Самые древние русские иконы относятся к концу XI – началу XIII века. Художники древней Руси использовали насыщенные по тону синие, зеленые, вишневые краски, которые казались еще глубже в соседстве с розовыми и голубыми оттенками. Благодаря сочетанию этих красок с золотым и серебряным фоном красочная гамма приобретала особую торжественность. В Новгороде и Пскове, не пострадавших от монголо-татар, строились в XIV веке небольшие каменные храмы. Расписывали их и русские и приезжие мастера. В новгородской церкви Спаса работал знаменитый художник, уроженец Византии, Феофан Грек. Созданные им фрески построены на тонком сочетании различных коричневых, голубых, синих и сиреневых оттенков. Темные лица, на которые нанесены энергичные белые мазки, полны необычайной внутренней силы и экспрессии.
В Москве работал знаменитый художник Андрей Рублев. Вероятно, он был монахом Троице-Сергиева монастыря – одного из крупнейших культурных центров Древней Руси.
В конце XV – начале XVI века жил и творил другой замечательный русский иконописец – Дионисий. Он работал в Боровске, Москве, Волоколамске, Ферапонтовом монастыре (недалеко от Вологды), в Павлово-Обнорском монастыре. Писал фрески, иконы, миниатюры.
Кто из художников Византии и Древней Руси написал икону «Спас в силах»?
Комментарий к правильному ответу:
Феофан Грек показывает Христа сидящим на троне в белых одеждах и в сложном обрамлении из красных ромбов и сине-зеленого овала. Белые одежды означают здесь величие Бога, ибо как белый цвет сочетает в себе все цвета радуги, так Бог заключает в себе весь мир.