Проектная работа «Аббревиатуры в названиях автомобилей»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему
«Аббревиатуры в названиях автомобилей"
Студента группы А-169, обучающегося по профессии 23.01.03
Автомеханик
Карташова Андрея Алексеевича
Оценка работы:______________________________________
Цифрой и прописью
Преподаватель: Карлышева Наталья Валерьевна
Подпись:______________________________________
преподавателя
Дата:______________________________________
Дата выставления оценки
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие аббревиатуры и её разновидности. ………………………......…….4
Группы обозначений (сокращения) автомобилей……………………………5
Аббревиатуры в названиях автомобилей российского производства, их происхождение и значение …….……………………………………………...6
Аббревиатуры в названиях автомобилей иностранного производства, их происхождение и значение …………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованных источников………………………………………….26
Введение
Задумывались ли вы, что означает название модели автомобиля? Или как автопроизводитель придумывал название модели машины? Обычно мы просто произносим название моделей, но вряд ли задумываемся, что все эти названия означают. Оказывается, практически все названия моделей автомашин имеют смысл и имеют определенное значение. Именно это и определяет актуальность проекта.
Цель: выяснить, какие аббревиатуры содержатся в названиях автомобилей российского и зарубежного автопрома и определить их лексическое значение.
Задачи:
1) дать понятие аббревиатура;
2) выяснить, какие аббревиатуры содержатся в названиях автомобилей российского и зарубежного автопрома;
3) определить лексическое значение аббревиатур в названиях марок автомобилей;
4) составить презентацию «Сокращения в названиях автомобилей».
Методы: изучение справочной литературы, работа с толковыми словарями и словарями иностранных слов, анализ собранного материала, классификация лексической группы слов названий автомобилей.
Практическая значимость работы состоит в том, материал можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика», а также при освоении спецдисциплин по устройству автомобилей.
Понятие аббревиатуры и её разновидности
Аббревиат́ура (итал. abbreviatura от лат. brevis — краткий) или сокращение. В старинных рукописях и книгах сокращённое написание слова или группы слов, имеющих морфологический смысл. В современных изданиях любое сокращённое слово или словосочетание.
Разновидности:
Буквенная (составлена из алфавитных названий начальных букв слов, образующих исходное словосочетание: КГБ — Комитет государственной безопасности, м.н.с. — младший научный сотрудник, РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика).
Звуковая (акроним) (образована из начальных звуков слов исходного словосочетания. В отличие от буквенной аббревиатуры, произносится как единое слово, а не побуквенно: (АСУ — автоматизированная система управления, вуз — высшее учебное заведение, ГЭС — гидроэлектростанция).
Буквенно-звуковая (образована частично из названий начальных букв, частично из начальных звуков слов исходного словосочетания: ГИБДД (ги-бэ-дэ-дэ) — Государственная инспекция безопасности дорожного движения).
Бэкроним (аббревиатура, составленная по уже существующему слову. При этом бэкроним может как объяснять исходное значение слова, так и придавать слову новое значение: Spam — Seriously Pissing-off Advertising Mail (рус. Серьёзно Задалбывающая Рекламная Почта, КАСКО — Комплексное Автомобильное Страхование Кроме Ответственности. Также является фактически расшифровкой испанского слова casco (остов, корпус), которым назван этот вид страхования.
Сложносокращённые слова (слоговая аббревиатура): 1. Сложение начальных частей двух и более слов: колхоз — коллективное хозяйство; продмаг — продовольственный магазин. 2. Сложение начала одного слова с другим словом словосочетания: телесеть — телевизионная сеть, запчасть — запасная часть. 3. Сложение начальной части слова с формой косвенного падежа существительного: завкафедрой — заведующий кафедрой, беруши — «береги уши» (название затычек для ушей). 4. Сложение начала первого слова с началом и концом второго или только с концом второго: мопед — мо(тоцикл)+(велоси)пед.
Графическое сокращение: «т. д.» — так далее; «т. е.» — то есть; «т. к.» — так как; «т. н.» — так называемый; «т. о.» — таким образом; «т. п.» — тому подобное; «т. с.» — так сказать; «н/д» — нет данных.
Смешанное сокращение (начальная часть слова соединяется с аббревиатурой:
РосНИИ — Российский научно-исследовательский институт, БелАЗ — Белорусский автомобильный завод).
Тавтологическое сокращение (устойчивые словосочетания, в которых аббревиатура (как правило, иностранного происхождения) используется одновременно со словом (обычно перевод последнего слова), которое входит в данную аббревиатуру: PIN-код, SMS-сообщение, АвтоВАЗ — автомобильный Волжский автомобильный завод.
Заимствованные слова, бывшие изначально в родном языке сокращениями: спам — от англ. SPiced hAM (System Post Automatic Mail, что в переводе означает Система Автоматической Почтовой Рассылки).
Группы обозначений (сокращения) автомобилей
Все принятые обозначения можно условно разделить на четыре группы.
Первая группа подсказывает марку или модель автомобиля (например, Masda-626, Ford Mustang, Sitroen CX).
