Материал по УМК на тему «А.И. Куприн "Слон"» (3 класс)
Пояснительная записка
Педагог (ФИО, должность, наименование ОО): Тютикова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, МАОУ «Неволинская ООШ»
Предмет/образовательная область/направленность (профиль): литературное чтение
Класс/возраст детей/год обучения: 3 класс (10 – 11 лет)
УМК/программа: «Школа России»
Тип урока/занятия: открытие новых знаний
Тема урока/занятия: А.И.Куприн «Слон»
Цель: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям, способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, осознать чувство защищенности в заботе родных и самых близких людей.
Задачи:
- знакомство учащихся с биографией А.И. Куприна;
- формирование читательской грамотности, через использование различных методов, работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи.
- воспитание интереса к детской литературе; воспитание чувства сострадания к ближнему, любви к животным.
Планируемые результаты:
Личностные
Проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке.
Регулятивные
Умение:
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;
Коммуникативные
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку
зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с другими, договариваться о последовательности
действий и результате, представлять другим ход своей работы
и ее результат, слушать мнения других;
Предметные
Умение:
работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;
использовать в речи литературоведческие понятия;
формулировать тему, идею произведения;
давать характеристику героям;
выявлять авторское отношение к описываемым событиям.
Познавательные
Умение перерабатывать полученную информацию: делать вы-
воды в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.
Используемые педагогические технологии, методов и приемы, формы:
Объяснительно – иллюстративный диалог. Эвристическая беседа. Самостоятельная работа, групповая дискуссия, обобщение и конкретизация. Приемы «Окна». «Послушать. Сговориться, обсудить», «Чек лист».
Форма работы: фронтальный опрос, работа в парах, диалог, коммуникативные игры.
Инновационные технологии: технология продуктивного чтения, использование аварских ЦОР.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, демонстрационный и раздаточный материал, портреты. Фотографии А.И.Куприна.
Время реализации: 40 минут.
Технологическая карта урока
Этапы урока (занятия) |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат |
Организационный момент
1) проверка домашнего задания.
2) Психологический настрой в игровой форме. |
-Здравствуйте, ребята! - Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне и друг другу.
На вас надеюсь я друзья. Вы хороший дружный класс, Все получится у вас! - Садитесь, пожалуйста. Анализ результатов с использованием ЦОР «WORDWALL» https://wordwall.net/ru/resource/28245666 https://vk.com/away.php?to=https
Ребята, нам пришло письмо! Оно адресовано (на конвертах написаны ласковые слова каждому ученику)
|
Анализируют свои знания по прочитанному тексту.
Формулируют задачи урока.
|
Настрой учащихся на продуктивную работу на уроке.
Актуализировали знания, пройденного на прошлом уроке материала.
Организация на работу |
Целеполагание |
В одном из конвертов лежит письмо. - Настя. Прочитай текст письма.
- Ребята, как нам помочь Александру Ивановичу Куприну 1. Что мы должны сделать на уроке?
Если дети затрудняются: (Читаю по предложению сама и навожу на нужную мысль).
|
Текст письма. Ученик читает текст письма. Дорогие ребята! Меня зовут Александр Иванович Куприн! Моя жизнь была непростой, было трудно и грустно!
С этой же проблемой столкнулись главные герои моего рассказа «Слон».
Как же быть? Что делать? Помогите советом!
- Что случилось в жизни Александра Ивановича, что он решил написать нам? Для этого. Нам необходимо…
Познакомиться……( с биографией автора).
- Определить главных героев рассказа и дать им характеристику.
Составить…. (характеристику главных героев).
- Какая же главная мысль произведения Александра Ивановича Куприна.
