Высказывание В. А. Сухомлинского о работе педагога: «Важнейшее условие духовного роста педагога- это прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время- ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский)
Согласен на 100%. Можно прекрасно работать без всевозможных планов и отчетов, заседаний. Можно заодно отменить расписание занятий, как не соответствующее творческой душе педагога - главное ведь духовный рост - а с детьми можно в любой момент позаниматься, ну... если захочется. Но... как я все чаще замечаю учителя творческие и неравнодушные ко всему подходят не как к тяжелой повинности, а как к новой возможности раскрыться. Они готовят замечательные рабочие программы, которыми потом пользуются молодые учителя. Кто скажет в таком случае, что их труд напрасен. Их отчеты - не куча бумаги, а итог упорной работы, ориентир, к которому должны стремиться другие. Заседания - не трата времени и сил, а площадка обмена идеями, трансляции своего опыта. Вот классных руководителей загружают отчетами и планами сверх меры. Согласен! Им творчески работать как раз и не досуг. Встречались ли вам педагоги, которые на жалобы по поводу "моря" отчетов и всевозможных планов тратили время больше, чем собственно на сами эти отчеты, уроки и подготовку к урокам вместе взятые. Приведу пример. Одна учительница не заполняла вовремя журналы. Аргументировала она это тем, что больна, нет времени. Но, каждый день до 8-9 вечера в школе занималась репетиторством. Другие же, используя миф о "вавилонской башне" из отчетов и планов, прикрывали свою лень и нежелание ни в чем участвовать.
Согласна, Татьяна Петровна, творчество занимает много личного времени. А у нас профессия такая, без "изюминки" нельзя. Думаем, сочиняем, изобретаем....Не люблю отчеты! Но лично у меня, нехватка времени из за большой нагрузки. Эта проблема была всегда и видимо, так и останется. С другой стороны маленькая нагрузка - маленькая зарплата.
Всё правильно, всё замечательно вы сказали, но я не со всем согласна: вести электронные журнал в онлайн - режиме параллельно классному журналу и дневнику я не могу себе позволить на уроке - на уроке я занимаюсь уроком... Поэтому, всё это заполняется на перемене или после уроков, а это немало времени с моей огромной нагрузкой.. Если занимаешься работой, именно работой с детьми, то всё остальное (тетради, планы, презентации и т. д.) будет запущено или оставлено на ночь. И всё -таки, как бы ни было сложно и трудно, человек, любящий своё дело, справится. Мне скоро юбилей, но не стоит вопрос - бросать работу, это не просто работа, это моя жизнь...
Вы правы, Маргарита Владимировна, большая нагрузка и пятидневка (введена в этом году в старших классах) отнимают много времени, но есть плюс - два выходных ::smile1::
Лилия Алексеевна, спасибо. Согласитесь, в последнее время отчётов уж слишком много, хотя многие можно найти в дневнике. ру... И не могу понять, зачем в двух экземплярах...
С журналами электронными и бумажными вопрос и вправду не простой. Но это болезнь нашего правительства и образования вцелом. Надо было сесть и просчитать сколько в России школ, учебных кабинетов, как много этих самых кабинетов не оборудовано компьютером подключенного к сети Интернет. От бумажных журналов давно пора отказаться. Просто отстали мы лет на 20 в вопросе электронного документооборота. Теперь вот по "стахановски" догоняем. Ну и ничего... Когда-нибудь во всех школах забудут про бумажные журналы.Насчет ночной работы согласен с вами. Но мне легко - я "сова". Отдал школе день, семье - вечер, своему развитию - ночь. Но тут уж как говориться знали, на что "подписывались". Вряд ли кто думал: "Устроюсь учителем и в потолок плевать буду!". Повторюсь, даже Сталин больше 18 часов недельную ставку в тяжелейшие военные годы не делал. Ясно ведь было, что учитель итак работает 12 и более часов в день. Но, лично для меня бумажные отчеты и планирование - крайне невеликий процент трудозатрат. Смиритесь уже с необходимостью написать несколько небольших отчетов в год, один раз в год проработать планирование, и вы заметите как это на самом деле легко и просто. Именно наше внутреннее неприятие любой работы - которой по-нашему мнению не должно быть - причина "мифа" о бумагах, которые похоронили учителя под собой. Коллеги, да пойдите же, например, в больницу - вот где бумажная работа...