Вторая группа указывает на качество исполнения или комплектацию кузова или автомобиля в целом.
При этом используются следующие буквы:
N - "normal" - стандартное исполнение;
L - "luxe" (люкс) - улучшенное исполнение или отделка кузова салона, отличная от стандартной комплектации;
S - "super" (cynep) - еще более высококачественная отделка;
SL - "super-luxe" - суперлюкс;
LS - "luxe-sport" - люкс-спорт;
R - "rally" (ралли) - спортивное исполнение для любителей;
RS - "rally-sport" - ралли-спорт, возможно сочетание SR;
GT - "grand turismo" - автомобиль для туризма и путешествий;
GTS - "grand touring sport" - спортивный вариант автомобиля того же предназначения;
Е - "electronic" - оборудован различными электронными системами (в т.ч.: зажигания, управления КПП, кондиционером и прочими), бортовым компьютером.
Иногда используются и целые слова:
Intercooler - охладитель нагнетаемого воздуха при турбонаддуве;
Coupe - купе (тип кузова);
Automatic - автоматическая КПП;
Custom - изготовленный по заказу.
Третья группа знаков характеризует силовую установку, ее системы и механизмы.
В нее также могут входить цифры, буквы и слова. Например:
2,0 - объем двигателя в литрах - 2л;
1500 - то же в кубических сантиметрах - 1,5л;
190 - то же в кубических сантилитрах - 1,9 л;
Т - "Turbo" - турбонаддув;
D - "Diesel" - дизель;
TD - "Turbodiesel" - турбодизель;
Е - "Electronic" - электронная система зажигания;
I - "Injection" - впрыск топлива механический или электронный;
ОНС - верхний распределительный вал;
DOHC - два верхних распределительных вала;
OHV - нижнее расположение распределительного вала;
V8 - блок цилиндров V-образный, восьмицилиндровый;
R6 - блок цилиндроворядный, 6-цилиндровый;
24V, 24 Valve - количество клапанов в газораспределительном механизме;
Cat - катализатор в системе выпуска отработавших газов.
Четвертая группа несет информацию о системах, которыми дополнительно оборудуются или комплектуются модели автомобиля.
Ими могут быть:
ABS - антиблокировочная система тормозов;
ASR - противобуксовочная система;
4 WD - полный привод;
4 WS - управляемые все четыре колеса;
Airbag - надувная подушка безопасности.
Аббревиатуры в названиях автомобилей российского производства, их происхождение и значение
LADA — марка, принадлежащая ОАО «АВТОВАЗ», крупнейшему российскому производителю легковых автомобилей. Сейчас компания находится во владении альянса Renault-Nissan и выпускает автомобили под марками LADA, Renault, Nissan и Datsun. Основное производство и штаб-квартира расположены в городе Тольятти. Историю появления этого названия современные работники АвтоВАЗа... не помнят. Один из возможных вариантов: название Лада появилась от созвучного слово ладья — это изображение использовалось на шильдиках автомобилей Волжского автозавода с 1970 года. В любом случае, имя Lada оказалось настолько удачным, что в дальнейшем так стали называть не только экспортные модели, но и все остальные автомобили Волжского автозавода.
Тольяттинский производитель зародился в 1966 году, когда руководство СССР приняло решение о строительстве крупного автомобильного завода, который должен был изготавливать доступные машины для личного пользования. Тогда в Советском Союзе существовали только дорогие машины в очень ограниченном количестве, что не удовлетворяло спрос со стороны населения.
Перед началом строительства был заключен договор с итальянским автомобильным концерном Fiat, который разработал технический проект, поставлял оборудование и техническую документацию, а также обучал специалистов. Многие модели АВТОВАЗа были построены на базе автомобилей Fiat.
В 1970 году завод выпустил первые автомобили — «Жигули» ВАЗ-2101, которые повторяли конструкцию Fiat-124. Однако советская машина собиралась из отечественных комплектующих и, по словам ее конструкторов, имела более 800 различий с итальянским аналогом. Она получила барабанные тормоза вместо дисковых, увеличенный дорожный просвет, усиленный кузов и подвеску. Все это делало ВАЗ-2101 более пригодным для эксплуатации в условиях дорог и температур советских республик.
ВАЗ-2101, прозванный «копейкой», стал родоначальником семейства «Классика» и выпускался по 1988 год. За это время было выпущено 4,85 млн единиц ВАЗ-2101 с кузовом седан всех модификаций. За выпуск этого авто Волжский автомобильный завод получил международную премию «Золотой Меркурий».
Камский автомобильный завод, или КамАЗ — самый крупный российский производитель грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, комбайнов, электроагрегатов, тепловых мини-электростанций и комплектующих. Основные производственные мощности расположены в городе Набережные Челны, Республика Татарстан.
В 1960-х годах СССР нуждался в расширении парка грузовых автомобилей для повышения производительности при автомобильных перевозках. Ни одно из существующих автомобилестроительных предприятий на тот момент не могло удовлетворить огромный спрос в большегрузах с грузоподъемностью от 8 до 20 тонн.
