12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК

Курс православной культуры

УГ: "Ольга Васильева заверила, что предмет, посвященный изучению православной культуры, не будет вводиться в школьную программу на обязательной основе, а его введение как факультатива не является инициативой министерства.
"Отделом катехизации и религиозного образования было предложено… разработать факультативную программу по основам православной культуры. Она является частью федеральной программы, в которую входит шесть блоков. Православная культура была предложена как факультатив, а это, прежде всего, согласие родителей, ну и согласие школы. Она была очень негативно принята в мире образования и отправлена на доработку", — цитирует Ольгу Васильеву РИА Новости.
По словам министра, информация, опубликованная в СМИ, была не совсем точной, потому что для дальнейшего продвижения факультативной программы должны были собраться эксперты и обсудить".

Коллеги, а как вы считаете есть ли необходимость в введении подобного курса (факультативно или нет), кто его должен вести и изменит ли что-нибудь этот курс в духовном состоянии нашего общества?
Дискуссию начал(а) Филин Павел01.12.2016 882
Опубликовано в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Ответы
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#1, 01.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Извините, если ответ покажется длинным, но вопрос очень серьёзный.

1.Я против того, чтобы дети изучали ТОЛЬКО основы православной культуры, ТОЛЬКО основы исламской культуры, ТОЛЬКО основы буддистской культуры, ТОЛЬКО историю иудейской культуры, ТОЛЬКО историю религий и ТОЛЬКО то, что назвали светской этикой.
2. Я против того, чтобы дети были лишены права самим формировать своё мировоззрение. Сейчас у них права выбора основ своего мировоззрения нет, тем более осознанного. Фактически родители НАВЯЗАЛИ ребёнку свой выбор. Теперь говорят ещё о необходимости согласия школы.
Духовная культура человечества имеет глубокие корни, исторические традиции, разнообразные формы и богатейшее содержание. Своя духовная жизнь появилась уже у первобытных людей. И каждая последующая историческая эпоха вносила в общую копилку человечества что-то новое и очень важное. Многое потом составило золотой фонд духовного мира современного человечества. Очень важно ещё и то, что каждый народ за время своего существования нарабатывал свой мир мудрости и красоты. И при соприкосновении с духовным миром другого народа, несмотря на различия, мы постоянно находим там что-то близкое и понятное. И от такого соприкосновения каждый народ только обогащается.
Возьмём, например, П.И.Чайковского. Очень русский композитор. Не правда ли?
Что же мы видим в его творчестве?
1. балет «Лебединое озеро» - сплошь языческие мотивы, причём средневековой Европы
2. балет «Спящая красавица» - по мотивам сказки Ш.Перро (француз)
3. балет «Щелкунчик» - по мотивам сказки Э.Т.А.Гофмана (немец)
4. опера «Евгений Онегин» - по роману в стихах А.С.Пушкина (русский с такими экзотическими корнями)
5. опера «Пиковая дама» по повести А.С.Пушкина (русский с такими экзотическими корнями)
6. опера «Иоланта» - по драматической поэме Генриха Герца «Дочь короля Рене» (датчанин)
6. увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» по трагедии В.Шекспира (англичанин)
7. симфоническая увертюра «Гамлет» - по трагедии В.Шекспира
8. симфоническая фантазия «Франческа да Римини» - по Данте (итальянец)
9. кантата на оду Ф.Шиллера (немец) «К радости»
10. Первая симфония «Зимние грёзы» (образы и настроения, навеянный русской природой, русской поэзией)
12. опера «Орлеанская дева»- по мотивам драмы Ф.Шиллера (немец)
13. фортепианные пьесы «Детский альбом» , в котором есть и «Камаринская», «Полька», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»
14. Итальянское каприччио
15. опера «Опричник» - по трагедии И.И.Лажечникова (русский)
Это не всё, но достаточно для того, что бы я могла раскрыть свою мысль. Уберите из творчества Чайковского все иностранные мотивы, и что останется? Насколько будет обеднено его творчество! Если мы будем знакомиться с первоисточниками даже только для того, чтобы понять творчество российских деятелей культуры, то и в этом случае, нам надо будет знакомиться с культурой всего мира.
И православная, и мусульманская, и иудейская культура, и культура буддизма, и история религий и атеизм – это всё, взятое в отдельности, лишь ЧАСТЬ ДУХОВНЫХ ПОИСКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, которые в совокупности составляют удивительный целостный мир мудрости и красоты. В этот огромный мир мудрости и красоты нужно вводить всех детей, независимо от того, какую религию исповедуют их родители или не исповедуют никакой.

