Спасибо всем коллегам, для кого детки-инвалиды родные и близкие. Тема инклюзивного образования меня волнует не только как педагога, но и как тетю ребенка с диагнозом "умственная отсталость". В 13 лет он имеет развитие 6-летнего. В одном классе обучаются детки-аутисты, детки с синдромом Дауна и др. Я понимаю, какой труд у учителя "особенного" класса. Я знаю, сколько сил вкладывают родители и родственники (учебные и наглядные пособия, костюмы к праздникам, украшение класса, экскурсии). Я считаю, что прежде чем вводить совместное обучение "всяких" детей, надо провести опрос педагогов и психологов спец учреждений, выслушать их компетентное мнение. Наша главная задача в данной ситуации- как у врача - НЕ НАВРЕДИ!
Жду откликов! Большое всем спасибо!
Проработала в коррекционном интернате для детей-сирот более 20 лет. Могу сказать точно одно, все должно быть в разумных пределах, в том числе и инклюзия. Где-то и для кого-то это приемлимо, а по большей части - противопаказано. Очень часть подобные детки становятся заложниками комлекса собственных родителей, которые не хотят признавать, что их детки не такие как все. Поэтому инклюзия это для многих родителей очень заманчивая вещь. Страдают, конечно же, все. В первую очередь - дети. На самом деле все должно быть на своем месте. И такие детки должны учится в своей, понятой и доступой для них среде. Им там комфортно, они не чувствуют себя ущербными по сравнению с нормльными сверстниками.
Я уже писала, что нужна частичная инклюзия. Дети могут находиться в общеобразовательной школе, но занятия с ними должны быть индивидуальными. Перемены, общешкольные вечера- это среди школьников обычных, а вот занятия-отдельно.
Готовность педагогов каждый день работать с особенными детьми ни когда не будет 100%. Ведь нельзя спрятаться за сострадание. Их нельзя жалеть. С ними надо идти рядом, подставив плечо. Я лично не сталкивалась с "тяжелыми" детьми (хотя у нас учатся инвалиды) и думаю, что не готова.
Согласна с Вами, Наталья Борисовна, в том, что нельзя спрятаться за сострадание. Конечно, сердцу больно за этих "слабослышащих" или "слабовидящих" деток. В свое время я работала в московском колледже, где обучаются дети с ОВЗ. Но меня поразило руководство Департамента, которое одобрило обучение "слабовидящих" студентов по специальности "помощник юриста". Думаю, подбирать специальности нужно более тщательно, не обнадеживая понапрасну ни ребят, ни родителей.
Да, конечно. Каждый имеет право на жизнь, на материальное обеспечение ее, на образование. Но нельзя не учитывать, сможет ли человек работать, кем он хочет. Есть медицинские требования. Они появились из соображения безопасности жизни. Люди с ослабленным зрением могут быть помощниками юриста, работать за компьютером и потерять последнее зрение. А что тогда?
Инклюзия в образовании - очень тяжелый вопрос. Работа с особенными детками требует огромных усилий, и редкий педагог сможет достигнуть положительных результатов в этой области. Поддерживаю Наталью Борисовну, им не нужно наше сострадание. Для них важна компетентная помощь специалистов и родных. У меня есть небольшой опыт общения с мальчиком-аутистом. Даже бытовые ситуации с ним порой ставят в тупик. Его мир настолько отличается от нашего, что иногда вмешательство в него кажется неверным.
На мой взгляд инклюзия больше подходит для деток, у которых проблемы не так ярко выражены. Работаю в коррекционной школе и убеждена, что лучше чем в таких школах как наша, никто учить наших деток не сможет. Как бы не старался учитель, какие бы силы не вкладывал в своего особенного ученика, всего обеспечить он не сможет. Хотя могу привести вот такой пример инклюзии: ребенок из дома выходит в скайп, учитель в классе устанавливает компьютер таким образом, чтобы ученику был виден учитель и остальные дети, и ведет урок. Ученик с овз слушает урок, смотрит как работают другие ученики, может и сам ответить устно или письменно. Другие дети тоже видят своего одноклассника, знают о его особенностях, могут на перемене поприветствовать его.
