Рефлексия на уроке
В структуре урока по ФГОС рефлексия является обязательным этапом урока. Хотелось бы узнать от коллег какие приемы они используют в работе.
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
bhbyf
#1, 24.07.2016
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что дети узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что дети узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
власова Наталья Николаевна
#4, 24.07.2016
Когда мои дети учились в школе, использовались сигнальные карточки: полоска картона с одной стороны была красная, с другой зеленая. Подняли полоски, показали учителю. А еще при выполнении задания выставляли на парту флажок и учитель понимал, у кого проблема и к кому нужно подойти.
bhbyf
#5, 24.07.2016
Ответ на сообщение #4 пользователя власова Наталья Николаевна
Я использую фишки разноцветные при обучении, например, ведения мяча в баскетболе.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#7, 24.07.2016
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результат. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
1. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и синие. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – синий».
2. Еще один цветовой прием «Дерево чувств».
Если учащиеся чувствуют себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево листочки одного цвета, если нет – другого. Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадак, уныние.
3. Прием «Эмоционально-музыкальная концовка»
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения) Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
1. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и синие. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – синий».
2. Еще один цветовой прием «Дерево чувств».
Если учащиеся чувствуют себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево листочки одного цвета, если нет – другого. Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадак, уныние.
3. Прием «Эмоционально-музыкальная концовка»
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения) Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
Чернышева Татьяна Васильевна
#8, 24.07.2016
Ответ на сообщение #7 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Интересно.
Федорова Людмила Ивановна(эксперт сообщества)
#28, 26.07.2016
Ответ на сообщение #7 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Спасибо.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#35, 26.07.2016
Ответ на сообщение #28 пользователя Федорова Людмила Ивановна
::smile31::
Мария Николаевна Поткина
#9, 24.07.2016
Недавно встретила такой приём рефлексии, который теперь мы учителя используем на своих уроках. Для него не нужно никакое оборудование. Вот его суть: Метод пяти пальцев. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#10, 24.07.2016
Ответ на сообщение #9 пользователя Мария Николаевна Поткина
Большое спасибо!::smile31:: Беру себе в "копилочку"::smile1::
власова Наталья Николаевна
#11, 24.07.2016
Ответ на сообщение #9 пользователя Мария Николаевна Поткина
Очень хорошее предложение.
Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)
#12, 24.07.2016
Ответ на сообщение #9 пользователя Мария Николаевна Поткина
Интересно))) Спасибо!
Львова Светлана Алексеевна(эксперт сообщества)
#15, 24.07.2016
Ответ на сообщение #9 пользователя Мария Николаевна Поткина
Спасибо! Очень интересно!
Чернышева Татьяна Васильевна
#21, 25.07.2016
Ответ на сообщение #9 пользователя Мария Николаевна Поткина
Спасибо. Это для меня новое.::smile23::
Федорова Людмила Ивановна(эксперт сообщества)
#29, 26.07.2016
Ответ на сообщение #9 пользователя Мария Николаевна Поткина
Спасибо.
Купцова Елена Александровна
#39, 14.02.2017
Ответ на сообщение #9 пользователя Мария Николаевна Поткина
Мария Николаевна! Это очень интересно! Спасибо, берем на вооружение!
Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)
#13, 24.07.2016
Мой любимый синквейн.Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Уборка в доме»
Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Уборка в доме»
Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#14, 24.07.2016
Ответ на сообщение #13 пользователя Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Тоже интересно!
власова Наталья Николаевна
Комментарий был удалён пользователем 24 июл 2016 в 20:59
власова Наталья Николаевна
#17, 24.07.2016
Ответ на сообщение #13 пользователя Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Посмотрите эту дискуссию о синквейнах http://урок.рф/discussion/21066#c21711
Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)
#19, 25.07.2016
Ответ на сообщение #17 пользователя власова Наталья Николаевна
Спасибо за ссылку! Я эту дискуссию уже как-то просматривала)))
Чернышева Татьяна Васильевна
#22, 25.07.2016
Ответ на сообщение #13 пользователя Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Для учеников начальных классов синквейн - это сложно, а вот прием "уборка в доме" мне очень понравился. Буду применять. Спасибо.
Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)
#34, 26.07.2016
Ответ на сообщение #22 пользователя Чернышева Татьяна Васильевна
Ну я не учитель начальных классов, написала, то что я использую чаще всего, то, что мне нравится)
Львова Светлана Алексеевна(эксперт сообщества)
#18, 24.07.2016
<p>1.«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.</p><p>
</p><p>
</p><p>2.«Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки.
“+” “–” “?”
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.</p>
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.</p><p>
</p><p>
</p><p>2.«Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки.
“+” “–” “?”
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.</p>
Отредактировано 24-07-2016 21:03
Чернышева Татьяна Васильевна
#23, 25.07.2016
Ответ на сообщение #18 пользователя Львова Светлана Алексеевна
Спасибо за идею.
Елена Николаевна Колтышева
#20, 25.07.2016
Можно предложить ученикам в конце урока написать пятиминутное эссе, в котором учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Чернышева Татьяна Васильевна
#24, 25.07.2016
Ответ на сообщение #20 пользователя Елена Николаевна Колтышева
Интересно. Спасибо.
Костив Людмила Васильевна
#25, 25.07.2016
"КОМПЛИМЕНТ"
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
"ТРИ ЛИЦА"
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
" ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ"
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
"ПЕЙЗАЖ"
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
"ТРИ ЛИЦА"
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
" ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ"
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
"ПЕЙЗАЖ"
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению
Мария Николаевна Поткина
#26, 25.07.2016
Вот какие мы МОЛОДЦЫ все вместе взятые! Сколько интересных приёмов написали, которые возьмём себе на заметку в копилочку! Спасибо, коллеги.
Федорова Людмила Ивановна(эксперт сообщества)
#31, 26.07.2016
Я все приёмы скопировала, обязательно всё опробую. Спасибо.
Федорова Людмила Ивановна(эксперт сообщества)
#32, 26.07.2016
Спасибо, Татьяна Васильевна, за полезную дискуссию.
Чернышева Татьяна Васильевна
#33, 26.07.2016
Ответ на сообщение #32 пользователя Федорова Людмила Ивановна
Тема актуальная. Как много находок совместными усилиями!
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#36, 21.11.2016
Ответ на сообщение #33 пользователя Чернышева Татьяна Васильевна
А не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что рефлексия сугубо индивидуальное ,а не групповое публичное высказвание
Чернышева Татьяна Васильевна
#37, 25.11.2016
Ответ на сообщение #36 пользователя Евгений Алексеевич
Структура уроков по ФГОС содержит в обязательном порядке этап - рефлексия.
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#38, 25.11.2016
Ответ на сообщение #37 пользователя Чернышева Татьяна Васильевна
Согласен! Но..... Вы же не случайно интересуетесь вариантами. Это можно сделать по-разному. Надо заложить в голову, переварить, потом что-то и появится.....
Похожие дискуссии:
- "Я за то, чтобы не унижали людей"
- Адаптационный период: мифы и реальность
- ЕГЭ по иностранным языкам не будут делить на уровни сложности
- Иногда опускаются руки. А у вас?
- Какие педагогические технологии актуальны для современных детей?
- Нужно ли ребенка дошкольника обучать чтению до школы?
- Сертификаты мероприятий первого дня Уфимского международного салона образования УМСО-2018
- Совместное обучение обучающихся с разной степенью подготовленности
- Учителей в школах ждет масштабная проверка знаний...
- ФГОС для обучающихся с ОВЗ