12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Буравкова Ирина Александровна37 Россия, Московская обл. |
Технология социально-коммуникативного развития детей раннего возраста "Учим малышей общаться!"
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img0.jpg)
Современные методики и технологии организации образовательной деятельности детей раннего возраста. Учим малышей общаться! Подготовила педагог-психолог МДОУ ЦРР детский сад №48 Буравкова Ирина Александровна
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img1.jpg)
Цель методики – социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: стимулирование коммуникативной, познавательной, двигательной и речевой активности детей; развитие потребности в общении между сверстниками, развитие интереса к сверстникам; помощь в осознании границ своего тела, своей личности, своего «Я»; развитие общей и мелкой моторики, моторной координации движений; развитие внимания, воображения, наглядно-образного мышления, произвольности в поведении. Методика проста в использовании и не требует никаких специальных приёмов. Важно соблюдать следующие правила. Игры проводятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребёнка должно быть добровольным. Не нужно заставлять ребёнка чётко выполнять предложенное задание. Важно поощрять любую инициативу малыша, его стремление сделать что-то самостоятельно. На первых этапах нужно по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание на сверстников и непосредственное общение. Методика реализуется в 6 этапов. Первый этап – «Внимание к другому. Игры в парах» Второй этап – «Игры с общими действиями» - центральный и основной этап. Третий этап – «Игры с общей ролью для всех детей» Четвёртый этап – «Игры с ведущими» Пятый этап – «Общие игры с предметами» Шестой этап – «Игры-драматизации»
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img2.jpg)
Первый этап. Внимание к другому. Игры в парах. Задача взрослого – организовать «встречу» детей друг с другом. Ребёнку трудно удерживать внимание на нескольких детях одновременно, поэтому продуктивнее обращать внимание малыша на сверстника, если он встречается с ним один на один. Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что другой – такой же, как и он: у другого малыша такие же глазки, ручки, он умеет так же говорить, бегать, смеяться и играть. Человеческие отношения начинаются с чувства общности, единства и сходства, на основе чувства общности появляются такие важнейшие качества, как способность любить, дружить, учитывать интересы и чувства другого. Однако все эти качества не возникают от простого присутствия сверстника рядом. Помочь ребёнку увидеть сверстника, обратить внимание на него может только взрослый человек.
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img3.jpg)
Примеры игр «Рассмотри другого», «Сделай так же!», «Возьмёмся за ручки», «Ку-ку» «Прятки под тканью или под игровым парашютом» - игру можно проводить как с парой детей, так и с несколькими детьми. Незаметно накрываем одного из детей и обращаем внимание других. «Кто же спрятался? Давайте, посмотрим» Подводим одного из детей и просим стянуть ткань, а потом предлагаем нашедшему посидеть под тканью вместе, вдвоём. Игру надо проводить эмоционально и выразительно. Вариант для всей группы детей. Малыши держатся за края парашюта или лёгкой ткани. Со словами: «Дуйте, дуйте, ветры в поле!» парашют все вместе поднимают и опускают, потом все садятся на корточки и прячутся под парашют. Взрослый-ведущий медленно стягивает парашют и находит детей.
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img4.jpg)
Второй этап. Игры с общими действиями. Данный этап является центральным этапом программы. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и настроением и таким образом чувствуют взаимную общность. Ощущение своего сходства со сверстниками вызывает у малышей бурную радость, а на фоне сходства для каждого ребёнка ярко выступает его собственная индивидуальность. Условно можно выделить три типа игр с эмоционально-практическим взаимодействием: игры вместе, или игры на развитие координации и крупной моторики; пальчиковые игры, или игры на развитие мелкой моторики; хороводные игры. Игры вместе Все игры построены на простых, доступных, хорошо знакомых малышам движениях, но поскольку дети выполняют движения вместе, им приходится согласовывать свои действия с действиями сверстников. Дети учатся выражать свои эмоции, договариваться, чувствовать состояние друг друга. «Делаем, как Маша» Детей надо поставить в круг и предложить попрыгать (потопать, покружиться, похлопать и т.д.) Обратить внимание детей на какого-нибудь одного ребёнка: «Ребятки, посмотрите, какая Машенька молодец, как здорово топает ножкой. Машенька, покажи, как ты это делаешь. А кто умеет топать ножкой так же хорошо?» Дети с удовольствием начнут повторять за Машей. Надо постараться, чтобы каждый ребёнок побывал в роли ведущего, но если кто-то отказывается, не настаивать. Когда дети усвоят игру, она усложняется. Ведущий-ребёнок выходит в центр круга и сам придумывает движение. Остальные повторяют. «Ласковая цепочка» Дети сидят в кругу, близко друг к другу. Воспитатель гладит по голове ребёнка сидящего слева и обращает внимание на то, какой хороший Ванечка, какие у него мягкие волосы. Предлагает Ванечке посмотреть на сидящего рядом малыша и потрогать, погладить по головке. Необходимо комментировать действие каждого малыша, ласково называя его по имени. Когда каждый ребёнок погладит по голове соседа, запускается следующая цепочка, например, обнять за плечи, хлопнуть в ладошки, потрогать за нос. Обычно дети приходят в восторг от этой игры.