Позволю себе не согласиться с Вами, Гузалия. Меня как-то попросили заменить учителя географии в "пожарном" порядке. Мне было поручено поставить видео-урок. Хотя авторы видео прибегали к разным приемам, чтоб это внимание как раз привлечь, но на 10 минуте внимание детей начало рассеиваться со скоростью геометрической прогрессии! Я просто физически это ощутила! Пришлось брать бразды правления в свои руки и самой вести урок! А тут дети с ОВЗ!
Соглашусь, видео уроки школьникам (да и взрослым тоже ::smile9::) трудно воспринимать, живое общение конечно лучше. Дистанционные уроки почти не отличаются от обычных. Мы часто уроки в скайпе ведем с учениками, которые в силу каких-то обстоятельств не могут школу посещать
Работать в таком классе трудно, но порой не труднее ,чем в обычном. Эти дети отличаются от других, порой во многом, но учитель всегда помнит, что они особенные: они порой добрее, честнее, непосредственнее, может быть, более открытые, чем остальные и еще много можно найти у них "плюсов", если присмотреться повнимательнее.
Хорошо, если они действительно такие замечательные. Мне таких единицы попадались, а большинство совершенно другие. Мой первый индивидуальный ученик, прежде чем попасть ко мне, три года учился "инклюзивно" в двух школах (числился в классе, сидел дома, иногда учителя к нему приходили "позаниматься"). Мальчик не мог говорить (издавал только звук ЭЭЭ), не мог сидеть (его пристегивали ремнем к стулу, чтобы он не заваливался), у него не рабочие руки и ноги. Мог он только кивнуть, но у него такие сильные гиперкинезы, что я по началу не всегда могла понять кивнул он "да" или "нет". Вот какая может быть инклюзия для таких детей? Каждый урок для меня был как экзамен - смогу/не смогу, ведь если ему было не интересно, он просто отворачивался от меня и отказывался заниматься дальше.
Для таких детей нужны специально обученные педагоги с железным сердцем и крепкими нервами, обучать их надо тоже по специальной программе, а не мучать сегодняшней программой.
Не скажу, что у педагогов в нашей коррекционной школе железные сердца, мы такие же люди как и все ::smile7::. Я люблю всех своих учеников, да и как их можно не любить - они же мой вечный двигатель, не дают расслабиться ни на минуту. Не бывает такого, что написал программу, к ней конспекты уроков - и работай. С каждым учеником все с нуля начинаешь. Объясняешь тему - не понимает (уровень развития у всех разный), ищешь другие объяснения и другие примеры - опять никак, снова ищешь - итак, пока не поймет. И практически невозможно предугадать, что вызовет затруднения и какое объяснение сработает. А ведь урок не резиновый и количество уроков тоже ограничено, поэтому думаешь быстро ::smile15::
Вот читаю всю переписку, мнения у всех разные, взгляды-тоже. И это правильно, ведь сколько людей - столько и точек зрения. Кто-то смотрит на проблему с точки зрения профессионала (к сожалению, таких единицы), кто-то с точки зрения делитента. Проработав в интернате для детей-сирот с умственной отсталостью более 20 лет, хочу сказать точно одно - ни в коем случае с такимим детьми не должны работать люди с "железным сердцем", на счет нервов наверное соглашусь. Эти дети как мы их назывем "особенные", дествительно очень отличаются от других детей. Дело в том, что нам всем при рождении дается чувство, с помощью которого мы без ошибочно распознаем как к нам относятся откружающие. Вспомните, ведь мы все в свое время держали плачущих новорожденных детей на руках, и если мы нервничали или не особено хотели иметь контакт с ребенком, как бы мы ни старались успокоить плач малыша у нас не получалось, какие бы мы слова не говорили, энергетика шла из нутри. Малыш это чувствовал, его обмануть было не возможно. Постепенно, со временем вырастая мы утрачиваем эту способность, а "особенные" детки - нет. Они очень четко чувствуют кто и как к ним относится, наигранно это или искренно. Поверте, они объяснить этого не могут, но относиться к вам и к окружающему миру они будут именно так, как они это чувствуют, их не обмануть. Поэтому "железное сердце" здесь противопоказано.
