УЧИТЕЛЬ! И ты в той войне ПОБЕДИЛ!

В предпраздничное утро вдруг подумалось: все эти страшные годы учителя продолжали трудиться во имя мира и свободы нашего народа, во имя будущего детей! Подвиг учителя тех лет бессмертен, как и подвиг солдата, подвиг всего советского народа! Коллеги, поделитесь памятью о подвигах военного времени учителей нашей страны, ваших территорий!

Дискуссия создана 8 May 2018

в группе «У меня коллега есть!»

Ответы

Война стала суровым испытанием и для советской системы образования. Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи: 1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста; 2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве; 3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне; 4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины; 5) улучшение военно-физической подготовки; 6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико - просветительской работы среди учащихся и населения; 7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков. http://cpacibodedu.ru/article/3034-uchitelbstvo_v_godyi_velikoy_otechestvennoy_voynyi Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку»!

8 May 2018

Пункты 3-6 почему-то актуальны и сегодня...

8 May 2018
Ответ

::smile7::::smile7::::smile7::

8 May 2018

Ответ #412003 был удален 9 May 2018

Очень прискорбно, что и в мирные вокруг времена в ваших краях гибнут мирные люди, среди которых - учителя! Светлая память всем павшим на своем посту!!!

8 May 2018
Ответ

Спасибо!

8 May 2018

Если об этом пишет life.ru, то значит, всё было в точности наоборот. Просмотрела несколько сайтов: сообщают о разном количестве пострадавших 1 октября, о разных наградах, о разных номерах школы. Например, вот: «К счастью, никто из учителей и учеников не пострадал. Однако погибли четыре человека из числа случайных прохожих", - передает слова Захарченко ИТАР-ТАСС» http://vestikavkaza.ru/news/V-Den-znaniy-odna-iz-shkol-Donetska-okazalas-pod-obstrelom.html . Другие сайты пишут: учитель был тяжело ранен 1 октября и доставлен в больницу, третьи - погиб 1 октября. И вот: «Преподаватель биологии Андрей Гребенкин посмертно награжден георгиевским орденом IV степени» https://www.rusdialog.ru/photoview/920_1412856826 или «Наградил посмертно Иверским крестом 4-ой степени учителя биологии Андрея Гребенкина,» https://ria.ru/world/20141009/1027601807.html ? Всё вместе это может говорить о неправдивой информации. И кто стрелял – это ещё большой вопрос.

8 May 2018
Ответ

А Вы разве не знаете, что жители Донбаса сами себя обстреливают?

8 May 2018
Ответ

А кто что может знать? Всё может быть. Если мне предложат расследование с доказательствами или независимое (ни донецкое, ни украинское, ни российское) мнение, то буду знать.

8 May 2018
Ответ

Это к барону Мюнхгаузену, летающему на ядрах и, надеюсь, на снарядах...

8 May 2018
Ответ

... И при этом - смеют жить, помнить и рассказывать о тех, кто погиб в расцвете лет на родной земле в школе, попавшей под обстрел, начатый какими-то нелюдями! Елена Викторовна, знаю, что людей, которые помнят, в миллион раз больше, чем тех, кто говорит о неправдивой информации.

8 May 2018

Ответ #412186 был удален 9 May 2018

Ответ

Наталья Владимировна! Прошу прощения за то, что вашим землям и их жителям, в числе которых дети и ветераны - дети той далекой войны, приходится сегодня переживать такие ужасы! Верю в то, что очень скоро должны закончиться, чтобы никогда не повторяться, такие варварские способы устанавливать новые порядки там, где люди хотят жить мирно и счастливо! ЛЮДИ всегда будут помнить о погибших, в том числе учителях и ученых, во имя жизни других!!!

8 May 2018
Ответ

Если конфликты, войны, то люди гибнут с обеих сторон. Как это преподносят в СМИ - это другой разговор. О таких же страданиях, мучениях, смертях можно читать и с другой стороны. Мне жаль всех, особенно невиновных (стариков, детей, женщин). Не знаю я, за что; вам виднее. Если в Армении было плохо, то все дружно поднялись против своей власти; никто не просил другие страны ввести войска. Там всё тихо.

8 May 2018
Ответ

Зачем? Ведутся расследования, есть доклады наблюдателей ОБСЕ и других международных организаций.

8 May 2018
Ответ

Лариса Павловна, Вам не кажутся циничными собственные ответы на комментарии человека, живущего там, где стреляют и убивают?

9 May 2018
Ответ

Елена Викторовна, еще раз убеждаюсь в том, что есть люди (к счастью, их мало!), для которых цинизм - верх самости... Видимо, ответить-то больше нечем! А по поводу Армении: слава богу, что пока там еще тихо и спокойно!

9 May 2018
Ответ

Когда я писала о линии соприкосновения, разве есть в моих словах хоть намек, что речь шла об одной стороне? Чтобы больше никого не раздражать, я все удалю.

