Методическая разработка «Методы устранения неточного интонирования у детей в вокальном ансамбле»

2
0
Материал опубликован 10 October 2023



МКОУ ДО Воскресенская ДШИ





















Методическая разработка:

« Методы устранения неточного интонирования у детей в вокальном ансамбле»







Преподаватель вокала: Архипова С.В.

















2023





Содержание

1. Введение.

2. Упражнения.

3. Заключение.

4. Список литературы.









































1. Введение.

Можно ли сказать, что у человека нет музыкального слуха или отсутствуют музыкальные способности, если ребенок не может точно повторить мелодию? Может быть таким детям совсем не нужно заниматься музыкой?

Каждому преподавателю вокального ансамбля когда-нибудь приходится сталкиваться с фальшиво поющими детьми - «гудошниками». Разница в музыкальном развитии создает большие трудности в организации занятий. Нечистое же пение даже одного ученика отрицательно сказывается на общем звучании вокального ансамбля, вредит хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух. В больших городах таких детей после вступительных прослушиваний просто не примут в музыкальную школу, но в сельской школе, где выбор учеников не велик, таких детей принимают для обучения. А между тем, при правильной и своевременной помощи со стороны педагога, желании и воли со стороны ребенка, задачу эту можно успешно решить. Чем раньше предприняты попытки исправить неточное интонирование, тем качественнее результат. Чем младше ребенок, тем легче он перестраивается и исправляет недостаток.

Как правило, при общем наборе первоклассников в нашей ДШИ в 30 человек: примерно 5 – чисто интонирующих, около 15 – примерно интонирующих, и человек 5 будут «гудошники». Кроме того, из 30 человек восемь плохо выговаривающих отдельные буквы!

По моим наблюдениям, за последнее десятилетие плохо интонирующих детей стало намного больше. На мой взгляд, это происходит по разным причинам. Во-первых, общий музыкальный фон, на котором воспитываются дошкольники, очень узкого диапазона, почти без гармонического развития (3-4 аккорда), много разговорных текстов (рэп), как итог современной массовой культуры. Во–вторых, в семьях мало поют или не поют совсем, даже колыбельные песни. Т.е. слуховое развитие очень низкое. Известно, что наши связки откликаются на любую мелодию, даже если в это время мы ее не поем.

При том, что в детском саду много времени уделяется музыкальному развитию детей, их не обучают элементарным вокальным навыкам. Как следствие, в музыкальную школу приходит много кричащих детей, или поющих в очень узком диапазоне.

Интонация неверно поющих требует исправления и коррекции. Необходимо наладить связь слуха с голосом.

Главная цель работы с «гудошником» - научить петь чисто, без фальши. И чем раньше начнется работа над исправлением недостатков, тем больше шансов развить необходимые музыкальные навыки.

В начале работы в ДШИ мне было сложно согласиться с обучением фальшиво интонирующих детей - я просто не брала их в вокальный ансамбль, и тем более не занималась с ними вокалом индивидуально.

Но однажды, меня заинтересовала девочка, которая не могла петь простые песни, но всегда чисто пропевала одну попевку из трех нот в первой октаве! Именно за это я и ухватилась. Несколько уроков она попадала только в эти три ноты. Затем, я подняла попевку на полтона вверх… и этого было достаточно для начала. Кроме того, мы активно пытались воспроизводить любые звуки в головном режиме: «мяукали», как котята, пищали, как мышата и т.д. И постепенно, месяц за месяцем, мы раздвигали диапазон, испытывая каждый раз восторг, когда у ученицы получалось чисто спеть. Через несколько лет она заняла свое заслуженное и достойное место в партии альтов старшего вокального ансамбля. Этот результат меня очень вдохновил, и я перестала «бояться» работать с «гудошниками».