В августе 1969 года Совет министров СССР и ЦК КПСС утвердили ряд документов, согласно которым в Набережных Челнах Татарской АССР должно было начаться строительство комплекса автомобильных заводов. Предполагалось, что они будут специализироваться на выпуске исключительно большегрузных автомобилей.
Многие города разных республик соревновались за то, чтобы быть выбранным как место строительства будущего завода. В итоге выбор пал на небольшой городок с населением менее 30 000 человек. Его преимуществами было расположение в центре СССР, близость к судоходным рекам — Волге и Каме, наличие железной дороги, а также существование в этом регионе стройорганизации «Камгэсэнергострой», которая обладала возможностью построить плотину и гидроэлектростанцию для будущего предприятия и образованного им города. В планах был выпуск 150 000 грузовых автомобилей и 250 000 моторов ежегодно.
Строительство завода велось невероятными масштабами: на стройку съехались работники со всего СССР. С 1970 по 1981 год капиталовложения в возведение предприятия составили 4,2 млрд рублей, что было беспрецедентно для автомобилестроительного завода в Советском Союзе.
На оснащение предприятия шло самое современное оборудование, 81% которого работало по автоматическому и полуавтоматическому циклу. Поставками оборудования занимались более 700 иностранных фирм и около 2 000 заводов из 500 городов СССР.
Параллельно со строительством завода отстраивался и город Набережные Челны, население которого со временем выросло до полумиллиона человек. Здесь возводились необходимые объекты социальной инфраструктуры и большое количество жилых домов. В конце 70-х и начале 80-х население города росло на 40 000 каждый год.
В 1974 году был собран первый силовой агрегат, а через год началось их серийное производство.
16 февраля 1976 года с производственного конвейера сошел первый грузовой автомобиль — КамАЗ-5320. Его конструкция была разработана на основе семейства автомобилей ЗИЛ-170 и ЗИЛ-175, которые сконструированы в 1967–1969 годах МАЗом и Ярославским моторным заводом.
Автомобиль комплектовался созданным «с чистого листа» экономичным четырехтактным дизелем V8 объемом 10 852 см куб. с диаметром цилиндра и ходом поршней 120 мм. В «базе» он развивал 210 л.с. Кроме того, КамАЗ-5320 оснащался пневматическим усилителем привода двухдискового сцепления, пятиступенчатой трансмиссией с синхронизаторами на четырех высших ступенях и двухдиапазонным делителем, а также межосевым блокируемым дифференциалом, который был встроен в проходную главную передачу среднего
Сейчас ОАО «КамАЗ» занимает 14-е место в мире по объему изготовления грузовых авто тяжелого класса. Его модели охватывают треть российского рынка тяжелых грузовиков и эксплуатируются более чем в 80 странах по всему миру.
ГАЗ, или Горьковский автомобильный завод — одно из крупнейших российских автомобилестроительных предприятий, которое изготавливает легковые, грузовые автомобили, микроавтобусы, спецтехнику и силовые агрегаты.
ГАЗ был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод им. В. М. Молотова. Этому предшествовало заключение соглашения между ВСНХ СССР и Ford Motor Company, согласно которому американцы организовали техническую помощь в налаживании изготовления легковых и грузовых автомобилей в СССР. В качестве базы производственной программы служили модели Ford-A и Ford-АА.
1 января 1932 года был открыт автомобильный завод, а уже в конце января он выпустил 1,5-тонный грузовик АА. С декабря предприятие начало изготавливать пятиместный легковой автомобиль А.
В 1936 году стартовало производство четырехдверного седана ГАЗ-М-1, который еще называли «Эмкой». Он был самым популярным советским автомобилем довоенного времени, на базе которого создано несколько модификаций, в том числе полноприводный фаэтон и внедорожник с закрытым кузовом типа седан.
В преддверии Великой Отечественной войны на заводе создается армейский полноприводный внедорожник ГАЗ-64. Первый серийный экземпляр появился в августе 1941 года. Этот автомобиль имел открытый кузов и вырезы вместо дверей. Он строился на шасси ГАЗ-61, укороченном по базе на 755 мм, что позволяло не использовать карданный вал.
В 1959 году появляется новый флагман — ГАЗ-13 «Чайка». Внешность семиместного автомобиля была схожа с топовыми американскими моделями. Конструкция содержала ряд технических новшеств, среди которых V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 195 л.с., гидроусилитель руля, четырехкамерный карбюратор и гидромеханическая коробка передач. Управление переключением передач осуществлялось с помощью кнопок, автомобиль оснащался омывателем ветрового стекла, электрическими стеклоподъемниками, радиоприемником с автоматической настройкой, противотуманными фарами и прочим. Наряду с седанами выпускались кабриолеты и лимузины.
В 2014 году появляется пятое поколение среднетоннажных автомобилей «ГАЗон Next», которое пришло на смену ГАЗ-3309. Он отличается более просторной и эргономичной кабиной, позаимствованной у «ГАЗель-Next». Автомобиль комплектуется 153-сильным 3,7-литровым турбодизелем Cummins ISF 3.8 e4R или двигателем российского производства ЯМЗ-5344-20 объемом 4,4 литра и мощностью 149 л.с.
