Аспекты работы классного руководителя в центре дистанционного образования детей-инвалидов

0
0
Материал опубликован 30 November 2023

АСПЕКТЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ


Вакалова Светлана Николаевна, учитель математики,
Густокашина Алла Ильинична, учитель истории и обществознания,
КГБОУ « Алтайский краевой педагогический лицей-интернат», Центр дистанционного образования детей-инвалидов , 656031

г. Барнаул, ул. Папанинцев, 139, Россия,


Аннотация: Воспитательный процесс образовательного учреждения охватывает учебную деятельность, внеурочную жизнь обучающихся, общение, направленные на обеспечение всестороннего развития личности. В Центре дистанционного образования детей-инвалидов Алтайского края перед организаторами воспитательного процесса стоят те же задачи, что и в обычной общеобразовательной школе: создание оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей, самоактуализации личности обучающегося. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней рассматриваются основные аспекты системной работы классного руководителя в условиях современной дистанционной школы.

Ключевые слова: дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья); дистанционное обучение; ИКТ (информационно-коммуникативные технологии);ЦДО ( Центр дистанционного образования); ИПР (индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида); ППМС -помощь (психолого-педагогическая и медико-социальная помощь).


Эффективным средством организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, является развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных ИКТ. Безусловно, стартовым условием для интеграции детей - инвалидов в общество является образование, которое они имеют возможность получить в Центре дистанционного образования Алтайского края.

Педагогами ЦДО ведется планомерная работа по обеспечению условий благоприятной образовательной среды ребенку-инвалиду посредством современных коммуникационных технологий. Важную роль в этом играет классный руководитель, являясь связующим звеном между детьми, родителями, школой. Именно он, взаимодействуя с обучающимися и родителями, помогает детям в решении проблем организации образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей.

Ключевым аспектом классного руководства в ЦДО является создание комплексной помощи в освоении обучающимися основной образовательной программы. Работа классного руководителя и педагогов на корпоративном портале "ППМС-помощь АлтЦДО" позволяет эффективно спроектировать и обеспечить реализацию индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования каждого обучающегося с ОВЗ. Классный руководитель берет на себя индивидуальную работу с учениками. Суть этой работы состоит в диагностике учебной ситуации для каждого ученика класса, информировании всех участников учебного процесса об имеющихся проблемах и путях их решения, а также помощь на этапе решения проблем.

Основополагающей особенностью организации такого образовательного процесса является гибкость моделирования индивидуальной образовательной программы, которая разрабатывается на основе ФГОС и примерных учебных программ. Основными принципами работы классного руководителя в данном направлении являются: соблюдение интересов ребенка в соответствии с личностными и физическими возможностями, и образовательными потребностями.

Целью данной работы является создание системы социальных, психологических, педагогических условий, способствующих успешной учебной деятельности и личностному росту детей с ОВЗ. Для её достижения классный руководитель использует различные формы деятельности: анкетирование обучающихся, диагностику; индивидуальные и групповые тематические беседы; удаленное посещение уроков, их анализ с точки зрения здоровьесбережения и подготовки рекомендаций для учителей и обучающихся; поддержание постоянной связи со специалистами и администрацией ЦДО; составление индивидуального плана сопровождения обучающегося.

С каждым конкретным учеником определяются ведущие направления работы. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов знаний, для других-формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля. В связи с этими обстоятельствами, приоритетными направлениями являются контроль успеваемости и поведения, стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой учебной мотивации, организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся , их общее развитие.

Следующим важным аспектом педагогической деятельности классного руководителя является организация процесса воспитания, развития и социализации обучающихся. Данная работа в условиях ЦДО начинается с педагогической диагностики. Совместно с психологом классный руководитель изучает личностные качества и способности обучающихся, координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности. Приходится учитывать специфику пребывания в дистанционной школе, когда обучающиеся находятся на удалении друг от друга и взаимодействовать с одноклассниками могут только посредством программы «Skype» и других средств ИКТ. В ходе исследования определяются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы.

Формирование классного коллектива - это одно из основных направлений педагогической деятельности. Развитие навыков социального взаимодействия в коллективе осуществляется посредством различных форм: тематических классных часов, викторин, конкурсов, совместных творческих проектов. В процессе общения у обучающихся развиваются такие качества, как умение договариваться, приходить к компромиссу, оказывать помощь товарищу, аргументировать свои мнение и решения. Развитие коммуникативности способствует формированию благоприятного психологического климата в группе класса.

Основная задача классного руководителя - помочь каждому ребёнку в его развитии путем вовлечения во внешкольную и внеклассную деятельность. Творчество в любом его проявлении помогает детям- инвалидам справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, усиливает ощущение собственной личностной значимости и желание быть открытыми миру, быть востребованными. Традицией ЦДО стало создание и размещение выставок детского творчества, где представлены работы в разных жанрах искусства.

Обучение в Центре дистанционного образования позволило детям - инвалидам из городов и отдаленных селений участвовать в культурной жизни Алтайского края. Обучающиеся неоднократно принимали участие в краевом конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ростки талантов» и окружном совместном творческом проекте «Вместе», организованном Барнаульским городским детско-юношеским центром. Описанные формы воспитательной работы способствуют созданию условий для успешной социализации детей-инвалидов.

Для их успешной интеграции в социум важна и профориентационная работа. Чтобы выявить склонности ребенка к тому или иному виду труда, классный руководитель организует такие мероприятия, как специализированные игры, выставки, презентации, дистанционные встречи со специалистами, знакомит с профессиональными учебными заведениями. Именно такие формы профориентации позволяют детям-инвалидам заочно оценить свою пригодность к определённому виду деятельности.

Результативность работы классного руководителя возрастает благодаря ежедневному взаимодействию с родителями обучающихся. Основной целью этой работы является адресная помощь родителям в виде консультаций для овладения ими практическими знаниями и умениями, которыми они могут воспользоваться в процессе создания условий для дистанционного обучения и воспитания детей-инвалидов в семье. Это продиктовано необходимостью избежать излишнюю родительскую опеку или, наоборот, дистанцирование от проблем ребенка. Классным руководителем регулярно вырабатываются рекомендации для родителей на основе составления психолого-педагогической характеристики обучающегося. Особое внимание уделяется своевременному информированию родителей о динамике развития ребенка с ОВЗ, его взаимодействии с одноклассниками, проблемных ситуациях.

Проводимая классным руководителем системная работа по сопровождению детей - инвалидов дает ощутимые результаты. Эти дети вовлекаются в жизнь классного коллектива, успешно происходит их обучение и социализация. Около трети обучающихся являются активными участниками различных школьных и внешкольных мероприятий. Все выпускники 9 и 11 классов успешно проходят ГИА, в среднем 60% из них продолжают дальнейшее обучение в высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Классное руководство в ЦДО детей- инвалидов Алтайского края слагается из многогранной целенаправленной работы по организации жизнедеятельности обучающихся, индивидуальному формированию каждого воспитанника как личности, способной к успешной интеграции в современное общество.


Список использованных источников:


1. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие -М.: Мир науки, 2016

2. Коротяева Т.М. Обучение и социализация школьника в условиях дистанционного образования.file:///Users/user/Desktop/ Конференция ИРРО _ Коротяева Т.М. html


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации