Активное наблюдение ДООП технической направленности «Вечный огонь» (текущая диагностика)

Форма контроля - активное наблюдение
(текущая диагностика)
Цель: Выявление возникающих сложностей, поддержка познавательной деятельности и контроль выполнения правил работы в команде при выполнении творческого задания, мониторинг сформированности УУД.
Метод контроля: Активное наблюдение (текущая диагностика).
Форма проведения: Непосредственное наблюдение за работой юнармейцев в группах при выполнении творческого медиа-задания (например, создание видеоролика, фоторепортажа, SMM-кампании). Активное участие в процессе, оказывая поддержку и направляя деятельность.
Инструкция для педагога: Заранее определить критерии оценки (см. ниже). Обеспечить равные возможности для участия всех членов команды. Создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Внимательно наблюдать за процессом работы каждой группы, фиксируя возникающие сложности и успешные стратегии. Оказывать своевременную поддержку, не подменяя собой самостоятельную работу. Фокусироваться на процессе, а не только на результате.
Оценочная ведомость (заполняется по результатам наблюдения при необходимости коррекционной работы):
Критерий | Индикаторы | Группа 1 | Группа 2 | Комментарии (примеры конкретного поведения, затруднения) |
Целеполагание (Планирование деятельности) | 1. Четко определена цель задания. | (Да/ Частично/ Нет) | (Да/ Частично/ Нет) | Например: Группа 1: Быстро определили цель, но план подробный не составляли. Группа 2: Долго спорили о цели, план не разработали. |
Познавательные УУД (Анализ информации, принятие решений) | 1. Умеют находить и анализировать необходимую информацию. | (Высокий/Средний/Низкий) | (Высокий/Средний/Низкий) | Например: Группа 3: Застряла на одном источнике информации, не ищет альтернативы. |
Коммуникативные УУД (Работа в команде) | 1. Активно участвуют в обсуждении. 2. Умеют слушать и понимать других. 3. Четко выражают свои мысли. 4. Умеют договариваться и находить компромиссы. 5. Поддерживают друг друга. 6. Разрешают конфликты конструктивно. | (Эффективно/Частично эффективно/Неэффективно) | (Эффективно/Частично эффективно/Неэффективно) | Например: Группа 1: Отличная коммуникация, все участники вовлечены. Группа 2: Один участник доминирует, остальные молчат. |
Регулятивные УУД (Контроль, самооценка) | 1. Контролируют процесс выполнения задания. 2. Вносят коррективы в план при необходимости. 3. Оценивают свой вклад в работу команды. 4. Анализируют причины неудач. | (Эффективно/Частично эффективно/Неэффективно) | (Эффективно/Частично эффективно/Неэффективно) | Например: Группа 3: Не замечают ошибок, продолжают двигаться в неправильном направлении. |
Сложности (Выявление проблемных зон) | 1. Технические проблемы. 2. Нехватка знаний. 3. Конфликты в группе. 4. Нехватка времени. 5. Непонимание задания. | (Перечислить возникшие сложности) | (Перечислить возникшие сложности) | Например: Группа 1: Застряла со звуком, не знают, как сделать озвучку видео. |
Развернутые критерии оценки (для заполнения индикаторов):
Целеполагание (Планирование деятельности):
- Да: Цель задания четко определена, существует подробный план работы, этапы выполнения задания определены с указанием сроков, роли в команде четко распределены.
- Частично: Цель определена, но план поверхностный, этапы намечены, но не детализированы, роли в команде распределены нечетко.
- Нет: Цель не определена, план отсутствует, этапы не намечены, роли не распределены.
Познавательные УУД (Анализ информации, принятие решений):
- Высокий уровень: Юнармейцы самостоятельно и эффективно находят необходимую информацию, анализируют ее, применяют знания из разных областей, предлагают оригинальные и креативные идеи, принимают взвешенные решения на основе анализа данных.
- Средний уровень: Юнармейцы находят необходимую информацию с помощью, умеют ее анализировать, применяют базовые знания из смежных областей, предлагают стандартные решения, принимают решения, основываясь на общих принципах.
- Низкий уровень: Юнармейцы испытывают трудности с поиском и анализом информации, не применяют знания из других областей, не предлагают креативных идей, принимают решения спонтанно и необдуманно.
Коммуникативные УУД (Работа в команде):
- Эффективно: Все юнармейцы активно участвуют в обсуждении, умеют слушать и понимать друг друга, ясно выражают свои мысли, умеют договариваться и находить компромиссы, поддерживают друг друга, конструктивно разрешают конфликты.
- Частично эффективно: Большинство юнармейцев участвуют в обсуждении, умеют слушать и понимать друг друга, не всегда достаточно ясно выражают свои мысли, испытывают трудности с поиском компромиссов, иногда возникают конфликты.
- Неэффективно: Только отдельные юнармейцы участвуют в обсуждении, не умеют слушать и понимать друг друга, не могут ясно выражать свои мысли, не умеют договариваться и находить компромиссы, часто возникают конфликты.
Регулятивные УУД (Контроль, самооценка):
- Эффективно: Юнармейцы контролируют процесс выполнения задания на каждом этапе, вносят коррективы в план при необходимости, оценивают свой вклад в работу команды, анализируют причины неудач и делают выводы.
- Частично эффективно: Юнармейцы в основном контролируют процесс выполнения задания, не всегда вовремя вносят коррективы, затрудняются в оценке своего вклада, не всегда умеют анализировать причины неудач.
- Неэффективно: Юнармейцы не контролируют процесс выполнения задания, не вносят коррективы, не оценивают свой вклад, не анализируют причины неудач.
Примеры вопросов для поддержки познавательной деятельности (во время наблюдения):
"Как вы планируете решить эту проблему?"
"Какие ресурсы вам могут помочь?"
"Что вы уже знаете по этой теме?"
"Какие альтернативные варианты вы рассматривали?"
"Как вы будете проверять достоверность информации?"
"Как вы будете оценивать эффективность своей работы?"
Методы поддержки (в зависимости от выявленных сложностей):
- Технические проблемы: Предоставление необходимого оборудования и программного обеспечения, помощь в освоении технических навыков.
- Нехватка знаний: Предоставление дополнительных материалов, консультации с экспертами, организация мастер-классов.
- Конфликты в группе: Организация дискуссии, помощь в поиске компромиссных решений, обучение навыкам эффективного общения.
- Нехватка времени: Перераспределение задач, оптимизация процесса работы, концентрация на наиболее важных аспектах.
- Непонимание задания: Уточнение цели и задач, разбор примеров, предоставление пошаговых инструкций.
- Рекомендации по коррекции образовательного процесса (после наблюдения):
- Включить в программу дополнительные занятия по темам, вызвавшим наибольшие затруднения.
- Использовать более разнообразные методы обучения, учитывающие индивидуальные особенности юнармейцев.
- Разработать систему мотивации для повышения активности и заинтересованности.
- Создать условия для обмена опытом между группами.
- Уделить больше внимания формированию навыков работы в команде.
Важно:
Конкретные критерии и индикаторы адаптируются к теме творческого задания и уровню подготовки юнармейцев.
В процессе наблюдения фиксируются не только негативные моменты, но и успешные стратегии, чтобы использовать их в дальнейшем.
Результаты наблюдения используются для корректировки образовательного процесса и оказания адресной помощи юнармейцам.
Источник информации: материал составлен по личному педагогическому опыту. При составлении использовались следующие методические рекомендации: Методические рекомендации ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. МЕХАНИКИ И ИНСТРУМЕНТЫ 2024