"Образование - это навыки, которые надо применять. Все остальное - просиживание штанов".

Как меня мучают эти девять слов. Всего девять слов. Я все время думаю над ними, читая такие знакомые, много лет корректируемые тематические планы образовательных программ, создавая рабочие программы. Я обучаю будущих коммерсантов, логистов, товароведов, рестораторов, экономистов, бухгалтеров... У меня так много вопросов, постоянный поиск ответов, очень много противоречий. Я всегда помню об этих девяти словах А. Курпатова. Они не дают мне покоя... . Уважаемые коллеги, а как вы относитесь к этому высказыванию, этой цитате моего любимого ученого и общественного деятеля Андрея Владимировича Курпатова? Очень интересен ваш взгляд, ваши мнения.

Дискуссия создана 8 July 2020

в группе «Преподаватели ССУЗ»

Ответы

Никак не могу с этим согласиться. В самом слове образование слышится слово образ. Образ в высоком понимании всегда многогранен, как многогранен этот мир, о котором дети должны иметь представления. А следуя высказыванию, можно прийти к выводу, что достаточно научить читать, считать, писать. Впрочем, судя по последним изменениям в школьной программе, всё к этому и идёт.

8 July 2020

Жанна Владиславовна, спасибо большое за Ваше видение. Я воспринимаю эту цитату больше в контексте профессионального образования. Поэтому создала дискуссию в группе преподавателей ССУЗов. Например, у меня определенная специальность. И есть программа, в ней тематический план. И содержание тем совершенно не связано с будущей профессией (Иностранный язык) Пробую раскачать ситуацию, но многие коллеги не хотят ничего менять, очень удобно идти по проторенной дорожке, действовать по шаблону, а ведь можно было за это время столько ребятам дать, развить именно компетенции по ФГОС, они бы усвоили огромный пласт профессиональной лексики, которая, действительно, пригодилась бы им в будущей профессии. Но если говорить о дошкольном, начальном образовании, то тут, безусловно, широкое поле для дискуссии.

8 July 2020
1122
Эксперт сайта

Абсолютно согласна с Вами, Жанна Владиславовна. Отбросим "высокое понимание" и прочую патетику. Образование - усвоенный объем знаний, дающий способность воспринимать, критически осмысливать, анализировать, систематизировать, давать оценку и применять на практике, информацию в своей профессиональной сфере. Образованный человек - это человек, получивший базовое образование в своей области. И пребывающий в постоянной гонке за динамикой образовательных процессов. Это человек, заявляющий, что постиг "вчера", изучает "сегодня" и стремится к "завтра"

9 July 2020
1122
Эксперт сайта
Ответ

Так, а что мешает подойти к тематическому плану творчески? "столько ребятам дать, развить именно компетенции по ФГОС, они бы усвоили огромный пласт профессиональной лексики, которая, действительно, пригодилась бы им в будущей профессии."??? Давайте, дерзайте, творите. Потом обязательно поговорим о дошкольном образовании. Взаимно похвалимся успехами. Разве не так?

9 July 2020
Ответ

Венера Исмагиловна, так и дерзаем, творим, но в обход многолетнего тематического плана программы, тайно, потому что в содержании, например, программы для коммерсантов нет ничегошеньки коммерческого, ну хоть бы на йоту. У нас создание учебно-методических комплексов распределяется между преподавателями. Рабочая программа рабочей программе - рознь. Я бываю "нарушительницей некоторых тематических планов". И у меня есть обоснование моих действий.

9 July 2020
1122
Эксперт сайта
Ответ

Так у нас вообще, образование детям дается, не "благодаря", а "вопреки"::smile10::

10 July 2020
Ответ

Стагнация часто связана с нежеланием что-то менять, а удобством идти по проторенной дорожке, действовать по шаблонам и образцам, копировать многолетние учебно-методические комплексы. Динамические стереотипы. А если какое-то нововведение, добавление другого учебного пособия - негодование, паника, сопротивление. И часто эффективный путь не столько идти против системы, сколько идти в обход системы (именно "вопреки"), не особенно афишируя, не сокрушая баррикады, а делая свое дело, на совесть.