Ульяновский автомобильный завод (УАЗ, UAZ) — автомобилестроительное предприятие холдинга «Соллерс», которое находится в Ульяновске. Выпускает полноприводные внедорожники, легкие грузовики и микроавтобусы.
История компании начинается в 1941 году, после нападения немцев, когда Государственный Комитет Обороны СССР организовывает эвакуацию крупнейших предприятий Москвы. В их числе был и Завод Имени Сталина (ЗИС), который решили отправить в Ульяновск. 20 октября 1941 года туда прибыла часть коллектива и оборудование. В начале 1942 года завод уже выпускал авиационные снаряды.
В мае 1942 года автозавод в Ульяновске выпустил пять автомобилей ЗИС-5. К июлю он производил уже 30 грузовиков в сутки. Осенью того же года предприятие приступило к выпуску малолитражных двигателей для нужд армии.
22 июня 1943 года Государственный комитет обороны решил построить на базе эвакуированного ЗИСа в Ульяновске автомобильный завод. Под него было выделено 200 га земли за рекой Свиягой, которые превратились в один из крупнейших районов Ульяновска.
В мае 1944 года был готов опытный образец первой собственной разработки Ульяновского автомобильного завода — 3,5-тонного грузовика УльЗИС-253. Он характеризовался прекрасными динамическими характеристиками и управляемостью, качественной подвеской и хорошей обзорностью.
В 1958 году стартовала сборка УАЗ 450, основанного на шасси ГАЗ 69. Из-за двухцветной окраски и формы радиаторной решетки ее прозвали «Сорокой». В народе же автомобиль получил прозвище «Буханка», поскольку его кузов был цельным. Она имела несколько модификаций. Санитарная модификация модели получила название УАЗ 450А. В 1959 году выпущен УАЗ 450В, 11-местный микроавтобус. Также выходили бортовой грузовик с двухместной кабиной УАЗ-450Д и экспериментальный седельный тягач УАЗ-450П с полуприцепом УАЗ-752. Все модификации, кроме 450В, не имели задней боковой двери — посадка пассажиров и загрузка грузов производились через задние двери.
В 1966 году начинается производство малотоннажного грузового автомобиля с деревянным кузовом и двухместной кабиной УАЗ-452Д, получившего прозвище «Головастик». Он пришел на смену моделям УАЗ-450Д и УАЗ-451Д. Автомобиль комплектовался карбюраторным четырехтактным двигателем мощностью 70 л.с., работающим в паре с четырехступенчатой трансмиссией. Автомобиль с грузоподъемностью в 800 кг мог развивать скорость до 95 км/час и оснащался гидравлическими тормозами.
В марте 2003 года во Вьетнаме открывается производство УАЗов. В этом же году появляется автомобиль повышенной проходимости — УАЗ «Хантер», пришедший на смену УАЗ-3151. Первоначально он выпускался с закрытым пятидверным кузовом, оснащенным металлическим верхом. Позднее появилась версия с кузовом универсал-фаэтон, использовавшая матерчатый верх на съемных дугах.
В 2005 году на заводе начат выпуск модели нового поколения — УАЗ «Патриот». Автомобиль уже отличается не столь утилитарным внешним видом, как его предшественники. Кроме того, он оснащался совершенно новой подвеской, узлами рулевого управления и трансмиссии. 20% комплектующих, использовавшихся в трансмиссии, — импортного производства. Для изготовления этой модели предприятие приобрело новый окрасочный комплекс Eisenmann, сварочную линию, а также модернизировало главный конвейер.
Через два года модель оснащалась улучшенной системой отопления и кондиционирования салона, а также модернизированной системой охлаждения двигателя.
Вскоре на базе УАЗ «Патриот» стали изготавливать легкий коммерческий автомобиль УАЗ Cargo. Кроме того, выходит УАЗ «Пикап».
Сейчас Ульяновский автомобильный завод продолжает развивать свою линейку автомобилей, беспрестанно совершенствуя модельный ряд. В 2013 году компания на треть увеличила объем экспорта, еще раз подтвердив высокое качество выпускаемых автомобилей.
Название |
Происхождение и лексическое значение |
Жигули |
Слово имеет тюркские корни, происходит от понятия "джигуле" ("запряженный") - прежнего названия бурлаков. В иностранных языках название марки Жигули звучало некрасиво – «Жиган» (жиганы-люди, промышляющие на Волге разбоем). |
ЛАДА |
От слова «Ладья» (происходит от слова ладить (строить) корабль (судно). |
КамАЗ |
Камский автомобильный завод |
ГАЗ |
Горьковский автомобильный завод |
УАЗ |
Ульяновский автомобильный завод |
4. Аббревиатуры в названиях автомобилей иностранного производства, их происхождение и значение
Ауди (нем. Audi). Компанию по выпуску этого автомобиля основал в 1909 году немецкий инженер Август Хорх. Ауди – перевод основы фамилии Хорх (от глагола horchen «слушать») на латинский язык. То есть «Ауди» = «Слушай!».