Нет. Работать с инклюзивными детьми совместно с обычными, т.е. детьми где есть "звёзды", есть середнички и отстающие очень сложно, так как каждый из них требует особого внимания, а уделить каждому, где в классе 25 человек просто не возможно.::smile25::
Добрый день! Учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России пока что новое красивое слово...
Введение инклюзивного образования- это по большому счету выгодно государству и очень невыгодно родителям и больным детям, поскольку снимает ответственность за получение образования с государства и перекладывает эту ответственность на плечи родителей.Вы работаете и у вас нет возможности возить ребенка в школу, перевозить его с этажа на этаж? Это же ваши проблемы, нанимайте сопровождающего, у вас же есть право на инклюзивное образование! (Это моё субъктивное мнение!)
А на учителе какая ответственность! У нас в этом году в 1 классе 2 ребенка по инклюзии шли! Хорошо, что уговорили родителей выйти на ПМПК и перевели их в специализированную школу.
Однозначно, не готовы. Я имею ввиду не моральную сторону, не лень или нежелание, не отсутствие терпимости... Не готовы педагоги обычных общеобразовательных школ к инклюзии методически. Короткие курсы повышения квалификации, если они вообще проводятся, не готовят учителя к работе с детьми с "особыми потребностями". Почему-то к врачу, который несколько лет учился в высшем учебном заведении, в интернатуре, и т.д., чтобы стать хирургом, никто не отправится лечить зубы, а пойдёт, скорее, к стоматологу. Но ведь и тот, и другой - ВРАЧИ! Отчего же выпускник педагогического учебного заведения за 3-5 лет должен научиться работать со "всякими" детьми?! Да, он УЧИТЕЛЬ, но простого желания помочь каждому ребёнку недостаточно. Конечно, когда "особенный" ребёнок появляется в классе, мы начинаем подстраиваться, мы учимся работать с ним, доходя путём проб и ошибок до оптимальных методов и приёмов работы с ним и с классом в целом. Но время идёт, и за это время специально обученные люди (действительно специалисты!) в специальных коррекционных заведениях могли бы добиться значительно более высоких результатов, жизнь "особенного" ребёнка могла бы сложиться иначе! Другая проблема, что подобные специальные коррекционные учебные заведения стало "невыгодно содержать", в связи со сложившимся социально-экономическим положением... Вот и закрывают их, даже в республиканских центрах... Вот и отправляют детей с "особыми образовательными потребностями" в обычные школы, прикрывая это безобразие красивым словом "инклюзия"... А страдают дети, которые совершенно не виноваты ни в сложившемся социально-экономическом положении, ни в нашей порой некомпетентности...::smile12::
Браво, Наталья Ибрагимовна! Просто нечего добавить! У нас в школе обучалась девочка, родители которой скрывали диагноз. На ПМПК не шли, чтоб девочка не получила справку. Я всегда задавала вопрос: "А так она медаль получит?" В 9 классе - таки удалось убедить родителей! Поставили диагноз слабоумие. Правда, на мой взгляд, там еще и аутизм присутствует. А ребенок 9 лет учился в обычной школе! Чтоб что-то с ней сделать, приходилось бросать весь класс, т.к. она не могла сама что-то делать более 3 минут. Результат: справка на выходе, ребенок не имеет знаний, не социализирован. Что будет дальше? Мама только сейчас озаботилась этим вопросом! А ведь девочка могла закончить спецшколу и поступить в специализированное училище. Маму же волновало больше, чтобы никто ничего не узнал. Изломала жизнь ребенку!