Самая первая задача найти у неточно интонирующего ребенка «разговорные» - примарные ноты на которых он говорит и сыграть их на фортепиано. Ученик начинает слышать эти 1-2 ноты, которые совпадают с инструментом, повторяет их, и только тогда можно поднимать попевку на полтона вверх, и опускать на полтона вниз. Из моей личной практики, как правило, эти ноты находятся в малой октаве «ля, си, до», но могут быть и в первой - «ре, ми, фа». Далее необходимо постепенно двигаться вверх, закрепляя предыдущие «услышанные» ребенком ноты, к более сложными попевками. А можно двигаться сверху, из головного регистра вниз, постепенно превращая «мяуканье» на высоких нотах в определенную высоту. А можно двигаться одновременно из грудного режима вверх, а из головного - вниз. Выбранный способ зависит от того, что получается у ученика.

Причина плохого интонирования часто кроется в отсутствии вокальной техники. В вокальной педагогике бытует мнение о том, что чистое пение – это пение с рациональным использованием механизмов голосообразования, и наоборот – часто настоящей причиной фальшивого пения является как раз неверная работа голосообразующей системы. В связи с этим очень важной является работа над вокальной техникой, а именно: грамотное использование грудного и фальцетного регистров, пение в высокой позиции, правильная работа мышц артикуляционного аппарата, свободная нижняя челюсть, работа дыхания. Причинами «гудения» часто становятся неумение петь в фальцетном регистре, плохое удержание высокой позиции звука. Хочется подчеркнуть, что обучение детей правильной  вокальной технике  является одним из эффективных способов улучшения интонации в целом.

В дальнейшей работе в вокальном ансамбле большое значение имеет рассадка при пении. Рекомендуется рассаживать слабых детей (плохо интонирующих) впереди, детей посильнее на втором ряду, самых сильных детей – сзади. Таким образом, на занятии есть возможность разноуровневой работы: слабые дети не сбивают сильных (так как они стоят спереди),

находятся в поле максимального контроля педагога и могут подстраиваться к чисто поющим детям. Можно ставить слабых детей между сильными.

Очень важно использование пения про себя, или мысленного пения. Этот метод активирует слух и внимание детей, они начинают слышать эталон звучания.

Работа с такими детьми, конечно, ведется и на сольфеджио, и на уроках специальности.

Часто фальшиво поющие дети еще и сипят. Педагогу важно проверить, нет ли у «гудошника» еще и медицинской проблемы сиплого голоса - узелков на связках и т.д.. И можно ли ему вообще петь. Один мальчик в нашей школе был освобожден от пения на время лечения по медицинской справке. А другая девочка, после моих настоятельных рекомендаций, съездила с родителями в Нижний Новгород к фониатру, и успешно вылечила за несколько лет узелки на связках, приобретенные в раннем детстве, без хирургического вмешательства, только лекарственными препаратами, т. к. своевременно обратилась к врачу!

Еще у одной ученицы причиной сипа в голосе оказался ранний мутационный период.

Если вы слышите и чувствуйте, что наряду с нечистой интонацией есть еще и серьезные проблемы со связками - отправьте ребенка сначала к врачу (фониатру).

2.Упражнения.

Хочу поделиться упражнениями, которые помогают мне в работе с фальшиво поющими детьми.

Упражнения с руками.

Самая главная проблема плохо интонирующего ребенка - неумение воспроизводить звуки определённой высоты. Конечно, нужно сначала научить такого ребёнка слышать эти конкретные звуки и научить понимать, что одни звуки ниже, другие выше. Поэтому, в начале работы с такими детьми мною приводятся на слух образные упражнения в разных регистрах. Играю на фортепиано звуки в низком регистре, там, где «медведи живут» и дети опускают руки вниз. Затем, играю звуки в высоком регистре, там, где «птички живут» - дети поднимают руки вверх. Так ребята учатся быстро слышать и реагировать на высоту звуков.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика очень важна, т.к. снимает мышечное напряжение, проходит в непринужденной веселой атмосфере и очень нравится детям.