Таким образом, я полагаю, что альтернатива курсу ОРКиСЭ и, тем более, только православной культуры, есть. Это изучение с 5-го по 11-ый классы духовной культуры человечества в целом. Изучение, примерно, идёт так.
Первый уровень (5-9 классы, основной курс)
Первый год обучения – Духовная культура древнего мира (для учащихся пятых классов)
Второй год обучения – Духовная культура средневековья (для учащихся шестых классов)
Третий год обучения – Духовная культура XVI – XVIII в.в. (для учащихся седьмых классов)
Четвертый год обучения – Духовная культура нового времени (для учащихся восьмых классов)
Пятый год обучения – Духовная культура новейшего времени (для учащихся девятых классов)
Второй уровень (10-11 классы, углубленный)
Шестой и седьмой годы обучения – курс «Российская культура с древнейших времён до нашего времени», куда входит и региональный блок.
Курс связан со школьной Программой по истории, дополняя и развивая ее. Он также близок к программе по курсу МКХ (Мировая художественная культура), но не тождественен ей.
Пусть с детьми разговаривает Конфуций, Сократ, Ницше и Розанов; пусть пробуждает в них чувство прекрасного Фидий, Моцарт, Растрелли и Левитан; пусть постигают они вечные духовные ценности через российские иконы, притчи Библии и Будды, памятники ислама и мифы народов мира, пусть знакомятся они с тем, как всё человечество через дикость и варварство пришло к цивилизованному человечеству. Пусть поймут они, что каждый человек тоже проходит через эти стадии и что только от них зависит, на какой стадии будут жить каждый из них. Они сами делают свой выбор. А для этого они самостоятельно вместе со всем человечеством должны пройти через эти духовные поиски и выбрать то, что станет основой их духовного мира. Самостоятельно выбрать. А это дети смогут сделать только тогда, когда они познакомятся с разными представлениями. Вот тогда они и сформируют своё мировоззрение. В том числе и религиозное, если хотят. И атеистическое, если хотят. И идут в ту церковь, которую хотят, или не идут ни в какую. Это будет их сознательный выбор. И это правильно.

Таким образом, пытаясь ввести только курс ОРКиСЭ, и, тем более, только православной культуры, его инициаторы, авторы, проводники и сторонники сознательно или бессознательно, но лишают детей знакомства со многими великими достижениями человеческого духа. Я нахожу это просто чудовищным. Всегда выступала и буду против этого выступать.

