Закрыть

Несколько крамольных мыслей об образовании. Программы.

Основной документ, согласно которому учитель осуществляет образовательную деятельность... На деле представляет собой толстенную пачку бумаги, которую нужно составить согласно правилам и которую потом учитель забудет как страшный сон до следующего года. Всё, что пригодится учителю из этой программы - КТП. Даже не полностью КТП, а названия тем. Остальное делается для кого-то, кто, предположительно будет читать твои 40-50 страниц и по ним делать вывод о твоей компетентности. Скорее всего никто. Завуч проверит по диагонали, обращая внимание лишь на наличие необходимых пунктов; вряд ли он будет вдумываться в смысл написанного, восхищаясь мудростью и глубиной поставленных целей и задач, сверяя содержание со стандартом и тщательно изучая, соответствие прописанных УУД содержанию урока. То же самое будет, если твоя программа окажется в руках проверяющего из министерства. Программу пишем, ориентируясь в основном на три документа: ФГОС, примерную программу и авторскую программу, соответствующую выбранному УМК. Но, позвольте, ведь авторская программа пишется на основе примерной, а та, в свою очередь, соответствует ФГОС... Тогда зачем рядовому учителю заново проходить этот путь? Разве не проще взять авторскую программу и просто скорректировать тематический план, ориентируясь на особенности и возможности школы? Если ты настолько продвинут, что не хочешь следовать чьей-то программе, другое дело, составляй свою, ориентируясь на примерную! Но если используешь готовую, зачем переписывать то, что уже есть? Достаточно ссылки на автора, судя по всему, более компетентного, чем ты, раз его программа утверждена министерством.Кто из нас перечитывает в течение года абстрактные цели и задачи, анализируя, не отошли ли мы от них? Кто, составляя план на урок, сверяет, все ли УУД, прописанные в КТП, присутствуют? И кто в продолжение урока постоянно отслеживает: сейчас я поразвиваю коммуникативные УУД, потом перейду к регулятивным, а вот теперь личностные... Разумеется, понимать что такое УУД надо - это теоретические основы, но прописывать... маразм. Есть конкретные действия учителя и действия учеников, да, они важны, особенно если учитель увлекающаяся натура и незаметно для себя способен превратить урок в "театр одного актера" (это я о себе в начале профессиональной деятельности). Но для этого у нас и существуют планы-конспекты, программа тут ни при чем. Зачем же мы тратим множество часов и тонны бумаги, практикуясь в умении использовать кнопку "копировать"? Убиваем свою творческую энергию и профессионально выгораем, чувствуя себя опустошенными, раздавленными килобайтами труднопонимаемых слов и чиновничьих фраз... Копируем содержание (практически не глядя), затем тематический план, затем календарный план - три элемента программы, по сути дублирующие друг друга. Но строгая администрация говорит, что все три обязаны быть! И возражения не принимаются! Идеальная программа, которая реально нужна учителю, это УМК с указанием соответствующей авторской программы, количество часов, реально отведенных школой на предмет, и, собственно, календарный план, в котором прописаны темы и основные формы контроля... Всё остальное - абсолютно ненужный информационный хлам, пожирающий наше время и силы.

30 October 2019
Ответы

Валентина Валерьевна! Как всегда - в точку. Но.....Есть правила оформления программ и пока их не отменят, мы будем переписывать тонны бумаг. Жаль, что изменить мы так и не сможем ничего. А читаем и соглашаемся с вами)))

30 October 2019

Полностью с Вами согласна! Когда нас услышат? Непонятно...

30 October 2019

Мы раньше тоже по 40-50 страниц набирали, сейчас согласно локального акта школы изменили свои программы. Действительно, зачем переписывать "из пустого в порожнее". Идеальную готовую программу, которая нужна учителю для работы, нам не дождаться. Да и что будут делать представители контролирующих органов, если эта программа выйдет в свет?

30 October 2019

Да, согласно локальному акту...