БМВ (нем. BMW). Сокращение от названия компании Beyrische Motorenwerke (Баварские моторные заводы), основанной в 1916 году. Вольво. В переводе с латинского означает «я кручусь». Даймлер-Бенц (нем. Daimler-Benz). Компания «Даймлер-Бенц» была основана в 1926 году. В названии объединены фамилии пионеров автомобилестроения Карла Бенца и Готлиба Даймлера. Фамилия Бенц имеет несколько этимологий: 1. Из топонима Пенц (нем. Penz). 2. Из краткой формы Ben(t)z мужского имени Бертольд (Berthold) или Бернгард (Bernhard). Фамилия Даймлер происходит, скорее всего, от верхненемецкого диалектного слова deumeler «обманщик». В настоящее время автомобиль, выпускаемый «Даймлер-Бенц», известен больше как «Мерседес-Бенц». В 1899 году австрийский бизнесмен, дипломат и автогонщик-любитель Эмиль Джеллинек, выступавший под псевдонимом «месье Мерседес», выиграл автогонки «Найс Спил Трейл». Псевдоним он взял в честь своей дочери Мерседес. С 1900 году Джеллинек получил право на продажу «Даймлера» в Австрии и Франции под тем же именем своей дочери. Название это вскоре стало так популярно, что его стали присваивать всем маркам автомобилей компании «Даймлер-Бенц».
Kia (произносится как Киа). Компания основана в 1944 году. В 1998 году приобретена корейской автомобилестроительной компанией Hyundai Motor. Название произведено от китайско-корейского слова ki – «возникать, появляться, происходить» и буквы а, указывающей на топоним Азия. То есть можно расшифровать «рожденный в Азии, произведенный в Азии».
Крайслер (англ. Chrysler). Компания основана в 1925 году и названа по фамилии своего основателя – Вальтера Крайслера (1875–1940). Фамилия Chrysler восходит к немецкому или еврейскому (на языке идиш) прозвищу Kreisel – 1) из средневерхненемецкого kriuseleht «кудрявый, кучерявый»; 2) из средневерхненемецкого kriuselin «кувшин» (для изготовителя кувшинов). Мазда. Название выбрано по имени высшего божества древних иранцев Ахура-Мазда, который считался святейшим божеством, духом, всему подающим преуспеяние, творцом солнца, луны, звезд, неба, земли, вод, деревьев и людей. Кроме того, имя бога оказалось созвучным и фамилии основателя компании – Дзюдзиро Мацуда. В 1927 году выпускается первая партия мотоциклов. На основе мотоциклов разрабатывается первый автомобиль Мазда – небольшой трехколесный грузовичок MazdaGo. К тому же это имя было созвучно фамилии основателя компании – Дзюдзиро Мацуда (Jujiro Matsuda).
Мицубиси. В 1870 году Ятаро Ивасаки арендовал три парохода и основал компанию Tsukumo Shokai Shipping Co. В 1886 году ее название сменилось на Mitsubishi Steamship Co. К этому времени ее флот насчитывал уже более 30 кораблей. Товарный знак в виде трех ромбов восходит к гербу, или «мону» фамилии Ивасаки. Каждый из ромбов выражает один из принципов «Мицубиси»: общая ответственность перед обществом, честность и взаимопонимание между народами через торговлю. Таким образом, «Mitsu» – «число 3», «hishi» – переводится дословно как «ромб». Все вместе – «три ромба». Здесь следует отметить, что значение ромб развилось из названия водного каштана (по-японски «hishi», который имеет такую форму. Поскольку в логотипе усматривают драгоценные камни, то существует еще один вариант перевода названия – «три бриллианта», но он является ошибочным.
Ниссан. Компания была основана в 1933 году. Это название получила в 1934 году. Ни – от Нихон (Япония), сан – от сангио (промышленность). Опель (нем. Opel). Марка названа по фамилии Адама Опеля, основавшего в 1862 году предприятие, выпускавшее сначала швейные машины, затем велосипеды. Первый автомобиль был выпущен в 1899 году. Фамилия Опель образована от краткой формы мужского имени Адальберт + уменьшительно-ласкательный суффикс -l.
Порше (нем. Porsche). Марка названа в честь Фердинанда Порше (1875–1951) – одного из самых выдающихся автомобильных конструкторов XX века. Название «Порше» разрабатываемым автомобилям стал давать его сын только с 1948 году. Их производство началось в 1950 году. Фамилия Порше может происходить от названия населенного пункта Porsch или по названию места проживания (от термина Porst – «дикий розмарин». Также предполагают происхождение фамилии от славянских имен на Бор- (например, Борислав), но эту этимологию считают менее убедительной. Ровер (англ. Rover) В 1884 году компания «Старли&Саттон» выпустила трехколесный велосипед, который посчитали идеальным для «roving» («блужданий») по загородной местности. Название это прижилось и его стали присваивать всем предметам, выпускаемым компанией. Самые первые автомобили «Ровер» были построены в 1904 году.
