Зеленый уголок в нашем классе
Автор публикации: В. Самоходкина, ученица 9 класса
Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Шишкино Читинский район
Конкурс социально значимых проектов
«ВО БЛАГО ПРИРОДЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
Название конкурсной работы: «Зеленый уголок в нашем классе»
Самоходкина Вероника Юрьевна
Ученица 9 «в» класса
МОУ СОШ с. Шишкино
Руководитель:
Минина Татьяна Сергеевна,
Педагог дополнительного образования,
ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр»
2024 г.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………. 3
Основная часть ……………………………………………………. 5
Заключение …………………………………………………………. 7
Список литературы …………………………………………………. 8
Приложение …………………………………………………………. 9
Введение
Актуальность проекта. В нашем кабинете «Русского языка и литературы» присутствует скучная атмосфера. Уроки проходят без радости и вдохновения, как будто каждый день мы входим в однообразную серую зону. Здесь нет того уголка, который мог бы радовать, где природа может ожить и подарить вдохновение. Поэтому было решено создать проект «Зеленый уголок нашего класса».
В создании благоприятной для человека среды в помещении помогут комнатные растения. Растения помогут установить здоровый климат в помещениях и улучшить атмосферу на рабочих местах. Комнатные растения украшают нашу жизнь, выполняют архитектурно-декоративную и санитарно-гигиеническую роль. Растения выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. А также растения увлажняют воздух.
Цель проекта: озеленение кабинета «Русского языка и литературы» МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района путем создания и оформления «Зеленого уголка».
Задачи проекта:
Рассмотреть теоретические аспекты создания «Зеленного уголка»;
Изучить литературу по разведению комнатных растений и этапы проектирования озеленения кабинета «Русского языка и литературы»;
Разработать дизайн зеленого уголка;
Озеленить и благоустроить классный кабинет МОУ СОШ с. Шишкино;
Составить паспорт комнатных растений.
Место реализации проекта: Читинский район с. Бургень, ул. Школьная, 17, МОУ СОШ с. Шишкино, кабинет «Русского языка и литературы».
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2024 г. – май 2025 г.
Методы: сбор и анализ литературы по данной теме, анкетирование, проектирование.
Команда проекта:
Руководитель: Минина Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования ГУДО «Забайкальский детско-юношеский центр»;
Участник: Самоходкина Вероника Юрьевна, ученица 9 «в» класса МОУ СОШ с. Шишкино;
Консультант: Филиппова Анастасия Валерьевна, методист МБУ ДО «ЦДЮТиК»;
Учащиеся 9 «в» класса МОУ СОШ с. Шишкино;
Куркина Улита Алексеевна, библиотекарь МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень;
Федорова Анастасия Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Шишкино;
Карелина Лариса Ильинична, Глава администрации сельского поселения «Шишкинское».
Партнеры: Администрация сельского поселения «Шишкинское», МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень, МБУ ДО «ЦДЮТиК», ГУДО «Забайкальский детско-юношеский центр».
Ожидаемые результаты:
- Улучшение эстетического вида кабинета «Русского языка и литературы»;
- Улучшение санитарно-гигиенических норм кабинета;
- Создание благоприятной, комфортной обстановки в классе.
Основная часть
Реализация данного проекта началась с анкетирования среди учащихся 9 класса на предмет необходимости озеленения классного уголка:
На вопрос «Нужен ли классе «Зеленый уголок»?» – 84 % учащихся ответили утвердительно;
На вопрос «Почему «Зеленый уголок» нужен?» - 67 % ответили, что растения освежают воздух, а 13 % учащихся отметили, что растения поднимают настроение (Приложение 1).
Дальше были изученные световые и тепловые условия кабинета «Русского языка и литературы». Также изучена научная литература по комнатным растениям и проектирование зеленого уголка. Затем создавалась база средств для озеленения класса. На этом этапе была организована совместная деятельность учащихся 9 «в» класса МОУ СОШ с. Шишкино, их родителей и конечно жителей села Бургень, по сбору и покупке необходимых комнатных растений, цветочных горшков, стеллажей и полок. Также обратились за помощью МБУ ДО «ЦДЮТиК» методисту Филипповой А. В., где она нас проконсультировала по комнатным цветам и дала отростки комнатных растений. Впоследствии рассаженные растения были размещены в указанном кабинете, был составлен паспорт комнатных растений. Данная работа была начата в сентябре 2024 года и будет закончена в мае 2025 года.
