УЧИТЕЛЬ! И ты в той войне ПОБЕДИЛ!
В предпраздничное утро вдруг подумалось: все эти страшные годы учителя продолжали трудиться во имя мира и свободы нашего народа, во имя будущего детей!
Подвиг учителя тех лет бессмертен, как и подвиг солдата, подвиг всего советского народа!
Коллеги, поделитесь памятью о подвигах военного времени учителей нашей страны, ваших территорий!
Подвиг учителя тех лет бессмертен, как и подвиг солдата, подвиг всего советского народа!
Коллеги, поделитесь памятью о подвигах военного времени учителей нашей страны, ваших территорий!
Дискуссию начал(а) Спицына Любовь Ивановна08.05.2018 4546
Опубликовано в группе «У меня коллега есть!»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#1, 08.05.2018
Война стала суровым испытанием и для советской системы образования.
Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи:
1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;
2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;
3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;
4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;
5) улучшение военно-физической подготовки;
6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико - просветительской работы среди учащихся и населения;
7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.
http://cpacibodedu.ru/article/3034-uchitelbstvo_v_godyi_velikoy_otechestvennoy_voynyi
Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку»!
Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи:
1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;
2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;
3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;
4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;
5) улучшение военно-физической подготовки;
6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико - просветительской работы среди учащихся и населения;
7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.
http://cpacibodedu.ru/article/3034-uchitelbstvo_v_godyi_velikoy_otechestvennoy_voynyi
Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку»!
Отредактировано 08-05-2018 07:17
Лариса Павловна
#2, 08.05.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Спицына Любовь Ивановна
Пункты 3-6 почему-то актуальны и сегодня...
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#5, 08.05.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Лариса Павловна
::smile7::::smile7::::smile7::
Аникеенко Наталия Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 09 май 2018 в 06:09
Хохлова Нина Борисовна
#4, 08.05.2018
Патриотизм всегда был на высоте в воспитании школьников нашей школы. Недаром из ее стен вышло много выпускников, посвятивших затем себя службе в Вооружённых Силах. Ныне только звание «полковник» имеют более 64 бывших школьников Духовницкой школы.
Эта фотография хранится в музее МОУ «СОШ им. Г.И.Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области». На ней человек прекрасной, трагической и героической судьбы, бывшая разведчица, заслуженный учитель РСФСР Анастасия Семеновна Вшивцева.
И в годы войны и после нее газеты много писали о боевых подвигах Анастасии Вшивцевой. В 1982 году в Приволжском книжном издательстве вышла книга А. Вольфа "Бессмертная Анастасия". Эта повесть была также опубликована в областной газете "Коммунист", а в 17-ой серии документальной киноэпопеи "Великая Отечественная" крупным планом во весь экран показана советская девушка - гвардии сержант, военный разведчик Анастасия Вшивцева. Фронтовой корреспондент заснял ее сразу же после возвращения с боевого задания. В больших темных глазах разведчицы еще не остыли напряжение и азарт. По горделивой улыбке нетрудно было догадаться, что из вражеского тыла она вернулась с важными сведениями.
При выполнении боевого задания в тылу врага в сентябре 1943 года А.С. Вшивцева была тяжело ранена двумя сквозными пулями в голову. Ее считали погибшей, но боевые друзья спасли Асю и эвакуировали в тыл. 19 дней она не приходила в госпитале в сознание, была парализована, временно лишилась зрения. В марте 1945 года Анастасия Семеновна вернулась домой с двумя орденами Красной Звезды и громкой славой бесстрашной разведчицей, но... инвалидом первой группы.
Она не сломалась. Четыре года упорно училась ходить, сидеть, писать, а в 1949 году твердо решила учиться дальше. Поступила в педагогический институт и закончила его с отличием, и она стала Учителем.
Эта фотография хранится в музее МОУ «СОШ им. Г.И.Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области». На ней человек прекрасной, трагической и героической судьбы, бывшая разведчица, заслуженный учитель РСФСР Анастасия Семеновна Вшивцева.
И в годы войны и после нее газеты много писали о боевых подвигах Анастасии Вшивцевой. В 1982 году в Приволжском книжном издательстве вышла книга А. Вольфа "Бессмертная Анастасия". Эта повесть была также опубликована в областной газете "Коммунист", а в 17-ой серии документальной киноэпопеи "Великая Отечественная" крупным планом во весь экран показана советская девушка - гвардии сержант, военный разведчик Анастасия Вшивцева. Фронтовой корреспондент заснял ее сразу же после возвращения с боевого задания. В больших темных глазах разведчицы еще не остыли напряжение и азарт. По горделивой улыбке нетрудно было догадаться, что из вражеского тыла она вернулась с важными сведениями.