ПМПК тоже не всегда помогает нам, часто в школу приходят дети, у которых явная умственная отсталость, но им "дают шанс" и определяют программу с ЗПР. В результате сидит такой ребенок в классе 2-3 года и все равно приходится менять образовательный маршрут
Ребенок не учился в нормальной школе, а 9 лет сидел в "китайском" классе, где ему было ничего не понятно и, скорее всего, не комфортно. Нам тоже иногда приходится убеждать родителей, что пусть лучше ребенок возьмет для себя максимум, обучаясь по программе 8 вида, чем не возьмет ничего там, где хочется родителям
Студенты с особыми потребностями, требуют и особого подхода, т.е. подходить к ним надо индивидуально. В моей практике встречались очень умные и способные ребята, хоть и с ограниченными возможностями, и наоборот, оооочень запущенные. Буду за себя говорить, что я не готова работать с такими детьми, потому что во-первых не обладаю достаточной методической базой ( курсы смешные которые мы прошли..."вообще не о чем"), во-вторых система работы в колледже не может мне обеспечить необходимых условий для эффективного обучения таких студентов ( поясню: в группе у меня как правило 28-30 человек, поэтому я физически не могу уделить достаточное внимание "такому особенному студенту", для эффективного достижения результата со мной вместе должны работать узкие специалисты в этой области. а таковых в нашем колледже нет, ну как и в любом другом , пожалуй)
Большой опыт работы в коррекционной школе. Умственно-отсталые детки (на мой взгляд) должны обучаться в специальной школе. Сколько у нас специальных предметов!!! Логопедические занятия, СБО, занятия на развитие сенсорных восприятий. А трудовое обучение?? Могут ли в массовой школе дать всё это деткам? Нужно поддержать специальное образование. Такие специалисты замечательные в этих учреждениях!!! Такое оборудование имеется. Сенсорные комнаты, залы ЛФК, кабинеты для коррекционной работы, логопедические кабинеты. Когда всё это сделают в массовой школе? У нас сначала ребёнка определят в школу, а потом начинают условия создавать. Подготовить всё надо, продумать, а потом внедрять инклюзивное образование. Педагоги массовых школ НЕ ГОТОВЫ, да и НЕ ХОТЯТ!!!
::smile2:: Я тоже считаю что основной массе детей с ОВЗ нечего делать в нормативной школе. Нельзя грести всех под одну гребенку. Работаю в коррекционной школе и убеждена - никто наших лучше нас не научит. И не только потому что учителя в школах не могут, не умеют, не хотят. У нас действительно есть возможность осуществлять индивидуальный подход - в классе 4-5 человек. Каждый ученик на уроке и на дом получает индивидуальные задания в соответствии с его возможностями и способностями.
Ирина Михайловна, не "не хотят", а не могут физически! Я уже написала выше, что "имела счастье" работать с таким ребенком! Нет у общеобразовательной школы таких ресурсов! И специализация необходима, методическая подготовка! А так все "методом тыка" получается/ не получается. А ведь это дети, и их необходимо подготовить ко взрослой жизни, чтоб они хотя бы себя содержать могли.
Елена Викторовна. Вот все всё понимают, аргументы верные предоставляют. А там, наверху, нас не слышат. В каких головах рождаются бредовые идеи? Всё с Запада слизывают. Такая замечательная система коррекционного образования у нас в России. Нет, надо винегрет сделать (инклюзию). А страдают ученик, учитель. Многие родители обрадовались, что их ребёнок будет обучаться в массовой школе, т.к. стыдятся "школы для дураков". Проходят 2-3 месяца--бегут к нам, просят, чтобы приняли ребёнка. Будем надеяться, что к мнению практиков начнут прислушиваться в Минобразовании.
Здравствуйте. уважаемые коллеги! У меня есть опыт работы и в общеобразовательной школе и в коррекционной. По моему мнению, дети с нарушением интеллекта обязательно должны обучаться в специализированных классах. Иначе, ущемлены будут все, должного внимания не будет никому. А инклюзия оправдана, когда дети-инвалиды с сохраненным интеллектом учатся в общеобразовательном классе (например, колясочники), но если, конечно, для них условия созданы не только на бумаге::smile7::.