Упражнения для мягкого неба:

«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом

«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

Произносить гласные звуки с позевыванием

Имитировать полоскание горла (звук)

Упражнение для нижней челюсти:

Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Упражнения для щёк: 

Надувание и втягивание обеих щек попеременно.

«Полоскание» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

«Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Упражнения для губ:

«Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10

«Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты

«Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

«Лошадка» – пофыркали.

Упражнения для языка:

«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.



Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

«Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

«Месим тесто» – размять язык зубами, крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

«Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

«Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Закончить щелканьем языка.

«Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.



Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

«Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Закончить щелканьем языка.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-», затем ТД-ТД-ТД.. Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

«Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

В качестве примера также хочу привести озвученную артикуляционную гимнастику, упражнение «Ручеёк»:

быстрые движения вправо кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание весёлого ручейка.

Ещё одно упражнение «Мотоцикл»: заводим мотор (Р!Р!Р!). Поехали на мотоцикле (Р..Р.,.-пропевая глиссандо вверх и вниз). Мотоцикл уезжает всё дальше(Р-р-рь..Р-р-рь..-затихая).

Показ с педагогами Например, игра «Язычок»

Интонационно-фонетические упражнения.

Интонационно-фонетические упражнения помогают правильно воспроизводить звуки, звукосочетания, соединение звуков в звуковую цепочку. Имитация и подражание легко и непринуждённо позволяют детям повторить эти сочетания звуков, Также они позволяют максимально расширить небольшой диапазон «гудошника». Происходит чёткое слышание и осознание регистров (малая, первая и вторая октавы) и воспроизведение их в игровой форме. Эти упражнения исполняются с руками, что помогает наглядно чувствовать звуковысотность.

«Сильный ветер». На этом упражнении осознается наличие в голосе двух режимов гортани: грудного и фальцетного.

«Штро-бас» скрип.

«Динозаврик» Спуск глиссандо с высоты до штро-баса.

«Заблудились в лесу» А-у. А-у.



«Вопрос-ответ» У-у. А-а. У-о. О-у. У-шо. Шо-у. С использованием глиссандо.



Упражнение на проговаривание слогов.

Четкое проговаривание слогов помогает активизировать голосовой аппарат и поработать над буквами, которые не все дети научились говорить. Сначала по одному слогу.

Да, Ва, Ба.

Ду, бу, ву.

Зо, во, бо.

Затем по два слога.

Да-да, ва-ва, ба-ба. И т.д.

Упражнение на проговаривание слогов на разной высоте «Разговор больших и маленьких животных».

Замечательное упражнение на проговаривание слогов на разной высоте помогает четко разграничивать грудной и головной режимы.

Преподаватель: Большая собака говорит – Гав. (Дети повторяют за педагогом громко в грудном режиме).

Маленький щенок отвечает маме тихо и высоко – гав, гав. (Дети повторяют в фальцетном режиме).

Большая кошка говорит – Мяу.

А маленькие котятки отвечают маме –мяу.

Большая корова говорит – Му.

А маленький теленочек ей отвечает – му.

Большая коза говорит - Ме.

А маленький козленочек отвечает – ме.

Большая мышка говорит – Пи.

А маленькие мышата отвечают – пи, пи.

Певческое дыхание - Это самый длительно формирующийся ,необходимый и сложный навык.

Важно, чтобы дети осознавали процесс дыхания, а это требует особого педагогического подхода.



1.Cпокойный вдох (очень распространенное сравнение – понюхать любимый цветок) и спокойно короткий выдох; вдох и выдох повторить по руке педагога 2 – 3 раза, следить за свободным положением корпуса, головы.

2. Взять короткое дыхание и, после небольшого задержания, постепенно выпускать воздух на “ш-ш-ш…” или « с-с-с …» до полного выдоха. При этом следить за тем, чтобы плечи у детей не поднимались;

3.Короткими вдохами через нос вдыхать воздух, не поднимая плеч, положа одну руку на диафрагму. Ощущение надувания шарика. Выдох происходит при наклоне корпуса вниз.

