название должно соответствовать тому, что продается, не содержать грубостей, должно быть кратким, не заключать в себе символики государства.

2 группа: придумывает, что продается в магазинах с названиями:

«Добрые вещи», «Очкарик», «Тот енот».

Подготовка 5 минут.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОМАНД

Ведущий: Ребята,  а ведь на самом деле существует магазин «Очкарик», где продают очки. Как вы думаете, людям, имеющим проблемы со зрением приятно проходить мимо этого магазина?

(нет, чувствуют себя обиженными, оскорбление)

Ведущий: А можно ли называть магазины словами, которые могут кого-то обидеть? (нет)

Ведущий: Вы совершенно правы, ребята. Нельзя в погоне за интересным названием вредить окружающим. Я надеюсь, что в нашем городе не будут появляться подобные названия. Ведь неважно, где купить вещь или продукты питания, главное, чтобы они были нужными и качественными.

Ведущий: А теперь еще несколько смешных названий!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОД МЕЛОДИЮ «УСАТЫЙ НЯНЬ»

Закусочная «Бетмен и узбеки», одежда для мужчин «Моя прекрасная леди», все для компьютера «Вирус», кафе «Кафе», магазин детской одежды «Децкая Адежда»


Ведущий: Ребята, вы узнали новое на нашем занятии?

Ребята, представьте себя термометром и привстаньте со стула так, чтобы показать, как интересно вам было.

Я желаю вам хорошего настроения и успехов в учебе!

Автор материала: А. Заикина (8 класс)
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (4)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 27.01.20 в 06:42 3Ответить Пожаловаться
Интересная работа! Спасибо!
Кирилл Александрович Ш., 27.01.20 в 13:56 3Ответить Пожаловаться
Интересная и актуальная работа.
Олеся Николаевна, 18.01.21 в 19:39 0Ответить Пожаловаться
Интересно, спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.