30 October 2019

Господа, господа, ну что Вы только о себе да о себе!::smile8::Вот подумайте сами, если у нас на руках будет готовая, идеальная, программа (да еще и если она мультикомплексная), которую только возьми да и используй, чем же будут заняты ""верхи?::smile23::::smile50::Они так стараются, постоянно придумывают что-то новое для нас, а мы только "бу-бу-бу " ::smile41:: Вот лично я, уже третий раз (за время от 01 января сего года) уже третий раз подгоняю программы под очередные новые стандарты ::smile10::это ж так весело::smile5::::smile5:: Помните: "Верхи" умные, им видней! На то они и "верхи" ::smile34::::smile35::::smile33::

30 October 2019

Согласна, что мы только о себе думаем и в свою пользу!::smile4::

30 October 2019
Ответ

Ага, Наталия Алексеевна, ::smile31::а еще и о том, как бы облегчить себе работу и минимизировать ее ::smile4::::smile4::::smile2::

30 October 2019

::smile1:: я уже высказывала как-то предположение, что в чиновничьих верхах существуют специальные люди, придумывающие непонятные слова и ещё более непонятное истолкование. Видимо, существует спецотдел по придумыванию структуры документов, её запутыванию и усложнению. И цель этих отделов как раз состоит в развеивании скуки проверяющих... Чиновничий заговор, однако...

30 October 2019
Ответ

Валентина Валерьевна, согласен с Вами ::smile2:: А еще, этот самый отдел, проверяет нас на устойчивость нервной системы::smile34::::smile33::Такие развлечения, это ж какой интеллект!!! ::smile2::Сначала присылают стандарт, отправляешь им правленную программу, они смотрят, вносять свои правки и предложения, получаешь обратно, переделываешь, отправляешь, в ответ получаешь: "Все хорошо, вот только переделайте то, что вы сейчас переделали", т. е. сначала вносишь их правки, потом они же просят их убрать ::smile10::::smile28::Ну разве не гениально? Я бы до такого не додумался ::smile4::::smile4::

30 October 2019
Ответ

Валентина Валерьевна. лучше и не скажешь! Всё остальное - абсолютно ненужный информационный хлам, пожирающий наше время и силы.::smile2::::smile7::::smile23::::smile30::

30 October 2019

А как хочется разогнать эти верхи по-маяковски: с трехпалым свистом и "в бабушку и бога душу мать"!

31 October 2019
Ответ

Вот потому мы с вами и не чиновники: воображения не хватает::smile3::

31 October 2019
Ответ

::smile4::::smile4::::smile4::::smile2::

31 October 2019
Ответ

::smile4::::smile4::так вот оно в чем дело! А с другой стороны, уж лучше иметь скудное воображение, нежели такое ...::smile33::::smile35::

31 October 2019

Как всегда, Валентина Валерьевна, не в бровь, а в глаз!::smile7::

30 October 2019

И так вот каждый раз - не в бровь, а в глаз, Но не доходит до чиновничьего слуха. Совет мой прост: не надо точно в глаз, А надо громко и министру в ухо!::smile5::... Одна беда, что министерство глухо::smile13::

30 October 2019

Как всегда - молодец!))))

30 October 2019

::smile2::::smile4::::smile23::::smile30::

30 October 2019

::smile2::::smile2::::smile2::

30 October 2019

Жанна Владиславовна, как всегда: ёмко, образно и точно! У вас талант не только поэта, но и сатирика ::smile2::

31 October 2019

Шедеврально! ::smile2::::smile31::

31 October 2019
Ответ

Спасибо, Валентина Валерьевна!

31 October 2019

Когда проходил всероссийский опрос учителей о том, что изменить в учительской отчетности, я написала о рабочей программе, как мы её копируем с официальной программы. Думаю и еще кто-нибудь писал об этом. Но на это не обратили внимание. Или из-за равнодушия, или это кому-то нужно: проверяющим, производителям бумаги. Представьте, сколько бумаги покупают каждый год учителя нашей страны! Это чей-то бизнес, который мы оплачиваем не только деньгами, но своим временем.