У нас так и получается: и со старым не можем распрощаться и за новое хватаемся))) Вы счастливый человек, если за год пишете несколько отчётов, уверена, что это далеко не так: месячник - отчёт (кстати, сегодня на ночь работа - отчёт по месячнику "Святое дело - Родину любить", каникулы- отчёт, конец четверти - отчёт, внеурочная деятельность каждый месяц - отчёт, декабрь-январь - каждый четверг - отчёт по заболевшим гриппом и так далее... А вот больницу посещаем только во время формального медосмотра::smile3::
Целиком и полностью согласна с Вами, Александр Викторович, хотя я и не учитель, а воспитатель детского сада. У нас тоже много всяких бумаг требуется оформлять. Но отношение к этой работе у всех сотрудников разное: кто-то только причитает о сложности и ненужности данной работы, а кто-то видит что-то полезное и нужное не только для себя, но и для других в этом виде деятельности.
Рада за Вас, что вы такой оптимист. День-школе, вечер семье, ночь-развитию. Интересно, сколько так протяните. А Спать, отдыхать, получается, учителю и ни к чему. Давайте так и будем делать все. Потом инсульты, инфаркты.
В конце четверти на половину листка отчет. По внеурочной деятельности каждый месяц отчет - но он тоже прост как 5 копеек, а вот рабочие программы по внеурочке проще намного. Месячник и отчет по гриппу вы сдаете как классный руководитель. Я говорил, что классные руководители - особое дело. А и если все перечисленное - то и тогда невелика работа.
Сейчас везде так. Нет тихой спокойной работы. Везде стресс и переработка. Я выбрал школу потому, что для меня это еще и интересное времяпрепровождение.
У нас в коллективе есть один-единственный мужчина, мы его очень бережём... у него совсем нет отчётов, мы, женщины, их за него делаем.. Уж очень легко вам всё даётся, уважаемый коллега.
А почему нет. Я веду 12 часов географии. Как завуч курирую информатизацию, здоровьесбережение. Организую и участвую во внеурочной деятельности по экологии и здоровьесбережению, проектной деятельности. Посещаю в течении года хотя бы по разу уроки почти всех моих коллег. Отчетов пишу много. 1-2 анализа урока в неделю (иногда больше);до 20-25 простых табличных отчетов в неделю;3-4 крупных отчета в неделю;проверка журналов - где-то раз в месяц;поддерживаю сайт школы в актуальном состоянии;работаю по большому числу конкурсов проектной направленности.Да все перечислять - не упомнишь. Но думаю моя недельная нагрузка по бумажной работе всяко больше годовой нагрузки учителя.
Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах. Василий Сухомлинский
Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, кргда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ Человека, культ книги и культ родного языка. Сухомлинский Василий
Культ - это ограничение познания. Царить в школе должна любовь.Любовь к человеку и человечеству.Любовь к познанию себя и окружающего мира.Любовь к жизни.Любовь к добру.
Труд учителя ни с чем не сравнимая Ткач уже через час видит плоды своего труда; сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла; пахарь, Сеятель, земледелец через несколько месяцев любуются ся колосьями и зерном, выращенным в поле Учитель нужно трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творчества; бывает, что проходят десятилетия и едва начинает выделяться то, что задумал, никто ч астише от учителя не бывает недовольным, ни в какой труда ошибки и неудачи не приводят к таким тяжелым последствиям, как в учительскиеьській...
Рабочая программа не отчет, а инструмент учителя. Если для вас это простые бумажки - то скачайте их с Интернета, поменяйте фамилию и забудьте - от этого согласитесь не перетрудишься. А вообще консерватизм в учительстве окреп в последнее время. Все нововведения публично среди коллег предаются анафеме. Но все эти нововведения аккуратно записываются в опыты работ для аттестации или получения отраслевых наград. Что лицемерить-то. Рабочая программа - лучший способ организовать свою образовательную и воспитательную деятельность. Но все доводы за, побеждает довод лени.
Вы сами себе противоречите... Рабочая программа - "инструмент", а чтобы она стала инструментом, а не была "простой бумажкой", для этого как раз нужно время... Я так скажу, лет 15- 20, даже 10, назад педагоги работали не хуже, потому что занимались непосредственно работой, а не бумаготворчеством...
Это время окупается результатом. И такая работа не просто бумажный хлам, а работа творческая. 10, 15, 20 лет назад при среднем стаже учителей в 30 лет - это все про одних и тех же учителей. То есть вел учитель хорошо уроки, а потом перестал вести хорошо, потому что бумажки мешают. Что у вас за школы какие-то гестаповские? У нас учитель сдает следующие отчеты в течение года:результаты обученности и качество знаний в конце каждой четверти;результаты административных контрольных работ (если есть); результаты пробных экзаменов (в 9, 11 классах при наличии учеников выбравших предмет, по которому преподает данный учитель); заполняет журнал бумажный (электронный заполняют классные руководители); пишет рабочую программу; отчет о результатах внеурочной деятельности (если ведет "внеурочку"). Это все. Кроме рабочих программ - все остальной на половину листочка тетрадного. Если этого не могут осилить наши учителя, то как они могут с детей что-то требовать? Ребенок пишет такое количество сочинений, контрольных работ, проектов и т.д. и т.п., что ни одному учителю и не снилось.
Вы забываете, что каждый учитель еще и классный руководитель. А значит он заполняет электронный журнал своего класса. Пишет отчеты о проводимой индивидуальной работе с детьми и !родителями, о профилактике во всевозможных направлениях (у нас 9 направлений). И немного вы забыли что с введением ФГОС нам уже нельзя воспользоваться кратким планом урока. Необходимо составить технологическую карту урока с указанием всех целей и написать развернутый план на каждый урок - вот эти бумаги и занимают всё свободное время!
1. Если читали все мои сообщения, то читали и то, что я разделяю учителей и классных руководителей (которых, например, в нашей школе лишь треть от общего числа педагогического состава).
2. Я считаю, что оплата классных руководителей должна составлять не менее 2/3 от зарплаты на ставку. Это позволит им компенсировать затрачиваемое на отчеты время.
3. Если кто-то по ФГОСам к каждому уроку составляет технологическую карту урока с указанием всех целей и пишет развернутый план на каждый урок, просьба - выложите их на сайте одним файлом и дайте ссылку.
Вы не сможете воспользоваться чужим уроком, даже самым хорошим - у вас своя система работы. Проверяющие оценивали рабочие программы учителя - порядок не тот, в предложении пропущена точка и т.д. В советское время достаточно было в оглавлении учебника расставить количество часов, стрелками указать порядок изучения тем и КТП готово.
Не судите строго, но дом знаний постепенно превращается в контору с кипой бумаги бюрократической деятельности, и учитель выглядет сейчас так же, как и некоторые работники статистических ведомств с выражением лица и вопросом "Чего вы тут делаете"?
Сейчас не только учебные учреждения превращаются в конторы с кипами бумаги. В этом направлении движутся и все другие учреждения. Недовольство больше вызывает тот факт, что бумагу нужно приобретать за свой счет.
Да, у нас дети совсем не болели, но на нашу маленькую школу не равняются, карантин объявляется по всему району... Но дети "напрашивались" то на консультации, то на инд. занятия.
Согласна с высказыванием. Но очень грустно осознавать, что жизнь великих педагогов не всегда безоблачна. Взять хотя бы то, что Б.Спок был определен собственными детьми в дом престарелых. Поэтому когда читаешь высказывания великих педагогов, стоит подумать о том, а был ли счастлив этот человек в жизни, и не лучше, если бы он сначала отдал все силы на воспитание своих собственных детей. Может быть тогда общество, окружающее нас было бы несколько другим, а не таким, какое оно сейчас. Ведь если по настоящему любишь собственных детей, то и других понять легче и принять их тоже легче, даже с их недостатками...
В дискуссии Елены Викторовны «Правила для учительниц 1915 г» есть советы молодому учителю. Среди них такой совет:
Не замыкайся в своем учительстве.
Если учитель - только учитель, то это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии.
