Все ли согласны?
Что может сделать учитель сразу после стрессовой ситуации в условиях школы? Рекомендации даёт И. В. Cтишeнoк, преподаватель Гомельского областного института развития образования, практический психолог: Способ, связанный с управлением дыханием Упражнение «Двадцать целебных вдохов» Гораздо быстрее успокаивающих препаратов помогает в стрессовой ситуации упражнение, успокаивающее дыхание. Сидя в кресле, примите удобную позу, позу максимального расслабления, сбросив «зажимы с мышц». Затем в ритме затихающего, «затухающего» дыхания до 20 раз мысленно произнесите: «Я…успокаиваюсь» Причем на вдохе следует произносить «я», на вдохе – «успокаиваюсь». Способы, связанные с управлением тонусом мышц Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Способ 1 В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила: Осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением. Каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь-прочувствовать-расслабить». Напряжению соответствует вдох, расслаблению - выдох. Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц. Способ 2 Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмических движений: движения большими пальцами рук в «полузамке»; перебирание бусинок на ваших бусах; перебирание четок; пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять выдох. Способ 3. Антистрессовый массаж Энергичное надавливание (20-25 раз) подушечками указательного или среднего пальца на точки, расположенные: №1 - в конце складки, образующейся при прижимании большого пальца к ладони («холм Венеры»); №2 - в центре ладони; №3 - на кончике среднего пальца правой и левой руки ( эту точку необходимо сдавливать пальцами поочередно на правой, а затем на левой кисти с большим усилием – на сколько хватит сил); №4 - в центре мягких тканей подбородка - под нижней челюстью (перед этой процедурой необходимо выполнить расслабляющий точечный массаж в этой области); №5 - в центре верхней половины ушных раковин. Способ, связанный с воздействием слова Самопрограммирование Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в похожих обстоятельствах. Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится» «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной» «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной» «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно повторите его несколько раз. Приемы психологической самозащиты Техника «стеклянной стены» Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу. Прием «Отрезать, отбросить» Он пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, - немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места. Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, значит, Вам нужна помощь специалиста - психолога или психотерапевта. Оценить серьёзность ситуации Вам поможет он-лайн тестирование - есть несколько вариантов тестов: «тест на эмоциональное, профессиональное выгорание» (методика К. Маслач и С. Джексон), тест эмоционального выгорания Ильина и тест выгорания Бойко, но диагностика лишь даст общую картинку, насколько «все плохо». Следующий этап — пересмотр своих жизненных целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. В этом могут помочь «Неметодические рекомендации», которые даёт учитель А.С. Бикеева в «Педагогической мастерской». Она перечисляет ошибочные взгляды со стороны учителя по отношению к своей работе: Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников. В моей учительской жизни просто не может и не должно быть «трудных» учеников и «трудных» родителей. Иначе я — неумеха в своей профессии и несчастный человек в целом. ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю. У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и приоритеты в жизни, как у меня, ведь я — учитель их детей. Я должен иметь со ВСЕМИ родителями учеников отличные и хорошие отношения. А вот какие взгляды она указывает в качестве беспроигрышных: Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это — нормально. Конечно, хорошо, если бы не было «трудных» учеников и «трудных» родителей, но встречаются и те, и другие. Но это не означает, что я плохо работаю, и никакие «трудные» люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье. ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всём. У них — свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы. Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать. Замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по-разному. И это — естественно. У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.
Как воспользоваться такими рекомендациями, когда на перемене "учитель обязан дежурить в коридоре, чтобы дети не травмировались!"
Никак
50.0%
"дотерпеть до дома"
50.0%
Всего голосов: 6
Соколова Антонина Михайловна
Беласик Людмила Николаевна
Синяк Татьяна Ивановна
Буньков Андрей Владимирович
Потамошнева Наталья Алексеевна
Буньков Андрей Владимирович
Потамошнева Наталья Алексеевна
Буньков Андрей Владимирович
Потамошнева Наталья Алексеевна
Буньков Андрей Владимирович
Потамошнева Наталья Алексеевна
Буньков Андрей Владимирович
Кияйкина Наталья Федоровна
Кияйкина Наталья Федоровна