Дети с умственной отсталостью в среде нормально развивающихся сверстников очень быстро начинают понимать свою ущербность и становятся озлобленными, агрессивными. Потом очень сложно вернуть их эмоциональное состояние в норму. Детей с нарушениями только опорно-двигательного аппарата сейчас практически не встретишь - в нагрузку они имеют соматически обусловленную ЗПР, почти у всех те или иные нарушения зрения и речи. Я не могу назвать ни одного ученика из нашей школы, которому бы я с чистой совестью могла бы сказать: "Иди в обычную школу, у тебя там все получится"
В догонку добавлю свежий пример. Буквально сегодня в школу привели мальчика - год "учился" в нормативной школе по индивидуальной программе. Ему 8 лет, у него очень незначительные двигательные нарушения и ЗПР, но он значительно уступает в развитии ученикам первого класса нашей школы (даже тем, кто пришел с более сложными диагнозами и прогнозами). Родители поняли, что год они потеряли и привели его к нам. Да, он имеет право учиться по месту жительства, а оно ему нужно - это право? если оно нарушает его же право не только числиться в школе, но еще и получать образование. В этой ситуации ребенка просто жалко...
Какие молодцы родители! У меня была соседка, у которой родилась девочка с тяжелой патологией. Мама это поняла сразу и отдала в спецшколу. Сейчас девочка работает маляром, может себя полностью обеспечить. А в случае, описанном мной выше, мама создавала образ СВОЕГО внешнего благополучия, не думая о ребенке! И большую часть времени девочка на уроке лисичек рисовала, в куколки играла и очень сердилась, когда от этого занятия ее отрывали, чтоб как-то с ней позаниматься! Вот что ее ждет?
Опрос дело спорное, на мой взгляд. Кого слушаем, а кого нет, кто считается в этой области специалистом - профессор-теоретик, написавший стопку книг, или простой учитель, проработавший с такими детьми много лет?
Специалисты, конечно же, те, кто много лет работает с детьми таких категорий (сейчас это называется назалогии), смыс один и тот же, но слово иностранное, а значит популярное. В последнее время становится жутко от этих нововведений, которые делают из детей, педагогов и родителей подопытных кроликов, над которыми ставят жуткие эксперименты на выживание.
На мой взгляд, говорить об инклюзивном обучении очень рано. До сих пор в большинстве школ не освоена индивидуальная траектория образования. При таком количестве часов и другой занятости (как словесник!!! говорю о тетрадях и не только, количество которых зашкаливает) нет ни времени, ни возможности, ни сил заниматься глубоко и по-особенному с отдельным ребенком. Согласна с мнением, что с особенными детками должны работать специалисты. Школьный учитель, даже самый талантливый, просто "утонет" в этой работе.
Утонуть, конечно не утонет - научится, просто зачем изобретать велосипед? все уже давно изобретено - есть гимназии, есть нормативные школы и есть коррекционные школы. Всё прекрасно функционирует, в каждой школе свой подход к обучающимся и обучению. Поэтому логичный вопрос - зачем ломать это все? Инклюзия в другом должна заключаться, общество должно перестать закрывать глаза, на то, что есть "другие" люди. А инвалиды научиться жить не по принципу "мне все должны" и при каждом удобном и неудобном случае кричать "вы нарушаете мои права" не замечая, что и сами они своими требованиями нарушают чьи-то права, а тоже стать полноправными членами этого общества.
Согласна с Вами: дети-инвалиды, дети-сироты, воспитанники детских домов почему-то привыкли, что общество должно им всё (от одежды до квартиры), а они такие потребители по жизни и остаются. Если родители и близкие люди не научат их зарабатывать и обеспечивать себя, мы не далеко уйдем.
Браво! Прямо с языка сняли. Людей с ОВЗ мы не переселим на Марс, они должны жить в нашем обществе, но подготовка у них должна быть специальная! У нас в интернате как-то случился пожар, и вот ликвидировать последствия этого пожара прислали девочек из спецшколы для умственно отсталых детей. Как они работали! Наши "нормальные" в подметки им не годились! А ведь этому их НАУЧИЛИ! Правда и обращение с ними специальное было. Наша директор попыталась ими "покомандовать", так они в истерику впали, т.к. ничего не поняли! А их руководительница пришла, успокоила, похвалила, мягко переориентировала и работа вновь закипела! Мы потом долго вспоминали этот случай. Я, помня об этом, теперь тоже стараюсь с обычными детьми в экстренной ситуации так же работать.