Ситроен (франц. Citroën). По фамилии Ситроен – французского промышленника, создателя концерна «Ситроен» и автомобиля. Андре-Густав Строен родился в еврейской семье, перебравшейся в 1873 году из Амстердама в Париж. Отец его был ювелиром. Дед же торговал лимонами. Сначала у семейства была фамилия Limoenman, указывающая на занятие деда. Потом была изменена на Citroen, затем на Citroën, что в принципе то же самое, что и Limoenman.
Cубару. Субару – японское название пяти ярчайших звезд Плеяд. На эмблеме также изображены звезды, символизирующие это созвездие. Судзуки. Название марки автомобиля восходит к фамилии основателя компании-производителя (основана в 1909 году) – Митио Судзуки. Судзуки – вторая по распространённости японская фамилия. Переводится как «колокольчиковое дерево».
Тойота. В 1890 году 23-летний Сакити Тойода изобрел деревянный ткацкий станок, названный его именем. С 1930-х годов фирма приступила к разработкам перспективных автомобилей. Первый автомобиль — седан «Тойода АА» — был выпущен в 1936 году. С 1937 года после проведения конкурса на лучшее название компания стала именоваться «Тойота». Это название не только благозвучнее, но и пишется восемью иероглифами, а восемь – счастливое для японцев число.
Трабант (нем. Trabant). Один из символов ГДР (Восточной Германии). Этот микролитражный автомобиль выпускался в городе Цвикау в 1957–1991 годы. Название марки переводится как «спутник» и получило название в честь первого советского спутника Земли, запуск которого произошел в год начала производства автомобиля. Фиат (итал. Fiat). Компания-производитель основана в 1899 году под названием «Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino». Название марки – аббревиатура части этого названия: Fabbrica Italiana Automobili Torino, то есть Итальянская автомобильная фабрика Турина.
Фольксваген (нем. Volkswagen). Переводится как «народный автомобиль». Эта марка была задумана правителями третьего рейха как совершенный, небольшой по размерам и недорогой автомобиль (его обещали продавать за 990 рейхсмарок). Впервые же это название было произнесено на открытии международной автомобильной выставки в 1933 году. Конструктор автомобиля Фердинанд Порше хотел назвать его KdF-Wagen – Kraft durch Freudewagen – «Сила через радостный автомобиль».
Форд (англ. Ford). Компания-производитель Ford Motor Company основана в 1903 году и названа по фамилии своего основателя Генри Форда (1863–1947). Фамилия Форд – топографическая и образована от прозвища из слова ford «брод». То есть так могли прозвать того, кто жил рядом с бродом. Также фамилия Форд может восходить к одному из многочисленных топонимов от того же слова ford и означать «выходец из Форда». Топоним Форд встречается, например, в Ирландии, откуда происходит отец Генри Форда.
Хёндэ́ (Hyundai). Компания-производитель основана в 1967 году. Переводится как «современность». Хонда. Название авто и фирмы происходит от имени создателя фирмы механика Хонда Соитиро. Фирма существует с 1946 году. В 1949 году поступил в продажу первый мотоцикл, в 1963 году – первые автомобили — мини-грузовик и спортивная автомашина. Шкода. Эмиль Риттер фон Шкода основал в конце 1860-х в чешском городе Пльзень кузницу. Из этой кузницы и развилась компания, выпустившая в 1925 году автомобиль «Шкода». Фамилия Шкода происходит от прозвища из чешского škoda – «вред, убыток, ущерб». Ягуар. Компания основана в 1922 году и называлась первоначально Swallow Sidecar Company. И первоначально все ее модели имели наименования типа SS 1, SS 2 и т. п. Однако после окончания Второй мировой войны из-за нежелательных ассоциаций с запрещенной фашистской организацией SS эта аббревиатура перестала использоваться в названиях марок. Современное название «Ягуар» появилось еще в 1935 году и было выбрано из 500 предложений в связи с тем, что ягуар символизирует скорость, мощь и красоту.
Chevrolet — это марка автомобилей, выпускаемых одноименной компанией, которая входит в состав концерна General Motors. Штаб-квартира автопроизводителя располагается в Уоррене, пригороде Детройта, штат Мичиган. Chevrolet Motor Company появилась на свет в 1911 году, ее основателями были знаменитый гонщик Луи Шевроле и владелец General Motors Уильям Дюран. В 1911 году появляется первый автомобиль марки — Chevrolet Classic-Six. Это была четырехместная машина с шестицилиндровым мотором, развивающим 30 л.с. При цене в 2 500 долларов по сравнению с 500 долларами за Ford-Т первенец Chevrolet не мог рассчитывать на успех. В 1953 году на выставке GM Motorama появился первый американский серийный спортивный автомобиль Chevrolet Corvette. Он был изготовлен с использованием инновационного на то время материала — стеклопластика.