9 May 2018

Патриотизм всегда был на высоте в воспитании школьников нашей школы. Недаром из ее стен вышло много выпускников, посвятивших затем себя службе в Вооружённых Силах. Ныне только звание «полковник» имеют более 64 бывших школьников Духовницкой школы. Эта фотография хранится в музее МОУ «СОШ им. Г.И.Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области». На ней человек прекрасной, трагической и героической судьбы, бывшая разведчица, заслуженный учитель РСФСР Анастасия Семеновна Вшивцева. И в годы войны и после нее газеты много писали о боевых подвигах Анастасии Вшивцевой. В 1982 году в Приволжском книжном издательстве вышла книга А. Вольфа "Бессмертная Анастасия". Эта повесть была также опубликована в областной газете "Коммунист", а в 17-ой серии документальной киноэпопеи "Великая Отечественная" крупным планом во весь экран показана советская девушка - гвардии сержант, военный разведчик Анастасия Вшивцева. Фронтовой корреспондент заснял ее сразу же после возвращения с боевого задания. В больших темных глазах разведчицы еще не остыли напряжение и азарт. По горделивой улыбке нетрудно было догадаться, что из вражеского тыла она вернулась с важными сведениями. При выполнении боевого задания в тылу врага в сентябре 1943 года А.С. Вшивцева была тяжело ранена двумя сквозными пулями в голову. Ее считали погибшей, но боевые друзья спасли Асю и эвакуировали в тыл. 19 дней она не приходила в госпитале в сознание, была парализована, временно лишилась зрения. В марте 1945 года Анастасия Семеновна вернулась домой с двумя орденами Красной Звезды и громкой славой бесстрашной разведчицей, но... инвалидом первой группы. Она не сломалась. Четыре года упорно училась ходить, сидеть, писать, а в 1949 году твердо решила учиться дальше. Поступила в педагогический институт и закончила его с отличием, и она стала Учителем.

8 May 2018

Нина Борисовна, благодарю за подробный рассказ о судьбе учителя - героя! Пример - показательный; уверена, есть среди учителей еще множество людей с героическим прошлым и удивительной судьбой! И о выпускниках Вашей замечательной школы узнала благодаря Вашему рассказу.

8 May 2018
Ответ

Спасибо за отзыв. Пример А.С. Вшивцевой не единичный, о работе педагогов в тылу и участии в боях можно говорить много, как впрочем и о гражданском и боевом подвиге всего советского народа. Слава им и почет! Желание одно -чтобы подобное никогда не повторилась!

8 May 2018

О подвигах учителей хорошо помнит депутат ГД от Забайкальского края. В 2015г. он обратился к учителям того же края, которые протестовали против задержек зарплат: "Надо проявлять терпимость, нельзя покидать классы, во время войны учителя вместе с классами уходили на расстрел. Да, сейчас не война, но терпеть нужно", - сказал Кобзон.

8 May 2018
16669
Эксперт сайта
в сети

Тамбовская область. В музее третьего корпуса Первомайской школы открылась экспозиция, посвящённая педагогам школы – участникам Великой Отечественной войны.По информации руководителя музея третьего корпуса Первомайской школы И. Игумновой, в экспозиции представлены автобиографические сведения о педагогах-ветеранах. Выставлены уникальные экспонаты из семейного архива учителя истории А. Клочкова, подлинные письма Героя Советского Союза А. Манохина, которые он писал ученикам,состоявшим в отряде «Юные следопыты». Руководителем отряда был А. Клочков. Письма датированы 1969-м годом. Представлен рукописный альбом «Память сердца», оформленный на основе урока мужества, посвящённого Великой Отечественной войне. Также выставлен альбом, оформленный после встречи учащихся школы с педагогами-ветеранами Великой Отечественной войны. На его страницах – воспоминания педагогов о войне и пожелания беречь мир. Представлена рукописная книга, посвящённая 60-летию со Дня Победы «Пожелание потомкам», в которую вошли обращения двадцати ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе и пожелание учителя начальных классов Екатерины Моисеевны Чистяковой. https://www.facebook.com/vestnik68/photos/pcb.192107011512758/192104291513030/?type=3

8 May 2018

Ольга Анатольевна, благодарю за информацию о школьном музее. Пожелания учителей в рукописной книге "Пожелание потомкам" проникновенные, идущие от сердца ветеранов - героев войны!

8 May 2018
16669
Эксперт сайта
в сети

Сложно забыть о боевом и гражданском подвиге учительства в годы Великой Отечественной войне.