Определить …..(главную мысль рассказа «Слон»)
|
Сформирована мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Организация познавательной деятельности. |
На доске висят таблички ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕЕ
|
|
|
ПРОШЛОЕ Работа в парах 1 ряд |
- Итак, начинаем работу! - Но прежде чем мы начнем, повторим правила. 1. Работать нужно сообща, слушать одноклассника. Каждое выступление и каждая работа будет оцениваться слушателями. Имя и имя – изучает биографию автора используя:
Задание: 1 пара – Прочитайте текст и заполните пропуски. ( Приложение)
2 пара- используя коллаж из личных фотографий автора подготовьте рассказ об увлечениях писателя.
3 пара –- используя различные источники информации выберите из предложенных вам произведений те, которые написал Александр Иванович Куприн.
|
Задание: вам необходимо найти ответ и на чек листе и разместить информацию.
ПРАВИЛО – ОЦЕНИВАНИЕ.
1 пара – БИОГРАФЫ -текст с пропусками.
2 пара- БИОГРАФЫ - составление текста по фотографиям и иллюстраций, работа с информацией из книг(выставка),фотоальбомом А.И.Куприна, текста.
3 пара – БИОГРАФЫ – составление списка произведений, используя книги, «облако слов», игровые листы.
|
Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать других. Прием «КЛОУЗТЕСТА» при работе с текстом. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстрации, фотографий и текстов, представлять информацию в виде схемы. На основе анализов объекта делать выводы, обобщать и классифицировать информацию по признакам, находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Составление не сплошного текста, заполнение чек листа. Составление рассказа об увлечении автора, заполнение чек листа (плана пересказа).
Работа с облаком слов, выбор необходимой информации «Какие произведения про животных написал А.И.Куприн?»
|
|
На доске в разделе прошлое размещается информация о писателе. |
Защита работ.
ОЦЕНИВАНИЕ СЛУШАТЕЛЯМИ |
Строят речевое высказывание в соответствии поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме, высказывают свое предположение на основе работы с материалами, осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
|
- Таким образом, Александру Ивановичу Куприну не хватало внимания и заботы родителей, он нашел утешение при общении с животными. |
|
|
|
-Обратили внимание на поставленную цель в начале урока. |
Сравнительный анализ детей. |
Вывод: одиночество. |
НАСТОЯЩЕЕ 2)Характеристика героев |
- Ребят. Кто является главными героями произведения? |
Ответы детей (девочка Надя, слон, мама и папа) |
Определили героев для составления характеристики. |
Нади |
Первая парта имя и имя, вы- консилиум врачей. Ваше задание: Дать характеристику девочки при заполнении амбулаторной карты девочки во время болезни и когда она стала совершенно здорова. |
Работа с учебником Л.Ф.Климанова 3 класс, заполнение чек листа – амбулаторной карты Нади. |
Характеристика героя – дочки Нади. Заполнение чек листа. |
Папы |
Вторая парта имя и имя, ваше задание составить характеристику папы Нади. Вам выдается лист, на котором вам необходимо составить карту положительных и отрицательных качеств героя, используя выбирая из предложенных вариантов. |
Работа с учебником Л.Ф.Климанова 3 класс, заполнение чек листа
Защита работ.
ОЦЕНИВАНИЕ СЛУШАТЕЛЯМИ |
Характеристика героя – папа Нади. Заполнение чек листа.
|
|
-Обратим внимание на вторую цель нашего урока. Выполнили мы ее? |
Вывод: Для всех нужны: внимание и забота.
Сравнительный анализ детей. |
Высказывают свое отношение к героям, выражают свои эмоции. Высказывают свое отношение к героям, выражают свои эмоции. |
Слона |
- Вам необходимо дать характеристику слону. Первая пара имя и имя – вы проводите исследование, чтобы выяснить к какому виду относится слон из рассказа. - Вторая пара имя и имя работаете с программой WORDWALL. Выполняете викторину. Беседа: - Вы согласны, что слон — это экзотическое животное для России? - Встреча со слоном, может быть мечтой? -А для девочки это была мечта?
|
Работа с информационными карточками и иллюстрацией в учебнике.
