12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева29604
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Риторика. Ораторская (публичная) речь и ее особенности.

Риторика. Ораторская речь и ее особенности 8 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

родина риторики Риторика – теория ораторского искусства Общественная жизнь Древней Греции требовала от человека искусного владения словом.

Риторика изучает правила построения ораторской речи и правила эффективного общения Риторика = красноречие

Ораторское искусство лишь условно называется искусством, - это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства: Во времена греческой античности одной из ведущих была формула "риторика - искусство убеждать". В теории римского красноречия определение: риторика - это "искусство говорить хорошо". Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика - это искусство украшения речи.

Этапы развития: 1 этап – Античность Особенности греческой риторики – искусство убеждения Особенности римской риторики – искусство говорить хорошо Возникновение – V в. До н.э. Горгий, Протагор Эллинистическая риторика VI – III вв. до н.э. Сократ, Платон, Аристотель Древнеримская риторика Конец III – I в. До н. э. Цицерон, Фабий, Квинтилиан

Отцами риторики были софисты-учителя красноречия и составители публичных речей. ГОРГИЙ ПРОТАГОР

Против софистов выступил Сократ. Он осуждал ораторов-софистов за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Этот древнегреческий философ хотел помочь людям познать самих себя, для него абсолютная истина была божественна, выше человеческих суждений. Сократа обвинили в том, что он якобы подрывает веру в «богов», учит молодёжь «испытывать» людей, обнаруживая их невежество. Сократ (468−398 гг. до н. э.), считается основателем античной философии

Сократ до конца был верен своим принципам и предпочёл смерть. Состав судей включал в себя 501 человека. Сократу была предоставлена возможность бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Друзья готовы были заплатить за него штраф. Последний день жизни, согласно Платону, Сократ провёл в окружении учеников. Он утешал их беседами о бессмертии и посмертной судьбе души.

Сократ не оставил после себя ни строчки своих текстов. Его беседы записывались его учениками Платоном и Аристотелем. Платон и Аристотель

Этапы развития: 2 этап – Средневековье Особенности риторики Средневековья – искусство эмоционального внушения. Как вид искусства риторика не развивалась 1. Возникновение – IV – XIV вв. н.э. Наука церковной проповеди. Риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. 2. Академическое красноречие – XIII – XIV вв. н.э. Открыты первые университеты (Оксфорд - Великобритания, Сорбона - Франция). 3. Схоластика (школьная) – риторика превращается в школьный предмет, оторванный от реальной жизни

Этапы развития: 3 этап – Возрождение (Ренессанс) Особенности риторики эпохи Возрождения – искусство украшения (художественно – эстетическая, вид искусства ). Возникновение - XIV – XVI вв. Красноречие становится элементом светского образа жизни. Ораторским искусством интересуются , торжественные речи становятся признаком образованности и хорошего вкуса. Литературные герои – яркие представители ораторского искусства. Настоящую яркую речь можно услышать только в театре.

Этапы развития: 4 этап – эпоха Просвещение Особенности риторики эпохи Просвещения – искусство воспитательно – просветительское (распространение образования). Возникновение - XVI – XVIII вв. Риторика реформистская, энциклопедическая. Возвращение к изучению античной риторики (изучение древних языков, философии, литературы). 2. Благодаря риторическому образованию была создана классическая школа, которая выпускала широко образованных людей. 3. Цель воспитания: всесторонне развитый, гармоничный человек

В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи.

Михаил Васильевич Ломоносов 1711 - 1765 "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению". Огромный вклад в развитие русского красноречия внес М.В. Ломоносов. Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского языка. В 1744 году Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное»

В России в конце 18-19 века создаются многочисленные Пособия по риторике. И.С. Рижский , автор учебника «Опыт Риторики» (1809), определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей. И.С. Рижский Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в С - Петербургском Горном училище (1796)

Этапы развития: 5 этап – риторика в XIX век XIX век - период расцвета русской научной риторики А.Ф. Мерзляков «Краткая риторика» (1809) Н.Ф. Кошанский «Общая риторика» (1829) А.И. Галич «Теория красноречия» (1830) В.Т. Плаксин «Учебный курс словесности» (1843-1844) К.П. Зеленский «Общая риторика» (1849) М.М. Сперанский «Правила высшего красноречия»(1844) Мерзляков А.Ф. Сперанский М.М. Н.Ф. Кошанский и А.И. Галич – преподаватели в Царскосельском лицее, они преподавали русскую и латинскую словесность, авторы учебных книг. Были для лицеистов не только преподавателями, но и товарищами, участниками дружеских собраний. В своих обращениях к Галичу «Пирующие студенты» (1814), «К Галичу» (1815), «Послание к Галичу» (1815) Пушкин тепло отзывается о нем.

Этапы развития: 6 этап – риторика в XX – XXI вв Риторика сегодня – наука об эффективном общении

Что такое эффективное общение? Эффективность коммуникации в речевом воздействии – достижение говорящим своих целей посредством общения. Цели общения: Информационная – донести информацию до собеседника Предметная – что-то получить, узнать, изменить в поведении собеседника 3. Коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником Нормы общения Этические – отсутствие грубости, шаблонности, жаргонизмов, достоверность Коммуникативные – уместность, информативность, убедительность, эффективность речи Речевые – точность, логичность, выразительность, богатство речи Языковые – ударение, словообразование, построение фраз, точность слов Речевое воздействие эффективное, если достигнуты все три цели!

Современная риторика отражает актуальную проблему речевого общения в современном мире – проблему взаимопонимания между людьми, конструктивное решение возникающих конфликтов, объединение участников общения Знание истории и традиций ораторского искусства нужны современному человеку для решения коммуникативных задач и успешной самореализации. Сегодня риторика получила второе дыхание, ее разработка ведется в тесной связи с философией, логикой, психологией, педагогикой, этикой, эстетикой, литературоведением, лингвистикой Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия.

Словарная работа (параграф 23, страница 114) Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия. Лицо, произносящее речь. Глашатай чего-нибудь. Человек, обладающий даром речи. Пафос Красноречие Риторика Оратор Умение говорить красиво, убедительно, умение заинтересовать человека своей речью, ораторские способности Наука, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Приём обращения к аудитории. Соответствует стилю или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией.

Что такое ораторская (правильная) речь? Оратор должен обладать высокой культурой речи: необходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, наиболее уместные средства для выражения мысли. Нормы языка – это правила произношения, словоупотребления, грамматики. Речевые (стилистические) ошибки допускаются в результате нарушения нормы в ударении и произношении, неверного выбора слова При выборе слова следует учитывать его значение, сочетаемость слова с другими словами и другие особенности. В ораторской речи рекомендуется придерживаться книжных, а не разговорных форм.

Три способа выступления Чтение – речь официального содержания (доклад). Создание в момент произнесения (дискуссия) Воспроизведение по памяти (выступление) Найти, что сказать. Найденное расположить по порядку. Придать ему словесную форму. Всё это запомнить. Произнести.

Требования в ораторской речи Выразительность Чистота Уместность Образность Логичность Эмоциональность Нормативность Точность Богатство речи

Необычность начала Необычность начала Употребление местоимения мы. Использование предложений с однородными членами. Употребление книжной и разговорной лексики Использование тропов. Концовка, в которой подчёркивается основная мысль высказывания. Репетиция выступления, выбор верного тона. Особенности ораторской (публичной) речи

Риторические навыки и умения К ним относятся навыки: отбор литературы; изучение литературы; составление плана; написание текста речи; самообладание перед слушателями; ориентация во времени.

Знаменитые ораторы XX – XXI веков В.И. Ленин В.В. Путин Ю.Б. Левитан В.В. Жириновский В.Р. Соловьев С.В. Лавров

Работа с учебником Страница 116 упражнение №239 (свободный диктант) Прочитайте текст. Выпишите из текста важнейшие признаки хорошей ораторской речи.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные. Проверьте!

Задание на дом: Упр 240 Подготовить краткий рассказ об истории нашего города. Расскажите об одном интересном факте по плану: А). Обращение к слушателям Б). Определение темы и цели высказывания В). Изложение одного факта из истории города Г). Эмоциональное заключение, обращенное к слушателям