12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Билявская Наталья Витальевна188
Учитель высшей квалификационной категории, стаж - 32 года.
Россия, Карелия респ., лахденпохья

Формирование УУД средствами ОС "Школа 2100"

Формирование УУД средствами ОС «Школа 2100» (из опыта работы) Автор: Билявская Наталья Витальевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МКОУ «Лахденпохская СОШ» 2015 г

Теоретический этап работы ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова

Система личностных результатов и универсальных учебных действий (УУД) в рамках нового стандарта Система общеучебных умений в Образовательной системе «Школа 2100» Личностные Нравственно-оценочные Регулятивные Организационные Познавательные Интеллектуальные Коммуникативные Коммуникативные Сравнение подходов к выделению личностных и метапредметных результатов в материалах ФГОС и в Образовательной системе «Школа 2100»

Теоретический этап работы

Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное само- определение нравственно-этическая ориентация смысло образование нравственно-этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.) Познаватель ные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации Познаватель ные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов Каждый учебный предмет ОС «Школа 2100» решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов. Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются: – предметное содержание; – образовательные технологии деятельностного типа; –- продуктивные задания. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета: ● личностные - красным, ● регулятивные - оранжевым, ● познавательные - синим, ● коммуникативные - зеленым. Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета - ●.

Примеры типовых заданий , нацеленных на личностные результаты Русский язык 2 класс упр. 36 «Вырази отношение к сказке!» Литературное чтение на интерпретацию текста высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией анализ характеров и поступков героев 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) 2 класс 2 ч. С. 39 «Как вы считаете, какие качества больше всего ценятся в людях?»

Эстафета читательского творчества «Я бы продолжил (а) написанное так...» «Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...» «Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...» «Наиболее радостным мне показался эпизод о...» «Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…» «Я почувствовал(а)...» «Я увидел(а)...» «Я ощутил(а)...» «Я улыбнулся(ась)...» « Я вспомнил(а)...» « Я подумал(а)...» « Я представил(а)...»

Окружающий мир Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Примеры типовых заданий , нацеленных на личностные результаты Учебник 1 класса, ч. 2 (с. 72) ● На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.) Учебник 2 класса, ч. 2 (с. 48) ● Найди преимущества и недостатки жизни людей в каждой природной зоне.

Математика Все задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его: «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Примеры типовых заданий , нацеленных на личностные результаты

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004) Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций. Возраст: 8, 9 лет Метод оценивания: фронтальное анкетирование «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – с. 72

Познавательные УУД Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. 

Города – миллионеры России города население Москва 14.000.000 чел Санкт - Петербург 5.300.000 чел Самара 2.500.000 чел. Нижний Новгород 2.000.000 чел. Новосибирск 1.600.000 чел. Екатеринбург 1.600.000 чел. Омск Челябинск Уфа Казань Ростов – на Дону 1.300.000 чел.

Название Длина рек Обь (с Иртышом) 5.410 км Амур 4.444 км Лена 4400 км Иртыш 4248 км Енисей – самая многоводная река России 4092 км Волга 3530 км Урал 2428 км Колыма 2129 км Дон 1870 км Печора 1809 км Крупные реки России

  Высочайшие вершины России Эльбрус 5642 м Кавказские горы Дыхтау 5204 м Кавказские горы Шхера 5068 м Кавказские горы Казбек 5033 м Кавказские горы Белуха 4506 м Алтай Мунку - Сардык 3491 м Саяны Победа 3147 м Хребет Черского

ёрш 20 см 2 дм карась 35 см 3дм5см корюшка 14 см 1дм4см лещ 40 см 4дм налим 50 см 5 дм окунь 15 см 1дм5см щука 60 см 6 дм Рыбы Ладоги Самая короткая рыба? Cамая длинная рыба? На сколько длиннее щука, чем лещ? На сколько длиннее карась, чем ёрш?

обеспечивают организацию этапов учебной деятельности: целеполагание планирование самооценка (рефлексия) коррекция Регулятивные УУД

Предметное содержание Учебный процесс Внеурочная Проекты и жизненные задачи деятельность Регулятивные универсальные учебные действия Технология оценивания Проблемно-диалогическая технология Математика, Информатика, Русский язык Технология Порядок действий Алгоритмы Порядок операций Самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально Реализация оригинальных замыслов: от идеи через планы и эскизы к результату Окружающий мир Проведение экспериментов Оценивание результата Постановка учебной задачи Составление плана учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по Образовательной системе «Школа 2100» Классы Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по реализации плана Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его 1 класс – необхо- димый уровень Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному плану Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного 2 класс – необхо-димый уровень (для 1 класса – повышен-ный уровень) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты) Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем 3–4 классы - необхо-димый уровень (для 2 класса – это повы-шенный уровень) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Проблемный вопрос Что такое движение с точки зрения физики?

Алгоритм работы с текстовой задачей через регулятивные действия Задание 1- опознание текста задачи. Задание 2 – полная последовательность действий, совершаемых при решении задачи в начальной школе.

Продолжить предложения: Я доволен своей работой, потому что… 2. Я допустил ошибку… 3. Мне следует поработать над… Самооценка (рефлексия)

Рефлексия Всё, о чём говорилось на уроке, я уже знал Что – то знал, но узнал новое Для меня всё было новым Выбери дорогу

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) Коммуникативные учебные действия Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия Возраст: 8, 9 лет Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, анализ результата. Уровни оценивания: низкий, средний, высокий «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – с. 132

Коммуникативные учебные действия Уровень оценивания: высокий

Характеристика  результатов формирования УУД на разных этапах обучения по УМК «Школа 2100» Показателем успешности формирования УУД будет  ориентация школьника на выполнение  действий, выраженных  в  категориях: знаю/могу, хочу, делаю.

Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир. (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником ) знаю/могу, хочу,  делаю Личностные универсальные учебные действия.   Воспитание личности   (Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) «Я сам».   Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» Регулятивные универсальные учебные действия.     самоорганизация «Я могу»   «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» Познавательные универсальные  учебные  действия.   исследовательская культура   «Я учусь».   «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему»   Коммуникативные универсальные учебные действия культуры общения «Мы вместе»   «Всегда на связи» «Я и Мы».

Результаты работы по теме Анализ комплексной работы учащихся 2 «в» класса Учащиеся хорошо находят информацию в тексте, умеют расставить порядок частей плана текста, определить главную мысль текста. Умеют оформлять информацию в таблице, находить информацию из схематического изображения. Показали сформированность познавательных УУД. Учащиеся обладают умением ставить цель учебной деятельности, определять источники информации. (Регулятивные УУД).

Задание 1. Справилось 59 % учащихся. Затруднились определить время года цветения ивы, указали конец зимы. Считаю, что причина в неумении отличить наступление весны фактическое от календарного в условиях Республики Карелия. Необходимо ежедневно проводить наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, провести наблюдения в период цветения ивы. Задание 6. Выполнили задание 73 % учащихся. Некоторые учащиеся выписали глаголы, отвечающие на вопрос «что сделал?» На уроках русского языка продолжим работу по различению частей речи. Задание 14. Приступили к составлению плана наблюдений за природой 50 % учащихся. Считаю необходимым продолжить работу по формированию регулятивных УУД: составление плана учебных действий.

Выполнение комплексной работы учащимися класса: 24 – 20 баллов – 14 учащихся – 64 % 24 балла – 3 учащихся 23 балла – 5 учащихся 22 балла – 4 учащихся 21 балл – 1 уч. 20 баллов – 1 уч. 19 – 17 баллов – 7 учащихся – 32 % 12 баллов – 1 ученик (Левин В.) – 4 %