Таблица 1. Характеристика этапов и уровней реализации проекта
Наименование и описание мероприятия | Сроки начала и окончания | Ожидаемые и реальные итоги |
1)Подготовительный этап | сентябрь 2024 г. | 1. Выбор темы проекта, постановка целей и задач проекта; 2. Составление плана реализации проекта. |
2)Этап исследования Изучение литера-турных источников о создании «Зеленого уголка» | Сентябрь - октябрь 2024 г. | 1. Были изучены материалы литературные источники по требованиям создания «Зеленого уголка» 2. Изучена литература по разведению комнатных растений. |
3) Результативно-аналитический этап | октябрь 2024 г. | Проведение социологического опроса среди учащихся 9 «в» класса. Приложение 1. |
4) Деятельностный этап | Октябрь | 1. Составление схемы дизайна и макета «Зеленого уголка»; составление сметы (Приложение 2). Для реализации проекта предоставляли комнатные цветы жители с. Бургень и МБУ ДО «ЦДЮТиК». 2. Подбор рекомендуемых растений, правила их посадки, подбор посадочной земли (Приложение 3). |
5) Практический Реализация проекта | Ноябрь 2024 – апрель 2025 г | Озеленение и благоустройство кабинета «Русского языка и литературы» (Приложение 4). Создание паспорта комнатных растений (Приложение 5). |
6) Заключительный этап – подведение итогов. Анализ выполненной работы | Май 2025 г. | Подготовка презентации о проекте «Зеленый уголок». Освещение результатов материалов через СМИ (Приложение 6) и МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень |
Заключение
В настоящее время наш «Зеленый уголок» является одним из самых ярких уголков кабинета МОУ СОШ с. Шишкино. Он хорошо вписывается в помещение, с его появлением рекреация ожила. Многие школьники заходят на переменах и любуются. За время работы над проектом узнали много нового: составили паспорт растений «Зеленого уголка», в котором дается краткое описание видов и рекомендации по уходу. Пользуясь им, мы стараемся с любовью ухаживать за цветами.
Очень понравилась работа над проектом.
Проект ещё полностью не реализован. Но виден уже частичный результат (Приложение 4).
Дальнейшая реализация проекта
Созданный «Зелёный уголок» будет периодически обновляться и пополняться, будет организован уход за комнатными растениями. Проект продолжит работу в рамках экспериментальной площадки, возможно создание «Зелёного уголка» в фойе, коридора школы.
Список используемой литературы:
1. Алексеева А. Как правильно озеленить кабинет. Методические рекомендации. М.: 2010
2. Бухарина Е.М. Комнатные растения. Энциклопедия. М.: Астрель, 2007
3. Лучкина Т.В., Новоселова Г.А., Игумнова Е.А. Технология разработки социально значимых проектов: Учебно-методическое пособие. – Чита, 2012 – 128 с.
4. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений. – М:, «АСТ», 2007 – 165 с.
5. Чуб В. В., Лезина К. Д. Полная энциклопедия комнатных растений. - М.: Эксмо, 2002 – 201 с.
Интернет - источники:
https://base.garant.ru/70414724/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=m39qitmxol214288145
Приложение 1
Анкета:
1. Любите ли вы комнатные растения?
2. Знаете ли вы какую пользу они приносят человеку?
3. Считаете ли вы проблему озеленения кабинета «Русского языка и литературы» актуальной? Нужен ли, по-вашему мнению, «Зеленый уголок»?
4. Каким бы вы хотели видеть интерьер озеленения кабинета «Русского языка и литературы»?
5. Какие мероприятия по озеленению кабинета «Русского языка и литературы» можно провести?
6. Хотите ли вы принять участие в озеленении кабинета «Русского языка и литературы»?
Результаты анкетирования:
1. На вопрос «Любите ли вы комнатные растения?» ответили «ДА» - 84 % учащихся 9 «в» класса.
2. На вопрос «Знаете ли вы какую пользу они приносят человеку?» ответили:
67 % - освежают воздух;
20 % - с ними красивее и создают уют;
13 % - поднимают настроение.
3. На вопрос «Нужен ли, по-вашему мнению, «Зеленый уголок»?» ответили «ДА» - 84 % учащихся 9 «в» класса.
4. На вопрос «Каким бы вы хотели видеть интерьер озеленения кабинета «Русского языка и литературы»?» ответили: 74% - красивым и уютным.

Фото 1. Так выглядит наш кабинет «Русского языка и литературы»

Фото 2. В этом месте будет «Зеленый уголок»
Приложение 2

Схема 1. При изготовлении «Зеленого уголка» нужны следующие факторы
Таблица 2. Бюджет проекта:
№ п/п | наименование статьи | единица - (чел., мес., шт. и т.п.) | кол-во | цена (руб.) | стоимость | ||||||||||||||||
1 | Эскиз или макет проекта «Зеленый уголок» | Шт. | 2 | 00-00 | 00-00 | ||||||||||||||||
комментарий и обоснование: Для озеленения кабинета | |||||||||||||||||||||
2 | Полочки или этажерки | Шт. | 3 | 1000-00 | 3000-00 | ||||||||||||||||
комментарий и обоснование: Для оформления и озеленения кабинета | |||||||||||||||||||||
3 | Цветочные горшки белые 2 л 3 л 5 л | шт. |
4 5 6 |
300-00 450-00 600-00 |
1200-00 2250-00 3600-00 | ||||||||||||||||
комментарий и обоснование: для озеленения кабинета | |||||||||||||||||||||
4 | Перчатки резиновые | пара | 3 | 35-00 | 105-00 | ||||||||||||||||
комментарий и обоснование: для пересадки цветов | |||||||||||||||||||||
5 | Земля и песок | Шт. | 1 | 00-00 | 00-00 | ||||||||||||||||
комментарий и обоснование: для пересадки цветов | |||||||||||||||||||||
6. | Набор для пересадки рассады: лопатки, | Шт. | 1 | 150-00 | 150-00 | ||||||||||||||||
комментарий и обоснование: для пересадки цветов | |||||||||||||||||||||
7 | Итого | | 10305-00 | ||||||||||||||||||
Выбор зоны озеленения (площадь, место нахождения, особенности)
При выборе места озеленения учитываются:
• наличие свободной площади и её размер;
• визуальный комфорт (эстетика оформления);
• безопасная для окружающих доступность зеленой зоны;
• наличие естественного освещения;
• наличие искусственного освещения или возможность его
установки;
• наличие теплового комфорта для растений;
• доступность ближайшего источнику водоснабжения.
При выборе зоны озеленения следует учитывать такие факторы как освещение, температура воздуха, влажность воздуха.
СанПиН 2.4.2.2821-10, т.е. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», не предлагают перечень растений, рекомендуемых для озеленения, а только дают общие рекомендации: «При озеленении не используют растения с колючками, а также ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения травм и отравлений обучающихся».
В соответствии с СанПин, пункт VII. «Требования к естественному и искусственному освещению» для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений не следует расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами.
При проектировании зеленой зоны возможен выбор размещения горшечных растений в соответствии с перечисленными типами композиций:
- плоско-ориентированные (из невысоких растений, занимающих значительную часть площади);
- рельефные (из растений высотой 20 - 40 см);
- объемные (из растений высотой больше 0,5 м);
- вертикальные (из вьющихся растений на фоне стены).
Исследуя рынок готовой продукции пришли к выводу, что существует огромное множество различных полочек, этажерок, консолей и других конструкций для размещения растений. Также рассмотрели цветочные горшки белого цвета. Получилась очень большая сумма для реализации «Зеленного уголка». Было принято решение приобщить к проекту родителей учащихся 9 «В» класса и жителей с. Бургень Читинского района.
В библиотеке МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень и МОУ СОШ с. Шишкино разместили объявление, что для реализации проекта «Зеленый уголок» нужны: цветочные горшки белого цвета, полки, этажерки, комнатные цветы. Родители учащихся 9 класса и жители с. Бургень оказали помощь, также МБУ ДО «ЦДЮТиК». Множество видов комнатных цветов было на теплице МБУ ДО «ЦДЮТиК».


Ф
ото 3 и 4. Жители с. Бургень принесли комнатные растения в кабинет

Фото 5, 6 и 7. Комнатные цветы на теплице в МБУ ДО «ЦДЮТиК»
Макет «Зеленый уголок»

Рисунок 1. Макет №1
Рисунок 2. Макет №2
Решили попробовать осуществить макет №1.
Схема 2. Распределение комнатных растений



Алоэ
Нефролепис







Каланхоэ
Хлорофитум





Гибискус
Бегония








Кактус

Бальзамин



Шлюмбергера
Пеларгония
Фикус каучуконосный
Также можно рассмотреть такие комнатные цветы для озеленения кабинета: Сансевьера (щучий хвост), Аспарагус перистый, Колеус, Аспидистра, Хамедорея, Панданус, Спатифиллум.
Обоснование выбора оформления уголка.
Комнатные растения разделили на 2 группы:
1 группа – растения, которые обладали бы яркими декоративными признаками (крупные, интересно окрашенные листья, цветущие) т.к. вид этих растений поднимает настроение, снимает стресс, что имеет большое значение для здоровья: гибискусы, каланхоэ Блосфельда, монстера, панданусы, сансевиерия, сингониум, спатифиллум, толстянка серебристая, сциндапсус, хойя и другие декоративно-лиственные и цветущие комнатные растения.
2 группа – растения, выделяющие фитонциды: диффенбахия, каланхоэ перистое, хлорофитум, герань (пеларгония), фикусы, драцены, аглаонемы, кактусы и другие суккуленты.
Приложение 3
Правила посадки комнатных растений:
Подготовка горшка. На дно ёмкости выкладывают слой дренажа из керамзита, битого кирпича, мха или пенопласта. Такой слой обеспечит поступление воздуха к корням и предотвратит застой влаги в грунте.
Насыпают часть приготовленной почвы. Вторую часть оставляют, чтобы прикрыть корни цветка.
Саженец ставят в горшок вертикально, равномерно распределяя его корни внутри ёмкости. Корни не должны выступать на поверхность или располагаться слишком тесно. Если это всё же произошло, нужно взять ёмкость большего размера.
Горшок заполняют до верха оставшейся почвенной смесью и слегка утрамбовывают её.
После этого цветок нужно полить и подкормить (при необходимости), и поставить на постоянное место.
Подбор посадочной земли: для каждого вида цветов требуется свой специальный грунт. Проще всего купить готовую почвенную смесь в специальном магазине. Классический грунт для комнатных культур состоит из глинисто-дерновой земли с добавлением небольшого количества компоста, торфа и качественного песка. Также желательно добавить небольшое количество древесного угля, который будет играть роль органического удобрения.

Иллюстрация 1. Правила посадки комнатных растений
Приложение 4
Озеленение и благоустройство кабинета «Русского языка и литературы»


Фото 8 и 9. Посадка комнатных растений


Фото 10 и 11. Пересадка комнатного растения Алоэ


Фото 12 и 13. Заготовленная рассада в теплице МБУ ДО «ЦДЮТиК»

Фото 14. Частичное озеленение кабинета «Русского языка и литературы»
Приложение 5
Паспорт комнатных растений
Фикус каучуконосный— Ficus elastica Семейство: Тутовые Родина: Родина растения - северо-восток Индии и юг Индонезии. Рекомендации по уходу Освещение. Теневыносливое растение. Его принято ставить в угол. Рекомендуется рассеянный яркий свет. Ставят рядом с окном, защищая тюлем от солнца. У окон, выходящих на северную сторону, растет плохо. Температура. Любит тепло. Легко приспосабливается к средней температуре квартиры. Летом — 20-30°C, зимой — 18-20°C. Поливы. Поливают осторожно, не допуская чрезмерного переувлажнения почвы. Кратковременную засуху переносит легче, чем избыток влаги. Влажность. Нормально адаптируется к сухому воздуху. Опрыскивания теплой мягкой водой идут на пользу. Гигиена. Из-за большого размера на листьях фикуса скапливается пыль. Как минимум 1-2 раза в неделю их протирают влажной мягкой тряпкой. Почва. Грунт для фикуса каучуконосного должен быть легким и рыхлым. Взрослые растения пересаживают в более плотную почву для устойчивости. Оптимальный состав — дерн, листовая земля, песок и торф. Добавляют частички березового угля. Пересадка. В молодом возрасте пересадку проводят часто, по мере разрастания корней. О необходимости очередной пересадки говорит быстрое пересыхание почвы или появление корней из дренажных отверстий. Взрослые растения стараются выращивать без пересадки, чтобы не стимулировать их дальнейший рост. Вместо пересадки заменяют верхние 5 см почвы. |

Пеларгония, пелларгониум — Pelargonium, герань
Семейство: Гераниевые
Родина: преимущественно в Южной Африке.
Инструкция по уходу:
Цветение: в зависимости от вида с весны до осени.
Свет: яркий. Растение переносит прямые солнечные лучи.
Температура: летом — комнатная. Зимой пеларгонии содержат как можно прохладнее, при температуре 8-12°С.
Полив: умеренный, так как пеларгонии не любят переувлажнения. Зимой растения поливают очень умеренно.
Влажность воздуха: не играет существенной роли. В жаркие дни можно опрыскивать.
Подкормка: через 2-3 месяца после пересадки пеларгонию подкармливают суперфосфатом, который стимулирует цветение. Растения плохо переносят свежие органические удобрения.
Обрезка: пожелтевшие и засыхающие листья необходимо обрезать, оставляя на стебле нижнюю часть черешка.
Пересадка: молодые пересаживают ежегодно, взрослые – по мере необходимости.
Размножение: семенами, черенками.
Шлюмбергера — Schlumbergera, и Зигокактус — Zygocactus Семейство: кактусовые (Cactaceae Juss., nom. cons.) Родина: тропические леса Центральной и Южной Америки. Инструкция по уходу: Цветение: ноябрь-январь. Рост: быстрый. Свет: яркий рассеянный, полутень. Чувствителен к нарушению светового режима. Температура: летом 18-25°C, в августе – сентябре, когда закладываются цветочные почки, необходима температура не ниже 11-12°С, зимой 16-18°С. Полив: летом обильный, в зимнее время полив сокращают, следя, чтобы субстрат не пересох, но и так же не был сильно переувлажненным. Влажность воздуха: высокая, зимой опрыскивание производится теплой водой. Подкормка: в период роста и цветения 2 раза в месяц минеральными удобрениями со средним содержанием азота, разбавленными наполовину. Период покоя: Наступает после цветения, в зависимости от вида и сроков цветения. Оптимальная температура 6-8С, редкий полив, но субстрат не должен пересыхать. Пересадка: сразу же после цветения молодые ежегодно, взрослые по мере необходимости каждые 2-3 лет, крупные экземпляры через 4-5 лет. Размножение: стеблевыми черенками. |
Хлорофитум – Chlorophytum Семейство: — лилейных (Liliaceae), ряд авторов относит хлорофитум в семейство асфоделовых (Asphodelaceae) Родина: тропики Южной Африки. Инструкция по уходу: Цветение: начинается с марта месяц и длится в течение вегетационного периода. Рост: быстрый. Свет: яркий, рассеянный, может расти и в тени. В течение нескольких часов в день переносит прямой солнечный свет. Температура: хорошо переносит большой спектр температур, в зимнее время температура не должна опускаться ниже 10°C. Полив: летом обильный, в зимнее время полив сокращают, следя, чтобы субстрат не пересыхал. Влажность воздуха: существенной роли не играет, в летнее время полезно опрыскивание. Подкормка: в вегетационный период подкармливают 2 раза в месяц минеральными и органическими удобрениями. Обрезка: не нуждается. Период покоя: (октября по январь), температура 12-20°C, полив регулярный, не подкармливают. Пересадка: весной, молодые ежегодно, взрослые по мере необходимости каждые 2-3года. Размножение: весной, семенами, делением кустов и дочерними розетками. |
Нефролепис — Nephrolepis Семейство: Нефролеписовых (Nephrolepidaceae), или. Давалиевых Родина: тропики и субтропики обоих полушарий. Инструкция по уходу: Рост: средний. Свет: рассеянный, от полуденных лучей следует притенять. Температура: умеренная, весенне-летний период оптимальная температура около 20°C, при температуре выше 24°C, должна быть высокая влажность, так как высокие температуры плохо переносит Полив: в весенне-летний период нефролепис поливают обильно, после того как верхний слой субстрата подсохнет. Нельзя чрезмерной переувлажнять субстрат, почва постоянно должна быть слегка влажной. Влажность воздуха: высокая. Необходимо по нескольку раз в день опрыскивать растение. Подкормка: в период роста каждую неделю сильно разведенным удобрением (1/4 – 1/5 нормы) для декоративнолиственных растений. Осенью и зимой не подкармливают. Пересадка: молодые ежегодно, взрослые каждые 2-3 года. Размножение: спорами (редко), укоренением опушенных безлистных побегов, делением корневища (куста), некоторые виды столонами (клубнями). |