При выполнении боевого задания в тылу врага в сентябре 1943 года А.С. Вшивцева была тяжело ранена двумя сквозными пулями в голову. Ее считали погибшей, но боевые друзья спасли Асю и эвакуировали в тыл. 19 дней она не приходила в госпитале в сознание, была парализована, временно лишилась зрения. В марте 1945 года Анастасия Семеновна вернулась домой с двумя орденами Красной Звезды и громкой славой бесстрашной разведчицей, но... инвалидом первой группы.
Она не сломалась. Четыре года упорно училась ходить, сидеть, писать, а в 1949 году твердо решила учиться дальше. Поступила в педагогический институт и закончила его с отличием, и она стала Учителем.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#8, 08.05.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Хохлова Нина Борисовна
Нина Борисовна, благодарю за подробный рассказ о судьбе учителя - героя! Пример - показательный; уверена, есть среди учителей еще множество людей с героическим прошлым и удивительной судьбой!
И о выпускниках Вашей замечательной школы узнала благодаря Вашему рассказу.
И о выпускниках Вашей замечательной школы узнала благодаря Вашему рассказу.
Хохлова Нина Борисовна
#13, 08.05.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Спицына Любовь Ивановна
Спасибо за отзыв. Пример А.С. Вшивцевой не единичный, о работе педагогов в тылу и участии в боях можно говорить много, как впрочем и о гражданском и боевом подвиге всего советского народа. Слава им и почет! Желание одно -чтобы подобное никогда не повторилась!
Лариса Павловна
#6, 08.05.2018
О подвигах учителей хорошо помнит депутат ГД от Забайкальского края. В 2015г. он обратился к учителям того же края, которые протестовали против задержек зарплат: "Надо проявлять терпимость, нельзя покидать классы, во время войны учителя вместе с классами уходили на расстрел. Да, сейчас не война, но терпеть нужно", - сказал Кобзон.
Отредактировано 08-05-2018 12:43
Порошина Ольга Анатольевна(эксперт сообщества)
#11, 08.05.2018
Тамбовская область. В музее третьего корпуса Первомайской школы открылась экспозиция, посвящённая педагогам школы – участникам Великой Отечественной войны.По информации руководителя музея третьего корпуса Первомайской школы И. Игумновой, в экспозиции представлены автобиографические сведения о педагогах-ветеранах. Выставлены уникальные экспонаты из семейного архива учителя истории А. Клочкова, подлинные письма Героя Советского Союза А. Манохина, которые он писал ученикам,состоявшим в отряде «Юные следопыты». Руководителем отряда был А. Клочков. Письма датированы 1969-м годом. Представлен рукописный альбом «Память сердца», оформленный на основе урока мужества, посвящённого Великой Отечественной войне. Также выставлен альбом, оформленный после встречи учащихся школы с педагогами-ветеранами Великой Отечественной войны. На его страницах – воспоминания педагогов о войне и пожелания беречь мир. Представлена рукописная книга, посвящённая 60-летию со Дня Победы «Пожелание потомкам», в которую вошли обращения двадцати ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе и пожелание учителя начальных классов Екатерины Моисеевны Чистяковой. https://www.facebook.com/vestnik68/photos/pcb.192107011512758/192104291513030/?type=3
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#17, 08.05.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Порошина Ольга Анатольевна
Ольга Анатольевна, благодарю за информацию о школьном музее. Пожелания учителей в рукописной книге "Пожелание потомкам" проникновенные, идущие от сердца ветеранов - героев войны!
Порошина Ольга Анатольевна(эксперт сообщества)
#12, 08.05.2018
Сложно забыть о боевом и гражданском подвиге учительства в годы Великой Отечественной войне.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#26, 09.05.2018
Считаю нужным в такой день рассказать о гражданском подвиге Федора Федоровича Брюховецкого - заслуженного учителя школы РСФСР, кандидата педагогических наук, Почетного гражданина города Краснодара.
Он родился в Екатеринодаре, начал учительствовать перед войной, был в эвакуации. Вернулся в Краснодар в 1943, был назначен директором школы (ныне лицей №12 г. Краснодара).
В феврале 1943 года, в освобожденном от фашистских войск Краснодаре, педагоги собрали детей и привели их в классы одного из немногих уцелевших зданий, бывшего реального училища. Материальной базы не было совсем. Зима была холодной, а топить было нечем. Не на чем было сидеть, нечем было писать, часто занятия прерывались сигналами воздушной тревоги.
Чем мог педагогический коллектив компенсировать детям голодное детство? Встала задача сплотить детей в дружный коллектив, включить их в интересную коллективную жизнь.