Ответы детей.
ОЦЕНИВАНИЕ СЛУШАТЕЛЯМИ |
Составление характеристики слона и последовательность его действий. |
|
Вопросы: - Помог слон Наде поправиться? - Её сон, её мечта исполнилась?
|
Ответы детей |
Обобщение |
|
- Нужно подготовить выступление по вашей работе. |
Защита работ |
Высказывают свое отношение к героям, выражают свои эмоции. |
БУДУЩЕЕ 3) |
- Ребята, нам в начале урока пришло письмо и в конце обращения к нам было написано. Как вы считаете, что нам хотел сказать автор этим письмом, этим обращением к нам, что на свете дороже всего? -По мнению автора, внимание и забота о близких дороже всего. - Что для вас дороже всего на свете? - У вас на партах лежат бумажные разноцветные шарики, напишите на них, что для вас дороже всего на свете?
|
Ответы детей.
Пишут ласковые слова для родителей и близких
|
Связь с жизнью Сформированы личностных универсальных учебных действий. Воспитание семейных ценностей. |
|
- По вашим ответам я вижу, что вы любите своих родителей, братьев, сестер и животных! - Я уверена, что вы любите своих близких и заботитесь о них! |
Подведение итогов. |
Слушать и понимать других. |
Рефлексия. |
- Как вы считаете, какая пословица отражает главный смысл произведения Александра Ивановича Куприна. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Когда семья вместе и сердце на месте.
|
|
Оформлять свою речь в устной форме. |
Домашнее задание. |
- Спасибо вам за работу! Сегодня вы были все активными, дружно выполняли задания. - Вам понравился рассказ А.И.Куприна «Слон» -Я уверена, что вам захочется прочитать еще произведения этого писателя и я хочу подарить вам закладку для книг, но эта закладка необычная, по этим штрих кодам можно попасть в игровое пространство по содержанию рассказа А.И.Куприна «Слон». Когда вы пройдёте эти игры у меня в компьютере появится таблица лидеров, кто лучше прошел эти игры. - И рисунок к плану нашего рассказа, часть №7. «Надя здорова». Всем спасибо, до новых встреч! |
|
|
Самоанализ урока А.Куприн «Слон»
Тема урока относится к разделу тем о духовно – нравственном воспитании. Выбранная тема актуальна и интересна. В начале урока постаралась настроить в начале урока дети, получив письмо автора, откликнулись на его просьбу.
Цель: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям, способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, осознать чувство защищенности в заботе родных и самых близких людей.
Задачи:
- знакомство учащихся с биографией А.И. Куприна;
- формирование читательской грамотности, через использование различных методов, работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи.
- воспитание интереса к детской литературе; воспитание чувства сострадания к ближнему, любви к животным.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепление нового материала.
С учетом возрастных особенностей применялись различные методы и средства обучения:
-беседа;
-домашнее тестовое задание;
- эвристическая беседа;
- дискуссия;
- презентация;
- работа с опорными листами (прошедшее, настоящее, будущее);
- работа в группах;
- работа с информацией из разных источников;
Считаю, что организованная работа в группах способствовала передаче информации друг другу и практических навыков. Потому работа себя оправдала: учащиеся общались между собой, обменивались информацией, выполняли совместные практические действия, учились не только слушать друг друга, но и уважать чужое мнение.
Время было распределено рационально, задания были логично связаны, делались выводы после каждого этапа работы.
Использовались информационные технологии: ролевые игры, ментальная карта, прием «КЛОУЗТЕСТА» при работе с текстом. Прием «Окна», Послушать. Сговориться, обсудить!». Работали с пословицами, учились понимать их нравственное значение и смысл.
После выполнения всех заданий получился Чек-лист «Прошедшее – биография», «Настоящее – характеристики героев», «Будущее – воспитание семейных ценностей».
В конце урока учащиеся получили необычное домашнее задание в программе «WORDWAL”