Аббревиатуры и их функционирование в речи
Ильясова Милана Алиевна
Ставропольский государственный педагогический институт,
Ставрополь
Ilyasova M.A.
Stavropol State Pedagogical Institute,
Stavropol
E-mail: ilyasova.m.a@yandex.ru
Аббревиатуры и их функционирование в речи
Аннотация. В современном социуме лексика отражает все изменения, которые происходят в нем. Однако большинство людей тянется к упрощению лексики, и на помощь к ним приходит аббревиация. Она способствует сохранению смысла лексического значения слова, а также сокращает время поступления информации адресату, переводя слова в более компактную форму. Доминирующие позиции занимает и другая причина, обусловливающая функционирование аббревиатур, – стремление к необычности, лексическим инновациям. Развитие процессов аббревиации способствует всем современным видам коммуникации. Актуальность данной статьи определяется недостаточной степенью изученности аббревиации в функционально-стилистическом аспекте, а также фрагментарностью исследований, посвященных расширению словообразовательного потенциала аббревиатур в современном русском языке.
Основная цель работы состоит в выявлении новых тенденций функционирования аббревиатур в современной русской речи.
Данная цель определила следующие основные задачи исследования:
1) показать новые тематические группы аббревиатур, характерных для современного русского языка,
2) рассмотреть особенности структуры современных сокращений,
3) выявить деривационный потенциал аббревиатур и показать специфику аббревиатурных образований в современной речи.
В данной статье использовались опыт и разработки следующих ученых: Е.А. Земской, В.Г. Костомарова, Е.А. Бирюкова, Л.С. Филиппова
В современном мире лексика призвана отражать всё, что происходит в жизни общества. Как правило, лексические новообразования являются громоздкими и неудобными в употреблении (например, станция технического обслуживания – СТО, лечебная физическая культура – ЛФК, Соединенные штаты Америки – США). Однако на данный момент появилась тенденция, согласно которой большинство людей стремится к экономии речевых усилий. Здесь работает один из главных законов русского языка – закон речевой экономии. В частности, аббревиация позволяет, сохраняя значения лексических единиц, экономить время поступления информации адресату, давая словам более краткую форму (например, Госкомсвязь – Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации).
На данный момент изучение новых слов в русском языке играет важную роль для исследования многих проблем. Одной из них является проблема изучения процесса функционирования аббревиатур. К данной проблеме обращались многие учёные, такие, как: Е.А. Бирюков, Е.А. Земская, В.Г. Костомаров, Л.С. Филиппова. Данные исследователи рассматривают проблему функционирования аббревиатур с разных сторон: с точки зрения социальных, психологических, лингвистических проблем.
Л.С. Филиппова определяла понятие «аббревиатуры» как слова, образованные от сокращённых основ или полной основы [Филиппова 1992, с. 116]. При этом их сокращение происходит произвольно, но сохраняется лексическое значение слова: колхоз – коллективное хозяйство, главврач – главный врач, роддом – родильный дом, запчасти – запасные части.
Вопрос о функционировании аббревиатуры в письменной и устной речи остаётся сложным и актуальным.
Аббревиация используется во всех стилях речи. К примеру, на письме аббревиатуры употребляются только в данных случаях:
в научных работах;
в некоторых литературных произведениях;
в отдельных науках;
в справочных изданиях и т.д.
Основная функция аббревиатуры – номинативная. Она называет явления и предметы, различные организации, учебные заведения и т.д. Не менее важной и распространённой функцией аббревиатуры является её способность в более экономном выражении информации.
В последние годы ряд лингвистов, среди которых Е.А. Земская и А.Т. Липатов, указывает на экспрессивную функцию аббревиатур (например, «МРОТ на хлеб не намажешь!» (МРОТ – минимальный размер оплаты труда)). Е.А. Земская утверждает, что современный процесс развития языка приобретает черты «раскованности, отказ от стандартных форм выражения», во многом благодаря аббревиации [Земская 1992, с. 56]. В свою очередь, А.Т. Липатов говорил, что аббревиатуры учувствуют в создании явления многозначности текста [Липатов 2001, с. 38].
М.И. Тибилива сделала вывод о том, что аббревиатуры могут выполнять номинативную, экспрессивную и характерологическую функцию в зависимости от сферы функционирования. При этом преобладание той или иной функции обусловлено сферой применения. Например, в художественной литературе преобладает характерологическая функция, а в СМИ номинативная и экспрессивная.
Таким образом, основными функциями аббревиации являются: номинативная, экспрессивная, характерологическая, а также функция экономного выражения мысли.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что существует много точек зрений на определение понятий «аббревиатура» и «аббревиация», но все сходятся в том, что это один из способов словообразования. Существуют различные виды аббревиатур классификаций в связи с их широким распространением в современном мире. Аббревиация безусловно входит в систему словообразовательных средств языка и представляет собой комплексный феномен, отражающий основные функции языка.
Список литературы
Борнякова И. В. Специфика языка рекламных сообщений и их перевода в рамках межкультурной коммуникации (на материале немецкой и русской журнальной рекламы): дис. канд. филол. наук. – Москва, 2007. – 181 с.
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. Пособие. – М.: Логос, 2001. – 304 с.
Еременко А.А. Грамматические особенности рекламных текстов: дис. канд. филол. наук: 10.02.05. – Москва, 2000. – 207 с.
Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М.: Высшая школа, 1992. – 220 с.
Липатов А.Т. Синтонимия и аббревиация // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. – Т. 1. – С.162-165.
Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учeб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 248 с.