10 July 2020
1122
Эксперт сайта
Ответ

Образование - это страна чудес, "в которой нужно очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте". Вот только цель многих "от образования" - добежать до чиновничьего корыта. После чего, всякий бег прекращается и начинается чавканье и отталкивание конкурентов. А Вы тут своими новшествами отвлекаете::smile3::

10 July 2020
Ответ

Хорошо, что, все же, встречаются и умнейшие люди, талантливые управленцы, светлые умы, чье счастье не только в "чиновничьем корыте" (опять вспоминаю Вселенную 25), ими движут другие мотивации ::smile0::.

10 July 2020
1122
Эксперт сайта
Ответ

Кто бы спорил. Только в существующей системе, они - вымирающий вид.::smile48::

10 July 2020
Ответ

Полагаю, в них жизненные силы, все-таки есть, ведь они не похожи на обитателей Вселенной 25, в отличии от ребят у корыт))), те уже в 25 Вселенную попали.

10 July 2020
1122
Эксперт сайта
Ответ

Не спорю. Но, для реализации "жизненных сил" - нужны условия их "прорастания". Как растению - свет и почва. Свет - это их социальное признание. Почва - "отчеканенная свобода". Ни того, ни другого - нет. Увы(((

10 July 2020

Это современный взгляд на образование. Может он и верен. Есть только одно "но". Когда мы учим детей, мы не знаем, какие навыки ему будет надо применять. Все зависит от того, кому и зачем их применять.

8 July 2020

Наталия Владимировна, спасибо за поддержание дискуссии. Согласна с Вами. Я вообще думаю, что вопрос ЗАЧЕМ - один из самых важных. И это высказывание скорее подойдет ребятам старшеклассникам, которые серьезно задумываются о будущей профессии, продумывают шаги на пути к ней. Таких не так уже много, что обусловлено нейрофизиологически, ведь префронтальная кора мозга, отвечающая за видение и планирование будущего формируется к 21 году. Часто оказывается, что поступил в университет и только позже понял, что совершенно "не твое".

8 July 2020
Ответ

Абсолютно верно. Из собственного жизненного опыта могу сказать, что встречала довольно много молодых людей, которые понимали, что поступили "не туда."

8 July 2020
Ответ

Увы, так происходит часто. По совету родителей или "пошел туда же, куда друг, одноклассник". Потом с трудом или неприязнью доучивается и ищет себя в чем-то другом, либо продолжает деятельность, которая совсем не близка.

8 July 2020
14217
Эксперт сайта
Ответ

Согласен, например, в нашем городе всего 2 колледжа и 2 техникума, выбор специальностей и профессий не самый широкий, поэтому те выпускники, которые остаются в городе, вынуждены выбирать так сказать из того, что было. Как уже говорил ранее, у нас учиться достаточно тяжело - 2 технические специальности, но стараемся каждый раз настроить их, объяснить, что специальности востребованные, даже в нашем городе, также есть возможность в дальнейшем пойти учиться в Братский государственный университет на заочное отделение по тем же специальностям и стать инженерами, такие специалисты даже более ценны для предприятий, чем те, кто сразу получает высшее после 11 класса. У меня в 2018 году уже выпустилась одна группа ребят, практически все сейчас работают по специальности.

9 July 2020
1122
Эксперт сайта
Ответ

Не хотелось бы Вас разочаровывать, но формирование гиппокампа (области мозга, "ответственной" за "планирование" будущего) - не имеет возрастного ценза и "созревает" пропорционально развитию мозга в целом. Возрастные параметры здесь весьма размыты и колеблются в интервале 13-27 лет. Наблюдается расовая и урбанистическо-техногенная зависимость. Интересно было бы узнать, как о параметре в "21 год", так и о "фронтальной коре мозга". Я, по скромности своей образованности, имею понятие только о префронтальной коре. Буду благодарна за повышение моего образовательного уровня. Особенно, в плане "видения" будущего. ...И, если, кто то "поступил в университет и только позже понял, что совершенно "не твое" - то это решение за него принял кто то другой. Вот и все.::smile10::

9 July 2020
1122
Эксперт сайта

Это - взгляд на состояние образования. Но, не на понятие образования.