Первая базовая модификация модели комплектовалась шестицилиндровым 3,8-литровым двигателем Buick, который развивал 152 л.с. Мотор агрегатировался с двухступенчатой автоматической коробкой передач. Однако в таком исполнении машина не была настолько популярной, как хотелось ее создателям.
Совместно с АВТОВАЗом на платформе ВАЗ-2123 был разработан компактный внедорожник Chevrolet Niva, который собирается на тольяттинском заводе с 2002 года. Он комплектуется 1,7-литровым двигателем с распределённым впрыском топлива, который развивает 80 л.с. Этот автомобиль получил множество наград и является одним из самых продаваемых внедорожников на территории России.
Lexus — марка, под которой японской компанией Toyota Motor выпускаются роскошные автомобили. Первоначально разрабатывалась для рынка США, однако теперь продается более чем в 70 странах мира. Штаб-квартира находится в городе Нагоя, Япония. Перед выводом Lexus на рынок компания занималась масштабными исследованиями рынка и долгим проектированием. При выборе имени мнения в Toyota разделились: одни предлагали выводит роскошные авто под новым брендом, другие видели смысл в сохранении имени Toyota, чтобы привлечь покупателей и к более дешевым моделям.
Японский автопроизводитель провел масштабные исследования рынка роскошных автомобилей. В течение 1985 года дизайнеры и разработчики арендовали дом в Лагуна Бич в Калифорнии, чтобы изучить вкусы и образ жизни покупателей премиальных машин. В результате был сделан вывод, что для успешного продвижения марки необходимы новое имя и новые каналы продаж.
В 1986 году рекламное агентство Saatchi & Saatchi, давний партнер Toyota, создало специальное подразделение Team One, которое занималось созданием и дальнейшим продвижением новой марки. Консалтинговая компания Lippincott & Margulies подготовила список из 219 названий, из которых были выбраны лучшие — Vectre, Verone, Chaparel, Calibre и Alexis. Последний вариант стал ведущим, однако вызывал обеспокоенность в связи с частым использованием в качестве имени людей, а также персонажем популярного сериала «Династия» Алексис Кэррингтон. Тогда его немного преобразовали, получив Lexus.
В 1989 году, после длительных разработок с участием 60 дизайнеров, 24 инженерных команд, 1400 инженеров, 2300 механиков, 220 сотрудников поддержки, выпущенных 450 прототипов и более 1 млрд долларов инвестиций проект был завершен. Результатом был впечатляющий и ни на что не похожий — Lexus LS 400 с уникальным дизайном, новым 4-литровым мотором V8 и задним приводом.
Дебютный LS 400 хвалили за управляемость, богатое оснащение, эргономичный интерьер, прекрасную аэродинамику, топливную экономичность, хотя некоторыми автомобильными обозревателями он критиковался за подвеску, которая не обеспечивала ожидаемого для автомобилей этого класса уровня комфорта при езде.
Журнал Car and Driver отметил, что Lexus LS 400 превосходит Mercedes-Benz 420 SEL и BMW 735i с точки зрения плавности хода, управляемости и производительности. Motoring Press Association назвала его лучшим импортным автомобилем года, а J.D. Power and Associates отдала первое место в своем рейтинге. Выход новой марки на американский рынок стал настоящим шоком для немецких автопроизводителей, особенно BMW и Mercedes-Benz, которые потеряли 29% и 19% продаж соответственно.
Январь 1993 года — представлена новая модель GS300, дизайн которой разрабатывал автомобильный дизайнер Джорджетто Джуджаро. Спустя год автопроизводитель повез новинку в Европу и представил на Франкфуртском автосалоне. Модель была основана на платформе Toyota S.
В 2009 году в Северной Америке и Японии марка запустила гибридный седан HS 250h, а также второе поколение гибридного внедорожника 450h RX, который пришел на смену RX 400h. В том же году дебютировало купе Lexus LFA. Он получил двигатель V10 и кузов, сделанный из армированного углеволокна. Его основными конкурентами выступали Lamborghini Gallardo, Ferrari F430, Porsche 911 и Chevrolet Corvette C6 ZR1. Автомобиль комплектовался 4,8-литровым мотором мощностью 560 л.с. Максимальная скорость составляла 325 км/час.
Автомобили Lexus изготавливаются на самом роботизированном и компьютеризированном автомобильном предприятии в мире — заводе Тахара. Все работники, приходя на предприятие, обязательно проходят через воздушный душ, который удаляет всю пыль. На заводе каждые 87 секунд собирается один автомобиль Lexus.
После 2000 года автомобили марки начали изготавливать на других заводах в Японии. Для североамериканского рынка сборка осуществляется в Канаде. Сегодня, как и в самом начале своего пути, марка является одним из лидеров в классе, задавая стандарты качества для всей отрасли.
Automobili Lamborghini S.p.A. — итальянский производитель суперкаров со штаб-квартирой в Сант'Агата-Болоньезе. Принадлежит Audi AG.
