Обсуждение "Концепции преподавания русского языка и литературы"
У нас прошло обсуждение данного документа. Какое мнение сложилось у вас?
Дискуссию начал(а) Субботина Светлана Львовна06.12.2015 4903
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: официальная группа администрации»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Субботина Светлана Львовна(эксперт сообщества)
#1, 06.12.2015
При знакомстве с документом привлекла внимание особая значимость предмета "литература" - "это единственны й школьный гуманитарный предмет, в фокусе внимания которого - произведения искусства". Поэтому при его преподавании должны активно использоваться межпредметные связи - с музыкой, изобразительным искусством, историей. Тогда будут выполнены функции литературы: познавательная, нравственная, воспитательная.
Из указанных в "Концепции..." проблем отмечу следующие:
1. проблема чтения и понимания текста современными школьниками. Так как на уроке основное внимание уделяется анализу произведения, то ему должно предшествовать полноценное чтение и знание текста, на что обычно не уроке не хватает времени. Возможно, как выход из данной ситуации можно предложить активизацию летнего чтения с участием в нём родителей, с обязательным всесторонним контролем;
2. проблемы содержательного характера
= русского языка. Справедливо замечено, что усвоение большого количества правил зачастую не ведёт к повышению грамотности. Заинтересовал такой вариант: итоговая аттестация на двух уровнях - базовом и углублённом (соответственно в 9 и в 11 классах). Тогда более вероятно повышение грамотности (освоение на базовом уровне) у большинства учащихся, а более глубокие знания будут осваиваться оп желанию (ведь для многих они трудны для усвоения, и дети не испытывают в них потребности);
= литературы. Привлекла констатация факта, что в школьной программе есть произведения, объём которых значительно превосходит отпущенное на их освоение время, а также те, которые не во всём соответствуют возрастным особенностям учащихся (например, роман Л.Н.Толстого "Война и мир" - по обоим вышеназванным аспектам);
3. проблемы методического характера. Из них особо хотелось бы отметить проблему формирования потребности ребёнка в чтении, потому что интерес к чтению, несомненно, будет влиять на развитие личности человека после окончания школьного обучения. Не будет открытием, что современная молодёжь после школы совсем не обращается к книгам, что, бесспорно, сказывается на личности не только самого индивидуума, но и его потомков;
4. кадровые проблемы. Я бы не согласилась с утверждением, что "сегодня аттестация учителей зачастую носит формальный характер, не стимулирует педагогов к развитию, не способствует профессиональному росту и творчеству". По собственному опыту могу утверждать, что именно предстоящая аттестация подвигла меня к активизации профессионального развития, что затем вошло в систему и по настоящее время стимулирует мой личностный рост.
Наряду с проблемами "Концепции..." хотелось бы уделить внимание путям решения проблем преподавания русского языка. Одним из путей названо включение в итоговую аттестацию совместно с контролем уровня владения письменной речью оценки "говорения как речевой способности". Это предполагает выслушивание каждого экзаменующегося, что будет осложнено временными и кадровыми проблемами, а в "Концепции..." уделено внимание только предполагающейся разработке критериев оценивания говорения, но не процедуре проведения.
С другой стороны, хотелось бы поддержать введение двух уровней ЕГЭ по русскому языку - базового и профильного, о чём уже упоминалось выше.
В заключение остановлюсь на общих проблемах "Концепции...". Привлекло внимание три момента:
• "следует оптимизировать нормативные требования к структуре рабочих программ, устранить избыточные параметры контроля за перспективным планированием учебной работы учителя", что хотелось бы поддержать, ведь не секрет, что не все разделы ныне используемых рабочих программ востребованы при работе на конкретном уроке;
• "необходимо осуществить комплекс мер по созданию учебников русского языка и литературы нового поколения", построенных на целом комплексе принципов. В настоящее время в связи с введением ФГОС по предметам "русский язык" и "литература" обновлены УМК, и переходить на новые УМК, которые будут ещё и достаточно дороги в разработке и изготовлении, нерентабельно;
• "нужны новые системы педагогических измерений динамики развития школьников, в том числе не ориентированных на высокие баллы, но сумевших добиться своих личных достижений в процессе образования", что полностью необходимо поддержать, особенно в условиях сельской школы, где часто только образовательное учреждение может дать ребёнку возможность саморазвития и самосовершенствования, даже при отсутствии глубоких знаний по учебным предметам.
(Примечание. Я не уделила внимания разделу № 3 "Концепции...": "Особенности преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды, так как данный вопрос пока меня не заинтересовал.)
Из указанных в "Концепции..." проблем отмечу следующие:
1. проблема чтения и понимания текста современными школьниками. Так как на уроке основное внимание уделяется анализу произведения, то ему должно предшествовать полноценное чтение и знание текста, на что обычно не уроке не хватает времени. Возможно, как выход из данной ситуации можно предложить активизацию летнего чтения с участием в нём родителей, с обязательным всесторонним контролем;
2. проблемы содержательного характера
= русского языка. Справедливо замечено, что усвоение большого количества правил зачастую не ведёт к повышению грамотности. Заинтересовал такой вариант: итоговая аттестация на двух уровнях - базовом и углублённом (соответственно в 9 и в 11 классах). Тогда более вероятно повышение грамотности (освоение на базовом уровне) у большинства учащихся, а более глубокие знания будут осваиваться оп желанию (ведь для многих они трудны для усвоения, и дети не испытывают в них потребности);
= литературы. Привлекла констатация факта, что в школьной программе есть произведения, объём которых значительно превосходит отпущенное на их освоение время, а также те, которые не во всём соответствуют возрастным особенностям учащихся (например, роман Л.Н.Толстого "Война и мир" - по обоим вышеназванным аспектам);
3. проблемы методического характера. Из них особо хотелось бы отметить проблему формирования потребности ребёнка в чтении, потому что интерес к чтению, несомненно, будет влиять на развитие личности человека после окончания школьного обучения. Не будет открытием, что современная молодёжь после школы совсем не обращается к книгам, что, бесспорно, сказывается на личности не только самого индивидуума, но и его потомков;
4. кадровые проблемы. Я бы не согласилась с утверждением, что "сегодня аттестация учителей зачастую носит формальный характер, не стимулирует педагогов к развитию, не способствует профессиональному росту и творчеству". По собственному опыту могу утверждать, что именно предстоящая аттестация подвигла меня к активизации профессионального развития, что затем вошло в систему и по настоящее время стимулирует мой личностный рост.
Наряду с проблемами "Концепции..." хотелось бы уделить внимание путям решения проблем преподавания русского языка. Одним из путей названо включение в итоговую аттестацию совместно с контролем уровня владения письменной речью оценки "говорения как речевой способности". Это предполагает выслушивание каждого экзаменующегося, что будет осложнено временными и кадровыми проблемами, а в "Концепции..." уделено внимание только предполагающейся разработке критериев оценивания говорения, но не процедуре проведения.
С другой стороны, хотелось бы поддержать введение двух уровней ЕГЭ по русскому языку - базового и профильного, о чём уже упоминалось выше.
В заключение остановлюсь на общих проблемах "Концепции...". Привлекло внимание три момента:
• "следует оптимизировать нормативные требования к структуре рабочих программ, устранить избыточные параметры контроля за перспективным планированием учебной работы учителя", что хотелось бы поддержать, ведь не секрет, что не все разделы ныне используемых рабочих программ востребованы при работе на конкретном уроке;
• "необходимо осуществить комплекс мер по созданию учебников русского языка и литературы нового поколения", построенных на целом комплексе принципов. В настоящее время в связи с введением ФГОС по предметам "русский язык" и "литература" обновлены УМК, и переходить на новые УМК, которые будут ещё и достаточно дороги в разработке и изготовлении, нерентабельно;
• "нужны новые системы педагогических измерений динамики развития школьников, в том числе не ориентированных на высокие баллы, но сумевших добиться своих личных достижений в процессе образования", что полностью необходимо поддержать, особенно в условиях сельской школы, где часто только образовательное учреждение может дать ребёнку возможность саморазвития и самосовершенствования, даже при отсутствии глубоких знаний по учебным предметам.
(Примечание. Я не уделила внимания разделу № 3 "Концепции...": "Особенности преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды, так как данный вопрос пока меня не заинтересовал.)
Алена Захарова
#2, 03.02.2020
Обсудив концепцию преподавания русского языка и литературы, мы хотим обратить внимание на неравный уровень владения обучающимися русским языком. Для этого необходимо создание методических пособий, учебников для работы с детьми-билингвами, которые позволят повысить знания русского языка. Требует совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению, что будет способствовать формированию читательской компетенции.
Похожие дискуссии:
- "Я за то, чтобы не унижали людей"
- Адаптационный период: мифы и реальность
- ЕГЭ по иностранным языкам не будут делить на уровни сложности
- Иногда опускаются руки. А у вас?
- Какие педагогические технологии актуальны для современных детей?
- Нужно ли ребенка дошкольника обучать чтению до школы?
- Сертификаты мероприятий первого дня Уфимского международного салона образования УМСО-2018
- Совместное обучение обучающихся с разной степенью подготовленности
- Учителей в школах ждет масштабная проверка знаний...
- ФГОС для обучающихся с ОВЗ