Молодой директор выпросил для школы делянку леса и участок в четыре гектара заброшенной и заросшей терновником земли. Впоследствии Ф.Ф. Брюховецкий писал: «На отведенном участке ребята пилят и рубят дрова, оттаскивают их к полотну дороги и грузят в вагоны. Так решалась топливная проблема. Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах от сознания исполненного долга... За сорок километров от города нам выделили землю, дали семенной материал. Мы ехали туда с детьми и родителями, корчевали терн. У учителей и детей кровавые мозоли были на руках. Сделали все своими руками: расчистили землю, произвели посадку, несколько раз пропололи и собрали хороший урожай. К началу занятий была готова столовая. К кусочку черного хлеба дети бесплатно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Еще бы! Ведь все было добыто своим трудом, собственными руками».
Коллективный труд в подсобном хозяйстве объединил учителей и учащихся в единый коллектив. В этих условиях особого внимания требовали к себе отношения, ставшие воспитывающим фактором.
«Что же касается отношений между детьми и педагогами, то это были отношения единого порыва, единого дыхания. Именно на работе в подсобном хозяйстве возник у нас коллектив, появилось соревнование между бригадами. Но и в учебе не было ни одного дня пропусков... Вот это отношение к работе мы всегда потом помнили и старались сохранить в будущем».
Так, в совместном труде родилась воспитательная система школы, которая сохранила и развивала гуманистические традиции в условиях господствовавшей тогда командно-административной системы.
С 1951 года школа официально стала опорной школой НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. По мнению самого Ф. Брюховецкого, проблемами, которые в школе удалось решить, являлись следующие:
а) проблема педагогического коллектива;
б) проблема структуры и самоуправления детского коллектива;
в) проблема накопления опыта коллективных действий и коллективных переживаний;
г) проблема закрепления опыта коллективной жизни в традициях.
Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого, созданная и реализованная в школе, в 50-70-е годы XX века стала образцом продолжения идей А.С. Макаренко.
Отсюда берут начало многие школьные традиции, ставшие теперь привычными в российских школах: День знаний, Прощание с Букварем, праздник первого и праздник последнего звонка.
Он родился в Екатеринодаре, начал учительствовать перед войной, был в эвакуации. Вернулся в Краснодар в 1943, был назначен директором школы (ныне лицей №12 г. Краснодара).
В феврале 1943 года, в освобожденном от фашистских войск Краснодаре, педагоги собрали детей и привели их в классы одного из немногих уцелевших зданий, бывшего реального училища. Материальной базы не было совсем. Зима была холодной, а топить было нечем. Не на чем было сидеть, нечем было писать, часто занятия прерывались сигналами воздушной тревоги.
Чем мог педагогический коллектив компенсировать детям голодное детство? Встала задача сплотить детей в дружный коллектив, включить их в интересную коллективную жизнь.
Молодой директор выпросил для школы делянку леса и участок в четыре гектара заброшенной и заросшей терновником земли. Впоследствии Ф.Ф. Брюховецкий писал: «На отведенном участке ребята пилят и рубят дрова, оттаскивают их к полотну дороги и грузят в вагоны. Так решалась топливная проблема. Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах от сознания исполненного долга... За сорок километров от города нам выделили землю, дали семенной материал. Мы ехали туда с детьми и родителями, корчевали терн. У учителей и детей кровавые мозоли были на руках. Сделали все своими руками: расчистили землю, произвели посадку, несколько раз пропололи и собрали хороший урожай. К началу занятий была готова столовая. К кусочку черного хлеба дети бесплатно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Еще бы! Ведь все было добыто своим трудом, собственными руками».
Коллективный труд в подсобном хозяйстве объединил учителей и учащихся в единый коллектив. В этих условиях особого внимания требовали к себе отношения, ставшие воспитывающим фактором.
«Что же касается отношений между детьми и педагогами, то это были отношения единого порыва, единого дыхания. Именно на работе в подсобном хозяйстве возник у нас коллектив, появилось соревнование между бригадами. Но и в учебе не было ни одного дня пропусков... Вот это отношение к работе мы всегда потом помнили и старались сохранить в будущем».
Так, в совместном труде родилась воспитательная система школы, которая сохранила и развивала гуманистические традиции в условиях господствовавшей тогда командно-административной системы.
С 1951 года школа официально стала опорной школой НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. По мнению самого Ф. Брюховецкого, проблемами, которые в школе удалось решить, являлись следующие:
а) проблема педагогического коллектива;
б) проблема структуры и самоуправления детского коллектива;
в) проблема накопления опыта коллективных действий и коллективных переживаний;
г) проблема закрепления опыта коллективной жизни в традициях.
Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого, созданная и реализованная в школе, в 50-70-е годы XX века стала образцом продолжения идей А.С. Макаренко.
Отсюда берут начало многие школьные традиции, ставшие теперь привычными в российских школах: День знаний, Прощание с Букварем, праздник первого и праздник последнего звонка.
