12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия54
Я Мокрушникова Анастасия Юрьевна, являюсь учителем начальных классов. Стаж работы 6 лет. Люблю работать с детьми.
Россия, Екатеринбург
3

Анализ современного состояния специального образования на Урале детей с тяжелыми нарушениями речи













Анализ современного состояния специального образования на Урале детей с тяжелыми нарушениями речи









Исполнитель:

Мокрушникова Анастасия Юрьевна

















Екатеринбург 2024



Содержание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

3

1

Деятельность специальных учреждений……………………………………….

4

2

Анализ «Речевого центра»………………………………………………………

5

3

Педагогическая деятельность специалистов КДО………………....................

6

4

Медицинского обслуживание детей с тяжелыми нарушения речи……….....

7

5

Достижения специалистов в Свердловской области………………………..

8


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

10


СПИС ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………………………………..

11





ВВЕДЕНИЕ



В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является  индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей.

Процесс индивидуализации образования требует особой организации образовательно-воспитательной среды.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Целью реферата: является анализ современного состояния специального образования на Урале детей с тяжелыми нарушениями речи.





Деятельность специальных учреждений





Социальная миссия - оказание своевременной и непосредственной психолого – медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья для их социокультурной адаптации и интеграции в современное общество.

Образовательная миссия – готовность учреждений к солидарной ответственности с государством и обществом за качество предоставляемого образования при введении ФГОС начального общего и основного общего образования.

Здоровьесберегающая миссия – организация проведения скрининговых и лонгитюдных исследований по вопросам современной диагностики проблем здоровья и развития подрастающего поколения.

Все специальные учреждения на Урале укомплектованы педагогическими кадрами. Педагоги имеют специальное образование или прошли курсы повышения квалификации по реабилитации детей с ТНР. В образовательных учреждениях работают педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию или первую квалификационную категорию.

Педагогический профессионализм учителей и сотрудников подтверждаться наградами различного уровня. Звания «Почётный работник образования», «Отличник народного просвещения». Почётными грамотами Министерства образования и науки. Почётными грамотами Министерства общего и профессионального.

Педагоги широко представляют свой опыт инновационной деятельности педагогической общественности. Во Всероссийских интернет - конкурсах педагогического творчества. В областных, региональных и Всероссийских научно- практических конференциях. В сборниках научно-практических конференций, в областных и федеральных изданиях.

Деятельность специальных учреждений направлена на достижение основной цели: создание комплекса условий, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и интеграцию в общество детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, проживающих на территории Свердловской области. В школах созданы четыре отделения: школьное, коррекционно – диагностическое, дополнительное образование, медицинское.

Анализ «Речевого центра»





Проанализировав «Речевой центр» г. Екатеринбург в нём насчитывается 335 учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), что составляет 90%, а также дети с расстройством аутистического спектра (РАС). В начальной школе - 193 ребенка, в основной школе -141 . Обучающиеся центра активно принимают участие в различных конкурсных мероприятиях: Международная олимпиада по основам наук - 11 дипломов участников, Всероссийский математический турнир «Зелёная математика» - 3 диплома, 30 сертификатов участников; Всероссийская олимпиада «Олимпус» - 130 сертификатов участников, Всероссийская математическая олимпиада «Ребус» - 50 сертификатов участников.

«Речевой центр» осуществляет система дополнительного образования. Она направлена на формирование трудовой деятельности, общекультурного развития, художественно – эстетического и гражданско – патриотического воспитания обучающихся.

В кружках центра занято более 67% обучающихся. Традиционным стало участие вокальных, хоровых и танцевальных коллективов в конкурсных и праздничных мероприятиях центра, в выездных благотворительных концертах в госпитале ветеранов войн и военной службы. За последние пять лет в областных, всероссийских и международных фестивалях приняли участие более 200 учащихся, занявших 30 призовых мест в различных номинациях. На Международном творческом фестивале для детей с ОВЗ «Шаг навстречу» 5 участников отмечены «Дипломами победителей». На Международном фестивале – конкурсе творческих коллективов «Адмиралтейская звезда» двое участников отмечены «Дипломами победителей» в номинации «Художественное слово». В школе работает музей «Военной славы» и клуб «Отечество». Ребята вместе с руководителем Тихоновой Г. И. постоянно проводят заседания, встречи с ветеранами, устраивают для них концерты.



Педагогическая деятельность специалистов КДО





Консультативно-диагностический отдел является неотъемлемой частью оказания своевременной и непосредственной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья для их социокультурной адаптации и интеграции в современное общество.

Главной особенностью деятельности специалистов КДО является комплексный подход к решению проблем ребёнка, непрерывность, объединение усилий всех участников образовательного процесса (ребёнок-педагог-родитель).

Эффективная деятельность специалистов КДО обеспечивает наилучший прогноз преодоления недостатков в речевом развитии, предотвращает вторичные психические нарушения, обеспечивает эффективность педагогического процесса.



Медицинская помощь детям с тяжелыми нарушениями речи





В школах специальных учреждениях созданы:

Службы медицинской диагностики, которые осуществляют обследование детей; уточнение диагноза и особенностей состояния здоровья; определение прогноза и путей реабилитации.

Службы лечебно-оздоровительной помощи, которые ведут контроль за регулярным медикаметозным лечением и диспансеризацией, использованием различных методик лечения, направленные на нормализацию физического и психического развития детей. Обеспечивает контроль за полноценным питанием и санитарно-гигиенической работой, выполнением санитарно-гигиенических правил и норм, соблюдением рационального режима дня. Назначает и проводит комплекс лечебно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий: физиопроцедуры (амплипульс, электрофорез, магнитолазер, УВЧ, ЛУЧ, ТУФО, ультратон ТНЧ.)

При «Речевом центре» в г. Екатеринбурге создана и успешно работает центральная областная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, медицинским организациям, другим организациям по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

Достижения специалистов в Свердловской области





В 2012 году на базе «Речевого центра» было создано общественное объединение «Ассоциация учителей-логопедов» Свердловской области, которая объединила более 200 специалистов Центрального, Горнозаводского, Южного, Западного, Восточного, Северного округов. Ее цель - повысить авторитет профессии учителя - логопеда. В нее входят 150 человек. Председателем Ассоциации является Веснина Е.В., заместителем - логопед Перехода М.А.

За время работы ассоциацией было выпущено два сборника статей из опыта работы специалистов Свердловской области.

В 2014 году Свердловская область стала победителем конкурсного отбора региональных программ развития образования по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» лот «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья». На основании приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 31.07.2014 №546-И в качестве пилотных площадок определен «Речевой центр».

Педагоги и специалисты пилотной площадки по итогам первого полугодия реализации ФГОС ТНР высоко оценили готовность к работе в новых условиях. Уровень развития проектировочных умений, владение современными технологиями, реализуемый УМК, использование современных форм представления детских результатов (портфолио, творческих работ и пр.) соответствует современным требованиям. Все специалисты пилотной площадки положительно высказались о введении ФГОС ТНР.

По итогам проводимой на базе «Речевого центра» стажировки слушатели отмечают высокий уровень профессионализма педагогических работников, которые в режиме открытых уроков, коррекционно – развивающих занятий, внеурочных курсов проиллюстрировали специфику взаимодействия с детьми особых категорий, ознакомили с эффективными приемами, методами и технологиями социализации школьников с особыми образовательными потребностями. Особо отмечено качество программной документации педагогов, которая в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО ОВЗ.

Специалисты специальных учреждения используются апробированные коррекционные методики по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций. Внедрять компьютерные программы «Живой звук», интерактивную систему «OptiMusic»; интерактивную песочницу.

«Речевой центр» является ресурсным инновационным образовательным учреждением Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ





Дети с речевыми нарушениями - это особая категория аномалии. У таких детей сохранен слух, не нарушен интеллект, но значительны речевые нарушения. Понятие «Нарушение речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека». Для обеспечения полноценного развития ребенка с речевыми нарушениями, применяют целый комплекс мер, направленных на восстановление функций организма, в частности – речи. Благодаря лечебно-оздоровительным мероприятиям совместно с психолого-педагогическими, не травмируя ребенка, достигаются цели направленные на восстановление полноценной речи. А если учитывать, то, что дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении, то знание педагогом особенностей детей с речевыми нарушениями, значительно облегчат работу и помогут найти адекватные формы обучения и воспитания. Терпеливое отношение родителей и совместное сотрудничество с педагогами, психологами и врачами всегда даст хорошие результаты. На протяжении многих лет специальные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи иду в ногу со временем. В условиях модернизации системы образования своей главной задачей считается предоставление возможностей для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования культуры здоровья, способности к социальной адаптации, формирования активной жизненной позиции каждого участника образовательного процесса.





СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



Индивидуальный подход к учащимся в специальном коррекционном образовательном учреждении. Монография / Под ред. В.В.Коркунова /Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005.

СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ».утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом, Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.

«Речевой центр» г. Екатеринбург // [ http://rc.uralschool.ru /]

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области // [ http://minobraz.egov66.ru /]


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.