Основатель компании Ферруччо Ламборгини, как и многие создатели автомобилестроительных предприятий, страстно увлекался механизмами с самого детства. Он окончил инженерную школу в Болонье, затем работал механиком в армии Италии. После окончания Второй мировой войны Ламборгини переделывал военную технику в сельскохозяйственную. Он уже тогда использовал изображение быка в качестве эмблемы для своей продукции, поскольку по гороскопу был тельцом.
В конце 40-х годов Ферруччо Ламборгини выпускал трактор собственной разработки. Затем его фирма изготавливала отопительную технику и системы кондиционирования воздуха. Ламборгини стал достаточно состоятельным, чтобы покупать дорогие автомобили, в числе которых были Mercedes 300SL, Maserati 3500GT, Jaguar E-type и несколько Ferrari 250 GT. Ни один из них не удовлетворял его полностью.
Первый прототип представили на автосалоне в Турине в октябре 1963 года. Это был Lamborghini 350 GTV, двухместное купе с 3,5-литровым двигателем V12 мощностью 347 л.с. Максимальная скорость составляла 280 км/час, а до «сотни» машина разгонялась за 6,7 секунды. Серийная версия автомобиля дебютировала на Женевском автосалоне через полгода.
В 1971 году настоящий фурор произвел представленный прототип Lamborghini Countach. Он получил вертикально открывающиеся двери, четырехлитровый силовой агрегат и задние воздухозаборники. С 365-сильным двигателем автомобиль разгонялся до 300 км/час. Серийный вариант машины представили в 1974 году. Он получил менее футуристическую внешность, однако все же отличался броским и оригинальным экстерьером. За этим последовало появление ряда громких новинок марки, одной из которых был Lamborghini Aventador, сменивший Murciélago в 2011 году. Он получил 6,5-литровый 12-цилиндровый двигатель, развивающий 700 л.с. Максимальная скорость составляет 350 км/час, а разгон с 0 до 100 км/час — 2,9 секунды.
В 2014 году представлена замена Gallardo — Lamborghini Huracán с 5,2-литровым 10-цилиндровым двигателем мощностью 610 л.с. Его максимальная скорость равняется 325 км/час.
Название |
Происхождение и лексическое значение |
Ауди |
«Ауди» = «Слушай!». |
БМВ |
Баварский моторный завод |
КИА |
От китайско-корейского слова ki – «возникать, появляться, происходить» и буквы а, указывающей на топоним Азия. |
Крайслер |
Компания названа по фамилии своего основателя – Вальтера Крайслера |
Мазда |
Название выбрано по имени высшего божества древних иранцев Ахура-Мазда. Основатель компании – Дзюдзиро Мацуда |
Мицубиси |
«Три ромба» |
Ниссан |
Это название получила в 1934 году. «Ни» – от Нихон (Япония), «сан» – от «сангио» (промышленность) |
Опель |
Марка названа по фамилии Адама Опеля |
Порше |
Марка названа в честь Фердинанда Порше |
Ровер |
«Морской разбойник» |
Ситроен |
Компания названа по фамилии своего основателя – Андре-Густав Ситроен |
Cубару |
«Субару» – японское название пяти ярчайших звезд Плеяд |
Судзуки |
Основатель компании Митио Судзуки |
Тойота |
Основатель компании Сакити Тойода |
Трабант |
Название марки переводится как «спутник» |
Фольксваген |
Переводится как «народный автомобиль». |
Форд |
Компания названа по фамилии своего основателя Генри Форда |
Хёндэ́ |
Название фирмы происходит от имени создателя фирмы механика Хонда Соитиро. |
Шкода |
Основатель компании Эмиль Риттер фон Шкода |
Chevrolet |
Ее основателями были знаменитый гонщик Луи Шевроле и владелец Уильям Дюран |
Lexus |
Lexus, созвучное словам Elegance (англ. – «элегантность») и Luxury (англ. – «роскошь»). |
Ламборгини |
Основатель компании Ферруччо Ламборгини |
Заключение
Каждый современный автомобиль не обходится без "имени". Это не что иное, как закодированная информация либо транспортного средства, либо фамилия его разработчика. "Как вы лодку назовете, так она и поплывет" - гласит известное высказывание. Может поэтому автопроизводители подходят к выбору названий для своих моделей с особой тщательностью, даже всенародные конкурсы устраивают, обещая авторам лучшего варианта новенький автомобиль. Очень часто именно аббревиатуры в названиях автомобилей используются мировыми производителями. Большинство автоконцернов как отечественных, так и зарубежных берут две или три буквы, часть слова или слово целиком, комбинируют между собой и превращают их в имена своих моделей.
Таким образом, цели и задачи работы достигнуты полностью.
Список использованных источников
Богатырев А. В., Есеновский-Лашков Ю. К., Насоновский М. Л., Чернышев В. А. Автомобили. М.: Колос, 2001.
Краткий автомобильный справочник. – М: Трансконсалтинг, 1994
Платонов В. Ф. Полноприводные автомобили. М., 1989.
Техническая эксплуатация автомобилей. Под ред. Г.В. Крамаренко. – М.: Транспорт, 2007.
Интернет-ресурсы: