12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Анна Литвинова439 Учитель, который бесконечно любит детей. Учитель, которого бесконечно любят дети. Россия, Пермский край, Пермь |
Презентация «В.Ф. Самарин, диптих «Эхо»
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img0.jpg)
В. Самарин Диптих «Эхо»: «Рядовой Мухин с войны не вернулся» и «Васильевна. Утренний свет»
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img1.jpg)
Вячеслав Федорович Самарин родился в 1938 году в Москве. Живописец, член Союза художников, народный художник России. Детство и школьные годы провёл в Якутии. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. Четыре года преподавал на худграфе Смоленского пединтститута. После этого полностью посвятил себя творчеству. Активный участник художественных выставок различного масштаба, в том числе международных – в Германии, Польше, Монголии, а также всесоюзных, республиканских, региональных, областных и персональных. Работы художника хранятся в Смоленском музее-заповеднике, в дирекции выставок Союза художников России, в Министерстве культуры России, музеях Армавира, Норильска, Тамбова, Рославля, Гагарина. Находятся в частных коллекциях в России, США, Польше, Швейцарии, Италии. В.Ф.Самарин, 2014 год
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img2.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img3.jpg)
«Рядовой Мухин с войны не вернулся» В 80-е годы эта работа вызвала шок. В самом деле: где ордена и медали? Героика где?! В избе, похожей на обледенелый гроб, стоит иссохшая фигура цвета перемешанного с кровью и грязью снега; в его груди – дыра от пули.
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img4.jpg)
«Рядовой Мухин с войны не вернулся» Он только что взял в руку банку с молоком, но и банка эта… мертва. Видно, что она давно разбилась, выпав из рук матери, получившей похоронку. В печи горят дрова, но на самом деле и они давно выгорели.
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img5.jpg)
«Рядовой Мухин с войны не вернулся» Все мертвое, неживое: за подслеповатым оконцем – ирреальная природа, едва освещенная потусторонним светом нездешнего солнца… Живые только собака с кошкой, но и собака не видит рядового, она мнется в сторонке, в отличие от кота – посредника между мирами.
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img6.jpg)
«Рядовой Мухин с войны не вернулся» «Иногда я сам придумываю истории про моих героев. Ведь то, что изображено на картине – это только обложка, а сама книга толстая и в ней много всяких глав и различных ходов… И, конечно, мне приходилось слышать такие трактовки моих сюжетов, которые мне и в голову не приходили! С некоторыми я мог согласиться, а другие просто повергали меня в изумление. Чаще всего такие неприятные отзывы я слышал от членов различных выставкомов. Например, когда своего Мухина написал («Рядовой Мухин с войны не вернулся»), я его лет десять нигде не мог показать. Чего только не наслушался! Сам уже себя начинал врагом народа чувствовать: что ж за «гадость» я сделал, что её людям показать нельзя...» В.Ф. Самарин После портретов генералов в парадных мундирах Мухин Самарина производил на зрителя жуткое впечатление. Но – сильное, и этого не отнять.
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img7.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img8.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img9.jpg)
«Васильевна. Утренний свет» Рядовой Мухин, стоящий с простреленной грудью в крестьянском доме, где мирно посапывает в колыбельке младенец, – это один из тысяч и тысяч деревенских парней, многие из которых полегли в первом же бою. Он один из тех русских солдат, кто, выпрямившись, как на картине, во весь рост, заслонил собой страну, беспомощных женщин, стариков и детей. Беспомощных, как Васильевна, одиноко встречающая рассвет...
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img10.jpg)
Сейчас уже немногие могут сообразить, что Васильевна, сидящая в одиночестве у печки в своей избе, – это одна из тысяч и тысяч солдатских вдов, составивших большую часть женского населения разоренной войной Смоленщины. Что за её кажущейся безропотной покорностью судьбе кроется великое терпение - та неведомая врагу сила характера, которая помогла русским женщинам вынести неимоверные тяготы войны. В то время, когда художник работал над картиной, подобную "Васильевну" можно было увидеть едва ли не в каждой второй крестьянской избе. «Васильевна. Утренний свет»
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img11.jpg)
«Васильевна. Утренний свет» Васильевна совсем одна. Об этом говорит и клубок ниток, из которого некому заботливо связать носки, и горящая печь, визуализирующая саму суть...
![](/data/ppt_to_html/u185387/p70978/img12.jpg)
Вера Евгеньевна, жена художника, вспомнила случай, когда во время работы над картиной «Васильевна. Утренний свет» её муж около месяца писал только глаза своей героини, добиваясь объёмности и пронзительной реалистичности изображения. «Васильевна. Утренний свет» «Для меня эти картины – как живые. Моя жена сказала, что долго пишу, это правда. Я бы мог быстрее, но не хочу. Ведь я живу по-настоящему именно тогда, когда работаю над своими картинами, и чувствую силу жизни. Вот, например, отчаяние в глазах Васильевны, смиренное покаяние, усиленное очередной бессонной ночью ожидания, она диалога ищет... А солдат Мухин не вернулся с войны, а я могу его вернуть – с помощью холста и красок. Поэтому я всегда до последнего оттягиваю расставание со своим детищем. Отдал картину – и всё. Будто поезд ушёл, а ты остался на перроне со всеми вещами...» В.Ф. Самарин По словам художника, задумка того или иного произведения сродни зарождению человеческой жизни.