"Я не люблю, когда мне лезут в душу...", или кому нужна эта рефлексия...

В связи с переходом работы на новые ФГОСы несколько изменилась структура урока. Ученики, пусть даже первого класса, должны сами сформулировать тему урока и его цели. Учитель у таких детей должен быть виртуозом, а таких среди нас мало. А вот завершение урока должно быть с обязательной рефлексией. Считаю, что вмешательство во внутренний мир человека. Как ребенку сказать правду об уроке? А если ему он не понравился? Но и учителя нельзя подвести . На это начало и завершение тратится драгоценное время урока. Для кого это нужно?

Дискуссия создана 5 April 2017

в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Ответы

Структура урока действительно изменилась. В конце урока дети активно высказываются, что им понравилось на уроке, не боятся высказать свое мнение, и очень редко бывает, когда им что-то не понравилось, а бывает это по отношению не ко всему уроку, а к какому- то эпизоду урока и связано обычно бывает с тем, что на этом этапе урока ученик что-то не понял. Для учителя это важно, чтобы увидеть пробелы и доработать то, что было не понято.

5 April 2017

Что уж говорить про первый класс, если пришли детки ко мне в пятый и класс и тоже не могут сформулировать ни тему, ни цель урока... Я с вами согласна, кому это нужно?! Для нас-учителей, главное, чтобы ребенок запомнил информацию и мог ей пользоваться в дальнейшем, а пока начнешь урок, пока подведешь...

5 April 2017

Я всегда спрашиваю обучающихся, что было хорошо, что плохо. Они же видят урок с другой стороны, обратная связь нужна. Плюс к занятиям им следует подходить осознанно, они хоть задумаются, нужный материал или нет, освоился он или нет. Плюс обучающиеся могут назвать материал, который был пройден на уроке - повторение - мать учения.

5 April 2017

Евгений Алексеевич, не сказала бы, что рефлексия совсем не нужна. Но если проводить на каждом уроке - любому набьёт оскомину, и время неблагодарно утекает. математика - легче ещё одну задачу за это время решить. В классе веду уроки - дети отвечают понравилось, понятно, урок хороший, но сколь правдивы они - большой вопрос. Моя дочка, приходя домой, часто говорит, что на каких-либо уроках было скучно, многое не понятно, но она же не говорит этого своему учителю. Получается, что рефлексия - сладкая ложь и лесть. Но такова жизнь - "партия сказала надо..."

5 April 2017

А мне кажется, учителя, у которых на уроке было скучно не проводят рефлексию. Я, как мама, тоже слышала в свое время отзывы про учителей. И хорошие и плохие. Но если ребенку интересно, если он бежит на урок к своему любимому учителю, то рефлексия - не главное.

5 April 2017
17263
Эксперт сайта

Алина Викторовна! Как раз меня это и беспокоит, что детям приходится иногда кривить душой. Гораздо приятней, когда ученики после урока подходят и говорят спасибо. Откровенные и честные ответы на "одноразовую рефлексию" я получал на последнем уроке в 11 классе, когда выпускники в предложенной анкеты писали о том, что дала им школа, давали пожелания тем, кто остается. Последние вопросы касались оценки уроков биологии и пожеланиями в мой адрес. Вот это было очень интересно

5 April 2017
Ответ

Отчасти согласна с Вами...учителя, у которых на уроке было скучно не проводят рефлексию..., но думаю не всегда очень весело и интересно бывает, иногда просто трудная тема или грамматика/англ. яз./, тут не до "рефлексии" когда я вижу им трудно

7 April 2017

Вы правы, Евгений Алексеевич, учитель должен быть виртуозом. Если учитель профессионал, то он без труда выведет детей к теме урока, целям, задачам и рефлексию проведет так, что заметит любой обман, неискренность и сделает для себя правильные выводы. Проблема в том, как, где и кто подготовить такого учителя-профессионала, виртуоза.

5 April 2017
17263
Эксперт сайта

Маргарита Владимировна! Мы незря с Вами в друзьях. У нас все делается не по-людски. Прежде чем вводить ФГОСы, надо было нашим ученым сесть в экспериментальные школы и просидеть там 11 лет. Потом ученые должны были проанализировать материал и издать методики или поручить это сделать учителям. А тут опустили все в школы и высасывают материалы из учителей, которые интуитивно, вслепую ищут новое, не умея анализировать свои эксперименты

5 April 2017
Ответ

Увы.... Что делать???? Остается только работать!!!! А вдруг....

6 April 2017

Мы это уже как-то обсуждали. Я лично полностью разделяю мнение С. Кочережко

5 April 2017
17263
Эксперт сайта

Большое спасибо за ссылку, мне как раз этот материал нужен

5 April 2017

Спасибо за ссылку.

9 April 2017

Спасибо за ссылку.

30 July 2017

Спасибо за информацию!

27 September 2017

Я чаще всего применяю метод "Закончи предложение"- я научился...- я не понял...- мне было сложно...- я расстроился...- я не хотел...- мне было понятно, только...Обратите внимание, что все предложения дают мне представление о том, где тети испытали затруднения. Они привыкли и я имею реальную картину усвоения материала. При планировании следующего урока включаю задания для отработки трудного.

5 April 2017
17263
Эксперт сайта

А сколько учеников в классе? И высказывается каждый? Каждый урок?

6 April 2017
Ответ

в классах 20-28 человек, если письменные сообщения, то каждый, если устно, то 4-5 человек. Письменно если в конце урока СР или планируется сдача тетрадей

6 April 2017
17263
Эксперт сайта
Ответ

Я немного не понял. Рефлексия каждый урок? А разве сам. работы не дают результат усвоения?