Действительно, не стоит замыкаться в учительстве. У педагога должны быть увлечения, он должен держать руку на пульсе планеты. Ученики должны понимать, что учитель - не какое-то безликое существо, которое ходит в школу, проверяет тетради, выставляет отметки и т.д. Необходимо проявить интерес к вещам, которыми увлекаются дети. Слушаю музыку, смотрю фильмы, которыми интересуются подростки. Конечно, не всё мне нравится. Но для себя выводы сделать можно.
Учитель, сколько же терпенья
Таите вы в своей душе,
Волненья, думы и сомненья –
Все пережили вы уже.
Какая ж быть должна любовь,
Чтоб ее детям посвящать!
У каждого характер свой,
И каждый нужно понимать.
Ведь детям нужно отдавать
От сердца своего частицу,
Им каждый день добра желать,
О них и думать, и молиться.
Им нужно знания давать,
И научить, к чему стремиться,
Когда им трудно, поддержать,
Не дать страдать, не дать лениться.
Чтоб вы, хотим мы, не грустили,
Обида камнем не ложилась,
И все добро, что вы вложили,
Отдачей к вам чтоб возвратилось.
Я согласна практически со всеми, кто принял участие в дискуссии. У нас у всех не хватает времени...Но я не могу себе представить жизнь без всей этой суеты...Мне просто доставляет огромное удовольствие заниматься всем, что связано со школой: люблю рисовать, оформлять стенды, украшать свой класс, постоянно сижу над созданием своих презентаций, хотя готовых тысячи( использую, конечно, и работы коллег!)... Не могу понять коллег, у которых посещаю уроки на протяжении десятков лет, у которых в классе висят стенды 20 летней давности!!!!!Не понимаю! Как такому педагогу интересно заходить в свой класс? ЕМУ не наскучила эта наглядность? А его детям?????Да, за это никто не платит, да, на это надо много времени. Мне одна коллега говорила: "Конечно, ты все умеешь. Тебе легче"..Да все это отговорки. Одно дело -уметь, а более серьезное- ХОТЕТЬ!!!!!Любить свое дело!Долго можно говорить о том, что люблю, просто не вижу смысла жизни без школы. И чем больше у учителя времени на отдых- тем тяжелее включиться в работу. Я не против разумного и четкого графика.Нет. Но разве можно жизнь, да еще нашу, учительскую, впихнуть в какой-то график? Поэтому -то в школе и не задерживаются долго те, кто любит работать по часам.Я времени никогда не наблюдаю. Я этим живу!!!!!!
Спасибо Вам, Татьяна Петровна, что подняли этот вопрос. Сколько людей, столько и мнений. Многие со мной не согласятся и тоже будут правы- каждый труд должен быть оплачен...Но вся беда или прелесть ))))))нашей профессии в том, что В НЕЙ нельзя все уложить в рамки)))
Точно подмечено. Когда не хочешь что-то делать всеми фибрами своей души, то и результат ничтожный, если не сказать плачевные. Стоит поменять отношения к выполняемой работе, и дело спорится.
А я считаю, что обязанности учителя не могут оставаться изменений много лет. Должные инструкции должны и будут переписываться. И все перечисленное в этой дискуссии (отчеты, рабочие программы, электронные журналы - это часть работы учителя). Никакой отдельной платы за это не надо. Это выпрашивание копеечки у государства. Получил 100 рублей в месяц надбавку за журналы и живи в мире с собственными убеждениями. Если уж требовать, то повышения зарплат учителей как таковых. И не только учителей, но и всем работающим в нашей стране.
