Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Русский язык»
для 9а класса
учителя Клевцовой Татьяны Витальевны
на 2023/2024 уч.г.
Принято на заседании
педагогического
Совета школы-интерната.
Протокол № 01 от 2023 г.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса разработана на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3;
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599);
-Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 года № 1026
-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15, утв. 10.07.2015 № 26);
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант АООП) «Специальной школы – интерната г. Ельца».
Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации. 5–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 2020. – 183 с. : ил.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2021.
Изучение учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Содержание учебного предмета "Русский язык". Грамматика, правописание и развитие речи.
Программа включает следующие разделы:
Синтаксис Простые предложения Сложные предложения Распространение предложений Составление сложных предложений. Контрольные вопросы и задания
Морфология Корень и однокоренные слова Образование слов с помощью суффиксов Образование слов с помощью приставок Правописание в корне и приставке Сложные и сложносокращённые слова Сложные слова Сложносокращённые слова Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Части речи. Существительное Значение существительных в речи Значение предметности
Существительные, близкие и противоположные по значению Существительные, обозначающие черты характера Использование существительных для сравнения одного предмета с другим
Склонение существительных Склонение существительных в единственном и множественном числе Правописание безударных окончаний существительных Несклоняемые существительные
Знакомство с несклоняемыми существительными Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Прилагательное Значение прилагательных в речи Значение признака предмета
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении Склонение прилагательных
Согласование прилагательных с существительными Правописание падежных окончаний прилагательных Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности
Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на -ий, -ьи Склонение прилагательных в женском роде на –ья Склонение прилагательных во множественном числе на -ьи
Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Прилагательное. Закрепление знаний
Местоимение Значение местоимений в речи Употребление местоимений в тексте Лицо и число местоимений Склонение местоимений Изменение местоимений по падежам
Правописание местоимений с предлогами Правописание местоимений 3-го лица
Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Глагол Значение глаголов в речи Значение действия предмета Глаголы, близкие и противоположные по значению Использование глаголов для выражения сравнения
Употребление глаголов в прямом и переносном значении Употребление глаголов со значением отрицания Неопределённая форма глагола Выделение глаголов в неопределённой форме
Правописание глаголов в неопределённой форме Изменение глаголов по лицам и числам
Различение глаголов по лицам и числам Изменение формы лица и числа глаголов Правописание глаголов 2-го лица единственного числа Повелительная форма глагола Знакомство с повелительной формой глаголов Правописание глаголов в повелительной форме
Использование в речи глаголов в повелительной форме Правописание глаголов. Закрепление знаний Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и
Наречие Наречие как часть речи Значение наречий в речи Наречия, противоположные и близкие по значению Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значении Правописание наречий Наблюдение за правописанием наречий с гласными а и о на конце Правописание наречий с гласными а и о на конце Различение наречий и прилагательных Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Числительное Числительное как часть речи Простые и составные числительные Словосочетания с числительными Правописание числительных
Правописание числительных от 5 до 20 и 30 Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900 Числительные с мягким знаком на конце и в середине слова Правописание числительных 90, 200, 300, 400 Числительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Синтаксис Простые и сложные предложения Различение простых и сложных предложений Союз и в простых и сложных предложениях Сложные предложения с союзом что Сложные предложения с союзом чтобы Сложные предложения с союзом потому что Сложные предложения с союзом когда Сложные предложения. Закрепление знаний Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Связная речь. По рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам русских и отечественных художников. Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний. Сочинения творческого характера.
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Планируемые результаты изучения учебного предмета "Русский язык".
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( 3 часа в неделю,99 часа в год)
№ | Раздел и темы программы | Основное содержание тем. | Основные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | В том числе | ||
Развитие речи | Контр. работы | Деловое письмо | |||||
1 | Повторение. Речь и предложение. | Простые предложения Сложные предложения Распространение предложений Составление сложных предложений. Контрольные вопросы и задания | Определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в конце предложения. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами. | 4 | | 1 ч. Контрольная работа по теме «Предложе-ние» | |
2 | Состав слова. | Корень и однокоренные слова Образование слов с помощью суффиксов Образование слов с помощью приставок Правописание в корне и приставке Сложные и сложносокращённые слова Сложные слова Сложносокращённые слова Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. | Подбирать однокоренные слова. Уметь разбирать слова по составу. | 9 | . | 1 ч. Контрольная работа по теме «Состав слова» | |
3 | Имя сущест-вительное | Значение существительных в речи Значение предметности Существительные, близкие и противоположные по значению Существительные, обозначающие черты характера Использование существительных для сравнения одного предмета с другим Склонение существительных Склонение существительных в единственном и множественном числе Правописание безударных окончаний существительных Несклоняемые существительные Знакомство с несклоняемыми существительными Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Записка Изложение содержания текста биографии писателя | Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий. | 13 | 2ч. Изложение содержания текста биографии писателя | 2 ч. Контрольная работа по теме «Имя существи-тельное» | 2 ч. Доверенность, расписка. |
4 | Имя прилага-тельное. | . Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Значение признака предмета Употребление прилагательных в прямом и переносном значении Склонение прилагательных Согласование прилагательных с существительными Правописание падежных окончаний прилагательных Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на -ий, -ьи Склонение прилагательных в женском роде на -ья Склонение прилагательных во множественном числе на -ьи Склонение прилагательных Прилагательное. Закрепление знаний Деловое письмо. Объяснительная записка | Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного. | 12 | | 2 ч. Контрольная работа по теме «Имя прилага-тельное» | 2 ч. Деловое письмо. Объяснительная записка |
6 | Личные местоимения. | Значение местоимений в речи Употребление местоимений в тексте Лицо и число местоимений Склонение местоимений Изменение местоимений по падежам Правописание местоимений с предлогами Правописание местоимений 3-го лица Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Письмо Сочинение с элементами рассуждения. | Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом. | 10 | 1 ч. Сочине-ние по картине. | 1 ч. Контрольная работа за 2 триместр. | 1 ч. Деловое письмо. Письмо |
7 | Глагол. | Значение глаголов в речи Значение действия предмета Глаголы, близкие и противоположные по значению Использование глаголов для выражения сравнения Употребление глаголов в прямом и переносном значении Употребление глаголов со значением отрицания Неопределённая форма глагола Выделение глаголов в неопределённой форме Правописание глаголов в неопределённой форме Изменение глаголов по лицам и числам Различение глаголов по лицам и числам Изменение формы лица и числа глаголов Правописание глаголов 2-го лица единственного числа Повелительная форма глагола Знакомство с повелительной формой глаголов Правописание глаголов в повелительной форме Использование в речи глаголов в повелительной форме Правописание глаголов. Закрепление знаний Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Сочинение по данному началу и словосочетаниям | Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот. | 18 | 1 ч. Сочинение по данному началу и словосочетаниям. | 1 ч. Контрольная работа по теме «Глагол». | |
8 | Наречие. | Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. | Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при изготовлении изделия. | 8 | 1 ч. Сочине-ние по картине. | 1 ч. Контроль-ная работа по теме «Наречие». | 1 ч. Доверен-ность. Расписка. |
9 | Числитель-ное. | Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах. | Ставить вопросы к числительным; определять количественные и порядковые числительные. Правильно оформлять доверенность. | 10 | | 1 ч. Итоговая контрольная работа за год. | 1 ч. Числа в деловых бумагах. |
| ИТОГО: | | | 99 ч. | 3 ч. | 5 ч. | 3 ч. |
8