"Деньги на образование (как и на медицину) это деньги на ветер!" - так думают наши министры. Не боюсь этих высказываний, так как знаю и размер оплаты труда учителей в регионах, и в Москве. А какое "прекрасное" оснащение кабинетов не только компьютерами, но и мультимедиа! Мы тут на сайте соревнуемся за лучшие разработки и презентации, делимся опытом, а демонстрация и применение на уроках невозможна. Если у ребенка с ОВЗ в классе будет ПК - то это уже половина победы!
Доброго дня! Не знаю точно как финансируются школы и колледжи, но в высшем образовании работают только энтузиасты. У нас тоже есть вопросы по инклюзивному образованию. Многие абитуриенты с ОВЗ не становятся студентами по многим причинам,потому что а жаль, есть толковые ребята.
Об инклюзивном образовании хорошо говорить тем, кто не работает в переполненных классах. Ведь "особенные" дети требуют постоянного внимания, отвлекая на себя весь класс. Я считаю, что остальные не должны страдать от одного. Безусловно с такими детьми нужно заниматься индивидуально и делать это должен специалист. Если объективно рассматривать этот вопрос, всё выглядит красиво теоретически, но практически перед нами поставили не осуществимую задачу.
Коллеги! Вы заметили, что детей-инвалидов, детей с ОВЗ стало гораздо больше? В колледжах создаются целые группы таких детей. Еще несколько лет назад это была одна малочисленная группа, и набор был не каждый год. Что происходит с нами?
Пандусы и переоборудованные туалеты - это хорошо, но это не главное. Слабослышащие дети, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата - к ним относиться как к здоровым? Ведь предполагается освоение ими образовательных программ в полном объеме.
Екатерина Юрьевна Макина
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
Пимонова Елена Владиславовна
Екатерина Юрьевна Макина
Екатерина Юрьевна Макина
Васенина Галина Васильевна
Кожевникова Елена Владимировна
Кожевникова Елена Владимировна
Князева Наталья Борисовна
Борякова Юлия Андреевна
Князева Наталья Борисовна
Екатерина Юрьевна Макина
Князева Наталья Борисовна
Фарион Екатерина Михайловна
Гузалия
Лихина Елена Викторовна
Гузалия
Лихина Елена Викторовна
Рябухина З.А.
Гузалия
Борякова Юлия Андреевна
Гузалия
Пимонова Елена Владиславовна
Садовская Надежда Павловна
Кашина Ася Васильевна
Лихина Елена Викторовна
Долгобородова Наталья Ибрагимовна
Екатерина Юрьевна Макина
Лихина Елена Викторовна
Гузалия
Екатерина Юрьевна Макина
Лихина Елена Викторовна
Гузалия
Лихина Елена Викторовна
Марина Владимировна Штукина
Дементьева Ирина Михайловна
Гузалия
Белавина Виталина Николаевна
Лихина Елена Викторовна
Лихина Елена Викторовна
Дементьева Ирина Михайловна
Лихина Елена Викторовна
Белавина Виталина Николаевна
Гузалия
Белавина Виталина Николаевна
власова Наталья Николаевна
Лихина Елена Викторовна
Белавина Виталина Николаевна
Гузалия
Лихина Елена Викторовна
владимирович
Пимонова Елена Владиславовна
Лихина Елена Викторовна
Светлана Александровна Максимова
Гузалия
Светлана Александровна Максимова
Екатерина Юрьевна Макина
Лихина Елена Викторовна
Лихина Елена Викторовна
Екатерина Юрьевна Макина
Лихина Елена Викторовна
Олег Вячеславович Щипков
Картошкина Наталья Николаевна
Лихина Елена Викторовна
Каторжина Лариса Николаевна
Олег Вячеславович Щипков
Екатерина Юрьевна Макина
Лихина Елена Викторовна
Екатерина Юрьевна Макина
Екатерина Юрьевна Макина
Олег Вячеславович Щипков
Голованова Ольга Владимировна
Екатерина Юрьевна Макина