12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева28988
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Исторические песни. "Плач Ксении"

Исторические песни. «Плач Ксении» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Фольклор (от англ. folk – народ, народный и lore – мудрость) – устное народное творчество, зародившееся в древности. Это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Это источник национальных художественных традиций Особый раздел народного поэтического творчества составляют песни. Песнь - стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов, часто с припевом — рефреном Исторические песни Военно - героические Повстанческие Гражданские

Периоды создания русских исторических песен: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII — до начала XVIII века, песни XVIII — начала XIX века песни более позднего времени — после Отечественной войны 1812 года

1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем. На рубеже 16 -17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России Смутное время Первый период смуты характеризуется борьбой за престол. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но фактически управлял брат жены царя – Борис Годунов. Правление Лжедмитрия (Григория Отрепьева) Второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг. Болотников был казнен), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.). Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

В XVII веке популярной исторической песней становится песня-плач. Примером является «Плач Ксении» (Ксения — дочь Бориса Годунова), в котором лирическое причитание вплетается в историческую основу события. С этой песни началась история жанра песни-плача. Это произошло в период со дня смерти Бориса Годунова по день вступления в Москву Лжедмитрия I. Песня записана в 1619—1620 годах Борис Федорович Годунов (1552-1605) – дворянин, шурин царя Федора I Иоанновича. С 1598 года - русский царь Ксения – единственная дочь Бориса Годунова. К сожалению, прижизненных портретов Ксении не сохранилось, все картины – это фантазии художников

Лжедмитрий I — самозванец, занимавший русский престол в 1605–1606 году под именем погибшего царевича Дмитрия Ивановича. Григорий Отрепьев, принадлежал к знатному роду. Рос способным, легко выучился чтению и письму, успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он служил у Михаила Романова. Дослужился до высокого положения, что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком». Спасаясь от смертной казни, он постригся в монахи в том же монастыре, позднее по протекции своего деда поступил в Чудов монастырь. Здесь он начинает подготовку к роли – претендента на трон

Фёдор Борисович Годунов - сын царя Бориса Годунова. По оценкам многих историков, тот самый царь, которого «все ждали», но которому не суждено было быть. Он провёл на престоле всего 7 недель. Смерть отца стала для Фёдора ударом, но не помешала решительно взять ситуацию в свои руки. Новому царю принесли присягу. Тем временем Лжедмитрий был всё ближе к Москве и угроза становилась всё более явной с каждым днём. Молодой царь не имел опыта сражений, обострились личные счёты с боярами, что стало причиной раскола в армии и перехода части войск на сторону врага Федор Годунов

Одержав победу, Лжедмитрий стал именовать себя царём и требовать убийства Фёдора II – это было единственным и наиболее важным условием приезда самозванца в Москву. Бояре зачитали послание Отрепьева на Лобном месте, после чего мятежники ворвались в Кремль, арестовали Фёдора с матерью и сестрой и заперли всю семью в их прежнем боярском доме

Через 10 дней бояре удавили Фёдора Годунова и его мать. Ксению же оставили в живых для Лжедмитрия. Фёдор II отличался здоровьем и силой, потому справиться с ним было сложно даже четверым убийцам. На теле царя остались явные следы борьбы и насилия, что, не помешало мятежникам выдать всё случившееся за самоубийство от яда

По одной из версий царевну в тот же день отравили (или она приняла яд сама), но своевременно принятое противоядие спасло Ксению Борисовну. Новым царем стал Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудесно спасшимся» царевичем Дмитрием Иоанновичем, в 1591 году при странных обстоятельствах погибшим в Угличе. Увидев молодую царевну, самозванец решил сохранить Ксении жизнь и сделать её своей наложницей. Именно в этой роли провела Ксения Годунова 5 месяцев .

После обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения Борисовна прошла постриг, была сослана в Белоозёрский женский монастырь, затем ее перевезли в Успенский Княгинин монастырь, а после перезахоронения Бориса Годунова, матери и брата Фёдора в Троице - Сергиевой Лавре, обосновалась неподалеку, в Подсосенском монастыре. Ненадолго жизнь царевны улучшилась с воцарением Василия Шуйского, но вскоре тот был смещен, и для нее снова начались тяжкие времена. Она пострадала от польских интервентов, пережила осаду Троице-Сергиевой лавры

Страдания царевны прекратились 30 августа 1622 года, на сорок первом году ее жизни. Похоронена Ксения в Троице - Сергиевой лавре рядом с матерью, отцом и братом

В центре внимания песни оказывается жалоба горюющей царевны – всего лишь один эпизод, но он позволяет с большой силой художественного обобщения раскрыть суть событий. Сосредоточенность на одном эпизоде – неотъемлемый признак народной песни. В песне звучит мотив боязни монашества, отрицания идеалов монастырской жизни. Певцы наделили Ксению чувством протеста против монастырского заточения и выразили ей своё открытое участие

Глубочайшего драматизма достигает песня в тот момент своего повествования, когда будущее, предназначенное царевне, противопоставляется её мечте о простом человеческом счастье, надежды навсегда рухнули вместе с появлением расстриги. Певцы помогают слушателям представить себе всё великолепие царского дворца: хоромы, терема. Слушатели проникаются настроением царевны, безмятежно живущей под отчим кровом. Тем сильнее оттеняется трагизм положения Ксении, которую ждёт беспросветная, печальная жизнь в тёмной монастырской келье

Песня наделяет царевну не только личными переживаниями, но и гражданскими чувствами, пробудившимися в ней перед лицом опасности для всего государства. Трагедия Ксении – это лишь маленькая частичка трагедии в государственном масштабе, выразившейся в «гибели царства». Песня пронизана безмерной тревогой русских людей за судьбу Московского государства. В печальной участи несчастной царевны преломляется трагическое положение Русской земли в период вторжения в её пределы польских ставленников – самозванцев. Плач Ксении - плач Земли Русской, которую испоганили, истоптали самозванцы

Сохранились две песни начала XVII века о царевне Ксении Годуновой. В них выражается сочувствие к трагической судьбе девушки после смерти ее отца - царя Бориса. Эти песни схожи со свадебными плачами невесты, и в книгах  о памятниках литературы Древней Руси эти песни печатаются под условными названиями как «плачи»: «Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой» и «Второй плач Ксении Борисовны Годуновой». Эти песни (в числе шести песен) были записаны для англичанина Ричарда Джемса в 1619 – 1620 гг. Песни нередко приписывают самой Ксении. Эти исторические песни использованы при написании стихотворения «Плач Ксении Годуновой»

В памяти народной навсегда сохранился светлый, нежный образ русской красавицы-царевны, претерпевшей столько горя. Этот образ до сих пор вдохновляет поэтов и художников, продолжающих посвящать Ксении свои произведения. А в наследство потомкам остались великолепные вышивки Ксении: два покрова, выполненные золотом, серебром и украшенные жемчугом

Художественные особенности исторических песен XVII в Историческая песня XVII век Название песни «Плач Ксении» Идеи Восхваление подвига защитников Отечества Особенности изображения персонажей Осуждается Гришка Отрепьев Художественные особенности Тяготение не только к передаче событийной стороны явлений, но и проникновение в характер героя, психологизм. Лирическое причитание вплетается в историческую основу события.