Земля - наш общий дом"
Автор публикации: М. Алентьева, ученица 4А класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Князе – Волконское –1
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Научно-практическая конференция «Земля – наш общий дом»
Тема: Возможно ли сохранить петроглифы для будущих поколений?
Выполнила: Алентьева Мария
ученица 4 – А класса
МКОУ СОШ № 2
с. Князе – Волконское - 1
Руководитель Бунеева О. Н.
учитель начальных классов
2 022
Тема моего исследования посвящена прошлому древних памятников, пониманию их ценности, выяснению причин их потери, и что нужно сделать для того, чтобы петроглифы остались в нашем крае, и радовали не только нас , но и наших потомков.
Актуальность данной темы заключается в том, что эта тема интересует не только учеников нашей школы, но и жителей как Хабаровского района, так и Хабаровского края, и России.
Объект исследования:Петроглифы Хабаровского края. Художественная и научная литература,средства периодической печати, ресурсы интернета по данной теме.
Цель: Выяснить, возможно, ли сохранить петроглифы для наших потомков
Задачи: 1. изучить источники информации по данному вопросу;
2. вовлечь в работу других учащихся;
3. систематизировать информацию и предоставить ее наглядно.
Гипотеза исследования: возможно ли сохранить петроглифы для будущих поколений?
Проблема: памятник археологии фактически не имеет охраны.
Решение: установка информационных знаков и предупредительных щитов;
- установка необходимых заграждений на территории памятника;
- устройство пешеходных дорожек для проведения экскурсий;
- проведение разъяснительных бесед с населением с целью понимания ценности памятников природы.
Объем работы: 12 страниц
Количество иллюстраций: 5 фотографий
Источники: 3 (указаны в разделе «Список литературы»)
Оглавление:
Введение – 3 стр.
Основная часть работы – 4- 8 стр.
Выводы – 8 стр.
Заключение – 8-9 стр.
Список литературы – 10 стр.
Приложение – 11-13 стр.
Введение
Тема моего исследования посвящена прошлому древних памятников, пониманию их ценности, выяснению причин их потери, и что нужно сделать для того, чтобы петроглифы остались в нашем крае, и мы о них знали и понимали их ценность.
Актуальность данной темы заключается в том, что эта тема интересует не только учеников нашей школы, но и жителей как Хабаровского района, так и Хабаровского края и России. В наше время, когда так часто и быстро мы теряем ценность памятников архитектуры, нам просто необходимо сохранить эти старинные памятники и оставить их нашим потомкам.
Новизна темы состоит в том, чтобы мы через общение с другими людьми, ресурсы Интернета, при использовании научной и художественной литературы задумывались о будущем наследии, заинтересовались историей, археологией, и, возможно, этот интерес в последствии перерастет в будущую профессию.
Объект исследования: Петроглифы Хабаровского края.
Художественная и научная литература. Средства периодической печати. Ресурсы интернета.
Гипотеза исследования: возможно ли сохранить петроглифы для будущих поколений?
Объект исследования: петроглифы Хабаровского района
Цель: Выяснить, возможно, ли сохранить петроглифы для наших потомков
Задачи: 1.изучить источники информации по данному вопросу;
2. вовлечь в работу других учащихся;
3. систематизировать информацию и предоставить ее наглядно.
(фото. 1)
Петро́глифыСикачи́-Аля́на — петроглифы (наскальные изображения) на поверхности базальтовых валунов, находящиеся возле национального села Сикачи-Алян и села Малышево (Хабаровский район Хабаровского края). По другому можно сказать, что петроглифы -наскальные изображения, в переводе с греческого – резьба по дереву- на поверхности больших камней.
Они изображают маски, зверей, змей, птиц, лодки, лунки-ямки и концентрические круги. Всего было найдено около 300 петроглифов, но в настоящее время их сохранилось не более 160. Часть петроглифов выбита камнем, а часть – вырезаны железным инструментом. Все эти рисунки предназначались для шаманских обрядов задабривания злых духов, чтобы не насылали болезни на людей, чтобы охота и рыбная ловля была удачной.
