А так ли нужна аттестация учителю?
Уважаемые коллеги, считаете ли вы, что аттестация остро необходима учителю? Каждые 5 лет мы кому-то что-то доказываем. Если с точки зрения материальной выгоды, то велика ли прибавка за категорию в вашем регионе? Если с точки зрения самооценки и морального удовлетворения, то у хорошего учителя лучше работает сарафанное радио, чем его категория, упомянутая где-то в глубине школьного сайта.
Какой вы видите идеальную систему рейтинга и поощрения учителя за его труды и результаты?
Какой вы видите идеальную систему рейтинга и поощрения учителя за его труды и результаты?
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#1, 18.08.2021
Екатерина Васильевна, в тех ОУ, где зарплаты итак небольшие, 30% за 1-ю и 50% за высшую категорию - не так уж плохо - это что касается материальной выгоды. Но еще стоит не забывать, количество педагогов с категорией влияет на рейтинг ОУ и такая статистика ведется ежегодно. То, что сам подход к процедуре аттестации оставляет желать лучшего и нет единого подхода, часто влияет человеческий фактор - это недостаток. Если бы со всеми минусами успешно справились вышестоящие инстанции, думаю аттестация была бы вовсе не лишней!
Отредактировано 18-08-2021 09:26
Ляшенко Екатерина Васильевна
#2, 18.08.2021
Ответ на сообщение #1 пользователя Панов Егор Игоревич
И последнее время минусы перевешивают плюсы. Если работать на одну ставку (беру идеальную ситуацию), то оплата за высшую категорию все равно не дотягивает до МРОТ. И получается, что работа за 18 часов, что за 24 (+/- в зависимости от региона) оплачивается одинаково. Смысл в этом случае работать больше и аттестовываться? И МС (даже с региональной доплатой) на ставку (или чуть больше), и стажист с категорией при небольшом количестве часов получают одинаково.
P.S. Просто интересно мнение коллег и ситуация по регионам.
Последнее время наблюдаю такую тенденцию, что учителя (особено молодые и пенсионеры) не хотят аттестовываться (аргументы выше) + неясность процедуры, куча потраченных времени и нервов.
P.S. Просто интересно мнение коллег и ситуация по регионам.
Последнее время наблюдаю такую тенденцию, что учителя (особено молодые и пенсионеры) не хотят аттестовываться (аргументы выше) + неясность процедуры, куча потраченных времени и нервов.
Отредактировано 18-08-2021 10:23
Авхадеева Раиса Ивановна
#3, 18.08.2021
Аттестация важна не только для конкретного учителя, от нее зависит Фонд заработной платы и стимулирующих. Чем больше учителей с категориями, тем больше зарплата даже у тех, кто не хочет аттестовываться. Не такая уж это и сложная процедура, если в течение 5 лет наполнять свое портфолио. А сарафанное радио и благосклонность администрации не всегда срабатывает или соответствует действительности. Во многих профессиях существует процедура аттестации, и никто её отменять не будет. Это стимул для повышения своего профессионального уровня.
Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#4, 18.08.2021
Ответ на сообщение #3 пользователя Авхадеева Раиса Ивановна
Раиса Ивановна, полностью с вами согласен, я все время как председатель цикловой комиссии и негласный куратор по подготовке к аттестации (в отсутствие методиста) говорю своим коллегам - 1 раз за год поучаствовать в методическом и профессиональном конкурсе, 1 раз пройти курсы, плодотворно поработать над темой по самообразованию, выступить с обобщением опыта на разных уровнях, опубликовать одну или несколько разработок, поучаствовать с учащимися в конкурсах и олимпиадах - вот тот минимум, который необходим для наполнения портфолио на аттестацию. Но к сожалению не все прислушиваются к советам, а потом не знают, с чем же и как же аттестоваться!