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#2, 01.12.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #1 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Очень основательно и очень по делу!
Филин Павел(эксперт сообщества)
#3, 01.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #1 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Видно, что Вы давно думаете над этой проблемой. Спасибо за исчерпывающий ответ. И преподавать эти дисциплины должны педагоги, а не представители религий?
Матросова Галина Николаевна(эксперт сообщества)
#5, 01.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #1 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Лилия Алексеевна, предложенная вами программа скорее относится к светской культуре. И она изучается в школе, на той же самой литературе, истории, МХК, музыке, ИЗО и пр. предметах. Речь, думаю скорее всего идет о знакомстве с Православием, как религии. У вас же получается замена религиозного просвещения на светское, думаю совсем не этого хотел бы Отдел катехизации РПЦ. И кто мешает факультативно, при желании родителей, ввести факультатив, к примеру Иудаизма?
А дети в любом случае пойдут, туда, куда ходит их семья
Филин Павел(эксперт сообщества)
#6, 01.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #5 пользователя Матросова Галина Николаевна
Галина Николаевна, а кто будет вести эти факультативы, чтобы это не стало простой формальностью?
Матросова Галина Николаевна(эксперт сообщества)
#7, 01.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #6 пользователя Филин Павел
Думаю, что специалисты, а не обычные учителя общеобразовательных школ. Если речь о Православии, то у нас сейчас достаточно священнослужителей, выпускников Свято-Тихоновского института, семинаристов, педагогов, которые имеют опыт работы с детьми в воскресных школах, людей, которые имеют пед.образование и рекомендации местных епархий. И соответственно, если это другие вероисповедания, то специалисты в своих религиях.
Тут есть один любопытный нюанс. Может ли полноту , к примеру Ислама, Иудаизма или Буддизма донести до детей человек другой веры, православный учитель? Думаю, что здесь не избежать даже искажений, в таких вопросах надо быть очень осторожными. Года два назад столкнула меня судьба с одной молодой женщиной, ее отец непалец, мать русская, она буддистка с рождения. Все это время мы обсуждаем суть ее веры, она является ее носителем и все мои ранние представления о буддизме она полностью перечеркнула. Наши " русские эзотерики" слишком упрощенно все понимают, по сути полностью искажают буддизм. Поэтому теперь лично я поостереглась бы преподавать детям то, о чем имею чисто теоретические представления, необходимы люди, исповедующие эту веру.
Каракай Лариса Павловна
#9, 02.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #5 пользователя Матросова Галина Николаевна
Зачем в школе религиозное просвещение, если РФ - светское государство, и религиозные объединения отделены от государства (ст.14 Конституции)?

Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#10, 03.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #3 пользователя Филин Павел
Да, я думаю, что преподавать должен педагог.
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#12, 03.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #5 пользователя Матросова Галина Николаевна
Галина Николаевна! Конечно, я за светское образование, но светское образование предполагает знакомство и с религиозной культурой, и атеистической. А как же иначе?! Изучаются ведь мифы древних народов в курсе истории и литературы, в том числе изучаются и библейские мифы. Идёт знакомство с храмами, например, Древнего Египта, Древней Греции... А это всё ведь часть религиозной культуры. Программами предусмотрены и другие темы по истории культуры. Конечно, РПЦ этого бы не хотела, я понимаю.
Что же касается настоящего религиозного просвещения, то есть школы при соответствующих духовных учреждениях, там все желающие могут просветиться.
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#13, 03.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #7 пользователя Матросова Галина Николаевна
"Может ли полноту, к примеру Ислама, Иудаизма или Буддизма донести до детей человек другой веры, православный учитель?"