8 May 2018

Считаю нужным в такой день рассказать о гражданском подвиге Федора Федоровича Брюховецкого - заслуженного учителя школы РСФСР, кандидата педагогических наук, Почетного гражданина города Краснодара. Он родился в Екатеринодаре, начал учительствовать перед войной, был в эвакуации. Вернулся в Краснодар в 1943, был назначен директором школы (ныне лицей №12 г. Краснодара). В феврале 1943 года, в освобожденном от фашистских войск Краснодаре, педагоги собрали детей и привели их в классы одного из немногих уцелевших зданий, бывшего реального училища. Материальной базы не было совсем. Зима была холодной, а топить было нечем. Не на чем было сидеть, нечем было писать, часто занятия прерывались сигналами воздушной тревоги. Чем мог педагогический коллектив компенсировать детям голодное детство? Встала задача сплотить детей в дружный коллектив, включить их в интересную коллективную жизнь. Молодой директор выпросил для школы делянку леса и участок в четыре гектара заброшенной и заросшей терновником земли. Впоследствии Ф.Ф. Брюховецкий писал: «На отведенном участке ребята пилят и рубят дрова, оттаскивают их к полотну дороги и грузят в вагоны. Так решалась топливная проблема. Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах от сознания исполненного долга... За сорок километров от города нам выделили землю, дали семенной материал. Мы ехали туда с детьми и родителями, корчевали терн. У учителей и детей кровавые мозоли были на руках. Сделали все своими руками: расчистили землю, произвели посадку, несколько раз пропололи и собрали хороший урожай. К началу занятий была готова столовая. К кусочку черного хлеба дети бесплатно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Еще бы! Ведь все было добыто своим трудом, собственными руками». Коллективный труд в подсобном хозяйстве объединил учителей и учащихся в единый коллектив. В этих условиях особого внимания требовали к себе отношения, ставшие воспитывающим фактором. «Что же касается отношений между детьми и педагогами, то это были отношения единого порыва, единого дыхания. Именно на работе в подсобном хозяйстве возник у нас коллектив, появилось соревнование между бригадами. Но и в учебе не было ни одного дня пропусков... Вот это отношение к работе мы всегда потом помнили и старались сохранить в будущем». Так, в совместном труде родилась воспитательная система школы, которая сохранила и развивала гуманистические традиции в условиях господствовавшей тогда командно-административной системы. С 1951 года школа официально стала опорной школой НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. По мнению самого Ф. Брюховецкого, проблемами, которые в школе удалось решить, являлись следующие: а) проблема педагогического коллектива; б) проблема структуры и самоуправления детского коллектива; в) проблема накопления опыта коллективных действий и коллективных переживаний; г) проблема закрепления опыта коллективной жизни в традициях. Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого, созданная и реализованная в школе, в 50-70-е годы XX века стала образцом продолжения идей А.С. Макаренко. Отсюда берут начало многие школьные традиции, ставшие теперь привычными в российских школах: День знаний, Прощание с Букварем, праздник первого и праздник последнего звонка.

9 May 2018

Спасибо за полезные ссылки! Узнала много интересного!

9 May 2018

Шашурин Федор Иванович [11.10.1918, ст. Красная Заря, ныне территория Курской области – 12.05.1979, Копейск], педагог, организатор в системе образования, заслуженный учитель РСФСР (1962), участник Великой Отечественной войны. Основатель династии. В 1930 работал на ЧТЗ. В 1932 переехал в Копейск. По окончании математического факультета педагогического института (1939) призван в армию. Окончил ускоренные курсы военной подготовки при Рязанском пехотном училище (1941); младший лейтенант. Направлен в 1316-ю стрелковую дивизию Западного фронта. Получив ранение, до февраля 1942 находился на лечении в госпитале №4108 в г. Ош (Киргизская ССР). В 1943-45 командир 32 запасной стрелковой дивизии на Западном фронте, старший адъютант. После демобилизации вернулся в Копейск. В 1946-55 директор СШ № 6. В 1955-59 и 1969-77 возглавлял гороно. При участии Ф.И. Шашурина введены в эксплуатацию 2 средние школы, СЮТ, произведен капитальный ремонт 6 образовательных учреждений. Все средние школы и часть 8-летних под его руководством перешли на кабинетную систему. С 1958 Фёдор Иванович зам. Зав. Облоно. С 1959- заведующий отделом пропаганды и агитации Копейского горкома КПСС. С 1960 директор СШ № 42, первый ее директор. В 1968-69 заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений Челябинского обкома КПСС. Делегат Всесоюзного съезда учителей (1968). Отличник народного образования (1957), Награжден орденом Трудового Красного Знамени. (1976), «Знак Почета» (1966). Замечательный человек! Куда бы не бросала его судьба, Родина и Партия, везде оставался честным, заботливым, думающим и грамотным специалистом, администратором.

9 May 2018

Евгения Ивановна, благодарю за информацию. Считаю, что мы и дети, которых мы учим только позитиву, должны знать о роли учителей в те страшные военные годы и вкладе их в Победу!Прошу прощения за запоздалый ответ на Ваш пост.

20 May 2018