12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна2776
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк

«Я не знаю, зачем и кому это нужно…» (Три цвета гражданской войны. 1918-1921 гг.)

БЕЛЫЕ КРАСНЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ Цвета Гражданской войны С. Буденный М. Тухачевский Антонов «Я не знаю зачем, и кому это нужно…» Проект: «Три цвета Гражданской войны» Автор: учитель истории МАОУ СОШ № 20 г.Липецка Фурлова О.И.

Дом родной, знакомый с детства…

Беседа с классом 1. Расскажите, как отразилась гражданская война на вашей семье? 2. Какие эпизоды гражданской войны потрясли вас? 3. Какие литературные произведения о гражданской войне вы знаете?

«Я не знаю, зачем и кому это нужно…» Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал их на смерть недрожавшей рукой? Только так беспощадно, так зло и ненужно Опустили их в Вечный Покой! Осторожные зрители молча кутались в шубы, И какая-то женщина с искаженным лицом Целовала покойника в посиневшие губы И швырнула в священника обручальным кольцом. Закидали их елками, замесили их грязью И пошли по домам - под шумок толковать, Что пора положить бы уж конец безобразию, Что и так уже скоро, мол, мы начнем голодать. И никто не додумался просто стать на колени И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране Даже светлые подвиги - это только ступени В бесконечные пропасти, к недоступной Весне! Я не знаю, зачем и кому это нужно? Кто послал их на смерть недрожавшей рукой? Только так беспощадно, так зло и ненужно Опустили их в Вечный Покой!

Подумай и обсуди ? В Гражданской войне победили красные. Почему мы не отмечали день победы в Гражданской войне? ? Нужно ли помнить о Гражданских войнах? ?Возможна ли гражданская война в России сегодня? ?Какую вы можете дать нравственную оценку гражданской войне? ? Что надо сделать, чтобы не было гражданской войны? ? Что зависит от вас в будущем?

Проблемное задание «…В каком сражаться стане?»

Все рядком лежат Не развесть межой. Поглядеть: солдат Где свой, где чужой Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белым стал: Смерть побелила. М. Цветаева. «Все вы у меня... одинаковые, в поле брани убиенные…» Эпиграфы

Гражданская война? (кадр 10)

1.Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим; 2.Гражданская война – порождение веками копившихся в обществе злобы, раздражения; 3.Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты; 4.Гражданской войны можно было бы избежать, если бы не политика большевиков 1917 - начала 1918 гг.; 5.Гражданская война – закономерное продолжение революции; 6.Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам; 7.Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием; 8.Гражданская война была развязана свергнутыми классами помещиками и буржуазией, стремившимися вернуть власть, собственность . Гражданская война Какие же причины вызвали ее к жизни? Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Ответ аргументируйте.

высшее офицерство; казачество; среднее офицерство; либеральная интеллигенция; малоквалифицированные рабочие; беднейшее крестьянство; среднее крестьянство; солдаты; зажиточное крестьянство. Какие из перечисленных социальных сил в годы гражданской войны поддерживали белых, красных, зеленых?

БЕЛЫЕ КРАСНЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ С. М. Буденный М. Н. Тухачевский А. Антонов П.И.Врангель

Красные Полыхает гражданская война От темна, до темна Много в поле тропинок Только правда одна

Красные Тухачевский М.Н. Блюхер В.К. Ворошилов К.Е Егоров А.И.

Портрет № 4 Фрунзе и Куйбышев в нем души не чаяли, но Троцкий в нем видел бандита и навещал его только под охраной личного конвоя и прикрытием орудий бронепоезда; кавалер трех, а по источникам Института военной истории, четырех Георгиевских крестов и Георгиевской медали; уроженец чувашской глубинки, мордвин, лошадей жаловал, но как командующий группой войск и начдив предпочитал выносливый “Форд-Т”, выжимавший до 50 км в час; вверенные ему войска оснащал самым лучшим вооружением: боевыми аэропланами с хорошо обученными красвоенлетами, мотоциклетная связь, телеграф, телефон, вплоть до химического оружия; 6 ноября 1932 года в Самаре легендарному герою гражданской войны открыт памятник, а в 1933 году был снят знаменитый киношедевр братьев Васильевых.

Портрет № 5 Он лихо служил от солдата до вахмистра в царской армии и за подлинные подвиги четырежды был удостоен Георгиевского креста; в 1917 году он, которого вот-вот произведут в офицеры, решительно выбирает революцию, а в ней большевиков; в июне 1919 года формируется 1-й конный корпус, командование которым он принимает; в ноябре 1919 года корпус реорганизован в 1-ю Конную армию, бессменным руководителем которой он и являлся; его маршальство, предсказанное Лениным, осуществилось лишь в 1935 году. За два года до этого такое же пророчество было записано в домашний альбом полководца писателем В. Катаевым

Портрет № 6 После окончания реального училища уехал в Николаев, чтобы продолжить образование. Здесь он становится членом “Южнорусского рабочего союза”, а в 1889 году оказывается в тюрьме; о февральских событиях 1917 года узнает в США и сразу решает ехать домой. На месяц позже Ленина приезжает в Петроград; в октябрьские дни 1917 года фактически возглавил ВРК, что дало повод считать некоторым ученым, что вооруженное восстание он приурочил к своему дню рождения – 7 ноября; с марта 1918 года – нарком по военным делам, с сентября 1918 года председатель Реввоенсовета республики; неукротимая энергия, блестящая манера выступать наряду с авторитарностью, заносчивостью превратили его из одного из “архитекторов революции” в “демона революции”; в борьбе со Сталиным (после смерти Ленина) потерпел поражение и был выслан из СССР.

Портрет № 9 Еще при жизни о нем ходили легенды. В 1918 году белогвардейские газеты утверждали, что партизанскими отрядами на Волжском фронте командует немецкий генерал, за голову которого назначили премию в 20 тысяч рублей; сын крестьянина из Ярославской губернии. Молодость его прошла на заводе, где и сблизился с большевиками; в годы первой мировой войны получил два Георгиевских креста, Георгиевскую медаль, был произведен в унтер-офицеры; за вывод частей Южно-Уральской армии из окружения и беспримерный 1500 км рейд в течение 40 дней по тылам белых, первым был удостоен ордена Красного Знамени; гражданскую войну закончил на Дальнем востоке, где 6 суток при 40-градусном морозе его дивизия штурмовала станцию Волочаевка и одержала победу; награжден пятью орденами Красного Знамени; в 1935 году в числе первых удостоен звания Маршала Советского Союза.

Программа красного движения: Защита завоеваний Октябрьской революции. Полная национализация промышленности, ликвидация частной собственности. Введение в деревне продразвёрстки – изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленной нормы. Утверждение режима однопартийной большевистской диктатуры. Создание рабоче-крестьянской Красной Армии.

Белые ДУШУ - БОГУ. СЕРДЦЕ - ДАМЕ. ЖИЗНЬ -   ГОСУДАРЮ. ЧЕСТЬ - НИКОМУ !!!  

Белые Каппель В.О. Юденич Н.Н. Корнилов Л.Г. Дроздовский М.Г. Кутепов А.П.

Портрет № 1 Сын офицера (бывшего крепостного, отданного в рекруты, дослужившегося до воинского звания и в отставку вышедшего в звании майора), он окончил Киевское пехотное юнкерское училище; подав рапорт о переводе его на Дальний Восток во время русско-японской войны, в документах на вопрос: “Знаете ли японский язык?”, он написал: “Не знаю, но драться буду не хуже знающих”. Его просьбу исполнили; его имя неразрывно связано с историей Белого движения. Один из создателей Добровольческой армии, главнокомандующий вооруженными силами Юга России во время знаменитого похода на Москву; яростный противник советской власти. Он оставался русским патриотом, и в годы Второй мировой войны выступил с обращением к русским эмигрантам не поддерживать фашистскую Германию.

Портрет № 2 В 1894 г. закончил Морской кадетский корпус вторым учеником и за успехи в учебе награжден премией; добровольцем ушел на русско-японскую войну. Восхищенные его отвагой, японцы оставили ему именное оружие; полярный исследователь, лично знакомый с адмиралом Макаровым, норвежцем Нансеном. За обработку материалов и участие в полярной экспедиции барона Э. В. Толля удостоен Большой Константиновской золотой медали; лучший в мире специалист по минированию, самый молодой в мире командующий флотом, свое именное оружие выбросил за борт со словами: “море дало, море пусть и заберет”; своей главной задачей считал создание единого антибольшевистского фронта на Востоке России; это о нем распевали песенку: “Погон французский, Мундир английский, Табак японский, Правитель омский …”

Портрет № 7 Потомок древнего рода датчан, оказавшихся на русской службе в XVIII веке, чья бабушка была внучкой А.П. Ганнибала и троюродной сестрой А. Пушкина; в отличие от младшего брата Николая, избравшего своим уделом служение искусству, он избрал своим уделом “служение Родине”; в июле 1919 года во время деникинского наступления на Москву, на правом фланге двигалась его Кавказская армия; 4 апреля 1920 года А.И. Деникин, по его словам, “разбитый нравственно”, передает ему командование вооруженными силами Юга России; последнее свое сражение “черный барон”, “диктатор Крыма” проиграл на Перекопе, после чего остатки Русской армии эвакуировались с полуострова; до самой своей смерти в 1928 году в Бельгии оставался

Портрет № 8 Сын забайкальского казака; бабка будущего атамана вела род от Чингисидов, дед был богатым скотоводом; изучил разговорный монгольский язык, интересовался историей, политэкономией, философией, с увлечением изучал буддийское вероучение; закончив Оренбургское казачье училище, с. Первым нерчинским полком под командованием барона Врангеля участвует в мировой войне. За 3 года получил 14 боевых наград; Керенский привлек его к формированию Добровольческой армии. Численность Особого маньчжурского отряда (ОМО) не превышала 5 тысяч человек; в 1921 году после разгрома его отрядов на Дальнем Востоке Красной Армией стал одним из руководителей белоэмигрантов в Маньчжурии; в 1945 году схвачен чекистами в Харбине, а через год казнен через повешение в Москве.

Программа белого движения: А.И. Деникин. “Из наказа Особому совещанию”: “Приказываю принять в основание своей деятельности следующие положения: – – Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка. – Борьба с большевизмом до конца. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания. – Внешняя политика – только национально русская. За помощь – ни пяди русской земли. Решение аграрного вопроса: Сохранение за собственниками их прав на земли. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности. Решение рабочего вопроса: Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление 8-часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях.

Зеленые Эх яблочко цвета спелого Слева красного бъем, справа – белого Антонов А. С.

Портрет № 3 Еще при жизни о нем ходили слухи самые невероятные. Будто бы, когда крестили его, на священнике загорелась риза, что предвосхитило ребенку судьбу разбойника; в 16 лет стал членом группы анархистов, участвовал в “экспроприациях”, за что осужден к 20 годам каторги, замененным по несовершеннолетию подсудимого, заключением в Бутырке; избран председателем местного Совета. 25 сентября 1917 года подписывает декрет о национализации всей земли в уезде и разделе ее между крестьянами, чем опередил Ленина на месяц; его армия насчитывала до 50 тысяч бойцов. В декабре 1918 года она захватывает крупнейший город юга Екатеринослав и с этого момента имя “батьки” приобретает всероссийскую известность; за победы над деникинцами удостоился высшей награды – ордена Красного Знамени; Деникин обещал за его голову полмиллиона рублей; на его надгробии надпись: “Советский коммунар …”

Программа зелёного движения: Из резолюции съезда представителей от 72 волостей 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: Мы, съехавшиеся крестьяне всегда готовы к защите своих народных прав. Чрезвычайные комиссии превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся. Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям. Диктатуры, какой бы то ни было партии категорически не признаём. Бей белых – пока не покраснеют, бей красных – пока не побелеют!

Подумайте, вы согласны с этим предложением? Бессмысленно искать, кто первый начал террор, кто больше убил, может вы думаете иначе? Гегель: « Смерть одного человека, не менее трагична, нежели гибель Вселенной.» Как ты понимаешь эти слова? Что значит судьба одного человека, семьи в истории?

Итоги войны 10 млн человек – потери среди мирного населения 800 тысяч – военные потери с обеих сторон 2 – 3,5 млн – эмиграция Уничтожение буржуазии и помещиков

Итоги гражданской войны Кто, по вашему мнению, победил в гражданской войне? Отметьте аргументы, которые вы считаете верными: в гражданской войне победили красные, т.к. Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась; в гражданской войне победили белые, т.к. властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классам; в гражданской войне победили зеленые, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.

Уроки гражданской войны - Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия. - Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. - В гражданской войне нет победителей. - Надо обществу уметь заключать компромиссы. - Диктатура одного класса или партии должна быть исключена.

Смысл гражданской войны И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: Кто не за нас – тот против нас! Нет безразличных: правда, с нами! М.Волошин «Гражданская война»