12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Буравкова Ирина Александровна37
Россия, Московская обл.

Технология социально-коммуникативного развития детей раннего возраста "Учим малышей общаться!"

Современные методики и технологии организации образовательной деятельности детей раннего возраста. Учим малышей общаться! Подготовила педагог-психолог МДОУ ЦРР детский сад №48 Буравкова Ирина Александровна

Цель методики – социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: стимулирование коммуникативной, познавательной, двигательной и речевой активности детей; развитие потребности в общении между сверстниками, развитие интереса к сверстникам; помощь в осознании границ своего тела, своей личности, своего «Я»; развитие общей и мелкой моторики, моторной координации движений; развитие внимания, воображения, наглядно-образного мышления, произвольности в поведении. Методика проста в использовании и не требует никаких специальных приёмов. Важно соблюдать следующие правила. Игры проводятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребёнка должно быть добровольным. Не нужно заставлять ребёнка чётко выполнять предложенное задание. Важно поощрять любую инициативу малыша, его стремление сделать что-то самостоятельно. На первых этапах нужно по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание на сверстников и непосредственное общение. Методика реализуется в 6 этапов. Первый этап – «Внимание к другому. Игры в парах» Второй этап – «Игры с общими действиями» - центральный и основной этап. Третий этап – «Игры с общей ролью для всех детей» Четвёртый этап – «Игры с ведущими» Пятый этап – «Общие игры с предметами» Шестой этап – «Игры-драматизации»

Первый этап. Внимание к другому. Игры в парах. Задача взрослого – организовать «встречу» детей друг с другом. Ребёнку трудно удерживать внимание на нескольких детях одновременно, поэтому продуктивнее обращать внимание малыша на сверстника, если он встречается с ним один на один. Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что другой – такой же, как и он: у другого малыша такие же глазки, ручки, он умеет так же говорить, бегать, смеяться и играть. Человеческие отношения начинаются с чувства общности, единства и сходства, на основе чувства общности появляются такие важнейшие качества, как способность любить, дружить, учитывать интересы и чувства другого. Однако все эти качества не возникают от простого присутствия сверстника рядом. Помочь ребёнку увидеть сверстника, обратить внимание на него может только взрослый человек.

Примеры игр «Рассмотри другого», «Сделай так же!», «Возьмёмся за ручки», «Ку-ку» «Прятки под тканью или под игровым парашютом» - игру можно проводить как с парой детей, так и с несколькими детьми. Незаметно накрываем одного из детей и обращаем внимание других. «Кто же спрятался? Давайте, посмотрим» Подводим одного из детей и просим стянуть ткань, а потом предлагаем нашедшему посидеть под тканью вместе, вдвоём. Игру надо проводить эмоционально и выразительно. Вариант для всей группы детей. Малыши держатся за края парашюта или лёгкой ткани. Со словами: «Дуйте, дуйте, ветры в поле!» парашют все вместе поднимают и опускают, потом все садятся на корточки и прячутся под парашют. Взрослый-ведущий медленно стягивает парашют и находит детей.

Второй этап. Игры с общими действиями. Данный этап является центральным этапом программы. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и настроением и таким образом чувствуют взаимную общность. Ощущение своего сходства со сверстниками вызывает у малышей бурную радость, а на фоне сходства для каждого ребёнка ярко выступает его собственная индивидуальность. Условно можно выделить три типа игр с эмоционально-практическим взаимодействием: игры вместе, или игры на развитие координации и крупной моторики; пальчиковые игры, или игры на развитие мелкой моторики; хороводные игры. Игры вместе Все игры построены на простых, доступных, хорошо знакомых малышам движениях, но поскольку дети выполняют движения вместе, им приходится согласовывать свои действия с действиями сверстников. Дети учатся выражать свои эмоции, договариваться, чувствовать состояние друг друга. «Делаем, как Маша» Детей надо поставить в круг и предложить попрыгать (потопать, покружиться, похлопать и т.д.) Обратить внимание детей на какого-нибудь одного ребёнка: «Ребятки, посмотрите, какая Машенька молодец, как здорово топает ножкой. Машенька, покажи, как ты это делаешь. А кто умеет топать ножкой так же хорошо?» Дети с удовольствием начнут повторять за Машей. Надо постараться, чтобы каждый ребёнок побывал в роли ведущего, но если кто-то отказывается, не настаивать. Когда дети усвоят игру, она усложняется. Ведущий-ребёнок выходит в центр круга и сам придумывает движение. Остальные повторяют. «Ласковая цепочка» Дети сидят в кругу, близко друг к другу. Воспитатель гладит по голове ребёнка сидящего слева и обращает внимание на то, какой хороший Ванечка, какие у него мягкие волосы. Предлагает Ванечке посмотреть на сидящего рядом малыша и потрогать, погладить по головке. Необходимо комментировать действие каждого малыша, ласково называя его по имени. Когда каждый ребёнок погладит по голове соседа, запускается следующая цепочка, например, обнять за плечи, хлопнуть в ладошки, потрогать за нос. Обычно дети приходят в восторг от этой игры.

Игра «Цветочки на лужайке» Воспитатель собирает детей: «Сейчас мы поиграем в интересную игру! Ковёр – это зелёная лужайка, а вы все будете цветочками!» Дети садятся на ковёр в свободном порядке, на расстоянии друг от друга. Воспитатель медленно ходит вокруг детей, останавливаясь около каждого, разглядывает, гладит по головке, нюхает, восхищается: «Какие красивые малыши-цветочки! Растут цветочки разные в моём большом саду. И жёлтые и красные, я их сейчас сорву!» Берёт за руку одного ребёнка: «Я сорвала Танечку-цветочек, теперь мы пойдём к Ванечке» Дети берут друг друга за ручки. Воспитатель ходит по лужайке, пока все «цветочки» не будут сорваны. «Потом в букетик маленький их вместе соберу!» Обнимает всех детей так, чтобы они собрались в одну кучку, плотно прижавшись друг к другу. «А для любимой мамочки веночек заплету!» Воспитатель помогает малышам образовать ровный круг и, держась за руки, пройтись по кругу: «Вот какой красивый венок из цветочков получился!»

Пальчиковые игры Пальчиковые игры рекомендуется совмещать с играми других этапов и включать в работу с детьми с самого начала. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, внимание, воображение, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, а так же хорошо успокаивают детей, поэтому целесообразно проводить их, если малыши расшалились, перестали слушать взрослого, например, после активных, подвижных игр. «Пальчики ходят в гости» Дети сидят в кругу или за столом. «Ребята, а вы любите ходить в гости? Сейчас наши пальчики отправятся в гости!» Воспитатель сжимает руки в кулак, выпрямляет только указательные и разыгрывает представление: «Привет, я пальчик левый (слегка сгибает и разгибает палец в такт словам), а ты кто? А я пальчик правый, давай дружить!» Оба пальца приближаются друг к другу, соединяются и разъединяются подушечки – пальцы целуются, сцепляются – обнимаются. «Ой, сколько вокруг таких же пальчиков! Пойдём к ним в гости!» Воспитатель подносит свою руку к руке малыша. Пальцы здороваются, целуются, обнимаются. Пальцы могут шагать друг к другу в гости и топать. «Бег наперегонки» Мини-соревнование по бегу пальцами. Дети перебирают пальцами от края до края стола, кто быстрее: «Побежали вдоль реки, пальцы наперегонки!» «Башня» Дети сидят в кругу на ковре. «Сейчас мы с вами будем строить высокую башню! А кирпичиками в ней будут наши ладошки» Воспитатель первым кладёт свою руку в центр круга, ладонью вниз. «Это первый кирпич нашей башни, а где же второй?» Воспитатель помогает при необходимости положить ручку соседнему малышу. Дети постепенно поймут правило игры и будут по очереди класть свои ладошки. Получается башня. Если детей немного, то можно задействовать обе руки. Затем воспитатель освобождает свои руки и хлопает: «Эх, сломалась наша башня, давайте строить новую!» «Бабочки на цветочках» Дети сидят за столом друг напротив друга. Воспитатель соединяет ладони с плотно сжатыми пальцами и плавно раскрывает, не разъединяя запястий. «Летом на солнечной лужайке летают красивые бабочки» Пальцы разъединяет: «И растут цветы. Какой красивый цветочек распустился!» Дети изображают цветы, большая лужайка. Бабочка летает между цветами и садится на них. Затем дети с одной стороны стола показывают цветы, а дети по другую сторону изображают бабочек, которые летят к цветам, садятся на них, порхают вокруг. Потом можно предложить поменяться ролями.

Хороводные игры Созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания повторяющихся простых движений и слов. Дети в хороводных играх удовлетворяют свою потребность в подражании, в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает детям осмыслить содержание игры. Очень важно, чтобы взрослый заражал детей своим артистизмом и жизнерадостностью. Примеры игр: «Карусели», «Раздувайся, пузырь!», «Шёл король по лесу» и т.д. Русская-народная игра «Тетёра» Можно проводить совместно с родителями или детьми разного возраста. Двое родителей или старших детей встают отдельно, взявшись за руки – это «Ворота». Дети образуют длинную цепочку, взявшись за руки. Воспитатель встаёт первым, ведёт детей по кругу и проводит под воротами со словами: «Тетёра шла, маховая шла, по улочкам, по закоулочкам, всех деток провела, самого хорошенького оставила!» На последних словах ворота «опускаются», пойманный малыш встает к родителям в Ворота-круг. Игра продолжается до тех пор, пока не остаётся один воспитатель Тетёра, а все пойманные детки встают в круг.

Третий этап. Игры с общей ролью для всех детей. На данном этапе ребёнок учится принимать на себя игровую роль. В играх данного этапа очень важно участие взрослого, который организовывает игру, показывает детям определённые действия и учит малышей выполнять их в соответствии с определённой ролью, которая ещё не индивидуализирована, дети действуют все вместе. Игры построены на чередовании активных движений и торможения. Поэтому от малышей требуется управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого, вовремя выполнять игровые действия в соответствии с ролью и согласовывать свои действия со сверстниками. Образный характер игр способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей. Игры направлены на воспитание у детей умения сдерживать себя, а так же оценивать выполнение игровых правил, что способствует формированию волевых качеств личности у ребёнка. Примеры игр. «Солнышко и дождик» Детские стульчики ставятся в ряд на расстоянии друг от друга и переворачиваются спинкой вперёд. Это домики. Детям предлагается спрятаться каждый в свой домик, выглянуть в «окошко» (отверстие в спинке), помахать друг другу, позвать по имени. «Какая хорошая погода! Ярко светит солнышко» - говорит воспитатель, - «Пойдём гулять!» Малыши выходят из домиков, гуляют, прыгают, радуются солнцу. «Туча идёт! Сейчас будет дождик, скорей домой!» Все спешат в свои домики. «Тихий, тихий дождик, кап, кап – барабаним кончиками пальцев по сиденью стула. Сильней, сильнее дождик, кап-кап-кап – стучим ладошками. Сильный, сильный ливень – стучим со всей силы. Гром, гром, гром! – хлопаем в ладоши над головой. В небе молния сверкнула! – разводим руки вверх и в стороны. Дождик тише-тише. Закончился. Выглянуло солнышко. Пойдём гулять.» Дети выходят из домиков, прыгают через воображаемые лужи. «Кот и мыши» Дети – мышки – прячутся в «норках», за стульчиками. Воспитатель – Кот – ходит по комнате, изображая кота: «Ходит, ищет старый кот: где тут мышка живёт? Надо мышку отыскать и поймать! Весь дом обошёл, никого не нашёл и улёгся отдыхать – спать!» Кот садится на стул, спит. Мышки выбегают, подходят все ближе к коту. Кот просыпается, потягивается, мяукает и бросается ловить мышек. Мышки убегают в свои норки.

Четвёртый этап. Игры с ведущими. Индивидуализация игрового действия внутри общей игры. Для развития навыков общения недостаточно простого подражания друг другу. Необходимо учить детей деловому сотрудничеству, которое предполагает не только повторение, но и ответ на слова и действия партнёров. В играх 4 этапа дети действуют не одинаково, выполняют различные игровые роли. Поскольку ребёнок-ведущий отделён от других, повышается его самостоятельность, решительность и игровая инициатива. Все игры проводятся без предметов. Примеры игр «Лохматый пёс» Ведущий ребёнок – Пёс – сидит на стуле. Спит. Остальные дети вместе со взрослым отходят на расстояние 15-20 шагов и медленно подходят со словами: «Вот сидит лохматый Пёс, в лапы свой уткнувши нос. Очень тихо он сидит. То ли дремлет, то ли спит. Подойдём к нему, разбудим и посмотрим, что же будет.» Дети очень медленно подходят трогают ведущего. «Пёс» просыпается и с лаем кидается на детей. Дети убегают. «Бабушка Маланья» Воспитатель встаёт перед малышами и предлагает повторить смешной текст, сопровождая его выразительными движениями: У Маланьи, у старушки, жили в маленькой избушке Семь сыновей, все без бровей С такими ушами, с такими глазами, с такими носами С такой головой, с такой бородой. Воспитатель показывает руками «круглые глаза», «большой нос», закрывает брови и т.д. Ничего не ели, ничего не пили, целый день сидели, Делали вот так: Показывается какое-нибудь смешное движение, которое легко повторить, можно сделать длинный нос или рожки или принять причудливую позу. Потом предложить детям по очереди придумывать и показывать остальным забавные движения.

Пятый этап. Общие игры с предметами. У детей раннего возраста ведущий вид деятельности – это предметная деятельность. Порой малыши так поглощены игрой с предметом, что не замечают сверстника. Они очень неохотно расстаются с игрушками. Малыши ещё не умеют играть друг с другом, часто ссорятся из-за игрушек, отнимают друг у друга. Но то, что игрушки служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что предметы должны быть исключены из сферы общения. Задача пятого этапа – научить детей совместным играм с использованием предметов, выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться, видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнёра по игре. «Игры с мячами» Дети садятся в круг и перекатывают мячик друг другу через игровое поле. «Покатился мячик в гости к Пете. Лови его скорее!» Можно перекатывать мячик по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки. «Мячик катится домой, ты отбей его рукой!» Дети не ловят мяч, а стараются отбить, чтобы он не закатился в расставленные ножки, т.е. в «домик» «Игры с кубиками» Предложить детям вместе построить общую постройку, например, дом для куклы, поезд, стену. Надо следить за тем, чтобы дети действовали согласованно. После постройки обязательно обыгрывается сюжет. Кукла поселилась в дом и благодарит детей, на поезде все вместе отправились в лес за грибами, через стену можно перебрасывать мячик и т.д.

Игра «Солнышко» Игра проводится с группой из 5-6 детей. Дети садятся вокруг стола, у каждого по одноцветной пирамидке, в центре стола – оранжевый круг из картона. «Стоят пирамидки и на вас смотрят. Надоело им стоять, захотелось полежать!» Воспитатель снимает колпачок со своей пирамидки и ставит на край стола. Дети повторяют. Затем снимаются колечки и выкладываются по величине. На столе образуется узор в виде лучиков, исходящих из центра круга. Обратить внимание детей, что каждый сделал свой луч и получилось Солнышко. «А где же наши пирамидки? От них остались одни палочки и подставки. Надоело им раздетыми стоять. Давайте позовём колечки и оденем пирамидки!» Действуя по образцу, дети собирают колечки в порядке убывания их по величине. Собранные пирамидки гуляют, прыгают, потом ложатся отдыхать и игра повторяется. Эта игра хорошо отвечает возрастной потребности детей действовать с предметами и управлять ими. Преобразования пирамидки, которые они самостоятельно осуществляют, обычно очень нравятся детям.

Игры с разными игрушками. «Зайчик и белочка» Для игры нужны соответствующие игрушки и вырезанные из картона морковки и орешки. Игрушки сажаются в разных частях комнаты. Угощения разбрасываются по ковру и предлагается детям собрать для зайчика – морковки, а для белочки – орешки. Зайчика и белку можно заменить на других персонажей – ёжика, мишку, собачку и т.д. «Прятки с игрушками» Игра в прятки – одна из самых любимых детских игр. Малыши до трёх лет ещё не умеют прятаться сами, а прятать и искать игрушки – увлекательное занятие. Такие игры не только забавляют, но и развивают внимание и память. Отыскивая предмет, малыш должен удерживать определённую цель, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Устойчивое и сосредоточенное внимание в этих играх удерживается с помощью привлекательной игрушки. Сначала надо рассмотреть игрушку, проговорить, какие у зайчика ушки, лапки, как он прыгает, чтобы у ребёнка сложилось представление-образ предмета, который он будет искать. Потом дети закрывают глаза, а воспитатель прячет зайчика в какое-нибудь новое, но видное место – на полке среди других игрушек, на подоконнике, в углу. Потом игра усложняется, и зайчик прячется более надёжно, чтобы видны были только уши или можно закрыть зайчика платочком.

Шестой этап. Игры-драматизации. Главная задача игр этого этапа – погрузить детей в общие переживания. Центральное место отводится действиям с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля. Начинать игры данного этапа лучше всего с показа хорошо известных малышам и любимых ими сказок с простым сюжетом. Например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». Очень важно, чтобы речь взрослого была эмоционально-выразительной и сочеталась с действиями персонажей. Необходимо обращаться за помощью детей, например, при показе сказки «Репка» просить детей позвать бабку, внучку, Жучку, чтобы дети были не пассивными зрителями, а активно принимали участие. Далее можно предлагать детям сказки, сюжет которых детям незнаком. Здесь уже дети принимают непосредственное участие в развитии сюжета, и от их реакций зависит исход событий. Поскольку все игры-спектакли рассчитаны на эмоциональную активность детей, не надо мешать малышам свободно выражать свои чувства и отношение к персонажам. Единственное, чего не следует допускать – чтобы дети вставали во время действия и трогали игрушки. А если такое случится, то спектакль следует прервать и от лица героев отказаться от его продолжения.