Все ли согласны?

Что может сделать учитель сразу после стрессовой ситуации в условиях школы? Рекомендации даёт И. В. Cтишeнoк, преподаватель Гомельского областного института развития образования, практический психолог: Способ, связанный с управлением дыханием Упражнение «Двадцать целебных вдохов» Гораздо быстрее успокаивающих препаратов помогает в стрессовой ситуации упражнение, успокаивающее дыхание. Сидя в кресле, примите удобную позу, позу максимального расслабления, сбросив «зажимы с мышц». Затем в ритме затихающего, «затухающего» дыхания до 20 раз мысленно произнесите: «Я…успокаиваюсь» Причем на вдохе следует произносить «я», на вдохе – «успокаиваюсь». Способы, связанные с управлением тонусом мышц Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Способ 1 В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила: Осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением. Каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь-прочувствовать-расслабить». Напряжению соответствует вдох, расслаблению - выдох. Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц. Способ 2 Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмических движений: движения большими пальцами рук в «полузамке»; перебирание бусинок на ваших бусах; перебирание четок; пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять выдох. Способ 3. Антистрессовый массаж Энергичное надавливание (20-25 раз) подушечками указательного или среднего пальца на точки, расположенные: №1 - в конце складки, образующейся при прижимании большого пальца к ладони («холм Венеры»); №2 - в центре ладони; №3 - на кончике среднего пальца правой и левой руки ( эту точку необходимо сдавливать пальцами поочередно на правой, а затем на левой кисти с большим усилием – на сколько хватит сил); №4 - в центре мягких тканей подбородка - под нижней челюстью (перед этой процедурой необходимо выполнить расслабляющий точечный массаж в этой области); №5 - в центре верхней половины ушных раковин. Способ, связанный с воздействием слова Самопрограммирование Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в похожих обстоятельствах. Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится» «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной» «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной» «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно повторите его несколько раз. Приемы психологической самозащиты Техника «стеклянной стены» Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу. Прием «Отрезать, отбросить» Он пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, - немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места. Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, значит, Вам нужна помощь специалиста - психолога или психотерапевта. Оценить серьёзность ситуации Вам поможет он-лайн тестирование - есть несколько вариантов тестов: «тест на эмоциональное, профессиональное выгорание» (методика К. Маслач и С. Джексон), тест эмоционального выгорания Ильина и тест выгорания Бойко, но диагностика лишь даст общую картинку, насколько «все плохо». Следующий этап — пересмотр своих жизненных целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. В этом могут помочь «Неметодические рекомендации», которые даёт учитель А.С. Бикеева в «Педагогической мастерской». Она перечисляет ошибочные взгляды со стороны учителя по отношению к своей работе: Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников. В моей учительской жизни просто не может и не должно быть «трудных» учеников и «трудных» родителей. Иначе я — неумеха в своей профессии и несчастный человек в целом. ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю. У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и приоритеты в жизни, как у меня, ведь я — учитель их детей. Я должен иметь со ВСЕМИ родителями учеников отличные и хорошие отношения. А вот какие взгляды она указывает в качестве беспроигрышных: Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это — нормально. Конечно, хорошо, если бы не было «трудных» учеников и «трудных» родителей, но встречаются и те, и другие. Но это не означает, что я плохо работаю, и никакие «трудные» люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье. ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всём. У них — свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы. Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать. Замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по-разному. И это — естественно. У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.

Дискуссия создана 18 January 2018

в группе «МАСТЕР-КЛАСС»

Как воспользоваться такими рекомендациями, когда на перемене "учитель обязан дежурить в коридоре, чтобы дети не травмировались!"

Никак

50.0%

"дотерпеть до дома"

50.0%

Всего голосов: 6

Ответы

А что мешает учителю во время дежурства на перемене проводить антистрессовый массаж, который предлагает И.В.Стишенок, или совмещать дыхательные упражнения (например, по схеме: максимально глубокий вдох-задержка дыхания-медленный выдох) с выполнением движений большими пальцами рук в «полузамке». Можно и пройтись по коридору несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять выдох? Это действительно помогает "прийти в чувство"

18 January 2018

С такой рекомендацией согласна, надо учиться контролировать свое состояние, а дыхательные упражнения очень даже помогают::smile2::

18 January 2018
1670
Эксперт сайта

Интересно! Только не всегда получается всеэто сделать.

18 January 2018

Иной раз трясет до ужаса и спать не сможешь!

18 January 2018
86145
Эксперт сайта
в сети

Ситуацию надо кому-то, (разным людям), три раза рассказать, проговорить. Отпускает гораздо быстрее. ПРОВЕРЕНО!

18 January 2018
Ответ

о, это надо менять характер

19 January 2018
86145
Эксперт сайта
в сети
Ответ

Характер мы не властны изменить, по-моему мнению. Хотя это только темперамент - врожденная особенность личности, а характер приобретенные свойства.... Хара́ктер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

20 January 2018
Ответ

стоит попробовать - изменить свое отношение к окружающим

21 January 2018
86145
Эксперт сайта
в сети
Ответ

::smile1:: Попытка не пытка!

21 January 2018
Ответ

конечно

21 January 2018
86145
Эксперт сайта
в сети
Ответ

Коренного изменения не получится, но удивить - точно удивите!::smile44::

21 January 2018
Ответ

о, это пройденный этап.

21 January 2018
Ответ

Целенаправленный личностный рост...

16 June 2022

Благодарю за дискуссию, Ольга Васильевна! Актуально!!! Рекомендации, действительно, ценные и полезные! И работают... Очень эффективны при системном и последовательном процессе коррекции. В условии образовательного учреждения, когда необходима экстренная помощь эффективны более "подручные"методы: йоговское дыхание, мудры... Выбор методов психологической помощи зависит от ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей личности.

16 June 2022