"Союз спасения": смотреть нельзя выкидывать!

Предлагаю оценить достоинства и недостатки нового шедевра российского кинематографа. Упор делаем на историчность и возможность использовать на уроках истории и обществознания.

Дискуссия создана 11 January 2020

в группе «Учитель истории и обществознания. »

Ответы
10788
Эксперт сайта

Андрей Геннадьевич, Вы смотрели? Знакомая учительница-историк с этой целью, что Вы называете, ходила. До конца сил не хватило досмотреть, школьников не поведет. ::smile13::

11 January 2020

Смотрел, Ирина Анатольевна! Потому и интерес поговорить возник. Намеренно не давал оценку сразу. Хотя в названии дискуссии она угадывается, наверное.Сначала было впечатление, потом ожидание, затем... нет, не разочарование. Было удивление, недоумение и некая растерянность. Не понятно, зачем понадобилось перевирать историю. А когда непонятно, это напрягает. Как когда вы понимаете, что вас обманывают, но не знаете как. Впрочем здесь не так - знаешь как и в чем обманывают, но не доходит зачем. Если интересно, расскажу подробнее. Даже точно расскажу. Чуть позже. А домотреть фильм, думаю надо было. По крайней мере, можно с чистой совестью сказать: "Смотрел. Потому и говорю". А то получится как с "Доктором Живаго" - "Не читал, но осуждаю". СПАСИБО за ответ! Надеюсь общение продолждить)))

11 January 2020
9243
Эксперт сайта

А Я только сегодня хотел посмотреть его( только ориентируясь на отзывы знакомых, кто с историей имеет дело). Отзывы неоднозначны. Минут 15 думал "идти или нет", ну не пошёл ::smile10::

11 January 2020

Daniel Muhabovich, иногда действительно бывает обидно за впустую потраченное за просмотром очередного "неоднозначного" или однозначно "никакого" фильма время. Однако такой вывод можно сделать только посмотрев этот фильм. Бывало, смотришь кем-то порекомендованную (да еще восторженно!) киношку, высиживаешь, крепясь и постанывая - и только для того, чтобы сказать человеку свое взвешенное мнение. И вот приходишь к выводу, что даже если фильм плохенный, просмотр его не может пройти для Вас зря. Вы приобретаете опыт, а главное - право судить (я про фильм, не подумайте что я о глобально-вселенском!). А обсуждение плохого чего-то всегда дает больше пищи для размышлений и рождает больше идей, чем восхищение чем-то безусловно хорошим (Дай, Бог, чтобы хорошего кино было... чтобы оно просто было:))Так что посмотрите. Мне было бы очень интересно узнать Ваше мнение как психолога, есть ли у "Союза спасения" какая-то глубинная цель, кроме кассовых сборов.

11 January 2020

Андрей Геннадьевич, я фильм посмотрела. Массово учеников на фильм не повела, но посмотреть рекомендовала. Некоторые посмотрели. В ближайшее время обсудим на уроке. У меня есть претензии к авторам фильма, но то, что он заставляет задуматься о многих вещах - это несомненно! Меня очень напрягала клиновая манера подачи фильма первых полутора часов. Но, как выяснилось, фильм шел "по нарастанию". Последние 50 минут просто "не отпуском", а мысли буквально "открыли дискуссию". Выйдя из кинотеатра, практически час обсуждали фильм с коллегой. Итак, мои выводы:1. В фильме абсолютно иной, нежели в "Звезде пленительного счастья", взгляд на декабристов. Их идеи, методы, ой, как не однозначны! Я в очередной раз убедилась в катастрофичности, жестокости и недопустимости революций! 2. Ставится вопрос ответственности. Трубецкой не является на площадь, Муравьев- Апостол "проводит черту" и идёт один (понятно, что здесь много художественного вымысла, т.к. не кинодокументалистика). В памяти всплывает образ Иисуса из произведения Андреева "Иуда Искариот". Иисус не позволил взять оружие своим подвижникам, т.к. жертвовать ради идей можно ТОЛЬКО собой! Здесь же на заклание вывели ПОЛКИ солдат! 3. "Царапало" название фильма: если речь о восстании, то почему название организации 1816 года? По окончании фильма стало понятно, что этот вопрос и задают авторы. Кого спасли и спасли ли эти члены масонских лож, ратующие за все хорошее против всего плохого? Думаю, ответ очевиден. 4. Замечательный образ Николая создан авторами! Очень правдоподобно, если знать хронологию восстания. Николай тоже берет на себя ответственность! И за кровь, и за дальнейшее развитие страны. Кстати, реформы проводит ( правда, это знают немногие). Да, противоречивые, как все у нас в России... Является "личным цензором" Пушкина (по его же словам), погашает долги Пушкина. В общем, не соответствует той картинке, которую нарисовала советская историография. Можно много ещё писать, но, в целом, на мой взгляд, если ужать начало, фильм получился строящий. Есть поднятые проблемы, замечательные костюмы, хорошая операторская работа, актерская игра, историческая достоверность. Фильм для думающих, ищущих ответы на философские вопросы людей. Смотреть!!!

12 January 2020

Спасибо за ответ, Елена Викторовна! По поводу исторической достоверности поспорю.1. Николай Павлович не входил в число лиц, посвящённых в планы о передаче именно ему престола после смерти Александра. В фильме он все знает. Но тем более не понятны его действия, дискредитирующие его самого. 2. Интересны взаимоотношения Милорадовича с Николаем. Первый находит возможным учить второго и буквально требовать поступить так, а не иначе. Не слишком ли фамильярные отношения с членом императорской фамилии? 3. На "отца солдат" Милорадович в исполнении Домогарова явно не тянет. Его речь (такая, как в фильме) вряд ли могла повлиять на неразумных солдат. 4. Восстание Семеновского полка - целое шоу или маленькая революция. За такое (за то, что показано в фильме) точно не простили бы. Наказание было бы жёстче. В реальной истории восстания удивляет именно несоразмерность наказания проступку. Солдаты просто отказались расходиться с вечерней поверки в знак протеста против издевательств (или что-то в этом духе, не помню точно, извините). 5. Почти не уделено внимания в фильме планам декабристов. Запоминается, что хотели убить царя и всю его семью. И все. Даже об отмене крепостного права - как-то вскользь. 6. Восстание Черниговского полка происходило все-таки на пару недель позже событий на Сенатской площади. Информацию об этом в фильме найти можно, если искать. Приём параллельного показа событий разного времени не доведен до конца. Если вы не в теме, запомните, что два выступления происходили синхронно. 7. Запомнится и убийство декабристами Императора на военном смотре. Ничего, что это только планы Пестеля. Ошибки на экзамене по истории ожидаемы))) 8. И последнее пока. Послевкусие от фильма сложное. Он готов понравиться, но изложенное выше не даёт ему этой возможности. И вдруг осознаешь, что в фильме о благородном дворянстве нет ни одного благородного персонажа (ну хотя б чтобы выглядели и вели себя благородно).

12 January 2020
Ответ

Я и написала, что первая часть фильма мне не понравилась. Плюс к этому: нельзя воспринимать художественный фильм в качестве учебного пособия для подготовки к экзамену.::smile7::

12 January 2020
Ответ

В качестве учебного пособия для подготовки к экзамену воспринимать фильм НЕЛЬЗЯ. Но оценить его как вредный или нежелательных при подготовке к ЕГЭ вполне можно, если он искажает факты. Поэтому, Елена Викторовна, я просто томлюсь от волнения - Вы с моими доводами согласны? Рубаните Правду-матку (простите мне солдатских сленг с Сенатской)))) Мы ведь в педагогическом сообществе общаемся. Так что художественные достоинства фильма нужно и можно отодвинуть на второй план. Спасибо!

12 January 2020
Ответ

Да нет там материала для подготовки к экзамену, Андрей Геннадьевич!; Только материал для размышления.

12 January 2020
Ответ

?!!))

12 January 2020

Елена Викторовна, немного не по теме, но всё же. Что хуже: государственный или конституционный переворот?

16 January 2020
Ответ

Это практически синонимы.

16 January 2020
Ответ

Понятно, спасибо. Сейчас некоторые политологи говорят о втором.

16 January 2020

Министр культуры уже рекомендовал включить этот фильм в школьную программу. Выкидывать около 800 млн руб (бюджет фильма) не позволят. Не историк я, фильм не смотрела, смотреть не буду. Один из продюсеров - К.Эрнст, «телеведущий, генеральный директор «Первого канала», который "окончил зооинженерный факультет Московской сельскохозяйственной академии" (Википедия). Какая может быть историчность?.. А вот научный разбор фильма историком Н.П.Соколовым послушала с интересом.

12 January 2020

Спасибо за ссылку!))

13 January 2020

Очень спасибо за ссылку! ::smile1::

13 January 2020

На мой взгляд, фильм сложный, противоречивый. Очень многое остается недоговоренным, непонятным. Эмоционально захватывает, заставляет задуматься. Но если человек "не в теме" и историю знает поверхностно, то ясности фильм точно не внесет. Даже советский фильм "Звезда пленительного счастья" намного корректнее по отношению к историческим событиям (хотя и с искаженной оценкой происходящего), несмотря на то, что посвящен другому: теме жен декабристов.

13 January 2020

Спасибо за реплику! "Звезда..." - фильм недоговоренностей, намеков, и он стокан из эпизодов разного времени. Но какое разительное отличие от "Союза..."! Фильм "Звезда..." - именно благороден, а "Союз..." скорее безроден. В "Звезде..." 2 серии. Первая - необходимая предыстория гражданского подвига жен декабристов и рассказывает именно о планах тайных обществ и о самом выступлении и казни пятерых. Вероятно, в советском фильме много искажений истории. Однако правдивой истории не существует как таковой. История - это всегда политика современности. В связи с этим интересно было бы, Валентина Валерьевна, узнать, в чем, на Ваш взгляд, выражается "искаженная оценка происходящего", как Вы пишете, в "Звезде пленительного счастья"? Заранее благодарю за Ваш ответ!::smile0::

13 January 2020
Ответ

Мне трудно судить об "исторической правде" "Звезды пленительного счастья", но музыка там гениальная.Сколько раз мелодии из фильма и, вообще музыка Исаака Шварца, мне помогала в создании слайд-шоу.Великий композитор.

13 January 2020
Ответ

Согласен! Музыка волшебная и к месту. Кстати, сравните с музыкой в "Союзе спасения". Там музыка суперсовременная (нам теперешним!) и существует совершенно сама по себе)))

13 January 2020
Ответ

Двадцатый век нести для нас спешил Свет идеалов, красоту души. За правдою сомнительной стремясь, Век двадцать первый нам являет грязь. Но как не совершенно то создание, Где спецэффект царит над содержанием!

14 January 2020
Ответ

Спасибо! Хорошо сказали! С Вашим талантом и быстротой реакции Вы представляете в компании Маяковского в "Окнах РОСТА" ::smile1::

14 January 2020
Ответ

Я не историк, но, по моему мнению, фильм представляет декабристов весьма однобоко: как героев-мучеников, борцов за правду, чьи идеи опередили время. Мне они таковыми не видятся. На мой взгляд, своим восстанием декабристы запустили страшный процесс, положили начало философии террора, как главного способа политической борьбы. Единственным ярко прописанным образом среди декабристов оказывается поручик Аненков: барчук, привыкший, что любые безумства сходят ему с рук, для которого восстание - это такая игра в революцию. Когда же он попадает в крепость и понимает, чем обернется для него эта "шалость", пытается наложить на себя руки. Кстати, считаю, что Ливанов, играя Николая Первого, совершил невозможное для советского кино: сумел создать довольно сложный образ императора. Не тирана и деспота, но человека, потрясенного ситуацией, когда те, кого он считал опорой государства, обернулись изменниками и бунтовщиками. Человека, который пытается понять причины...

14 January 2020
Ответ

Музыка в "Союзе спасения" меня тоже покоробила. "Апостол Андрей" в качестве основной темы декабристов рождает ассоциацию с образом Христа и апостолов, тогда как фильм вовсе не изображает их святыми. Баста и вовсе кажется неуместным. В общем, возникает когнитивный диссонанс ;)

14 January 2020

Посмотрел фильм.Сложное чувство от вольных авторских вариаций на тему декабризма. Если этот "шедевр"пропихнут в школы, то учителям истории можно будет посочувствовать. Если кому-то интересна история подготовки и ход восстания, есть документальный фильм "Дело декабристов" (легко найти на Ютубе). Кстати, "пропихивание" весьма возможно. Уже есть прецедент с творениями Солженицина и "Повестью о настоящем человеке".

2 February 2020