На правом берегу Амура находится выход скальных пород (утёс), вблизи кромки воды свободно лежат базальтовые валуны с выдолбленными на их поверхности изображениями животных (лоси, лошади), сценами охоты, человеческими фигурами, сидящими людьми в лодках, антропоморфные шаманские маски-личины. Изображения отличаются символизмом и сильными орнаментальными традициями. В селе Сикачи-Алян представлены все виды петроглифов той эпохи. В других районах Хабаровского края тоже обнаружены петроглифы, однако встречается только одно-два изображение (или животные, или маски, или люди, но не все вместе, как на Сикачи-Алян).
(фото. 2)
Петроглифы Сикачи-Аляна известны с глубокой древности (село Сикачи-Алянрасположено на месте древнего нанайского стойбища).
Первое научное описание петроглифов сделано в 1859 году Р. К. Мааком.
В описании и изучении петроглифов Сикачи-Аляна приняли участие В. А. Альфтан(1894), Л. Я. Штернберг, В. К. Арсеньев.
Мировую известность петроглифы Сикачи-Аляна приобрели в 1935 году после исследований академика А. П. Окладникова.
Ранние петроглифы относятся к неолитической осиповской культуре (XII-IX тысячелетием до н. э.) и были выдолблены каменными орудиями.
Археологи предполагают, что дикие лошади, изображённые на валунах, водились в Приамурье только в ледниковый период.Среди петроглифов встречается изображение мамонта, возможно древние люди охотились на них.Поздние петроглифы датированы III тысячелетием до н. э. и выдолблены железными инструментами.
Петроглифы расположены в затапливаемой зоне (в отдельные периоды года не видны), во время весеннего ледохода могут повреждаться льдинами.
Всего сделано около 300 научных описаний отдельных наскальных изображений. В настоящее время петроглифов несколько меньше, около 200, часть из них была утрачена — снесена проплывающими весной льдинами и находится на дне реки.
Предполагается, что часть петроглифов не видна (валун перевёрнут изображениемвниз).
В месте расположения петроглифов организован музей под открытым небом.
В национальном нанайском селе Сикачи-Алян расположен этнографический музей — филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова.
С некоторых наиболее известных валунов с петроглифами были сняты точные копии, сделаны бетонные муляжи. Муляжи с петроглифами Сикачи-Аляна являются частью экспозиции Хабаровского музея археологии (филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова).
Петроглифы Сикачи-Аляна являются местом религиозного поклонения и национальным символом нанайского народа. По местным поверьям петроглифы появились, благодаря такой легенде: «В стародавние времена на Земле было невыносимо жарко, настолько, что плавились камни, становились мягкими, как воск. И людям, и зверям трудно было выживать в таком пекле. Виной всему были три солнца, сиявшие на небосводе.
Жил тогда в этих местах молодой охотник Кадо. Устал он от борьбы с невыносимой жарой и сказал однажды:
- Три солнца на небе – много жара от них. Слишком много. Негде укрыться ни человеку, ни зверю. В реках вода кипит, рыба не может жить в такой воде. Небо пылает, птица не может летать в таком небе. Надо два солнца застрелить , одно оставить.
Взял охотник лук и стрелы и после захода трёх солнц отправился на восток, чтобы утром подкараулить их там, где они должны были взойти. Долго бежал Кадо. Сквозь леса бежал он, сквозь сопки бежал. Его одежда превратилась в лохмотья, всё тело покрылось ссадинами, а обувь развалилась. Но упорный мужчина бежал и бежал. Жалея времени, чтобы хоть на минутку присесть и отдохнуть.
И вот, когда только забрезжил рассвет, добежал Кадо до места, где поднимаются три солнца. И было на том месте сильно жарко. И дышать было нечем, хотя светила ещё не показались. Вырыл охотник яму и спрятался в ней. Как только взошло первое солнце, Кадо выстрелил в него. Зашипело и упало оно. Во второе солнце стрела его не попала. Мимо пролетела. Солнце быстро-быстро на середину неба взошло. А третьему солнцу Кадо даже взойти не дал. Пустил свою стрелу, как только краешек его появился. Сразу наповал.
Воцарилась на земле прохлада. А пока камни остывали, нанайцы успели изобразить на них всю свою жизнь – рыб, птиц, охоту на лосей, портреты духов и шаманов. И застыли эти камни навечно.
