12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Наталья130
учитель-логопед высшей категории КГКОУ ШИ 10 г.Бикина Хабаровского края
Россия, Хабаровский край, Бикин Хабаровского края

Презентация: "Приемы развития навыков осознанного чтения у младших школьников"

Приемы и упражнения способствующие развитию навыка осознанного чтения у младших школьников. Подготовила : Учитель- логопед КГКОУ ШИ 10 Петрова Н.Г.

Упражнения на формирование навыка осознанного чтения Назови одним словом Чиж грач сова ласточка стриж- птицы Ножницы клещи молоток пила грабли - инструменты Шарф варежки пальто кофта – одежда Какое слово лишнее и почему? Красивый синий красный жёлтый; Минута время час секунда; Дорога шоссе тропинка путь; Молоко мясо сметана простокваша; Василий Фёдор Семён Иванов Пётр; Ель сосна осина кедр; К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик. Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела. Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта. Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец Корова, шкаф, , коза, стул, диван,овца, стол. Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб. Раздели слова на группы.

Найди четвертое слово Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти  слов в скобках существует такая же связь 1. Песня – композитор, самолет – (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель). 2.Школа – обучение, больница – (доктор, ученик, лечение, больной). 3. Нож – сталь, стул – ? (вилка, дерево, стол, пища, скатерть). 4. Лес – деревья; библиотека - ? город, здание, библиотекарь, театр, книги.

Переставь буквы или слоги, так, чтобы получились слова:   В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк долбит, кашбуек ищет. Закончи предложение. По утрам у Айболита лечат зубы: збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.

Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу Озеро медведь карандаш Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбу. Огород костер обезьяна Обезьяна залезла в огород и разожгла большой костер. Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Выполни математическое действие и прочитай слово ЛОД+ИМ - МО+ВАН - Л = ЛОДИМ-МО=ЛДИ+ВАН-Л= ВЕР+ ЛИС + ТУ – УС + О - ИЛ + ЛЕТ=?

Колос, рота, ваза – Кора, лото, боксер. Молоко, нерест, тарелка. Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог. Стаканы, пряники, кукуруза, малыши Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов второй слог каникулы

Пуговица молоток лава; Укор бузина тина; Змея рама; Поворот пороша канава. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Найди название животных среди строк. Прочитай двустишия. Найди в них спрятавшиеся названия животных Смотрите, лѐн околосив, Как золотой ковѐр красив. Туманы предрассветной ранью Болота затянули тканью. Была гроза. Я целый час Не открывал от страха глаз. Гуляю в роще, но к пруду Через болото не пойду. Притих камыш, мелькнула птица. Всѐ спит, ничто не шевелится. Среди кустов царит покой. Здесь хорошо бродить одной.

Догадайся, что здесь зашифровано? Какая фраза спряталась? Косолапый мишка, еловая шишка Шашки на столе Шишки на сосне Улитка медленно ползет На себе свой дом везет Лебеди летели, летели И на воду тихо сели

Игровые приемы формирования осмысленного чтения Игра «Стихоплеты». Придумай предложение с рифмой по картинкам - (лошадь, седло, белка, дупло) Есть у лошади седло, а у белочки – дупло. - (лайка, балалайка) Собака лайка купила балалайку. Игра «Продолжи словечко» Ла-ла-ла – заводная…. Жа-жа-жа – мы нашли в лесу…. Сы-сы- сы – у папы длинные …… Ча-ча-ча – на столе стоит ….. Ши- ши-ши – шумят ….

Упражнения на развитие восприятия прочитанного Чтобы понимать текст, чтобы читать осознанно, необходимо развивать читательскую внимательность, память, мышление. Необходимо учить ребёнка правильно воспринимать отдельные слова, предложения и целые тексты. ЗИ — НА — КОР РЕ — МО — ХОД «Найди слово» Буквы, складывающиеся в слова, надо подчеркнуть цветным карандашом. М Р А Ш И С Н К Т А Т О Е Р Е А М С О К К О Н А И Г А Ш С К Р О Л А К Ц А Ч И Е Р Л К Я ВЕ — КА — РЁВ ЛИК — РАБ — КО БЕ — МОТ — ГЕ «Составь из слогов слово»

гроза                                        кустарник шутка                                       часовщик                                  ярмарка носок     Найди слово в слове

Мешок шоколад ладья яма малина насос соска камыш мышка карандаш Увеличение словарного запаса — придумывать слова на одну и ту же букву, придумывать слова на последнюю букву предыдущего слова, делать филворды, сканворды, ребусы, шарады. Мешоколадьямалинасоскамышкатушкармандарингрозамокружность Найти и выписать как можно больше слов из этой слоговой дорожки. Мешок, шоколад, ладья, яма, малина, насос, соска, камыш, мышка, катушка, карман, мандарин, ринг, гроза, замок, окружность 16 слов.

Игры со словами

ФИЛВОРДЫ. Найди спрятанные в квадратах слова, прочитай и запиши их.

Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда. А целое в музее Найдётся без труда. Шарады. КАР С буквой К живу в лесу, С буквой Ч овец пасу. ТИНА Кабан - Чабан

С Б - мучительной бываю, с М - одежду пожираю, С Д - я к жидкостям привык, с 3 - огромный дикий бык. Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (до-ми-к) Бидон-Бизон Боль-Моль

Ребусы

Упражнения на расширение поля зрения

«Шиворот навыворот» При чтении движение глаз привычно осуществляется слева направо. Иногда эта привычка услужливо предлагает сознанию детей додумывать слова, а не читать их по тексту. Можно отойти от стереотипного прочтения, если попробовать читать в другом направлении — справа налево. Начните с прочтения слов М О Д ← дом К И Н Е Ч У ← Ь Л Е Т И Ч У ← А Л О К Ш ← К О Р У ← ТЕВОСДЕП ← А теперь попросите ребёнка прочитать несколько  предложений с права налево. День летний жаркий был. Солнце светило ярко. Голубое было небо. Цветы поле в собирали девочки три. Цветов разных букету по набрали они. Голову на венки красивые цветов полевых из сплели потом а.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного Керлявый шерободлик снявился с менлявой хохечавкой. Задайте к прочитанному вопросы: -О ком идёт речь в предложении? - Какой он? - Что он сделал? - С кем? - С какой? Такие приемы заставят ребёнка внимательнее смотреть в текст, не додумывая непрочитанные буквы и слоги, а воспроизводя вслух ровно то, что увидит глаз. «Нелепица» - чтение новых или несуществующих слов и предложений с ними. (О шерободлике) (Керлявый) (с менлявой) (Снявился) (С хохечавкой)

«Волна» или вверх ногами — чтение текста, поворачивая книгу на 90 или 180 градусов каждые восемь строк. Здравствуйте, дорогие коллеги! Я рада сегодня приветствовать вас на этом замечательном педсовете. Надеюсь обмен опытом, который мы получим сегодня будет нам всем полезен. И мы с вами найдем пути решения сегодняшней проблемы. А наши дети наконец то научатся читать не только быстро и правильно, но и осознанно.

А теперь надо прочитать текст, в котором всё шиворот навыворот (буквы, слова, предложения). Конёлсам йикьнелам йонсос доп аледиву ялаВ. Кивозёребдоп йывисарк йозёреб доп лёшан амоР. Имабирг аз сел в илшоп атябер. Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок Пусть ребёнок медленно, вслух прочитает текст три раза, а затем ответит на ваши вопросы. О чём этот текст? Какое название к нему можно подобрать? Куда отправились ребята? Что они делали в лесу? Как зовут мальчика? Как зовут девочку? Где нашёл подберёзовик Рома? Почему подберёзовик так называется? Как называют грибы, которые растут под осиной?

«Письмо под счет» Это упражнение нужно выполнять всем классом или группой. Учитель и ученики вместе громко считают до тридцати. За это время одновременно с проговариванием счета дети должны написать, например, названия городов, которые они знают. Это могут быть и имена, овощи, фрукты, транспорт, рыбы, фигуры и т.д. любые слова на разные лексические темы. Фамилии композиторов, писателей. Можно даже устроить небольшое соревнование — «кто напишет больше». Таким способом можно проводить словарную работу, картинный диктант, Выполнение двух разных дел одновременно (счет и написание слов на листе) хорошо помогает развивать память и концентрировать внимание.

Текст «за решеткой» «Посадите» любой отрывок из произведения или стихотворение «за решетку» так, чтобы часть слова или некоторые буквы были закрыты. Ребенок, читая такой текст, начинает видеть всю фразу целиком и иногда догадываться, что за слова там спрятаны, подбирать их по смыслу.

Данное упражнение основано на различиях зрительного и логического восприятия цвета. В основном используются основные цвета, но в более сложном варианте предложена более обширная палитра. Попросите детей назвать цвет слов, а потом, наоборот, прочитать сами слова. Он тренирует гибкость мышления и внимательность. Дело в том, что, глядя на слово, мы стремимся его прочесть, а уже потом воспринимаем цвет написанного и лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится первым, можем назвать реальный цвет, изображенный на картинке. Тест Струпа

Синквейн – это не обычное стихотворение написанное в соответствии с определёнными правилами. Является одним из приемов развития речи. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Чарушин Евгений Иванович «Ёж» Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками — везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и ещё целый час. Потом вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались — ёжик и удрал к себе обратно в лес. Ежик Испуганный, колючий Свернулся, лежит, не шевелится, Ежик пьет молоко. Лес.

Мнемотехника в фотокартинках .

Мнемотаблицы, как один из приемов формирования осознанного чтения. Вот моя деревня: Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернулись санки, И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех!

Составление скороговорок из киндер игрушек Подбираем героев скороговорок из киндер игрушек Конкурс «Ожившие скороговорки» Работа над скороговорками Подобрать текст к картинке.

Приемы работы с крышками Звукобуквенный анализ. Разложить картинки в соответствии с количеством крышек. Составление предложений из слов на крышках. Составление букв, слов

Приемы работы с магнитами. Звукобуквенный анализ словарного слова Выкладывание букв и звуковой анализ с помощью магнитов.

Игры с гипсовыми буквами сосотавление слов.

«Звуковой конструктор» Приемы работы с мозаикой на уроках обучения грамоте

Соотнесение печатной и прописной буквы Приемы работы с прищепками с буквами, цифрами. Составление слов из букв на прищепках

Логопедическая работа по развитию речи и обогащению словаря по лексическим темам Составление слов из слогов по лексическим темам. Соотнесение их с картинками. Деление слов или картинок на группы по темам.

Игры с киндер-игрушками как средство развития связной речи Расставляем героев мультфильмов в соответствии с иллюстрацией Развитие речи и обогащение словаря