Синоним: Традесканция Семейство: Коммелиновые Родина: влажные тропические леса Мексики, Антильских островов. Инструкция по уходу: Цветение: может цвести в течение всего года. Рост: средний. Свет: интенсивный рассеянный. В весенне-летний период притеняют от прямых солнечных лучей. Температура: в весенне-летний период — 20-24°С. В осенне-зимний период температура должна быть в пределах 17-20°С, не ниже 12°С. Растение тяжело переносит сквозняки, особенно в зимнее время. Полив: в весенне-летний период обильный, по мере подсыхания верхнего слоя субстрата. В осенне-зимний период поливают умеренно, спустя один-два дня после того как подсохнет верхний слой субстрата. При поливе нельзя допускать пересыхания, и чрезмерного переувлажнения субстрата. Влажность воздуха: желательно опрыскивание, особенно в отопительный сезон. Подкормка: с марта по август подкармливают удобрением для комнатных декоративно-лиственных растений через каждые две недели. Обрезка: обрезку растения не производят. Для того, чтобы получить кустистое растение прищипывают верхушки побегов, это стимулирует рост боковых побегов. Период покоя: октябрь-февраль, 17-20°С, умеренный полив, хорошее освещение, регулярное опрыскивание, не подкармливают. Пересадка: в конце весны или начале лета. Молодые ежегодно, взрослые растения каждые 3-5 лет. Размножение: стеблевыми черенками.
Декоративнолистные (декоративно-лиственные) бегонии Семейство: Бегониевых Родина: тропические и субтропические районы. Инструкция по уходу: Цветение: в зависимости от вида, чаще всего ежегодно. Рост: быстрый. Свет: яркий рассеянный. Температура: для большинства видов летом 21-25°C, зимой 15-18°C. Полив: в зависимости от вида, обильный либо умеренный. В зимнее время частоту поливов сокращают. Влажность воздуха: высокая. Растения нуждаются в дополнительных мерах по повышению влажности окружающего воздуха. Подкормка: в зависимости от вида. Обрезка: требует формирования. Период покоя: зимой. Растение содержат в светлом месте при температуре не ниже 15°C, желательно при 16-18°C. Пересадка: ежегодно. Размножение: в зависимости от вида верхушками побегов, стеблевыми черенками, делением кустов, семенами. |
Гибискус – Hibiscus китайская роза Семейство: Мальвовые Родина: тропики и умеренные области Африки и Евразии, острова Карибского архипелага. Инструкция по уходу: Цветение: с весны до осени. Свет: яркий рассеянный, в весенне-летний период без прямых солнечных лучей. Температура: умеренная, в весенне-летний период 18-22°С. Осенне-зимний период — 14-16°С, при температуре ниже 10°С может сбрасывать листья. Полив: в вегетационный период и цветение — обильный, по мере подсыхания верхнего слоя субстрата. В осенне-зимний период полив умеренный, спустя два-три дня после высыхания верхнего слоя земли. Влажность воздуха: не играет существенной роли, однако желательно опрыскивать растения, особенно во время цветения. Это процедура является также профилактикой против паутинного клеща Пересадка: молодые ежегодно весной. Взрослые переваливают раз в три-четыре года. Размножение: черенками, реже семенами. |
Приложение 6

Ссылка на публикацию: https://centreinstein.ru/top/publicacii/npk/p865/
Свидетельство о публикации: https://disk.yandex.ru/i/mZ1J7jNQjW8NRw







Каторжина Лариса Николаевна