12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сабирова Зимфира Гелметдиновна89

Характеристика познавательных интересов и мотивов дошкольников с ЗПР.

Характеристика познавательных интересов и мотивов дошкольников с ЗПР. Выполнила Сабирова.З.Г.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством

Задержка психического развития- это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития, который выражается в малой целенаправленной умственной деятельности, бедности запаса представлений, низкой концентрации внимания, недостаточной целенаправленности интеллектуальной деятельности, быстрой её пресыщаемости, преобладании игровых интересов

Особенностями познавательного интереса у дошкольников с задержкой психического развития являются ,что с задержкой психического развития подвержены стрессовым реакциям в ситуации повышенной тревоги (опасности не успеть выполнить задание, подвергнуться наказанию) их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает мобилизация сил.

Характерные особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Во-первых — недоразвитие всей познавательной деятельности и особенно мышления. Дети с ЗПР в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. По образному выражению профессора В. А. Гиляровского, «наши воспитанники смотрят на окружающий мир как бы сквозь мутное стекло». Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Эти особенности восприятия и памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного

Во-вторых, своеобразие познавательной деятельности детей с ЗПР состоит и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления. Особенно страдают у детей с проблемами в развитии способность к анализу, логическому обобщению, абстракции. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Предлагаемый им материал дети понимают упрощенно, многое пропускают, искажают последовательность смысловых звеньев, не могут восстанавливать причинно-следственные связи. Анализ воспринимаемого материала отличается бедностью и фрагментарностью, дети не всегда называют составляющие рассматриваемого ими предмета, не отмечают многие существенные и важные свойства объекта. При проведении сравнения воспитанники обращают внимание на особенности, отличающие один предмет от другого, не замечая, чем эти предметы похожи. Иногда меняют сравнение на анализ одного из предметов. Особенно трудным является обобщение, которое основывается на случайных признаках. Для мыслительных процессов детей характерны стереотипность и тугоподвижность.

Показателями выраженности познавательной активности являются: эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании;    экспрессивно-мимические проявления интереса;   положительный эмоциональный фон, эмоциональные «всплески»;