12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
учитель-логопед Григорьева Антонина Андреевна27
Россия, Москва, Москва

Семинар-практикум «Речевая готовность к школе» «Формирование грамматического строя речи»

Учитель логопед: Григорьева А.А. ГБОУ Школа №1056 ДО №4

Задачи по формированию грамматической стороны речи в разных возрастных группах   1 младшая группа (от 2 до 3 лет)   Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги ( в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов ( кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2 – 4 слов («кисонька-мурысенька, куда пошла?»). 2 младшая группа (от 3 до 4 лет) Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив) . Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Учить детей нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого)переводить в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами (« мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка.

«Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?», «Был. Есть. Будет», «Так бывает или нет?», «Назови такой же», и др.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко: Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко: сейчас - сладкое, сочное, красное...  было - зелёное, кислое, терпкое...  будет - сухое, сморщенное, червивое. Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

 Правилами игры требуется заметить в стихотворении Л. Станчева "Это правда или нет?" все небылицы:  Правилами игры требуется заметить в стихотворении Л. Станчева "Это правда или нет?" все небылицы: Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей Га-га-га пел соловей. Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?

Слушай сказку, не скучай  Да ошибки примечай.  Любит овощи внучок: Грушу, яблоко, лучок, И морковку, и лимон, —  С овощами дружит он. Слушай сказку, не скучай  Да ошибки примечай.  Любит овощи внучок: Грушу, яблоко, лучок, И морковку, и лимон, —  С овощами дружит он.

На кормушке во дворе Много птичек в январе:  Стриж, снегирь и воробей,  Журавли и соловей.

Баба Маша сон видала, Баба Маша сон видала,  Утром детям рассказала: «Заяц съел большого волка,  Доедает кость под ёлкой». Нам Незнайка рассказал, Но, наверное, приврал: «Долго гладил Саша волка, Потому что волк в иголках». «Утром солнышко встаёт,  Рыбка песенки поёт», —  Рассказал один рыбак.  А бывает разве так?

«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», «Слово к слову», «Кто знает, пусть продолжает», и др.