12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Вавилина Елена Александровна87
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Презентация «Подготовка к историческому сочинению (ЕГЭ по истории)»

Подготовка к написанию исторического сочинения (ЕГЭ по истории) Вавилина Е. А. учитель истории и обществознания Высшей категории МОБУ «СОШ № 76» г. Оренбурга

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по истории (ФИПИ) «Наиболее трудными заданиями стали: -задание 8 на проверку знаний фактов истории ВОв, -задания 13, 15 и 16 на работу с исторической картой, -задание 18 на работу с иллюстративным материалом -задание 17 на знание фактов истории культуры -задание 24 на аргументацию -задание 23 на анализ исторической ситуации -задание 25 при написании исторического сочинения были проблемы с формулировкой исторической роли указанных персоналий (К2), указанием причинно-следственных связей (К3), а также с оценкой значения периода для истории России (К4)»

Методические рекомендации «О преподавании учебного предмета «История» в 2016-2017 учебном году (РЦРО) «…проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов и определить меры по улучшению качества исторической подготовки учащихся» «подготовка к ОГЭ и ЕГЭ должна быть систематической и поэтапной…»

Ведение тетради для экзаменов (6-11 класс) оттолкнуться от ФГОС, ООП, ИКС I хронология II терминология III причинно-следственные связи IV исторические персонажи 860 862 славяне причины образования Древнерусского государства Рюрик

Элективный курс (9 класс) «Исторический портрет» Памятка для характеристики исторического деятеля: 1. Характеристика эпохи, в которую происходит формирование личности 2. Биографические данные, личные качества изучаемого исторического персонажа 3. Жизненные цели исторического деятеля, пути и методы их решения 4. Оценка результатов деятельности исторической личности современниками и потомками Отчет по итогам изучения курса – итоговая таблица Исторический персонаж Цели, итоги, значение деятельности

Решение проблемных (познавательных) задач «Александр Невский: между Востоком и Западом» «Тверь? Литва? Москва!» «Золотая Орда: иго или военно-политический союз» «Опричнина: деспотизм царя или централизация государства»

Изучение вопросов культуры (схема-конспект) Культура IX – XII век Особенности… Факторы, оказавшие влияние… Направления (примеры) письменность, грамотность литература, фольклор живопись архитектура

храм Святой Софии (Киев) заложен в 1037 по приказу великого князя Киевского Ярослава Мудрого (современный вид)

Вопросы из всеобщей истории Список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в заданиях 1 и 11 ЕГЭ − падение Западной Римской империи − возникновение государства франков − правление Юстиниана в Византийской империи − возникновение ислама − возникновение государства у арабов − провозглашение Карла Великого императором − распад Франкской империи − образование Священной Римской империи − разделение христианской церкви на Восточную(православную) и Западную(католическую) − нормандское завоевание Англии − Крестовые походы − захват Константинополя крестоносцами − принятие Великой хартии вольности в Англии − возникновение Английского парламента − созыв Генеральных штатов во Франции − Столетняя война − Жакерия во Франции − восстание под предводительством У. Тайлера в Англии − битва на Косовом поле − Гуситские войны − изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом

Историческое сочинение (№ 25) Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1019–1054 гг.; 2) 1801–1812 гг.; 3) 1917–1922 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические понятия, относящиеся к данному периоду.

Основные подходы к выделению исторических периодов История России с древнейших времён до конца XVII в. История России XVIII-XIX вв. История России XX-XXI вв. Период правления (1359 – 1389 гг.) Некий процесс (1917-1922 гг.) Крупное событие (1904-1905 гг.)

История России с древнейших времён до конца XVII в. История России XVIII-XIX вв. История России XX-XXI вв. 862-988 978-1054 980-1015 1113-1125 1237-1480 1325-1462 1362-1389 1389-1425 1425-1453 1425-1462 1425-1505 1547-1584 1558-1583 1584-1598 1604-1618   1632-1634 1654-1667     1656- 1658     1682-1696     1682-1725 1696-1721 1725-1730 1735-1740 1730-1741 1741-1743 1741-1761 1761-1796 1768-1796 1796-1801 1801-1825 1801-1812 1813-1825 1848-1855 1825-1853 1855-1881 1861-1881   1881-1894       1894-1917 1907-1914 1917-1923 1918-1922 1921-1928 1928-1939 1941-1945 1924-1953 1945-1953 1953-1964 1964-1985 1966-1982 1985-1991 1991-2000 2000-2008 2008-2012    

Основные элементы исторического сочинения К1 – указание событий (явлений, процессов)- 2 балла К2 – исторические личности и их роль в указанных событиях (процессах, явлениях) - 2 балла К3 – причинно-следственные связи -2 балла К4 – оценка значения периода для истории России – 1 балл К5 – использование исторической терминологии - 1 балл К6 – наличие фактических ошибок - 2 балла По критериям К1 – К5 фактические ошибки не учитываются, эксперт засчитывает только правильные элементы), К7 – форма изложения – 1 балл По критериям К6 и К7 баллы могут быть выставлены только в том случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

Критерий - К1 Баллы выставляются за правильное указание событий (процессов, явлений, относящихся к выбранному периоду истории России) Событие -? Явление -? Процесс-? ! оценивается только указание событий (процессов, явлений), но не учитывается их связь между собой, последовательность изложения и т.п.

Критерий К2 Исторические деятели ? Что подразумевается под ролью исторической личности? деятельность, в значительной степени повлиявшую на ход и результат событий в данный период истории указание роли личности должно быть основано на исторических фактах, общие формулировки, лишённые конкретного содержания не принимаются в качестве правильных ответов

Критерий К3 Что является причинно-следственной связью? связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием 2. Указанные причинно-следственные связи должны существовать в рамках данного периода 3. Не могут быть также приняты причинно-следственные связи, которые построены на фактах, приведённых с ошибками.

Критерий К4 Что такое оценка события? Оценка представляет собой обобщающий вывод о значении данного периода для истории страны в целом, его влиянии на процессы, характерные для эпохи, в рамках которой выделен данный период Оценка может быть дана с опорой на исторические факты и (или) мнения историков! Факты Мнение конкретного историка Не упоминать мнение конкретного историка Не может быть засчитана общая формулировка, лишённая конкретного содержания!

Критерий К5 Для получения одного балла по критерию К5 выпускнику достаточно корректно использовать в историческом сочинении один исторический термин!

Критерий К6 Для получения надо набрать не менее 4 баллов по критерию К1-К4 При оценивании работы по данному критерию учитываются фактические ошибки любого характера, допущенные в любой части сочинения: неправильное указание событий (явлений, процессов), неправильное указание исторических деятелей, ошибки в фактах их биографий, неправильно указанные причинно-следственные связи, оценки значимости периода, ошибки в указании мнений историков стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки не учитываются

Критерий К7 последовательное, связное изложение материала («историческое сочинение») + 1 балл отдельные отрывочные положения (например, в форме плана) – дополнительного балла нет!

Алгоритм написания сочинения ТРЕБОВАНИЕ КРИТЕРИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТА Выбор периода Период 1725-1762 гг. – вошел в историю России под названием «дворцовые перевороты». Под этим термином понимается … (дается определение понятия, краткий комментарий) Указание событий (не менее 2-х) Важнейшими событиями этого периода во внутренней политике России стали… (примеры, даты, краткая характеристика…. 1755 г, 1757г и т.п.). Основными направлениями деятельности России во внешней политике были… (примеры, даты, краткая характеристика…. 1735-1739 гг, 1741-1743гг, 1756-1763 гг и т.п.). Исторические личности, их роль в данном периоде истории (не менее 2-х) Известнейшими историческими личностями этого периода являются… (правители государства с указанием дат правления - Екатерина I, Петр II, Елизавета Петровна, Анна Иоанновна и т.п., государственные деятели – А. Меншиков, Э. Бирон и т. п. с формулировкой вывода о значении их деятельности, комментарии с использованием специальных терминов…. «бироновщина», «кондиции» и т.п.)

Причинно-следственные связи (не менее 2-х) Этот период имел место быть в Российской истории из-за … (объяснение причин дворцовых переворотов) Своеобразием (отличительной чертой, спецификой) этого периода были… (анализ изменений в системе управления страной…, укрепление крепостничества..., расширение привилегий дворянства и т.п. с приведением конкретных фактов, иллюстрирующих причины и следствия) Историческая оценка значимости данного периода Таким образом, историческое значение данного периода заключается в … (состоит в…)… (формулировка общего вывода, подкрепленная (возможно) мнением историков…, например… «пигмеи спорили о наследии великана»…, желательно отметить разные мнения , т.е. «+» и «-», например…) -государственный механизм, созданный Петром I, выдержал испытание на прочность, т.к…, -несмотря на то, что правители, оказавшиеся на российском престоле, по-разному относились к необходимости проведения реформ, Россия не отказалась от их проведения, но буржуазные по сути реформы, были ограниченными, приводили к укреплению феодально-крепостнических пережитков… и т.п.