9 July 2020
Ответ

Здравствуйте, Венера Исмагиловна! Большое спасибо Вам за активное участие в этой дискуссии ::smile0::. Конечно же, Вы правы! Именно ПРЕфронтальная кора, никакая не фронтальная (в порыве дискуссионного упоения допустила описку, которая нивелирует всю картину строения головного мозга). Подробно прочитать о вышеуказанной функции префронтальной коры можно в книгах Курпатова "Складка времени", "Красная таблетка", "Чертоги разума" и др. Именно там подробное описание. А если краткое видео, шутливое, то вот ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=3LPf_1e9EA4 , но оно больше не для специалистов с глубокими познаниями, а слушателей лекции.

9 July 2020
14217
Эксперт сайта

А мне на ум приходит другое высказывание: Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь (восточная мудрость). И в этом плане меня часто выручает технология развития критического мышления, ведь она способствует активизации познавательной активности. Стараюсь как можно чаще применять ее в своей работе. Анализирую, какие приемы больше нравятся студентам, ведь простое чтение лекции и записывание в тетрадь не будет эффективным. Также привожу примеры, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Часто провожу викторины, квесты, чтобы разнообразить учебный процесс. По поводу высказывания А.Курапотова могу сказать одно, скорее всего оно в большей или меньшей степени верно, не зря ведь в профессиональном образовании все чаще склоняются именно к практико-ориентированному образованию, к увеличению часов на практику и уменьшению на теорию - лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать

8 July 2020

Егор Игоревич, спасибо большое за такой содержательный и развернутый ответ. Вашим студентам повезло, что у них такой преподаватель, потому что, к сожалению, зачастую присутствует лишь одна форма - именно чтение теоретического материала и два академических часа записывания этого материала в тетрадь. Либо списывание со слайдов презентации. И так целый семестр до зачета. Бывают, конечно, лекции, что заслушаешься. И лектор спрашивает слушающих, задает наводящие вопросы, заостряет внимание, приводит наглядные примеры. Но если монотонная диктовка... Из Вашего личного опыта, какие у студентов самые любимые формы занятий?

8 July 2020
14217
Эксперт сайта
Ответ

Ирина Владимировна, еще со студенческих времен преподаватель по методике преподавания биологии Тамара Ивановна нам говорила, что эффективными являются уроки со сменой видов деятельности, именно в этом может помочь ТРКМ, в стадии вызова, например, можно предложить студентам побыть в роли ученых-исследователей, которым по остаткам утерянной информации необходимо восстановить описание об объекте. В стадии осмысления использую прием инсерт (пометки на полях), беру какой-то самый несложный и в тоже время познавательный текст по теме урока, разбиваю на блоки, студенты с помощью условных знаков делают пометки. В стадии рефлексии - лови ошибку, зачитываются верные/неверные утверждения - должны определить, или синквейн... много разных... У меня есть несколько разработанных и опробованных занятий по ТРКМ, а также подкорректированных после первого опыта. Такие занятия пролетают незаметно, также даю возможность студентам самим себя оценить. Понятно, что многие завышают оценки, но ведь эти отметки не являются в целом определяющими за семестр. На тех темах, которые не являются обязательными, а больше ознакомительными - стараюсь провести нестандартные уроки - викторины, квесты. Под запись всегда стараюсь давать самое основное, все подряд не пишем, в течение пары делаем 3-5 минутные перерывы. В колледже с одной стороны работать немного сложнее, ведь ребята приходят из разных школ с разным уровнем знаний по предметам, поэтому стараюсь задания делать разноуровневыми, для более сильных всегда в запасе есть дополнительные задания на более высокую оценку. К сожалению город у нас маленький, практически нет мест, куда можно сходить посмотреть что-то по моим дисциплинам (я имею ввиду музеи, планетарии), сотрудничаю с 2-мя библиотеками, ходим к ним на мероприятия или они к нам.

9 July 2020
Ответ

Егор Игоревич, в который раз искренне благодарю Вас за такой подробный, содержательный ответ. И за иллюстрацию с пирамидой обучения. Наверное, Тамара Ивановна - прекрасный педагог, и оставила след в Вашей педагогической биографии, как это делают все замечательные преподаватели. Я их вспоминаю с огромной теплотой в сердце.

9 July 2020
1122
Эксперт сайта

Просто аплодирую стоя. Сколько мудрых высказываний. Пытаюсь коррелировать с "поэтому те выпускники, которые остаются в городе, вынуждены выбирать так сказать из того, что было. Как уже говорил ранее, у нас учиться достаточно тяжело - 2 технические специальности"...Может, остаются в городе, удовлетворенные с выбиранием из того, что было? И, может, тяжесть учения связана не с количеством "технических специальностей" - а с объемом и интенсивностью образовательного процесса?

9 July 2020

В целом, наверное, можно согласиться с мнением А.Курпатова. Но... есть НО. По-моему, это относится прежде всего к саморазвивающимся детям, молодым людям. Если человек сам не хочет ОБРАЗОВЫВАТЬСЯ, то, к сожалению, никакая методика, никакой гениальный учитель/ преподаватель ничего не сможет сделать. Для ищущих учеников, студентов, я считаю, достаточно дать азы и способы (алгоритмы, закономерности) работы в той или иной сфере. К сожалению, сейчас таковых немного.

9 July 2020
1122
Эксперт сайта

Очень рационально-циничное, а потому примитивно-выхолощенное понимание образования. Ваш "кумир" просто акцентировал на отрыве классического профессионального образования от реалий. Так это - общемировая тенденция. И не имеет ничего общего с понятием "образования" вообще. ..."не сотвори себе героя"

9 July 2020

Венера Исмагиловна, спасибо Вам за Ваши оценочные суждения. Хочу лишь поправить, что Андрей Владимирович - не мой кумир, а мой учитель, авторитет. В 23 года он был парализован, и надежды выжить почти не оставалось. Вам, как специалисту, наверняка, известен синдром Гийена-Барре - острая форма прогрессирующей воспалительной нейропатии. Но и в этом состоянии он пишет книгу "Счастлив по собственному желанию", которая впоследствии становится бестселлером и переиздается до сих пор ::smile0::. К счастью, молодого судового врача удалось спасти от смерти, хоть и с последующими рецидивами. Его труды, книги, безусловно, кардинально повлияли на меня, мои взгляды, мою жизнь. У него более 100 научных работ и монографий в области психиатрии, пограничной психотерапии, психодиагностики, психосоматики. Он создал новое научно-философское направление "методология мышления", его книги переведены на 8 языков, тиражи более 5 миллионов экземпляров. Мне не свойственен процесс творения кумиров, я все больше учебно-методическими разработками занимаюсь. Но если бы начала создавать себе кумира, то из такого человека и кумира создать не жалко))). ::smile2:: И мне очень приятно и ценно знать Андрея Владимировича лично.

9 July 2020
1122
Эксперт сайта
Ответ

Ирина Владимировна, мы обсуждаем не личность Андрея Владимировича, безусловно заслуживающую уважения, а его высказывание о образовании. А идиома "Не сотвори себе кумира", лишь означает - критически относись к любой информации, даже из самого уважаемого источника. Только и всего::smile0::

10 July 2020
Ответ

Согласна с Вами полностью. Относиться нужно критически. Но ничего с собой поделать не могу - нравится это высказывание и постоянно побуждает к осмыслению в отношении профессионального образования (я именно в группе преподавателей ССУЗов такую дискуссию открыла). Не дошкольное образование, не начальное школьное, а именно профессиональное. Интересно, что студентам эта цитата очень нравится. Она созвучна с внедрением практико-ориентированным подхода, дуального обучения. Но так как эта фраза вырвана из контекста, то, действительно, может восприниматься как очень циничная, неоднозначная, упрощающая.

10 July 2020
1122
Эксперт сайта
Ответ

Эта фраза не раскрывает содержание образования. Она отображает состояние профессионального образования в стране и мире. Оторванность преподавательского состава от профессиональных реалий, в ряде областей и заведений, носит критический уровень. Но - это вопрос к системе образования в целом. Где существует только самомотивация к развитию. ...Думаю, студенты относятся к данной фразе, как критерию ценностей знаний вообще. А вот это - неправильно и опасно.

10 July 2020
Ответ

Почему такой критерий ценностей знаний неправилен и опасен? ::smile0::

10 July 2020
1122
Эксперт сайта
Ответ

Вы были в булябии? Можете отобрать, что вам там будет полезно, а что нет? Особенно на севере булябии, когда на каждом шагу байлики?

10 July 2020
Ответ

::smile4:: В булябии не была)). Наверняка там чудные живут булябяне с булябятами. Можно было бы изучить булябский язык, особенно северный диалект, но мне он не пригодится нигде и ни в чем)), следовательно, даже байлики, и те, что на каждом шагу, и те, что прячутся в дуплах булябской растительности, я не смогу использовать. Вся булябия отсеялась вкупе с байликами)).

10 July 2020
1122
Эксперт сайта
Ответ

Боже, какое невежество!::smile3:: Да всем известно, что в булябии живут чипокане. И общаются только двоичным кодом::smile5:: ...Вот так и студенты. Не были ни сталеварами, Ни строителями, ни технологами. Ни.... Они имеют такое же представление о своей профессии, как мы о булябии (я тоже понятие не имею как там))). А, соответственно, не могут понять и "отфильтровать", что им нужно, а что нет. Я хорошо помню возмущение моей дочи, несколько лет назад окончившей МГСУ, "нафига нужен "матан" в таком объеме и с таким самодуром преподом?!!!!" ...Понимаете, определить актуальность знаний - могут только состоявшиеся в профессии люди. Есть еще один аспект этой проблемы: все знания можно условно разделить на "практические" и "фундаментальные". Именно фундаментальные и подвергаются нападкам студентов. Не понимающих, что без этой базы, усвоение практических знаний - это создание "пользователя". Но, никак не профессионала.

10 July 2020

Сводить образование к навыкам, мягко говоря, неправильно. Это как статуей Давида орехи колоть. Много узнал из дискуссии хороших определений образования. Не претендую на ещё одно. Просто поделюсь давним впечатлением. Я довольно много знал того, что касается истории. Но знания эти валялись в голове как в мусорном ведре. И где-то на 3 курсе я стал физически чувствовать, что имеющееся в голове начинает приводиться в порядок, раскладываться по полочкам. Так что образование, как кажется, это порядок в голове... дополненный способностью и потребностью сомневаться. К Курпатову отношусь с симпатией и интересом. Но в обсуждаемом высказывании он, думаю, призывает образованных людей не просиживать штаны, а поскорее разорвать попу в погоне за успехом. Амбициозность - это так современно! Мне же ближе китайская созерцательность (хотя принцип благородного недеяния я все же не разделяю)::smile6:: Общий вывод: с мнением АК не согласен, но понимаю, чем оно продиктовано. Это просто красивая запоминающаяся фраза. Не зря же она врезалась Вам в память, Ирина Владимировна! Курпатов, прежде всего, - отличный психолог::smile6::

17 July 2020

Андрей Геннадьевич, спасибо Вам большое за Ваше видение вопроса. Андрей Курпатов никогда не являлся психологом, он психиатр и психотерапевт, один из создателей руководства по когнитивно-поведенческой психотерапии ::smile0::. Насчет "рвать попу в погоне за успехом" в отношении Курпатова не соглашусь. У него есть отличная книга "Красная таблетка-2. Вся правда об успехе", где он в пух и прах как раз и разносит погоню за "успешным успехом", чем все это оборачивается.

17 December 2020
Ответ

Ирина Владимировна, не отказывайте психиатру Курпатову в почётном звании "отличного психолога". У нас каждый второй психолог:)) Я ни в коем случае не имел ввиду специальность Андрея Владимировича, а лишь его безусловную способность понять, что запоминаются только резкие фразы.Не так важно, что думал Курпатов, формулируя свой тезис. Важно, что подумал я, Вы или кто-то ещё. Ведь текст создаётся читателем. Причём при каждом следующем прочтении заново. Мысль не может застыть на какой-то одной интерпретации текста. В том и интерес - от чтения, от жизни, от разговора.

17 December 2020
Ответ

Андрей Геннадьевич, очень приятно читать Ваши содержательные комментарии ::smile0::

17 December 2020