Авторский логопедический диктант «Осень» (4 класс)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку
«Авторский диктант»
Ибрагимова Насиба Исмаиловна
Учитель-логопед
МАОУ» Гимназия» Новоскул»
Пояснительная записка.
Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Диктанты являются важнейшим видом работы, направленной на усвоение орфографических, грамматических и пунктуационных норм при обучении русскому языку.
Четвёртый класс-рубеж начальной школы и диктанты доходят в конце года до 80 слов и более. Ребёнку необходимо не только научиться писать грамотно, но и не терять внимательность на протяжении всего диктанта. Ребёнок в четвертом классе уже должен уметь с лёгкостью разбирать слова по составу, делать фонетичкеский и морфологический разбор.
Объём диктанта:
4 класс1-2 четверть-58-77 слов
4 класс 3-4 четверть-76-93 слова.
Для выявления учащихся в 4 классах, имеющих нарушения письменной речи, диагностика письма проводится в начале учебного года. Для диагностики предлагаются варианты 3 класса.
Работая над авторским диктантом, я учитывала эти особенности.
Название диктанта -«Осень»
Диктант(по цели-предупредительный,по форме работы-объяснительный)
Аудитория: 4 класс
Цель проведения:
1.оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Имя прилагательное»
2.усвоение орфографических и грамматических навыков, на основе изученных тем.
3.развитие умений согласовывать существительные с прилагательными
4.выявление детей с нарушением письменной речи по следующим направлениям:
-ошибки звукового анализа
-обозначение мягкости согласных
-смешение букв по акустико-артикуляционному сходству
Задачи:
Познавательные УУД
-актуализировать знания об имени прилагательном
-развивать умения и навыки работы над слоговой структурой.
-проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Коммуникативные УУД:
-умение воспроизводить в письменной форме прослушанный текст.
-умение управлять своим поведением(самоконтроль,самокоррекция,оценка своего действия)
-умение планировать последовательность действий.
Регулятивные УУД
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
-умение планировать последовательность действий.
Структура диктанта:
Диктант состоит из 58 слов и грамматического задания.
«Осень»
Какая необыкновенная осень в конце октября! Деревья одеты в пёструю листву. Весёлый ветерок легким касанием поднимает и кружит опавшие листья.Позолотили они дорожки и тропинки. В этом дружном хороводе переплелись все краски осени. И даже мелкий дождик, который прислала хмурая тучка, не смог помешать листьям исполнить свой прощальный танец уходящему октябрю. Быстрыми шагами вслед за октябрём идет ноябрь. Наступила его очередь слушать мягкий шёпот осени.Здравствуй ноябрь!
Задания:
1.Найти три слова с четырьмя гласными и записать их по слогам.
2.Подчеркнуть мягкие согласные в шестом предложении.
3.Слоговый диктант: записать слоги: се, це, са, ша, ща, жи, ши.
4.В слове хоровод выпиши третий слог
5.Записать после однократного прослушивания:
Деревья одеты в пёструю листву.
6.Записать под диктовку пять существительных в столбик:
Осень
Ветерок
Дождик
Листва
Танец
Подобрать к существительным однокоренные прилагательные женского рода, записать их рядом и выделить корни.
7.Посчитай сколько слов в предложении:
Быстрыми шагами вслед за октябрём идёт ноябрь. (----)
Дополнительные задания повышенной сложности.
1.К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце
Необыкновенная.......
Мягкая.......
2.От прилагательных образуй имена существительные.которые называют людей.
Весёлый-.....
Дружный-....