Анализ результатов пробного итогового устного собеседования по русскому языку (9 класс)
Анализ результатов пробного итогового устного собеседования
по русскому языку в 9 классе МОУ «СОШ им. В.К. Ерошкина с. Новозахаркино»
2023/2024 учебный год
8 декабря 2023 года было проведено пробное итоговое устное собеседование по русскому языку в 9 классе во первый раз на базе нашей школы. В нем принял участие 9 учащихся.
Согласно инструкции проведения итогового собеседования, на выполнение работы участнику отводилось в среднем 15 минут.
Ученик устно выполнял задания контрольного измерительного материала, состоящего из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации (цитаты из текста), монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
Велась аудиозапись ответов участника итогового собеседования. Оценка выполнения заданий итогового собеседования осуществлялась учителем-экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет».
Цель: проверить степень и качество подготовки обучающихся 9 класса к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Справились с устным собеседованием 6 учащихся 9 класса (67%).
Испытание проходило в очном формате. Собеседование проводили экзаменаторы-собеседники. Оценивал ответы обучающихся эксперт – учителя русского языка и литературы.
Техническое сопровождение обеспечивали учителя информатики. Мероприятие прошло организованно, сбоев техники не возникло, нарушений не выявлено.
Форма протокола содержит 14 критериев. За работу ученик может получить максимум 20 баллов. Минимум для зачета составляет 10 баллов.
Результаты ИС учащегося 9 классов 2023-2024 учебный год
|
Задания |
Кол-во баллов |
% |
Ч1 |
Интонация |
||
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста |
1 |
89% |
|
Ч2 |
Темп чтения |
||
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче |
1 |
100% |
|
Ч3 |
Искажение слов |
||
Искажение слов нет |
1 |
55% |
|
П1 |
Сохранение при пересказе микротем текста |
||
Все основные микротемы исходного текста сохранены |
2 |
0% |
|
Упущена или добавлена одна микротема |
1 |
44% |
|
П2 |
Работа с высказыванием |
||
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично |
1 |
22% |
|
П3 |
Способы цитирования |
||
Ошибок в цитировании нет |
1 |
44% |
|
М1 |
Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании |
||
Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: приведено не менее 10 фраз по теме высказывания |
2 |
44% |
|
Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: приведено не менее 5 фраз по теме высказывания |
1 |
33% |
|
М2 |
Логичность монологического высказывания |
||
Логические ошибки отсутствуют |
1 |
44% |
|
Д1 |
Выполнение коммуникативной задачи в диалоге |
||
Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: даны развернутые ответы на три вопроса в диалоге |
2 |
44% |
|
Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: даны развернутые ответы на два вопроса в диалоге |
1 |
44% |
|
Грамотность речи оценивается в целом по заданиям 1-4 |
|||
Р1 |
Соблюдение орфоэпических норм |
||
Орфоэпических ошибок нет |
2 |
33% |
|
Допущены одна-две орфоэпические ошибки |
1 |
55% |
|
Р2 |
Соблюдение грамматических норм |
||
Грамматических ошибок нет |
2 |
22% |
|
Допущены одна-две грамматические ошибки |
1 |
67% |
|
Р3 |
Соблюдение речевых норм |
||
Речевых ошибок нет, или |
2 |
33% |
|
Допущены три-четыре речевые ошибки |
1 |
55% |
|
Р4 |
Богатство речи |
||
|
Речь характеризуется богатством словаря и разнообразием грамматического строя речи |
1 |
44% |
Р5 |
Соблюдение фактологической точности |
||
|
Фактические ошибки отсутствуют |
1 |
78% |
* Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи ставится 0 баллов.
По итогам работы не справились 3 учащихся (Зимина В., Зимина Ю., Бобкова О. – не набрали минимальное количество баллов).
Анализ результатов по заданиям:
Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля. Анализ результатов выявил типичные ошибки ученика при выполнении этого задания:
неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики;
наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания. Анализ результатов показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для обучающегося. Пересказ текста характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки. К типичным ошибкам экзаменуемого при выполнении этого задания можно отнести:
искажения в произношении имён собственных и терминов;
фактические ошибки при пересказе;
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи.
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание. При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, абзацное членение и законченность. Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов. К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемым задания 3 можно отнести:
ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
маленький объём монологического высказывания;
большое количество неоправданных пауз в речи.
Задание 4. Участие в диалоге. К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемым задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.
Выводы и рекомендации: Устный ответ обучающегося показал, что умение создавать самостоятельные монологические высказывания по предложенной речевой ситуации; умение обмениваться информацией с собеседником сформированы недостаточно устойчиво.
Общие выводы:
Уровень организации и проведения итогового собеседования по русскому языку в 9 классе высокий.
Уровень результатов итогового собеседования по русскому языку в 9 классе удовлетворительный.
Рекомендации при работе с 5-9 классами:
Включать в план урока задания по подготовке к итоговому собеседованию (пересказ, чтение отрывков, построение монологического высказывания, работа над диалогом).
Развивать навыки речевой грамотности (пополнение словаря, составление разнообразных по структуре предложений).
Создавать монологи, работая с высказываниями, цитатами по плану (как вы понимаете это высказывание, выделите ключевые слова, подберите синонимы, создайте монолог по клише).
Продолжать работу с обучающимися над совершенствованием навыков устной монологической и диалогической речи, с использованием разнообразных синтаксических конструкций.
Уделять больше внимания на выполнение коммуникативной задачи при ответе обучающихся, как на уроках, так и дополнительных занятиях.
Завуч школы: ____________/Синева А.О./
11.12.2023