Соколова Евгения Ивановна
#28, 09.05.2018
Шашурин Федор Иванович
[11.10.1918, ст. Красная Заря, ныне территория Курской области – 12.05.1979, Копейск], педагог, организатор в системе образования, заслуженный учитель РСФСР (1962), участник Великой Отечественной войны. Основатель династии.
В 1930 работал на ЧТЗ. В 1932 переехал в Копейск.
По окончании математического факультета педагогического института (1939) призван в армию. Окончил ускоренные курсы военной подготовки при Рязанском пехотном училище (1941); младший лейтенант. Направлен в 1316-ю стрелковую дивизию Западного фронта. Получив ранение, до февраля 1942 находился на лечении в госпитале №4108 в г. Ош (Киргизская ССР). В 1943-45 командир 32 запасной стрелковой дивизии на Западном фронте, старший адъютант. После демобилизации вернулся в Копейск.
В 1946-55 директор СШ № 6.
В 1955-59 и 1969-77 возглавлял гороно. При участии Ф.И. Шашурина введены в эксплуатацию 2 средние школы, СЮТ, произведен капитальный ремонт 6 образовательных учреждений. Все средние школы и часть 8-летних под его руководством перешли на кабинетную систему.
С 1958 Фёдор Иванович зам. Зав. Облоно.
С 1959- заведующий отделом пропаганды и агитации Копейского горкома КПСС.
С 1960 директор СШ № 42, первый ее директор.
В 1968-69 заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений Челябинского обкома КПСС.
Делегат Всесоюзного съезда учителей (1968). Отличник народного образования (1957), Награжден орденом Трудового Красного Знамени. (1976), «Знак Почета» (1966).
Замечательный человек! Куда бы не бросала его судьба, Родина и Партия, везде оставался честным, заботливым, думающим и грамотным специалистом, администратором.
[11.10.1918, ст. Красная Заря, ныне территория Курской области – 12.05.1979, Копейск], педагог, организатор в системе образования, заслуженный учитель РСФСР (1962), участник Великой Отечественной войны. Основатель династии.
В 1930 работал на ЧТЗ. В 1932 переехал в Копейск.
По окончании математического факультета педагогического института (1939) призван в армию. Окончил ускоренные курсы военной подготовки при Рязанском пехотном училище (1941); младший лейтенант. Направлен в 1316-ю стрелковую дивизию Западного фронта. Получив ранение, до февраля 1942 находился на лечении в госпитале №4108 в г. Ош (Киргизская ССР). В 1943-45 командир 32 запасной стрелковой дивизии на Западном фронте, старший адъютант. После демобилизации вернулся в Копейск.
В 1946-55 директор СШ № 6.
В 1955-59 и 1969-77 возглавлял гороно. При участии Ф.И. Шашурина введены в эксплуатацию 2 средние школы, СЮТ, произведен капитальный ремонт 6 образовательных учреждений. Все средние школы и часть 8-летних под его руководством перешли на кабинетную систему.
С 1958 Фёдор Иванович зам. Зав. Облоно.
С 1959- заведующий отделом пропаганды и агитации Копейского горкома КПСС.
С 1960 директор СШ № 42, первый ее директор.
В 1968-69 заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений Челябинского обкома КПСС.
Делегат Всесоюзного съезда учителей (1968). Отличник народного образования (1957), Награжден орденом Трудового Красного Знамени. (1976), «Знак Почета» (1966).
Замечательный человек! Куда бы не бросала его судьба, Родина и Партия, везде оставался честным, заботливым, думающим и грамотным специалистом, администратором.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#29, 20.05.2018
Ответ на сообщение #28 пользователя Соколова Евгения Ивановна
Евгения Ивановна, благодарю за информацию. Считаю, что мы и дети, которых мы учим только позитиву, должны знать о роли учителей в те страшные военные годы и вкладе их в Победу!Прошу прощения за запоздалый ответ на Ваш пост.
Похожие дискуссии:
- «В начальных классах он сбегал с уроков, открывал все двери и кричал „Ку-ку,это я!»Неужели это наш..
- 15 обещаний Ольги Васильевой: что министр сделала, а что — нет?
- Акция «Благодарим Вас, родители»
- В России появится новая система аттестации учителей...без портфолио, сбора грамот, благодарностей...
- Вот это новости!!! Кому из министров по-прежнему грозит отставка...
- Нагрузку для учителей предлагают ограничить...
- Новое направление в образовании 2018-2019 учебного года – второй иностранный язык в школах РФ!!!
- Полиция обнаружила крупнейшую партию контрафактных школьных учебников. И такое бывает?
- Порадуемся, коллеги, за Москву! Эксперт ОЭСР высоко оценил качество московской системы образования.
- Советские учителя, ОТЗОВИТЕСЬ! Тест: помните ли вы традиции советского Первого сентября?