Галина Николаевна! Вы совершенно правильно пишете о сложности религиозных вопросов. Я согласна с Вами, что все эти вопросы многими взрослыми весьма поверхностно воспринимаются. На мой взгляд, это потому, что вся эта глубина весьма далека от человеческой жизни. А как на Ваш взгляд, всю эту глубину могут понять дети?
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#14, 03.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #9 пользователя Каракай Лариса Павловна
Совершенно верно. О Конституции РФ некоторые начисто забыли.
Каракай Лариса Павловна
#23, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #12 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Я с вами согласна.
НистратоваТВ
#37, 14.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #9 пользователя Каракай Лариса Павловна
РПЦ хочет этим предметом повысить духовность учащихся и их родителей. У нас ведётся этот предмет в 5-х классах - изучают историю религий. В прошлом году был факультатив по духовной этике для 6-х классов - желающих почти не было никого. Духовность, конечно, это не поднимет. Но дети стали чаще участвовать в конкурсах рисунков (рисуют русские храмы), единицы пишут стихи и сочинения о храмах, иконах - конкурсов проводится достаточно много. Считаю, что нужно будить духовные корни в детях и родителях.
Каракай Лариса Павловна
#38, 15.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #37 пользователя НистратоваТВ
Понятно. Но смотрите, какую новость прочитала. 09 декабря 2016. Группа родителей учеников московской школы №2065 направила в Генеральную прокуратуру жалобу на обязательный предмет «Истоки» с требованием проверить программу курса, передает «Коммерсант». «Истоки» – дисциплина, которая входит в образовательную программу в 62 регионах России. Авторы обращения называют этот предмет «навязыванием религиозной идеологии» и «давлением на детскую психику» и утверждают, что всех пятиклассников обязали посещать его без права выбора. Подписи под обращением в генпрокуратуру поставили 24 родителя, среди них атеисты, мусульмане, католики, иудеи и православные.
НистратоваТВ
#39, 16.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #38 пользователя Каракай Лариса Павловна
У нас в начальной школе тоже ведётся факультатив "Истоки". В программе изучение родословия, составление дерева, разбор нравственных основ: что такое совесть? душа.... Родители не против, даже за. А, вообще, дети и родители сейчас злые - за потерянный карандаш могут глотку перегрызть. Когда получают задания - составить родословную - начинают вспоминать, искать предков - по-моему это нужно!
Каракай Лариса Павловна
#40, 16.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #39 пользователя НистратоваТВ
Значит, везде по-разному. Да, люди злые - а разве с такими сюжетами в телевизоре кто-то станет добрее, милосерднее?
Вы слушали, как режиссер просил помиловать другого режиссера: "по-русски и по-христиански милосердие должно быть выше справедливости", и что ему ответили?Нет, навязывать религию, тем более в школе - шаг в прошлое, она нужна для воспитания покорности, смирения рабов. Я за то, чтобы люди сами искали и находили свою дорогу к храму, мечети и т.д.

Матросова Галина Николаевна(эксперт сообщества)
#4, 01.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Меня удивляет другое. Почему-то никто не поднимает шум, когда в Татарстане или на Кавказе изучают Ислам, а вот в России, где все-таки большая часть населения православные, пусть и номинально, но все же исконно Православная территория, этого делать нельзя? Попробуйте В Чеченской Республике запретить изучение Ислама?::smile3::

Отредактировано 01-12-2016 18:20

Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#11, 03.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #4 пользователя Матросова Галина Николаевна
Я не поднимаю шума и не возражаю против изучения и ислама, и православной культуры, и иудаизма, и буддизма и того, что называется светской этикой (но мне очень не нравится это название) и уж, тем более, истории мировых религий. Я против того, что бы дети изучали что-нибудь одно. Это школа, и она должна формировать широту кругозора и в области духовной культуры, а не сужать его. А предлагаемый вариант ведёт именно к этому.
Каракай Лариса Павловна
#8, 02.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ну-ну! Как всегда: мы не при чем, это всё по просьбам многочисленных радиослушателей. Напомню: еще в феврале 2015 патриарх Кирилл сообщил, что РПЦ предложила Минобрнауки расширить школьный курс ОРКСЭ. Патриарх заявлял, что отведенных 34 часов недостаточно, и предложил распространить курс на все время обучения в школе. РПЦ сказала: "Надо!", Минобрнауки ответило: "Есть!". Теперь новый курс состоит из трех блоков, предполагает 102 часа на первом уровне и 175 часов на втором с возможностью последующего расширения до 350 (1-11 кл.). Любопытно, за счет каких предметов? Наверное, за счет иностранных языков (а зачем они нам нужны?). Несмотря на то, что этот курс имеет статус элективного, велика вероятность того, что в реальности никакого выбора у учеников не окажется. Будут, как миленькие, все 11 лет усваивать "православные ценностные ориентации", как этого требуют авторы программы. Я против внедрения православия в школы.


Отредактировано 02-12-2016 22:46

Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#15, 03.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #8 пользователя Каракай Лариса Павловна
Наверное, я скажу чересчур резко, извините, но на мой взгляд, РПЦ нужно вспомнить о совести, о которой она часто говорит и меньше лезть в дела образования. Там и без неё много проблем, а она их ещё усугубляет.
Матросова Галина Николаевна(эксперт сообщества)
#17, 03.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #8 пользователя Каракай Лариса Павловна
Лариса Павловна, а как выдумаете, с какой целью РПЦ ратует, а государство поддерживает введение данного курса?
Матросова Галина Николаевна(эксперт сообщества)
#18, 03.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #15 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Не может Церковь "не лезть" в дела образования. Паству, нас с вами и естественно детей, надо окормлять. Нравственное здоровье будущего поколения- это главная забота Церкви. Вы же не в идеальном обществе живете и видите, что делается с молодежью: пьянство, разврат, аборты, наркомания. Современная школа не в состоянии остановить этот процесс, никакой светской этикой, увы!
Надо дать возможность священнослужителям (православным батюшкам, муфтиям, раввинам и др.) беседовать с детьми...

Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#20, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #18 пользователя Матросова Галина Николаевна
1. "Паству, нас с вами и естественно детей, надо окормлять". Меня не надо. И детей не надо.

2. "Нравственное здоровье будущего поколения- это главная забота Церкви".
Это написано в XII веке. Гугон или Примас Гуго Орлеанский
Ложь и злоба миром правят,
Совесть душат, правду травят,
Мертв закон, убита честь,
непотребных дел не счесть.
Заперты, закрыты двери
Доброте, любви и вере.
Мудрость учит в наши дни:
Укради и обмани.
Друг в беде бросает друга,
На супруга врет супруга
И торгует братом брат-
Вот такой царит разврат!
«Выдь-ка, милый, на дорожку:
Я тебе подставлю ножку», -
Ухмыляется ханжа,
Нож за пазухой держа.
Что за времечко такое
Ни порядка, ни покоя.
И господень сын у нас
Вновь распят, в который раз<div>
Уж так, как сильна была в то время церковь, она уже никогда не будет. И вот результат её "окормления", даже в то время, когда она всё держала в своих руках. Почему Вы рассчитываете, что сейчас она что-то сделает, хотя позиции у неё намного слабее, чем в Средневековье? Тем более, организация, которую Вы считаете главным "окормителем" людей, уважением многих, к сожалению, не пользуется.
</div>

Отредактировано 04-12-2016 08:31

Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#21, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #18 пользователя Матросова Галина Николаевна
"Надо дать возможность священнослужителям (православным батюшкам, муфтиям, раввинам и др.) беседовать с детьми..."
Да, пожалуйста, пусть беседуют, но не в стенах школы. У них есть свои учебные заведения.
Каракай Лариса Павловна
#24, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #15 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Это правда.
Каракай Лариса Павловна
#25, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:3
Ответ на сообщение #18 пользователя Матросова Галина Николаевна
Кому - надо? Так эта возможность есть - пусть дети узнают дорогу к храму, мечети и т.д., если они или их родители этого хотят.
Каракай Лариса Павловна
#26, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #17 пользователя Матросова Галина Николаевна
Галина Николаевна, одна из целей, которая заложена в программу нового курса, - формирование у российских детей "готовности к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ" - выглядит очень актуальной и своевременной, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и сложное международное положение.

Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#16, 03.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1

Глава Министерства образования и науки России Ольга Васильева прокомментировала возможное введение в школах курса православной культуры.
«Православная культура была предложена как факультатив, а это, прежде всего, согласие родителей, ну и согласие школы. Она была очень негативно принята в мире образования и отправлена на доработку», — цитирует Васильеву ТАСС.
Она также отметила, что для дальнейшего продвижения программы курса необходимо было собрать экспертов, а заочное голосование провести в этом случае было бы невозможно. Таким образом, появившаяся в СМИ информация об уроках православной культуры, рассчитанных на всё время обучения с 1 по 11 классы, является неточной.
Ранее в федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию (УМО) при Российской академии образования (РАО) назвали преждевременными разговоры о введении обязательных уроков православия в российских школах для 1 — 11 классов".

Источник - https://russian.rt.com/russia/news/337197-vasileva-pravoslavie-shkola?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen
Отсюда следует, что курс ещё не протащили, но скоро рассчитывают протащить.
Ведь о госпоже Васильевой сразу говорили, что у неё именно такие планы, а она пыталась это отрицать. Но получается, она лгала?

Каракай Лариса Павловна
#30, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #16 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Лилия Алексеевна, а какие иные планы могут быть у историка православия, заведовавшего кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ?
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#35, 06.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #30 пользователя Каракай Лариса Павловна
Неприятно, что об этом сразу говорили, а она и иже с нею пытались это отрицать. А ведь это означает, что они сами нарушают библейские заповеди. А это нехорошо. "Единожды солгавший, кто тебе поверит"?!
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#19, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Позволю себе высказать мнение следующего порядка: религия - важнейший элемент культуры! Это не вызывает споров, я думаю. С помощью религии прививаются нравственные ценности. Это тоже бесспорно. Но почему опять школа? Где семья, где РПЦ как самостоятельные социальные институты? Почему они не работают, а делегируют свои потребности и обязанности школе? Почему не организуются новые площадки и форматы, а лезут в формат урока и на площадку школы, вытесняя общеобразовательные предметы. На мой взгляд, это абсолютно нецелесообразно! Что-то за счет чего-то - не выход, не приобретение, а утрата необходимого!

Отредактировано 04-12-2016 03:33

Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#22, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #19 пользователя Лихина Елена Викторовна
Елена Викторовна! Нравственные ценности прививаются не только с помощью религии. Иначе мы все были бы уже супернравственные. Сколько уж времени различные церковные организации существуют, в некоторые времена они полностью господствовали в обществе, а воз и ныне там!

Каракай Лариса Павловна
#27, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #19 пользователя Лихина Елена Викторовна
Нет, Елена Викторовна, спорно: а как же "опиум для народа"?.. Да, РПЦ стремится проникнуть во все сферы жизни - наверное, так нужно власти.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#28, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #27 пользователя Каракай Лариса Павловна
Я не буду спорить, т.к. считаю, что любые поступки - это результат выбора каждого человека.
Каракай Лариса Павловна
#31, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #28 пользователя Лихина Елена Викторовна
Да! Выбора! А не принудиловки с 1 по 11 кл. Но кто нас услышит?..

Отредактировано 04-12-2016 12:43

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#32, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #31 пользователя Каракай Лариса Павловна
А принудительно научить вообще нельзя! Это точно бесспорно! По крайней мере, для меня.

Отредактировано 04-12-2016 12:42

Каракай Лариса Павловна
#33, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #32 пользователя Лихина Елена Викторовна
Да, или получат обратный результат.
Каракай Лариса Павловна
#29, 04.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Власть царска веру сохраняет,
Власть царску вера утверждает,
Союзно общество гнетут:
Одно сковать рассудок тщится,
Другое волю стерть стремится;
"На пользу общую", - рекут.
(1783г. Радищев А.Н. «Вольность» (ода))

Отредактировано 04-12-2016 12:30

Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#36, 06.12.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #29 пользователя Каракай Лариса Павловна
Вот именно.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#34, 05.12.2016
ОтветитьОцените ответ:0
А вот коллеги ссылочка интересная для нашей дискуссии:http://урок.рф/discussion/74565.html
Купцова Елена Александровна
#41, 21.03.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Павел! Я с этого года веду данный курс. Интересно! Некоторых вещей, честно, не знала раньше! Учимся и сами!