Можно использовать эмоционально-образный метод, где результата можно достичь достаточно быстро. Для работы над дыханием мы используем упражнения «Паровозик» и «Торт со свечками», «ёжик запыхался .

Упражнение «Бабочка»:

педагог предлагает дунуть на «бабочку» так, чтобы она отлетела как можно дальше;

«Паровозик» - упражнение на активизацию вдоха и выдоха, движений диафрагмы. Упражнение заключается в следующем: делается два коротких вдоха через нос, одновременно выпячивается живот, после чего производится два коротких выдоха через рот, живот втягивается. При этом имитируются звуки движения поезда, можно проделывать движения руками и ногами - это приобретет характер игры и будет увлекательно для ребенка.

«Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого вдоха через нос, задержку дыхания и долгий выдох сквозь сложенные трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше «свечей

«Ёжик запыхался» - долгий вдох, задержка дыхания и быстрый активный выдох на “ф-ф-ф...”

Если дыхание все-таки недостаточно активно, поем на одном звуке (лучше в удобной тесситуре) отрывисто гласный «а» или «о», при этом представляем, что звук – это упругий резиновый мячик, который летит в противоположную стенку и отскакивает от нее.

Упражнения на одной ноте.

Начальное интонирование удобно начать с любых упражнений на одной ноте. Здесь важно следить, чтобы ребенок остался на одной высоте и соблюдал точный ритм. Это не просто.

Упражнение с дирижированием «Сидит ворон на дубу». Одно из любимых моих упражнений. Дети с первых уроков учатся дирижировать, тем самым понимать дирижерский жест педагога.

Упражнения на двух-трех нотах.

Любые упражнения на двух-трех нотах. На стаккато легато. Удобные для вас и ребенка гласные.



3.Заключение.

Вывод.

В практической работе с детьми знание их голосовых возможностей в отношении звукового диапазона, умение грамотно его определить имеет первостепенное значение для правильной организации вокальной работы.

Во-первых, необходимо отыскать в голосе ученика “примарные тоны”, которые совпадают с тонами его спокойной речи.

Во-вторых, следует закрепиться на этой примарной для данного ученика высоте, попросив его протянуть подольше какую-то гласную отдельно или стоящую под ударением в каком-нибудь слове.

В-третьих, с помощью простых упражнений на глиссандо начать работать с учеником в головном режиме. Используя любые простые попевки, постепенно расширяя диапозон и чистое интонирование.

Все приемы, методы и упражнения успешно используются мною уже не один год. У каждого «гудошника» в течении года есть продвижение. Каждый идет в своем темпе, и совместными усилиями добиваемся положительного результата.

Работа проходит значительно эффективнее, если ученики осознают свои ошибки, умеют отличить хороший результат от плохого. Важно, чтобы восприятие музыки вызывало глубокие эмоциональные реакции.

Итак, спешить с определением музыкальных данных учеников нельзя. Действительно, можно ли сказать, что у человека нет музыкального слуха или отсутствуют музыкальные способности только на основании его пения? – Конечно, нет!

Из практики известно, что число детей, фальшиво поющих в группе, постепенно уменьшается в результате работы, и это говорит о том, что сам факт фальшивого пения требует внимательного отношения, выяснения его причин.

Заботясь о музыкальном развитии учащихся, внимательно занимаясь с отстающими детьми, педагог сможет решить большую задачу – приобщить всех детей к ансамблевому пению, способствовать формированию их эстетического вкуса, повышению общей культуры.

4.Используемая литература:

1. Апраксина О. Методика развития детского голоса. Учебное пособие.

2. Апраксина О., Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.10. М.: «Музыка», 1975

3. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» М.: Музыка, 1968.

4. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса», Самара, 1997.

5.Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», 2010.

6. Огороднов Д. Е. «Методика музыкально-певческого воспитания», 2014.

7. Огороднов Д. Е. «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально - двигательной культуры человека. Москва, 2013.

8. Шатковский Г. И. «Развитие музыкального слуха», Москва, 1996.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации