Аналитическая справка по результатам диагностики готовности первоклассников к школьному обучению

2
0
Материал опубликован 28 March

Аналитическая справка

по результатам диагностики готовности

первоклассников к школьному обучению



Психологическая диагностика готовности к школьному обучению учащихся 1-х классов проходила в период с 10.09.2022 по 20.09.2022 г. В ней приняли участие 10 учащихся. Для оценки сформированности познавательной сферы первоклассников использовался следующий комплект диагностических методик: тест школьной зрелости Керна-Йерасека, тест «Домик» Гуткиной, методика «Последовательные картинки», тест Кречмера «Ведущая рука», методика «Что мне нравится в школе?».

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека был направлен на изучение уровня интеллектуального развития, развитие тонкой моторики руки, координации движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу.

Тест «Домик» Н.Г. Гуткиной использовался для выявления особенностей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика «Последовательные картинки» была направлена на определение способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, уровень развития связанной речи.

Тест Кречмера проводился для выявления ведущей руки учеников.

Методика «Что мне нравится в школе?» использовалась для выявления отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

По методике «Школьной зрелости Керна - Йерасека» средний и высокий уровни готовности показали 40% (4 человека) обследованных первоклассников. Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу. К очень низкому уровню были отнесены первоклассники (60% - 6 человек), набравшие от 12 до 15 баллов, т.е. практически не справившиеся ни с одним задание.

Учителям начальной школы следует обратить внимание на детей, получивших 12-15 баллов. Такой результат указывает на то, что дети слабо ориентируются в учебной ситуации, нуждаются в постоянной помощи и контроле каждого шага, не могут работать самостоятельно. Эти трудности школьника, приступившего к обучению, имеют тенденцию к усугублению в процессе обучения.

По результатам методики «Домик» у 10 % (1 чел.) учащихся только сформировано произвольное внимание, у остальных 90 % внимание непроизвольное.

По методике «Последовательные картинки» 40% - 4 обследованных первоклассников справились с заданиями, объединили логически последовательные картинки, но причинно-следственные связи не установили. К очень низкому уровню (стандартный балл равен 0) относится 30% - 3 человека, эти учащиеся вообще не выполнили задание. На таких учащихся необходимо обратить внимание педагогов.

В результате теста Ф. Кречмера у 90 % (9 человек) ведущей рукой является правая, а у 10 % (1 человека) – левая. Педагогам необходимо учитывать психофизиологические особенности леворуких детей.

По методике «Что мне нравится в школе?» 40 %(4 человека) нарисовали рисунки связанные со школьной темой, что говорит о наличии положительного отношения к школе. Но при интерпретации рисунков не было замечено, ни одного, в котором было бы наличие познавательных учебных мотивов. В основном присутствуют внешние школьные атрибуты, но это тоже свидетельствует о положительном отношении к школе. А у 60 % (6 человек) присутствует еще игровая мотивация, дети рисуют машины, игрушки, цветы, узоры и пр. Это свидетельствует о мотивационной незрелости.

Таким образом, по результатам проведенного анализа около 5 (50 %) обследованных первоклассников в основном готовы к обучению в школе. У 5 первоклассников (50 %), показавших низкий и очень низкий уровень выполнения отдельных методик, могут испытывать определенные трудности в обучении в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности и конкретных навыков.

Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. В таком случае следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

Учителям начальной школы необходимо учитывать полученные результаты при планировании конкретных видов деятельности.


Рекомендации

Огласить результаты диагностики педагогам и воспитателям в 1-х классах.

Учителям начальных классов использовать на уроках упражнения, связанные с развитием познавательных процессов.

Психологу провести дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (групповые и индивидуальные). Подобрать развивающую программу в зависимости от возраста детей.

Воспитателям расширять словарный запас детей. При совместном чтении книг использовать новые речевые конструкции, побуждать детей повторять прочитанный или рассказанный текст.

Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, говорит о неблагополучии психоэмоционального состояния. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, а также часто отмечается повышение артериального давления. Поэтому общими рекомендациями для воспитателей и учителей начальной школы могут быть:

Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.

Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации