Анализ деятельности учителя по организации уроков русского языка и литературы, способствующих развитию творческих способностей подростков

2
0
Материал опубликован 7 January

        Творчество – постоянный спутник детства. Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить.

        А как добиться того, чтобы ученик смог раскрыть свой творческий потенциал? Какие тропинки и пути надо выбрать, чтобы не засохли ростки творчества у ребёнка? Несомненно, у каждого учителя свой ключик.

       Моя педагогическая деятельность осуществляется в среднем звене, обучение подростков. Данный возрастной период является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, однако недостаточный жизненный опыт, неадекватные суждения о происходящем подвергают подростка случайным влияниям.

       Я бы хотела поделиться некоторыми наработками из опыта своей работы по формированию творческих способностей на уроках русского языка и литературы.

         Для успешной организации  уроков я тщательно продумываю формы уроков. В своей работе  использую такие формы, как урок-семинар, урок-ролевая игра,  урок-конференция, урок- круглый стол, урок в музее, библиотеке, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-консультация, театрализованный урок и многие другие формы. С помощью индивидуальной, групповой и массовой формы работы с учащимися реализуется педагогический процесс.

        В результате анализа учебно-методических комплексов по русскому языку и литературы мною был сделан вывод о том, что в учебниках по русскому языку и литературы авторами предложено недостаточное количество творческих заданий, направленных на развитие личности. Поэтому были разработаны дополнительные задания творческого характера трёх уровней сложности, которые являются некой  ступенькой для реализации  творческой деятельности  и развитию у учащихся  всех составляющих креативности

         К заданиям первого уровня сложности относятся работы частично творческого характера. Они содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию и предназначены для развития творческой интуиции, пространственного, продуктивного воображения. Выполнение творческих заданий осуществляется на основе перебора вариантов и накопленного ранее творческого опыта. Можно отнести к данной  ступени задания следующего характера: составить предложения по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста и так далее.

         К заданиям второго уровня сложности относятся работы с творческой основой. Они находятся на ступеньке выше и направлены на развитие системного мышления, продуктивного воображения. Творческие задания представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме и предполагают использование эвристических и алгоритмических методов творчества. Задания следующего характера: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, развёрнутый рассказ, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения и так далее.

       К заданиям третьего уровня сложности относятся работы творческого характера. Они представляют собой открытые задачи, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа направлены на развитие творческого мышления, творческого воображения, осознанное применение исследовательских и эвристических методов творчества. Задания следующего характера: самостоятельное составление сопоставительных таблиц по материалу ряда уроков или отдельной темы, написание сочинения по картине, сочинения с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовка доклада, написание сказки, составление сценариев, сочинение-рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение-миниатюра.

      Такие группы творческих заданий по русскому языку и литературе  позволяют представить содержание системы творческих заданий в виде взаимосвязанных групп, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию составляющих творческих способностей школьников.

      Невозможно осуществлять систему знаний без методов  и приемов обучения. Я хотела бы обратить более пристальное внимание на  использованной мной   классификации методов и приемов: игра, творческие работы, использование ИКТ, метод проектов, исследовательская деятельность, элементы проблемного обучения и  методика ТРИЗ.

  1. Игра. В характеристику данного понятия  входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные [11; 20] .

      -  «Поле чудес». Ученики составляют кроссворды по изученной теме.

      - «Кто хочет стать умным» . Учитель определяет раздел знаний по предмету, а дети придумывают вопросы.

      -«Диктор». Например: расставь ударение в словах либо озвучьте тропы, использованные в тексте.

     -«Корректор». Например: исправьте речевые ошибки либо определи идею произведения.

     - «Сто тысяч почему». Учитель надевает маску «Незнайки»  и на каждую фразу ученического ответа задает вопрос : «Почему?» Например: Это сказуемое. Почему?

      - «Сам себе режиссер». Ребята   составляют дома диктанты на изучаемое правило, в школе демонстрируют работу.

      - «Переводчик». (Составь предложение, используя схему. Замени схему стихотворения особым видом рифмовки и ритмики.)

      - «Футбол».( Класс диктует стоящему у доски ученику слова на определенное правило. Написал неправильно-получи «гол».)

      - «Корреспондент». Берем интервью у соседа по парте и оформляем в тетради.

      - «Спасатели». Отвечающему ученику (особенно слабому) на уроке помогает не учитель, а «консультант-спасатель».

      Интерактивные приемы: забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, ассоциации,  игра в  эпитеты и сравнения.

      Результативность игровой технологии: приобретение конкретных практических навыков, закрепление их, перевод знаний в опыт, пробуждение интереса к урокам русского языка, выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приемов и форм работы, развитие памяти детей, внимания, сообразительности, общего кругозора.

  1. Творческие работы

   Сочинения.

        Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая.      

       Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом.

        Вторая группа – темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний.     Например: «Жизнь школьного учебника»,  «Репортаж из сада» Учащиеся любят  такие уроки творчества, ведь  они творят, не боясь получить плохую оценку за грамотность. Данный вид работ  оценивает только содержание и оригинальность сочинений.          

       В школу часто приходят задания для участия школьников в конкурсах лучших сочинений. Например: «Письмо спортсмену»,  «История моей семьи» и другие. Ребята с интересом  принимают участие в конкурсе.      

       Работа с текстом.

       Данный вид работы можно начинать в любом классе – уровень сложности будет разный. Алгоритм работы таков: ребятам раздается  текст из художественного произведения. Дети поделены на группы, каждая из которых получает индивидуальные задания. Например: найти выразительно-художественные средства русского языка.

     «Творческое чтение».

       Данный метод предполагает мотивацию и прогнозирование учащихся. Учитель задает несколько вопросов перед началом чтения текста, далее при осмыслении информации учащиеся записывают главные концепции текста. Выполняются различного рода задания.

Применяется и синквейн – это стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму.

        Результативность: Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, нравственному воспитанию учащихся, формированию у них эстетического вкуса, формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие);  могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание);  развивают монологическую и диалогическую речь. 

  1. Исследовательская деятельность.

      На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, школьники много работают самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. В итоге создаётся исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость.

       Нужно помнить, что исследовательскую деятельность предваряет большая предварительная работа: письменные и устные задания; вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по предмету; обсуждение работ; выполнение упражнений, моделирующих исследование; выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний, заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельный подбор  материала.

       Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися четвертый год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне.

       Результативность: Переходя от этапа к этапу, школьник учится: работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формулировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста.

       4) Применение ИКТ.

       Формы работы: создание презентаций на заданную тему; работа с презентациями на уроке; поиск и отбор материала в Интернете; создание текстовых файлов; просмотр фильмов и роликов; работа с интерактивными слайдами; освоение программы «PageMaker70» (для верстки в газетном формате); онлайн-консультации в режимах ICQ, SKYPE, «В контакте» и др.       

        Результативность: Увеличивается скорость овладения учебным материалом; наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью; развивается творческая активность; в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности.

       5)Метод проектов.

       Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер.

        Я использую темы таких проектов, как «История моего села», «Семейная реликвия», «Подвиги». Разнообразны  в применении формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.

       Результативность: В результате работы над проектом школьник овладевает следующими навыками: самостоятельной работы с источниками информации; самостоятельного принятия решений; коммуникативности, мыслительной деятельности при проектировании, анализа и рефлексии.

       6)Элементы проблемного обучения.

        Основные используемые формы и приемы: проблемные вопросы, проблемные ситуации, куда обязательно входят целеполагание (постановка целей и задач из темы урока) и поляризация мнений (группы должны доказать правоту противоположных мнений). Я стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила, определяли тему и задачи урока.

       К проблемной технологии преподавания можно отнести и задания, связанные с различными видами разборов на уроках русского языка (это универсальный способ систематизации изученного материала во всех классах) [7; 33] .

        Результативность: Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

      На уроках русского языка и литературы у нас стала традиционной рубрика, которую я назвала «Моя импровизация». Каждый школьник может прочитать собственные стихи, рассказы, сказки, миниатюры. Созданные речевые произведения обсуждаются коллективно.

      7) ТРИЗ

      ТРИЗ-это теория решения изобретательских задач. Она возникла в середине XX века благодаря российскому учёному, изобретателю Г.С.Альтшуллеру. Девиз данной работы: любого человека можно обучить творческой деятельности.

      Структура урока по методике ТРИЗ включает в себя блоки, реализующие цели занятия, отвечающие целям креативного образования в целом. Моя педагогическая деятельность опирается на данную  методику, пример ее применения представлен в приложении курсовой работы (Приложение 1).

       Результативность: Использование элементов ТРИЗ способствует активизации творческой и мыслительной деятельности, учит не просто мыслить, а понимать происходящие процессы и находить решение проблемы.

       Соответственно методам и приемам, описанных выше, применяются и технологии – игровая, проблемного обучения, проектная, исследование, современные информационные технологии, развивающая. Приоритетной нет, потому что преподавание русского языка и литературы подразумевает работу с комплексом технологий, с элементами их, что, на мой взгляд, является наиболее результативным, нежели зацикливание на какой-то одной.

       Эффективность функционирования разработанной системы творческих заданий можно определить в результате длительного и целенаправленного её использования в учебном процессе на уроках русского языка и литературы.

Работая в этом направлении, я заметила, что повысился интерес к знаниям у учащихся - это способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению учебного материала, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе.

Мои ученики принимают участие в конкурсных сочинениях, проектах и олимпиадах. Отрадно то, что вовлечены не только сильные ученики, но и слабые учащиеся. Объединяясь в творческие группы, в конкурсах участвует весь классный коллектив. Творческие работы учащихся получают высокую оценку на разных уровнях:  областных и районных. Бывшие мои ученики  поступают в высшие учебные заведения. А это значит, что, развивая творческие способности учащихся, мы готовим востребованную обществом творческую личность.

Подводя определённые итоги  своей работы, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на  развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я использую различные приемы и методы.

Уроки русского языка и литературы дают большие возможности для дальнейшей творческой деятельности не только на учебных занятиях, но и во внеклассной работе. Если учитель будет методически грамотно развивать творческие способности учащихся, то познавательная активность творчество учащихся будут эффективно повышаться.

Развитие творческой личности происходит иначе развития обычных людей, но для полного раскрытия творческого потенциала нужны благоприятные и гармоничные условия развития.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации