12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Литвинова439
Учитель, который бесконечно любит детей. Учитель, которого бесконечно любят дети.
Россия, Пермский край, Пермь

Презентация «В.Ф. Самарин, диптих «Эхо»

В. Самарин Диптих «Эхо»: «Рядовой Мухин с войны не вернулся» и «Васильевна. Утренний свет»

Вячеслав Федорович Самарин родился в 1938 году в Москве. Живописец, член Союза художников, народный художник России. Детство и школьные годы провёл в Якутии. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. Четыре года преподавал на худграфе Смоленского пединтститута. После этого полностью посвятил себя творчеству. Активный участник художественных выставок различного масштаба, в том числе международных – в Германии, Польше, Монголии, а также всесоюзных, республиканских, региональных, областных и персональных. Работы художника хранятся в Смоленском музее-заповеднике, в дирекции выставок Союза художников России, в Министерстве культуры России, музеях Армавира, Норильска, Тамбова, Рославля, Гагарина. Находятся в частных коллекциях в России, США, Польше, Швейцарии, Италии. В.Ф.Самарин, 2014 год

«Рядовой Мухин с войны не вернулся» В 80-е годы эта работа вызвала шок. В самом деле: где ордена и медали? Героика где?! В избе, похожей на обледенелый гроб, стоит иссохшая фигура цвета перемешанного с кровью и грязью снега; в его груди – дыра от пули.

«Рядовой Мухин с войны не вернулся» Он только что взял в руку банку с молоком, но и банка эта… мертва. Видно, что она давно разбилась, выпав из рук матери, получившей похоронку. В печи горят дрова, но на самом деле и они давно выгорели.

«Рядовой Мухин с войны не вернулся» Все мертвое, неживое: за подслеповатым оконцем – ирреальная природа, едва освещенная потусторонним светом нездешнего солнца… Живые только собака с кошкой, но и собака не видит рядового, она мнется в сторонке, в отличие от кота – посредника между мирами.

«Рядовой Мухин с войны не вернулся» «Иногда я сам придумываю истории про моих героев. Ведь то, что изображено на картине – это только обложка, а сама книга толстая и в ней много всяких глав и различных ходов…  И, конечно, мне приходилось слышать такие трактовки моих сюжетов, которые мне и в голову не приходили! С некоторыми я мог согласиться, а другие просто повергали меня в изумление. Чаще всего такие неприятные отзывы я слышал от членов различных выставкомов. Например, когда своего Мухина написал («Рядовой Мухин с войны не вернулся»), я его лет десять нигде не мог показать. Чего только не наслушался! Сам уже себя начинал врагом народа чувствовать: что ж за «гадость» я сделал, что её людям показать нельзя...» В.Ф. Самарин После портретов генералов в парадных мундирах Мухин Самарина производил на зрителя жуткое впечатление. Но – сильное, и этого не отнять.  

«Васильевна. Утренний свет» Рядовой Мухин, стоящий с простреленной грудью в крестьянском доме, где мирно посапывает в колыбельке младенец, – это один из тысяч и тысяч деревенских парней, многие из которых полегли в первом же бою. Он один из тех русских солдат, кто, выпрямившись, как на картине, во весь рост, заслонил собой страну, беспомощных женщин, стариков и детей. Беспомощных, как Васильевна, одиноко встречающая рассвет...

Сейчас уже немногие могут сообразить, что Васильевна, сидящая в одиночестве у печки в своей избе, – это одна из тысяч и тысяч солдатских вдов, составивших большую часть женского населения разоренной войной Смоленщины. Что за её кажущейся безропотной покорностью судьбе кроется великое терпение - та неведомая врагу сила характера, которая помогла русским женщинам вынести неимоверные тяготы войны. В то время, когда художник работал над картиной, подобную "Васильевну" можно было увидеть едва ли не в каждой второй крестьянской избе.  «Васильевна. Утренний свет»

«Васильевна. Утренний свет» Васильевна совсем одна. Об этом говорит и клубок ниток, из которого некому заботливо связать носки, и горящая печь, визуализирующая саму суть...

Вера Евгеньевна, жена художника, вспомнила случай, когда во время работы над картиной «Васильевна. Утренний свет» её муж около месяца писал только глаза своей героини, добиваясь объёмности и пронзительной реалистичности изображения. «Васильевна. Утренний свет» «Для меня эти картины – как живые. Моя жена сказала, что долго пишу, это правда. Я бы мог быстрее, но не хочу. Ведь я живу по-настоящему именно тогда, когда работаю над своими картинами, и чувствую силу жизни. Вот, например, отчаяние в глазах Васильевны, смиренное покаяние, усиленное очередной бессонной ночью ожидания, она диалога ищет... А солдат Мухин не вернулся с войны, а я могу его вернуть – с помощью холста и красок. Поэтому я всегда до последнего оттягиваю расставание со своим детищем. Отдал картину – и всё. Будто поезд ушёл, а ты остался на перроне со всеми вещами...» В.Ф. Самарин По словам художника, задумка того или иного произведения сродни зарождению человеческой жизни.