30 October 2019

Абсолютно согласен с данной статьёй. Но в последнее время столько развелось ненужных ведомств и контролирующих служб, что им просто будет нечем тогда заниматься, а так они впустую просиживают народные деньги, создавая видимость непосильного труда, который на самом деле представляет собой бюрократическую возню.

31 October 2019

Согласна составить программу и КТП к ней. Но ведь, кроме этих документов, разрабатываем методические указания к лабораторным, практическим, самостоятельным работам, КОМы, КОСы. А еще и ФОСы. И умножить все это на количество предметов (я, например, веду 4е спецпредмета). А если ты классный, то еще план работы, ежемесячный отчет, метод. указания к классным часам, тему самообразования. А если ты зав. кабинетом, то план, график и отчет. И каждый год добавляются все новые бумажки. Да еще и количество часов каждый год меняют, так что приходится все заново переделывать. Но все равно я от своей работы получаю удовольствие!

31 October 2019

"Но все равно я от своей работы получаю удовольствие!" А иначе зачем бы!? Ухитряемся получать удовольствие от работы, какие бы каверзы не придумывали чинуши на нашу голову ::smile3::

31 October 2019
Ответ

Склонность к мазохизму?

31 October 2019

Удовольствие нужно получать!! Но ... Удовольствие от РАБОТЫ. Сколько нужного и полезного можно создать за время, истраченное на "написание" программ и остальных бумаг. ::smile0::

31 October 2019

Комментарии в стихах - Это пушкинский размах! А для нашего Минпроса Подойдет простая проза. Это, Валентина Валерьевна, не дискуссия! Это крик души!!! К нему присоединяются тысячи! "Выдь на Волгу: чей стон раздается..?" Педагогов-учителей! Мы действительно тратим драгоценное время нашей жизни не на то. Максимализм, свойственный многим из братии и сестрии преподавателей, не дает и мне спокойно жить. Все нужно довести до идеала, даже при понимании того, что это никому не нужно. Каждый год, как и все учителя, я "пишу", копируя, новые программы и КТП. Каждый год я обнаруживаю ошибки в старых программах и КТП: то часы не сходятся, то темы пропущены, то еще что-нибудь. И каждый год приходит одна и та же мысль: ведь никто от этих ошибок не умер, мир не перевернулся, цивилизация не деградировала (по крайней мере от этих моих ошибок в ужасно важных документах). Я, конечно, не призываю к игнорированию требований вышестоящих органов. Но здоровье свое стоит беречь. По возможности пропускать мимо сердца и души вал формализованной глупости. Единственное, что заставляет выполнять ненужную работу, - это экономическое принуждение со стороны г... (бьет по карману родимое). С другой стороны, сея разумное, доброе, вечное, никто еще не обогатился до умопомрачения (сначала умопомрачение, а потом - обогащение; всегда так это работает, не правда ли?). Учителя - это истинные последователи Христа (без шуток!) - проявляют чудеса терпения и смирения! Вам, Валентина Валерьевна, здоровья, и успешного лавирования по трассе преподавания, сохранения и приумножения творческой энергии. Если не Вы, то кто?!!!!!

31 October 2019

Спасибо за пожелание. Пожалуй, оно подходит не только мне, но и всем, кто пока не ушел в бизнес и остался в образовании, несмотря на бесконечные реформы, тотальную бюрократизацию, бесконечные проверки, давление, переходящее в издевательство, со стороны чиновников и министерства и прямые намёки высшей власти о том, что пора бросать это гиблое дело.

1 November 2019

Вот, вот, каждый год пишем, копируем и ошибки находим. Иногда думаешь откуда эти ошибки, ведь в своем же уме была. А они пожалуй от этого "дурдома" и берутся судари и сударыни. Но все равно. любим мы свою работу, а если её не будет, еще и заскучаем. всем здоровья и хороших учеников.::smile6::

2 December 2019