6 April 2017
Ответ

Рефлексия каждый урок - стараюсь бывает не хватает времени, но стараюсь.сам работа дает оценку и комфортность ребенка при выполнении заданий.

6 April 2017

Мне многими моментами не нравится ФГОС. Но учитель ничего не может сделать с этими требованиями. Я считаю, что главное - дать основу детям. Заложить фундамент такой, какой заложен в нас самих в замечательные советские годы. Вранье все, что образование никудышним! Это сейчас его сделали таким. В результате дети и половины не знают из программы.

18 April 2017

Абсолютно с Вами согласна, Галина Васильевна! А в началку понапихали столько всего, что нет времени отработать базовые навыки!!!

19 April 2017
Ответ

Елена Викторовна, абсолютно согласна с выбранным глаголом "понапихали". Меня раздражают эти "итоги", которые отнимают кучу полезного времени. И выводы, чуть ли не после каждого вопроса, чувствуешь себя иногда, простите, идиотом. "Дети, что мы сейчас сделали? Что мы сейчас писали?"

8 May 2017
Ответ

Согласна с коллегами. Дети "перекормлены "информацией, поэтому большую ее часть просто не усваивают. Рефлексия тоже мне до конца не ясна, в чем ее высокий смысл, стоит ли игра свеч , когда теряем столько времени?

30 August 2017
17263
Эксперт сайта
Ответ

И дети все разные. Кто с каким чувством уходит с урока, это дело личное

16 October 2017
Ответ

Полностью согласна. А еще у кого-то просто грустное настроение или плохое. Показывает ребенок хорошист смайл, что все плохо, уточняешь тихонько, а почему, у тебя что-то не получилось? что на уроке тебе испортило настроение, а тебе отвечают "Да я не выспалась сегодня, мне кошки ночью спать не давали". Вот и поговорили))

13 November 2022

Рефлексия - это ведь прежде всего самоанализ. Очень важно, чтобы ребенок сам мог оценить, что он хорошо усвоил на уроке, а что было не совсем понятно или трудно для понимания или выполнения. И совсем не обязательно спрашивать, понравился ли урок. Можно спросить, какое упражнение или задание понравилось или было более интересным. Ученик будет думать, вспоминать и материал урока еще раз в голове прокрутит. Поэтому пусть думает и анализирует.

27 May 2017

Абсолютно с вами согласна!

30 July 2017

Совершенно верно! Самое важное чтобы ребенок понимал себя, что от него хотят взрослые, умел анализировать. Не все дети готовы к такому процессу.

9 January 2018
17263
Эксперт сайта
Ответ

Абсолютно верно. Ну что можно взять с первоклассника? Он повторит то, что скажут другие..

2 November 2018
Ответ

::smile50:: Напрасно так думать. Те первоклашки, с которыми общались в условии безусловного принятия, понимания и развития "языка эмоций", очень хорошо дают обратную связь!

2 November 2018

Для оценки использую разноцветные фишки или смайлики на различных этапах мероприятия, в зависимости от цели.

20 July 2017

::smile30::::smile2::::smile0::

2 November 2018

Тоже пользуюсь разноцветными фишками, прием "Светофор " в конце урока

13 November 2022

Никому не нужна эта рефлексия. Не каждый может все сформулировать, а некоторые просто постисняются сказать правду, чтобы никого не обидеть. Это очень тонкий психологический момент, и 6 уроков подряд не каждый взрослый выдержит оценивать себя каждые 45 минут. Пусть кто это придумал попробует 5 дней в неделю 6 уроков подряд это сделать. вообще-то можно и нервный срыв получить

3 September 2017
17263
Эксперт сайта

ПРОСТО ОТЛИЧНО!!!!!!!

16 October 2017
Ответ

Спасибо. Хоть кто-то меня понимает и поддерживает

17 October 2017
17263
Эксперт сайта
Ответ

Приятно общаться с реально мыслящим человеком!

17 October 2017

::smile48:: Привычка не выработана! Страх у детей оценки взрослого и сверстников, страх насмешек... Действительно, психологический аспект. Поэтому рефлексия очень важна для выработки умения анализировать и навыка излагать свои мысли, даже если мысли ребенка идут в разрез с другими мнениями.

2 November 2018
Ответ

Если выбрать "золотую середину", то все получится!::smile50:: Существует много разных способов проводить рефлексию! А педагог, который имеет обратную связь, анализирует..растёт профессионально.

2 November 2018
17263
Эксперт сайта
Ответ

Анализировать надо конкретные результаты, делать это самому...

3 November 2018
17263
Эксперт сайта
Ответ

Умение мыслить развивать надо на протяжении всего урока,а не в течение последних 5 минут... Иесли каждый урок заканчивается у ребёнка рефлексией, утратиться рефлекс на новизну, станет неинтересно, обыденно...

3 November 2018

Рефлексия на уроках литературы задана темой, актуальностью.И здесь, я думаю, надо ориентироваться на раздел или блок уроков. Если каждый урок требовать (просить) давать оценку себе или своим действиям, может исчезнуть эффект открытия своего чувства, заданная схема может повести по набитой колее -сказать неправду, что первое пришло на ум. И Вы правы, если каждый начнет делиться вслух своими мыслями, не обдумав их окончательно наедине, то искренность уйдет навсегда.

15 October 2017
17263
Эксперт сайта

Да, утратится не только время....

16 October 2017
17263
Эксперт сайта

Татьяна Евгеньевна! Какие мудрые и светлые мысли...Читать приятно....

2 November 2018

::smile2::::smile0::::smile30::

2 November 2018
Ответ

::smile2::::smile2::::smile30::

2 November 2018
Ответ

::smile30:: Полностью согласна!

2 November 2018
Ответ

Мне приятно, что Вы меня поняли, Евгений Александрович!

2 November 2018