Александр, Викторович, да я и не настаивала на оплате.Вы что-то не поняли...Я всю жизнь делала все и даже гораздо больше того, что оплачивается. Даже унизительным для себя считала сбор баллов на получение надтарифного фонда, всегда вспоминалось стихотворение Барто "Три очка за старичка"...Не может человек работать с душой и с высокой отдачей, если будет каждый свой шаг сверять с тарификацией. И все обязанности свои учитель должен воспринимать как единое целое и нераздельное с ведением уроков, внеклассной работы, оформительской, внеурочной, работы с родителями...все не перечтешь, да это и не надо...все упирается в ЛЮБОВЬ! Ну, и, конечно же, самоуважение. Учитель, который сам себя уважает, профессионал, не будет ждать, пока укажут ему на незаполненную страничку журнала, напомнят о том, что давно бы надо поменять в классе оформление. Это должно быть в "крови" педагога. Мне очень импонирует, что моя классная комната -лучшая школе. И я ни у кого не спрашиваю оплаты за это- мне это самой надо, самой нравится.Я в этом классе живу больше, чем дома.И очень хочется, чтобы и детям там было уютно. Мои выпускники практически на всех переменах толкутся в моем классе.Они идут, как к себе домой...И меня это радует.::smile9::
Да и мне везет на детей. Но что бы не говорили участники дискуссии, из долгого опыта своей работы -скажу- сейчас просто не дают работать с детьми. Эти бумаги завалили. Возможно, это беда отдельных школ или неумение администрации построить работу нормально. Не знаю. Но идешь на работу и не знаешь, что тебя там сегодня поджидает- отчет по ПДД, или по ППБ, или антитерроризм, ....
Моё уважение Вам, Тамара Ивановна! Подписываюсь под каждым Вашим словом! Я просто возмущена, когда среди коллег вижу людей безразличных. Но, как правило, такие часто бьют себя в грудь и много рассказывают о том, сколько же они всего сделали, а в результате - ничего... ой, я не знаю, я не умею... Правильно Вы говорите, что ЖЕЛАНИЕ нужно для того, чтобы знать и уметь. Но не хотят же. Даже попробовать не хотят. Этим всё сказано! Для меня, как бы не было тяжело порой, моя профессия - самая лучшая! Некоторых не уговоришь взять классное руководство, а я без детей не могу! Готова им отдать столько времени, сколько им нужно! И никогда не буду считать, сколько я переработала (со счёту собьюсь ))). Спасибо Вам за оптимизм, за любовь к детям и профессии, за желание работать! Творческих Вам успехов!!!
Безусловно, планирование должно быть, ведь без него будет сложно распределить грамотно время, определить виды контроля и т.д. Но жизнь, к счастью, гораздо сложнее, чем планирование. Есть такое говорящее выражение: человек предполагает - бог располагает... Уроки пропадают по разным причинам, и каждый год, чего греха таить, приходится корректировать программы. Но без них было бы сложно... Дело, наверное, не столько в них, сколько в количестве работы, которое приходится делать учителю. Выставление оценок и в журнал, и в Сетевой город - двойная работа, вот такая работа и "убивает" учителя. Проверка работ ОГЭ (пробника) после уроков, без освобождения учителей от уроков на последующий день - вот это не может радовать. Огромное количество мероприятий, в которых должен участвовать классный руководитель, - собственно на общение с ребятами времени-то и не остается. А уж о свободном времени учителя говорить, на мой взгляд, совсем не приходится. Свободное время учителя - это утопия, на мой взгляд.
Сколько лет работаю в школе, столько мне совершенно не хватает времени. Моя подруга (не учитель) удивляется: зачем тебе готовиться к урокам, ты же все знаешь? Не понимает, что мало просто знать предмет, и не было за всю работу двух одинаковых уроков. Научилась быстро и качественно работать с документами, первой сдавать отчеты (ну куда от них денешься), совершенно не ныть, если опять что-то от нас хочет администрация. Стараюсь вначале сделать то, что мне менее интересно. Потом все оставшееся время использую для того, от чего получаю удовольствие, иначе давно сбежала бы из школы. Презентации легко делаю сама, но с чистой совестью использую сделанные другими, ведь они их сделали, потратили время, чтобы сэкономить моё. И остается время на участие в конкурсах, самообразование, на внеклассную работу по предмету. Научилась отдыхать, отключая мозги. Поэтому люблю свою работу и пока еще не представляю себя без неё.
Правильно распределить свои силы и время на обязаловку - основа успеха. Надо, значит надо. В каждой профессии есть свои обязательные требования. Но мы же не пошли работать на завод к станку. Значит, надо принимать выбранную профессию с ее издержками. И меньше времени тратить на сетования по поводу загруженности. У нас часто такое бывает. А понятие "свободное время" понимать можно по - разному. Или на диване полежать посмотреть фильм ни о чем или так называемые "дебаты", схожие на склоку "базарных баб", или получить что - то для души. А это что - то для души у каждого свое.