И с тех самых пор обходит Землю только одно Солнце. И только в сильно морозные дни порой появляются на небе отсветы двух других солнц, которые погасли. Ну, а древние рисунки на скалах и валунах близ нанайского села Сикачи-Алян остались нам как память о великом подвиге первого на земле охотника».
(фото.3)
Мне стала интересна эта тема, и я решила над ней поработать. В сентябре 2016 года мы вместе с нашим классом были на экскурсии на Петроглифах. Мы увидели наскальные изображения разных зверей, змей, птиц, лодок, каких-то всевозможных масок. Все эти избражения были расположены на камняхи больших, и малых. В месте расположения петроглифов организован музей под открытым небом, чтобы мы могли любоваться этим необычным подарком старины.
К сожалению эти валуны никем не охраняются, единственное, о чем всегда просит экскурсовод, приходя с экскурсией – это не вырезать острыми предметами на этих древних камнях, не оставлять там свои инициалы. Только так мы можем спасти эти древние камни, которые по подсчетам ученых считаются ровесниками динозавров.
(фото. 4)
В этом музее под открытым я увидела проблемы, итак:несмотря на то, что петроглифы расположены далеко от цивилизации, они продолжают исчезать.
Причины исчезновения петроглифов разные. Во время ледохода куски льда стирают камни, переворачивают их. Часть камней разрушено от долгого пребывания в воде, рисунки стёрты.
Некоторые туристы устраивают привалы у камней с петроглифами, костёр-шашлык, и удобно, и красиво, и есть, с чем сделать сэлфи. Не все многовековые камни выдерживают русского туриста. Ещё ученые периодически снимают с камней матрицу, оставляя на поверхности слой разрушительной жидкости.
Главная проблема в том, что памятник археологии фактически не имеет охраны. Охранять его просто некому. Дело не в отсутствии охранных кадров. Дело в том, что бюджет села Сикачи - Алян не в состоянии обеспечить сохранность важного объекта.
В последнее время ко всем бедам петроглифов добавились ещё и туристы, которые просто растаскивают камни по частям. На сувениры. Откалывают кусочек камней – каждый себе. Коллекции сентиментальных туристов пополняются, сколы на валунах множатся, памятник архитектуры исчезает.
Так же есть и проблема при спуске к петроглифам. Спуск слишком крутой и поэтому многое туристы не могу самолично спуститься к ним.
Хочется отметить, что правительство Хабаровского края заинтересовано в решении данной проблемы и обратилось за помощью к правительству РФ.
Используя метод наблюдения, анализа, сравнения, умозаключения я сделала вывод и пришла к такому решению.
Решение:- установка информационных знаков и предупредительных щитов;
- установка необходимых заграждений на территории памятника;
- устройство пешеходных дорожек для проведения экскурсий;
- проведение разъяснительных бесед с населением с целью понимания ценности памятников природы.
(фото. 5)
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:
Полученная в ходе исследования информация позволяет сделать вывод, что возможно сохранить петроглифы для наших потомков.
Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась.
Полученная в ходе исследования информация позволяет сделать вывод, что возможно сохранить петроглифы для наших потомков.
Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась.
В Хабаровском крае есть место такое
Уже очень древнее, а будто святое!
Здесь очень давно, еще в те времена,
Когда люди писать не могли письмена,
Они на камнях рисовали узоры:
И лося, и птицу, и маску и горы.
И всё, что мы видим на камнях сейчас
Рисовал древний художник, чтоб порадовать глаз.
Но время летело, был ветер и дождь,
Поблекли рисунки, почти не найдёшь.
Люди! Давайте же будем мы их охранять,
Чтоб нашим потомкам всё передать!
Список литературы :
Первобытное искусство Нижнего Приамурья
(Путеводитель по выставке архивных документов. – Хабаровск :издательский дом «Частная коллекция», 2010 г.)
2. Из истории исследований археологических памятников в окрестностях сел Сикачи-Алян и Малышево (Хабаровский край)
3. Чудеса России: Петроглифы Сикачи-Аляна.
(Хабаровск: издательство 2008г.)
Приложение:
(фото.1)
(фото.2)
(фото. 3)
(фото.4)
(фото.5)
13