Отредактировано 18-08-2021 10:37
Ляшенко Екатерина Васильевна
#6, 18.08.2021
Ответ на сообщение #3 пользователя Авхадеева Раиса Ивановна
Много лет назад за определенное количество отработанных лет в школе учителю присваивались разряд и категория. Хочешь выше и раньше - приложи усилия. Наверное, это было справедливо, как присвоение звания у аттестованных сотрудников полиции и т.п.
И недавно наблюдала ситуацию, как ушел мегапрофессионал-учитель на пенсию как раз под конец действия категории. Через полтора года директор попросил вернуться на место декретницы, т.к. учебный год уже во всю шел, а желающих работать не было. Учитель - человек старой закалки, ответственный, не мог подвести ни директора, ни детей. Вернулся. Но категория утрачена, принят на работу без категории. С колоссальным опытом. И тут как-то стало и стыдно всем за систему, и обидно за человека. Подавать она, конечно, на категорию не стала, не было смысла, но сам факт, что предыдущий стаж и опыт стали ничем в новой системе, оставил неприятный осадок.
Наверное, было бы правильно присуждать разряд и категорию, хотя бы вторую (которой сейчас нет) пожизненно, ведь опыт, как говориться, не пропьешь....
И недавно наблюдала ситуацию, как ушел мегапрофессионал-учитель на пенсию как раз под конец действия категории. Через полтора года директор попросил вернуться на место декретницы, т.к. учебный год уже во всю шел, а желающих работать не было. Учитель - человек старой закалки, ответственный, не мог подвести ни директора, ни детей. Вернулся. Но категория утрачена, принят на работу без категории. С колоссальным опытом. И тут как-то стало и стыдно всем за систему, и обидно за человека. Подавать она, конечно, на категорию не стала, не было смысла, но сам факт, что предыдущий стаж и опыт стали ничем в новой системе, оставил неприятный осадок.
Наверное, было бы правильно присуждать разряд и категорию, хотя бы вторую (которой сейчас нет) пожизненно, ведь опыт, как говориться, не пропьешь....
Отредактировано 18-08-2021 10:42
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#7, 18.08.2021
Ответ на сообщение #6 пользователя Ляшенко Екатерина Васильевна
Екатерина Васильевна, пока существует такая система, что аттестация необходима, то конечно обидно за учителя с колоссальным опытом! По поводу присвоения пожизненной второй категории, то вопрос спорный!
Авхадеева Раиса Ивановна
#13, 18.08.2021
Ответ на сообщение #6 пользователя Ляшенко Екатерина Васильевна
Всё в руках директора. Возможность выплатить более высокую зарплату всегда найдется. Несколько лет назад завуч не приняла у меня заявление на аттестацию, утверждая, что по её данным я должна аттестовываться через год. В результате с сентября бухгалтерия стала платить мне меньше, после всех разбирательств, в течение полугоду, мне доплачивали разницу, пока не пришел приказ о новой аттестации. Понятия не имею из каких средств это делалось...
Мещеряков Андрей Геннадьевич(эксперт сообщества)
#23, 18.08.2021
Ответ на сообщение #13 пользователя Авхадеева Раиса Ивановна
Согласен, что директор найдёт при желании возможность платить учителю больше и без формальной категории. Проблема в том, что это будет делаться из фонда заработной платы, а значит, за счёт "отщипывания" у других коллег. И вроде бы не жалко для хорошего человека. Но как-то противненько, когда никто не виноват в вопиющем безобразии!
Как писал один известный поэт (Е.Е.),
"Равнодушные! Будьте вы прокляты
Ныне, и присно, и во веки веков!"
Как писал один известный поэт (Е.Е.),
"Равнодушные! Будьте вы прокляты
Ныне, и присно, и во веки веков!"
Отредактировано 18-08-2021 18:44
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#8, 18.08.2021
Вот что нашла в Интернете.Система аттестации педагогических кадров в России существует давно, но имеет определенные недостатки, в частности, это:
1. необходимость собирать многочисленные документы самому педагогу (грамоты, дипломы, сертификаты и свидетельства, списки и сканы публикаций)
2. отсутствие единого порядка аттестации в регионах и единого содержания (где-то требуются открытые уроки, а где-то - нет, где-то нужны электронные портфолио, а где-то – бумажные папки, разные формы представления результатов воспитанников или учащихся, порядок и необходимость собеседований), что не позволяет проводить их сравнение между собой
3. отсутствие для педагога стимула повышать уровень своих знаний в области своего предмета и свои профессиональные компетенции как педагога, поскольку предметные знания до сих пор никак не оцениваются, а реальное умение применять педагогические технологии и методики тоже никак при оценке не представлены, только планы и отчеты.
Состав новой модели аттестации.
Новая модель аттестации будет построена на основе компетентностного подхода, единого для всех педагогов РФ, при помощи ЕФОМ будет устанавливаться наличие следующих компетенций у педагога:
Предметные компетенции
Методические компетенции
Психолого-педагогические компетенции
Коммуникативные компетенции.
Сейчас для педагогов России единым является только общий порядок проведения аттестации, а вот содержание и отдельные аспекты процедуры ее определяется на региональном уровне, новая же модель будет единой для всех педагогов страны, а оцениваемые компетенции будут соответствовать тем, которые прописаны в профессиональном стандарте педагога. Изменения будут и в профстандарте, например, появятся две новые должности для педагогов общего образования: старший учитель и ведущий учитель.
Станет ли проще проходить аттестацию?
Трудно пока ответить на этот вопрос. Предполагается, что новая модель аттестации избавит педагогов от необходимости собирать многочисленные документы, подтверждающие их успешность.
Время покажет, что лучше? Как сейчас собрать портфолио или проходить компетенции?
1. необходимость собирать многочисленные документы самому педагогу (грамоты, дипломы, сертификаты и свидетельства, списки и сканы публикаций)
2. отсутствие единого порядка аттестации в регионах и единого содержания (где-то требуются открытые уроки, а где-то - нет, где-то нужны электронные портфолио, а где-то – бумажные папки, разные формы представления результатов воспитанников или учащихся, порядок и необходимость собеседований), что не позволяет проводить их сравнение между собой
3. отсутствие для педагога стимула повышать уровень своих знаний в области своего предмета и свои профессиональные компетенции как педагога, поскольку предметные знания до сих пор никак не оцениваются, а реальное умение применять педагогические технологии и методики тоже никак при оценке не представлены, только планы и отчеты.
Состав новой модели аттестации.
Новая модель аттестации будет построена на основе компетентностного подхода, единого для всех педагогов РФ, при помощи ЕФОМ будет устанавливаться наличие следующих компетенций у педагога:
Предметные компетенции
Методические компетенции
Психолого-педагогические компетенции
Коммуникативные компетенции.
Сейчас для педагогов России единым является только общий порядок проведения аттестации, а вот содержание и отдельные аспекты процедуры ее определяется на региональном уровне, новая же модель будет единой для всех педагогов страны, а оцениваемые компетенции будут соответствовать тем, которые прописаны в профессиональном стандарте педагога. Изменения будут и в профстандарте, например, появятся две новые должности для педагогов общего образования: старший учитель и ведущий учитель.
Станет ли проще проходить аттестацию?
Трудно пока ответить на этот вопрос. Предполагается, что новая модель аттестации избавит педагогов от необходимости собирать многочисленные документы, подтверждающие их успешность.
Время покажет, что лучше? Как сейчас собрать портфолио или проходить компетенции?
Авхадеева Раиса Ивановна
#14, 18.08.2021
Ответ на сообщение #8 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
У нас в школе, кроме учителей, все документы дублируются у завучей на каждого педагога: и приказы, и удостоверения, и дипломы. Иногда дети сами участвуют в каких-то конкурсах, так копии их дипломов обязательно передают учителям. В конце учебного года папки сравниваются. Однажды педагог был долго на больничном, но смог аттестоваться вовремя, т. к. все необходимые документы за него завуч сделала. В области у нас было 3 формы аттестации: экспертное заключение, модельный паспорт и аттестационная сессия (портфолио требовалось везде). Лет 15 назад было тестирование (не компетенции :)) по предмету (задания из ЕГЭ) и смесь вопросов из педагогики, психологии, методики и т.д. Все успешно справлялись
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#15, 18.08.2021
Ответ на сообщение #14 пользователя Авхадеева Раиса Ивановна
Молодцы ваши завучи! Не везде так.
Ляшенко Екатерина Васильевна
#35, 19.08.2021
Ответ на сообщение #14 пользователя Авхадеева Раиса Ивановна
Золотая администрация. У нас учителя все делают сами
Потамошнева Наталья Алексеевна(эксперт сообщества)
#9, 18.08.2021
НУЖНА!
Мещеряков Андрей Геннадьевич(эксперт сообщества)
#24, 18.08.2021
Ответ на сообщение #9 пользователя Потамошнева Наталья Алексеевна
Конечно, нужна, коли мы соглашаемся с навязанными нам правилами!..
Ковалева Галина Валентиновна(эксперт сообщества)
#10, 18.08.2021
Мне в этом году аттестовываться (подтверждать) на ВКК.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#11, 18.08.2021
Ответ на сообщение #10 пользователя Ковалева Галина Валентиновна
Даже не сомневаюсь, что Вы успешно подтвердите ВКК!::smile2::
Ковалева Галина Валентиновна(эксперт сообщества)
#12, 18.08.2021
Ответ на сообщение #11 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
::smile31::
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#16, 18.08.2021
Ответ на сообщение #10 пользователя Ковалева Галина Валентиновна
Удачи!!! ::smile31::
Ковалева Галина Валентиновна(эксперт сообщества)
#17, 18.08.2021
Ответ на сообщение #16 пользователя Бурых Елена Владимировна
Спасибо!
Мещеряков Андрей Геннадьевич(эксперт сообщества)
#18, 18.08.2021
::smile0::::smile0::::smile0::Аттестация - это стимул, то есть буквально "тычок в задницу". В этом смысле аттестация просто необходима. Средство против застоя, так сказать.
::smile42::::smile43::Но на практике аттестация может приобретать неадекватные формы. Она выступает не только как свидетельство квалификации педагога, но и как "паспорт лояльности" администрации. Ведь невозможно успешно пройти аттестацию или подтверждение категории, если преподаватель не устраивает руководство.
::smile42::::smile43::Но на практике аттестация может приобретать неадекватные формы. Она выступает не только как свидетельство квалификации педагога, но и как "паспорт лояльности" администрации. Ведь невозможно успешно пройти аттестацию или подтверждение категории, если преподаватель не устраивает руководство.
Отредактировано 18-08-2021 18:08
Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#19, 18.08.2021
Ответ на сообщение #18 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
Ну почему же, можно, если выбрать форму аттестации - экспертное заключение. В этом случае администрация не участвует, максимум, что может сделать - не пустить экспертов в школу. Но думаю это не в её интересах. Ведь по сути эксперты - независимы
Мещеряков Андрей Геннадьевич(эксперт сообщества)
#21, 18.08.2021
Ответ на сообщение #19 пользователя Панов Егор Игоревич
Эксперты независимы не по сути, а по идее. Аттестация не сыграет роли якоря, если не будет благосклонно начальство.
Мещеряков Андрей Геннадьевич(эксперт сообщества)
#22, 18.08.2021
Ответ на сообщение #19 пользователя Панов Егор Игоревич
Директор или завуч всегда присутствуют на аттестации педагога, если они в нём заинтересованы. И наоборот преподаватель сам отдувается, если не очень ценен.
Мещеряков Андрей Геннадьевич(эксперт сообщества)
#20, 18.08.2021
По поводу идеальной системы рейтинга. Нет ничего идеального, но всё же. Просто нужно платить учителю достойную зарплату. При этом у учителя должна быть возможность перейти в другое ОУ, где ему предложат большее вознаграждение. Почему предложат? Как раз исходя из результатов работы.
Иными словами, идеальная система рейтинга - это борьба за хорошего учителя экономическими способами.
Согласитесь, что сейчас такая практика редкость. В основном меняют место работы из-за "не сработались с руководством" или из-за конкретного "залёта".
Руководство не сильно заинтересовано сохранять контингент учителей в силу их гениальности, зато очень мотивировано сохранять его в силу наличия категорий.
Иными словами, идеальная система рейтинга - это борьба за хорошего учителя экономическими способами.
Согласитесь, что сейчас такая практика редкость. В основном меняют место работы из-за "не сработались с руководством" или из-за конкретного "залёта".
Руководство не сильно заинтересовано сохранять контингент учителей в силу их гениальности, зато очень мотивировано сохранять его в силу наличия категорий.
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#25, 18.08.2021
Если бы не было аттестации, я не открыла бы для себя сайт "Урок РФ".::smile50::::smile50::::smile1::
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#29, 18.08.2021
Ответ на сообщение #25 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
::smile7::::smile2::::smile31::::smile23::
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#36, 19.08.2021
Ответ на сообщение #25 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
::smile28::::smile1::
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#26, 18.08.2021
Уж не знаю, насколько нужна аттестация самому педагогу, но благодаря ей: коллеги могут посмотреть интересные уроки и мастер-классы, дети вовлечены в разнообразные конкурсы, в журналах и на сайтах появляются интересные статьи и разработки. Вектор направлен на демонстрацию и обмен опытом. Введут ЕФОМ и вектор направленности педагогической деятельности поменяется. Все засядут за учебники, теорию педагогики и психологии. Вектор направлен на то, чтобы учитель зубрил, а чиновник проверял. В бюрократическом государстве так.
Отредактировано 18-08-2021 20:48
Мещеряков Андрей Геннадьевич(эксперт сообщества)
#28, 18.08.2021
Ответ на сообщение #26 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Вы очень настойчивы::smile0::::smile0::::smile23::
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#31, 18.08.2021
Ответ на сообщение #28 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
В чём?
Садварий Жанна Владиславовна
Комментарий был удалён пользователем 18 авг 2021 в 20:51
Мещеряков Андрей Геннадьевич(эксперт сообщества)
#33, 18.08.2021
Ответ на сообщение #31 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Пардон! Это должен быть ответ на Ваше сообщение 25, которое Вы случайно дублировали 2 или 3 раза. Глупая, ничего не значащая шутка на уровне детского сада с моей стороны. Простите уж скучающего отпускника::smile0::::smile0::::smile0::
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#34, 18.08.2021
Ответ на сообщение #33 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
Ничего страшного. У меня что-то с компьютером. Дублируются комментарии при одном клике. Когда настойчива я стану слишком, это не я, а ноутбук и мышка.::smile4::::smile4::::smile5::
Отредактировано 18-08-2021 23:49
Садварий Жанна Владиславовна
Комментарий был удалён пользователем 18 авг 2021 в 20:34
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#30, 18.08.2021
Аттестация, по -моему, необходима. Соглашусь с коллегами и по поводу заработной платы, и по поводу морального удовлетворения, но вот особо хочу подчеркнуть, что аттестация многих из нас мотивирует на самообразование. Вот это важно.
Похожие дискуссии:
- V Всероссийская конференция «Профессиональное развитие педагогов в открытой образовательной среде»
- АКЦИЯ: дарим вебинар!
- Бесплатное обучение педагогов. Онлайн-семинары. Электронный сертификат бесплатно.
- Бесплатные вебинары по нормативно-правовому регулированию деятельности образовательных организаций
- Вебинар "Как дополнительно заработать педагогу?" на сайте "Совушка"
- Всероссийская онлайн-конференция «Кибербезопасность в школе»
- Глазам не верю...
- Исследование "Финансовое положение российского педагога-2019"
- Подскажите!
- Поздравьте, коллеги.