И выносить новые идеи к началу работы в новом учебном году. Сейчас пришла замечательная мысль. Все люди, как люди. У всех новый год 1 раз в году. Только у учителей - не как у всех. Один Новый год традиционный, а еще один - в сентябре, новый учебный год. Здорово!
Думаю, не зря у учителей два новых года... Учителя - особенный народ, удивительный и большую часть своей жизни проживают в сказочной стране - школе. И уживаются в этой стране только самые стойкие и терпеливые, самые мужественные и ответственные, самые искренние и добрые, самые интересные и позитивные люди.
Да, хотелось бы иметь больше свободного времени! Все должно быть в меру. Как-то раньше писанины было меньше. Но больше времени было именно для подготовки к урокам. А сейчас вряд таблицы заполнять, да отчеты писать, от которых точно можно выдохнуться(
никаких жалоб не было бы, если бы ставка учителя хорошо оплачивалась бы. 18 часов, класс и кружок. Я имею ввиду, что бумажная работа так особо и не чувствовалась бы.
Медведева Татьяна Петровна
Сысоев Александр Викторович
Забелина Маргарита Владимировна
Забелина Маргарита Владимировна
Воропаева Лилия Алексеевна
Медведева Татьяна Петровна
Медведева Татьяна Петровна
Медведева Татьяна Петровна
Огрызко Ирина Владимировна
Сысоев Александр Викторович
Медведева Татьяна Петровна
Забелина Маргарита Владимировна
Забелина Маргарита Владимировна
Шуткова Татьяна Михайловна
Воропаева Лилия Алексеевна
Богуславская Светлана Владимировна
Медведева Татьяна Петровна
Сысоев Александр Викторович
Сысоев Александр Викторович
Медведева Татьяна Петровна
Сысоев Александр Викторович
Ковалева Галина Валентиновна
Медведева Татьяна Петровна
Ковалева Галина Валентиновна
Медведева Татьяна Петровна
Сысоев Александр Викторович
Ковалева Галина Валентиновна
Огрызко Ирина Владимировна
Старшов Михаил Александрович
Медведева Татьяна Петровна
Сысоев Александр Викторович
Медведева Татьяна Петровна
Сысоев Александр Викторович
Филонова Надежда Владимировна
Сысоев Александр Викторович
Медведева Татьяна Петровна
Кордина Нина
Медведева Татьяна Петровна
Медведева Татьяна Петровна
Гвоздков Виктор Борисович
Медведева Татьяна Петровна
Воронова Ольга Константиновна
Медведева Татьяна Петровна
Семяшкина Ирина Васильевна
Медведева Татьяна Петровна
Семяшкина Ирина Васильевна
Медведева Татьяна Петровна
Семяшкина Ирина Васильевна
Медведева Татьяна Петровна
Павкина Галина Геннадьевна
Медведева Татьяна Петровна
Медведева Татьяна Петровна
Савран Яна Михайловна
Медведева Татьяна Петровна
Карасева Ирина Дмитриевна
Медведева Татьяна Петровна
Черкасова Екатерина Анатольевна
Медведева Татьяна Петровна
Радченкова Тамара Ивановна
Медведева Татьяна Петровна
Радченкова Тамара Ивановна
Медведева Татьяна Петровна
Сысоев Александр Викторович
Сысоев Александр Викторович
Радченкова Тамара Ивановна
Медведева Татьяна Петровна
Терентьева Ольга Ивановна
Радченкова Тамара Ивановна
Медведева Татьяна Петровна
Карасева Ирина Дмитриевна
Радченкова Тамара Ивановна
Амина Ю.
Медведева Татьяна Петровна
Амина Ю.
Медведева Татьяна Петровна
Светлана Александровна Максимова
Медведева Татьяна Петровна
Калинина Галина Николаевна
Медведева Татьяна Петровна
Сопова И.Н.
Медведева Татьяна Петровна
Касимова Людмила Михайловна
Медведева Татьяна Петровна
Касимова Людмила Михайловна
Медведева Татьяна Петровна
Касимова Людмила Михайловна
Москвина Оксана Валентиновна
Медведева Татьяна Петровна
Белавина Виталина Николаевна
Медведева Татьяна Петровна
Медведева Татьяна Петровна
Зухра М.
Медведева Татьяна Петровна