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img5.jpg)
Игра «Цветочки на лужайке» Воспитатель собирает детей: «Сейчас мы поиграем в интересную игру! Ковёр – это зелёная лужайка, а вы все будете цветочками!» Дети садятся на ковёр в свободном порядке, на расстоянии друг от друга. Воспитатель медленно ходит вокруг детей, останавливаясь около каждого, разглядывает, гладит по головке, нюхает, восхищается: «Какие красивые малыши-цветочки! Растут цветочки разные в моём большом саду. И жёлтые и красные, я их сейчас сорву!» Берёт за руку одного ребёнка: «Я сорвала Танечку-цветочек, теперь мы пойдём к Ванечке» Дети берут друг друга за ручки. Воспитатель ходит по лужайке, пока все «цветочки» не будут сорваны. «Потом в букетик маленький их вместе соберу!» Обнимает всех детей так, чтобы они собрались в одну кучку, плотно прижавшись друг к другу. «А для любимой мамочки веночек заплету!» Воспитатель помогает малышам образовать ровный круг и, держась за руки, пройтись по кругу: «Вот какой красивый венок из цветочков получился!»
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img6.jpg)
Пальчиковые игры Пальчиковые игры рекомендуется совмещать с играми других этапов и включать в работу с детьми с самого начала. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, внимание, воображение, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, а так же хорошо успокаивают детей, поэтому целесообразно проводить их, если малыши расшалились, перестали слушать взрослого, например, после активных, подвижных игр. «Пальчики ходят в гости» Дети сидят в кругу или за столом. «Ребята, а вы любите ходить в гости? Сейчас наши пальчики отправятся в гости!» Воспитатель сжимает руки в кулак, выпрямляет только указательные и разыгрывает представление: «Привет, я пальчик левый (слегка сгибает и разгибает палец в такт словам), а ты кто? А я пальчик правый, давай дружить!» Оба пальца приближаются друг к другу, соединяются и разъединяются подушечки – пальцы целуются, сцепляются – обнимаются. «Ой, сколько вокруг таких же пальчиков! Пойдём к ним в гости!» Воспитатель подносит свою руку к руке малыша. Пальцы здороваются, целуются, обнимаются. Пальцы могут шагать друг к другу в гости и топать. «Бег наперегонки» Мини-соревнование по бегу пальцами. Дети перебирают пальцами от края до края стола, кто быстрее: «Побежали вдоль реки, пальцы наперегонки!» «Башня» Дети сидят в кругу на ковре. «Сейчас мы с вами будем строить высокую башню! А кирпичиками в ней будут наши ладошки» Воспитатель первым кладёт свою руку в центр круга, ладонью вниз. «Это первый кирпич нашей башни, а где же второй?» Воспитатель помогает при необходимости положить ручку соседнему малышу. Дети постепенно поймут правило игры и будут по очереди класть свои ладошки. Получается башня. Если детей немного, то можно задействовать обе руки. Затем воспитатель освобождает свои руки и хлопает: «Эх, сломалась наша башня, давайте строить новую!» «Бабочки на цветочках» Дети сидят за столом друг напротив друга. Воспитатель соединяет ладони с плотно сжатыми пальцами и плавно раскрывает, не разъединяя запястий. «Летом на солнечной лужайке летают красивые бабочки» Пальцы разъединяет: «И растут цветы. Какой красивый цветочек распустился!» Дети изображают цветы, большая лужайка. Бабочка летает между цветами и садится на них. Затем дети с одной стороны стола показывают цветы, а дети по другую сторону изображают бабочек, которые летят к цветам, садятся на них, порхают вокруг. Потом можно предложить поменяться ролями.
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img7.jpg)
Хороводные игры Созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания повторяющихся простых движений и слов. Дети в хороводных играх удовлетворяют свою потребность в подражании, в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает детям осмыслить содержание игры. Очень важно, чтобы взрослый заражал детей своим артистизмом и жизнерадостностью. Примеры игр: «Карусели», «Раздувайся, пузырь!», «Шёл король по лесу» и т.д. Русская-народная игра «Тетёра» Можно проводить совместно с родителями или детьми разного возраста. Двое родителей или старших детей встают отдельно, взявшись за руки – это «Ворота». Дети образуют длинную цепочку, взявшись за руки. Воспитатель встаёт первым, ведёт детей по кругу и проводит под воротами со словами: «Тетёра шла, маховая шла, по улочкам, по закоулочкам, всех деток провела, самого хорошенького оставила!» На последних словах ворота «опускаются», пойманный малыш встает к родителям в Ворота-круг. Игра продолжается до тех пор, пока не остаётся один воспитатель Тетёра, а все пойманные детки встают в круг.
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img8.jpg)
Третий этап. Игры с общей ролью для всех детей. На данном этапе ребёнок учится принимать на себя игровую роль. В играх данного этапа очень важно участие взрослого, который организовывает игру, показывает детям определённые действия и учит малышей выполнять их в соответствии с определённой ролью, которая ещё не индивидуализирована, дети действуют все вместе. Игры построены на чередовании активных движений и торможения. Поэтому от малышей требуется управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого, вовремя выполнять игровые действия в соответствии с ролью и согласовывать свои действия со сверстниками. Образный характер игр способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей. Игры направлены на воспитание у детей умения сдерживать себя, а так же оценивать выполнение игровых правил, что способствует формированию волевых качеств личности у ребёнка. Примеры игр. «Солнышко и дождик» Детские стульчики ставятся в ряд на расстоянии друг от друга и переворачиваются спинкой вперёд. Это домики. Детям предлагается спрятаться каждый в свой домик, выглянуть в «окошко» (отверстие в спинке), помахать друг другу, позвать по имени. «Какая хорошая погода! Ярко светит солнышко» - говорит воспитатель, - «Пойдём гулять!» Малыши выходят из домиков, гуляют, прыгают, радуются солнцу. «Туча идёт! Сейчас будет дождик, скорей домой!» Все спешат в свои домики. «Тихий, тихий дождик, кап, кап – барабаним кончиками пальцев по сиденью стула. Сильней, сильнее дождик, кап-кап-кап – стучим ладошками. Сильный, сильный ливень – стучим со всей силы. Гром, гром, гром! – хлопаем в ладоши над головой. В небе молния сверкнула! – разводим руки вверх и в стороны. Дождик тише-тише. Закончился. Выглянуло солнышко. Пойдём гулять.» Дети выходят из домиков, прыгают через воображаемые лужи. «Кот и мыши» Дети – мышки – прячутся в «норках», за стульчиками. Воспитатель – Кот – ходит по комнате, изображая кота: «Ходит, ищет старый кот: где тут мышка живёт? Надо мышку отыскать и поймать! Весь дом обошёл, никого не нашёл и улёгся отдыхать – спать!» Кот садится на стул, спит. Мышки выбегают, подходят все ближе к коту. Кот просыпается, потягивается, мяукает и бросается ловить мышек. Мышки убегают в свои норки.
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img9.jpg)
Четвёртый этап. Игры с ведущими. Индивидуализация игрового действия внутри общей игры. Для развития навыков общения недостаточно простого подражания друг другу. Необходимо учить детей деловому сотрудничеству, которое предполагает не только повторение, но и ответ на слова и действия партнёров. В играх 4 этапа дети действуют не одинаково, выполняют различные игровые роли. Поскольку ребёнок-ведущий отделён от других, повышается его самостоятельность, решительность и игровая инициатива. Все игры проводятся без предметов. Примеры игр «Лохматый пёс» Ведущий ребёнок – Пёс – сидит на стуле. Спит. Остальные дети вместе со взрослым отходят на расстояние 15-20 шагов и медленно подходят со словами: «Вот сидит лохматый Пёс, в лапы свой уткнувши нос. Очень тихо он сидит. То ли дремлет, то ли спит. Подойдём к нему, разбудим и посмотрим, что же будет.» Дети очень медленно подходят трогают ведущего. «Пёс» просыпается и с лаем кидается на детей. Дети убегают. «Бабушка Маланья» Воспитатель встаёт перед малышами и предлагает повторить смешной текст, сопровождая его выразительными движениями: У Маланьи, у старушки, жили в маленькой избушке Семь сыновей, все без бровей С такими ушами, с такими глазами, с такими носами С такой головой, с такой бородой. Воспитатель показывает руками «круглые глаза», «большой нос», закрывает брови и т.д. Ничего не ели, ничего не пили, целый день сидели, Делали вот так: Показывается какое-нибудь смешное движение, которое легко повторить, можно сделать длинный нос или рожки или принять причудливую позу. Потом предложить детям по очереди придумывать и показывать остальным забавные движения.
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img10.jpg)
Пятый этап. Общие игры с предметами. У детей раннего возраста ведущий вид деятельности – это предметная деятельность. Порой малыши так поглощены игрой с предметом, что не замечают сверстника. Они очень неохотно расстаются с игрушками. Малыши ещё не умеют играть друг с другом, часто ссорятся из-за игрушек, отнимают друг у друга. Но то, что игрушки служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что предметы должны быть исключены из сферы общения. Задача пятого этапа – научить детей совместным играм с использованием предметов, выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться, видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнёра по игре. «Игры с мячами» Дети садятся в круг и перекатывают мячик друг другу через игровое поле. «Покатился мячик в гости к Пете. Лови его скорее!» Можно перекатывать мячик по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки. «Мячик катится домой, ты отбей его рукой!» Дети не ловят мяч, а стараются отбить, чтобы он не закатился в расставленные ножки, т.е. в «домик» «Игры с кубиками» Предложить детям вместе построить общую постройку, например, дом для куклы, поезд, стену. Надо следить за тем, чтобы дети действовали согласованно. После постройки обязательно обыгрывается сюжет. Кукла поселилась в дом и благодарит детей, на поезде все вместе отправились в лес за грибами, через стену можно перебрасывать мячик и т.д.
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img11.jpg)
Игра «Солнышко» Игра проводится с группой из 5-6 детей. Дети садятся вокруг стола, у каждого по одноцветной пирамидке, в центре стола – оранжевый круг из картона. «Стоят пирамидки и на вас смотрят. Надоело им стоять, захотелось полежать!» Воспитатель снимает колпачок со своей пирамидки и ставит на край стола. Дети повторяют. Затем снимаются колечки и выкладываются по величине. На столе образуется узор в виде лучиков, исходящих из центра круга. Обратить внимание детей, что каждый сделал свой луч и получилось Солнышко. «А где же наши пирамидки? От них остались одни палочки и подставки. Надоело им раздетыми стоять. Давайте позовём колечки и оденем пирамидки!» Действуя по образцу, дети собирают колечки в порядке убывания их по величине. Собранные пирамидки гуляют, прыгают, потом ложатся отдыхать и игра повторяется. Эта игра хорошо отвечает возрастной потребности детей действовать с предметами и управлять ими. Преобразования пирамидки, которые они самостоятельно осуществляют, обычно очень нравятся детям.
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img12.jpg)
Игры с разными игрушками. «Зайчик и белочка» Для игры нужны соответствующие игрушки и вырезанные из картона морковки и орешки. Игрушки сажаются в разных частях комнаты. Угощения разбрасываются по ковру и предлагается детям собрать для зайчика – морковки, а для белочки – орешки. Зайчика и белку можно заменить на других персонажей – ёжика, мишку, собачку и т.д. «Прятки с игрушками» Игра в прятки – одна из самых любимых детских игр. Малыши до трёх лет ещё не умеют прятаться сами, а прятать и искать игрушки – увлекательное занятие. Такие игры не только забавляют, но и развивают внимание и память. Отыскивая предмет, малыш должен удерживать определённую цель, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Устойчивое и сосредоточенное внимание в этих играх удерживается с помощью привлекательной игрушки. Сначала надо рассмотреть игрушку, проговорить, какие у зайчика ушки, лапки, как он прыгает, чтобы у ребёнка сложилось представление-образ предмета, который он будет искать. Потом дети закрывают глаза, а воспитатель прячет зайчика в какое-нибудь новое, но видное место – на полке среди других игрушек, на подоконнике, в углу. Потом игра усложняется, и зайчик прячется более надёжно, чтобы видны были только уши или можно закрыть зайчика платочком.
![](/data/ppt_to_html/u384978/p229392/img13.jpg)
Шестой этап. Игры-драматизации. Главная задача игр этого этапа – погрузить детей в общие переживания. Центральное место отводится действиям с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля. Начинать игры данного этапа лучше всего с показа хорошо известных малышам и любимых ими сказок с простым сюжетом. Например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». Очень важно, чтобы речь взрослого была эмоционально-выразительной и сочеталась с действиями персонажей. Необходимо обращаться за помощью детей, например, при показе сказки «Репка» просить детей позвать бабку, внучку, Жучку, чтобы дети были не пассивными зрителями, а активно принимали участие. Далее можно предлагать детям сказки, сюжет которых детям незнаком. Здесь уже дети принимают непосредственное участие в развитии сюжета, и от их реакций зависит исход событий. Поскольку все игры-спектакли рассчитаны на эмоциональную активность детей, не надо мешать малышам свободно выражать свои чувства и отношение к персонажам. Единственное, чего не следует допускать – чтобы дети вставали во время действия и трогали игрушки. А если такое случится, то спектакль следует прервать и от лица героев отказаться от его продолжения.