12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарандина Валентина Владимировна3479
Учитель не может научить многому, но для каждого ученика он открывает новый мир.
Россия, Ханты-Мансийский АО, с. Тюли

Выступление «Технология проблемного обучения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина» Технология проблемного обучения Шарандина В.В.

Как зритель, не видевший первого акта, Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак

Ученые –исследователи в области проблемного обучения: С.Л.Рубинштейн Д.Н.Богоявленский Н.А.Менчинская А.М.Матюшкин М.А.Данилов М.Н.Скаткин Т.В.Кудрявцев Д.В.Вилькеев Ю.К.Бабанский М.И.Махмутов И.Я.Лернер

Проблемное обучение это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемные ситуации подразделяются: по области научных знаний или учебной дисциплине по направленности на поиск недостающего нового знания или способа по уровню проблемности по типу и характеру содержательной стороны противоречий

Дидактические цели: привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность побудить ученика к активной поисковой деятельности помочь ему определить границы и указать направление поиска для выхода из ситуации затруднения

Алгоритм выхода из проблемной ситуации: составление плана решения проблемы выдвижение предположения и обоснование гипотезы доказательство гипотезы проверка решения проблемы повторение и анализ процесса решения

Решение учащимися проблемы имеет Решение учащимися проблемы имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации. Преимущество заключается в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит, что приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения проблемы. В.Оконь

Цели проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов формирование познавательной деятельности ученика развитие его творческих способностей

Функции проблемного обучения: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности, развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей, формирование диалектического мышления школьников, формирование всесторонне развитой личности, воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности), воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности), формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Виды проблемного обучения: Научное творчество Практическое творчество Художественное творчество

Методы проблемного обучения: монологическое изложение рассуждающее изложение диалогическое изложение эвристическое задание исследовательское задание программированное задание

Всё ли обучение должно быть проблемным? Нет! Проблемный тип обучения не решает всех образовательных задач, поэтому не может заменить собой всей системы обучения. Но! Система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.

Всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем!!! Но! Уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно отличаться в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся, от степени их обученности приемам и методам проблемного обучения и т.д.

Роль и место проблемного обучения в учебном процессе Технология проблемного обучения не является ни особым методом обучения, ни новой системой обучения. Технология проблемного обучения – это особый подход к организации обучения, проявляющийся в характере организации познавательной деятельности.

Преимущества проблемного обучения способствует умственному развитию; способствует развитию самостоятельности; способствует развитию творческого мышления; обеспечивает боле прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление; вооружает приемами и методами познания окружающей действительности; развивает умения и навыки целесообразного наблюдения; развивает способность к обобщению.

Недостатки проблемного обучения Проблемное обучение не способствует отработке практических навыков. Проблемное обучение не экономично – требует больших затрат учебного времени урока. Не всегда на уроке возможно сформулировать учебную проблему. Не весь учебный материал можно построить в виде проблем.

Условия применения проблемного обучения: Когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи, зависимости и направлено на формирование понятий, законов, теорий. Когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы. Когда ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу. Когда у учителя есть время для проблемного изучения темы. Когда учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения.