12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Блинова4295
Почетный работник образования Москвы. Высшая квалификационная категория. Девиз в работе и в жизни: «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!»
Россия, Москва, Москва

«Особенности возрастного развития детей старшего школьного возраста 15-18 лет»

«Особенности возрастного развития детей старшего школьного возраста 15-18 лет» ГБПОУ Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1 Москомспорта

Психологические особенности старших школьников В старшем школьном возрасте происходит окончание полового развития и начинает формироваться физическая зрелость. Эти процессы влияют на успешность выполнения физических и интеллектуальных задач. Физическое развитие старшеклассника тесно связано с его самооценкой: если он считает себя некрасивым или слабым, то его самооценка может очень сильно снизиться, как и наоборот. 2 Самооценкой называют то, как человек воспринимает, осознает свои личные качества, а также то, как он оценивает их. Видит ли он свои достоинства и недостатки в реальном свете - это зависит от самооценки.

Психологические особенности старших школьников Согласно психосоциальной теории Э. Эриксона, в период юности для человека самое главное найти свой личный путь, обрести своё внутреннее «Я» и подобрать подходящее для себя окружение (друзья, одноклассники, партнёры по отношениям). Автор Р. Хавигхёрст считает, что перед старшими школьниками стоят определенные возрастные задачи, которые они стараются решить для себя: 3 Принятие собственной внешности; Усвоение мужской или женской роли (гендера); Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов; Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; Подготовка к профессиональной карьере, выбор будущей профессии; Подготовка к браку и семейной жизни; Формирование гражданской активности.

Если говорить об интеллектуальном развитии в данном возрасте, то важную роль в этом процессе играет разнообразие школьных предметов, а также предпочтения школьника в плане будущей профессии. Если в подростковом возрасте часто фиксируется снижение познавательной мотивации, то в старшем школьном возрасте ученики вновь начинают интересоваться теми или иными научными дисциплинами. Всё зависит от того, сформировалось ли у школьника представление о своих профессиональных интересах, знает ли он, чем хочет заниматься, и какие умения и навыки ему для этого нужны. 4 В старших классах обучение меняется и усложняется, увеличивается объём получаемой информации, в связи, с чем увеличиваются требования к учащимся. От них ждут гибкости, универсальности и продуктивности в решении интеллектуальных задач. Отсюда происходит дальнейшее развитие всех когнитивных процессов, таких как мышление, речь, память, внимание и т.д. Важную роль в данном возрасте играет развитие креативного мышления и способности к творчеству, то есть, умеет ли старшеклассник решать стоящие перед ним задачи новыми и оригинальными способами или же нет.

Психологические особенности старших школьников 5 Специалисты по юношеской психиатрии считают, старший школьный возраст представляет собой критический период для возникновения психопатий, кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Например, усиление такого свойства, как гипертимность - повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия. Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

Виды депрессии 6 Первый вид депрессии - это безразличие и чувство пустоты. Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним - мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве. К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.