4 необычных задания для уроков окружающего мира в начальной школе
Участие в научных мероприятиях и экспериментах учит младших школьников сотрудничать с одноклассниками, развивает навыки наблюдения и нестандартного решения проблем, формирует столь необходимое в современном мире критическое мышление.
Какие эксперименты и опыты можно проводить с детьми младшего школьного возраста? Предлагаем несколько необычных заданий.
Волшебная тень
О чём говорить: Задайте ребятам вопрос: «Где можно найти тень в солнечный день?» Прежде чем учащиеся продолжат исследовать это явление, объясните, как деревья, здания и другие сооружения могут защитить человека от солнечного тепла и света.
Практическое задание: самостоятельно придумать и создать тенистое место на пришкольном участке.
Изобретение для домашнего питомца
О чём говорить: Расскажите учащимся об изобретениях, созданных спеиально для домашних животных. Например, об ошейнике с GPS-трекером или специальной дверце, которая позволяет собаке свободно выходить на улицу и возвращаться обратно. Затем проведите мозговой штурм и составьте свой список возможных изобретений.
Практическое задание: Поделите класс на группы по три человека. Каждая должна придумать по одному изобретению. При этом один ученик в группе описывает изобретение, другой — рисует картинку, а третий — презентует изобретение классу.
Конструирование подслушивающего устройства
О чём говорить: Ежедневно дети пользуются различными гаджетами: от умного будильника до умной точилки для карандаша. Обсудите с учениками, какие проблемы помогают решать гаджеты. Не забудьте рассказать о том, что технические решения придумывают и разрабатывают инженеры.
Практическое задание: Предложите ученикам разработать и протестировать неэлектрическое подслушивающее устройство. Для модели используйте бумажный стаканчик, бечёвку и скотч. Протестируйте устройство в классе или во время прогулки.
Эксперимент «Волшебное молоко»
О чём говорить: Порассуждайте вместе с детьми: может ли мыло изменить свойства молока? Наверняка ученикам будет интересно узнать об этом из научного эксперимента.
Практическое задание: Налейте в миску молока, капните в произвольном порядке несколько капель разного пищевого красителя. Можно вместо красителя использовать разбавленную гуашь или акварель. А дальше самое интересное: с помощью зубочистки растяните краситель по поверхности молока. Ребята смогу создать невероятные узоры. Хотите удивить их ещё больше? Окуните ватную палочку в жидкое мыло и коснитесь ей молока. Цветные рисунки начнут самостоятельно перемещаться по поверхности молока.
Урок в данном формате — отличный способ узнать о состояниях и свойствах веществ, силе притяжения и поверхностном натяжении. Кроме того, это возможность познакомить школьников с этапами научного исследования (задать вопрос, сделать наблюдение, сформировать гипотезу, провести эксперимент, изучить и проанализировать данные, сделать вывод).
После завершения эксперимента обязательно обсудите, чем занимаются учёные, как наука помогает человеку в повседневной жизни. Такие беседы усилят их интерес к экспериментам и к предмету в целом.