Авторское упражнение на тренировку фонационного дыхания (долгого выдоха)

Авторское упражнение на тренировку
фонационного дыхания (долгого выдоха)
Пояснительная записка
В практике работы с детьми над текстовыми отрывками широкое применение получают стихотворения на тренировку фонационного дыхания (долгого выдоха).
Фонационное дыхание
Дыхание в процессе речевой деятельности называют фонационным. Речевой звук возникает только при выдохе. Фонационное дыхание отличается от обычного физиологического тем, что оно произвольно. При этом вдох короче, а выдох, наоборот, замедленный, прерывающийся в связи с произнесением текста, а затем без паузы опять короткий вдох.
Речевое (фонационное) дыхание подчиняется конкретному материалу (тексту), который должен быть произнесён, и тому способу, каким он должен быть произнесён: громко, тихо, быстро, медленно, с теми или иными ударениями.
От функциональности фонационного дыхания зависит отчётливость, громкость, нужное интонирование речи.
Одним из примеров стихотворения на тренировку фонационного дыхания можно назвать стихотворение С. Я. Маршака «Дом, который построил Джек». Каждую строфу следуют произносить на одном выдохе, не добирая воздух.
Включение подобных стихотворных текстов в тренинг актерской психотехники увеличивает объем и глубину дыхания, силу и выносливость дыхательных мышц, координирует и ритмизирует общие и дыхательные движения. Данные стихотворения нравятся детям и вызывают у них положительные эмоции. Поэтому если говорить о влиянии их на организм в целом, можно отметить улучшение функциональной деятельности всех органов и систем организма.
Цель упражнения: научиться слышать и слушать собственную речь, её фонетический строй, владеть возможностями своего голоса, дикции.
Описание упражнения
В разработке предлагается стихотворение – переделка, используемое как упражнение для тренировки фонационного дыхания (долгого выдоха).
Положение тела — стоя, спина прямая, руки вдоль тела, голова не опущена и не поднята вверх. Задача: стараться произносить каждую строфу по возможности на одном выдохе, максимально не добирая воздух.
Немаловажным достоинством стихотворения является то, что учится оно быстро и легко за счет повторения некоторых фраз
Авторское упражнение про гимназию на тренировку фонационного дыхания
Вот наша гимназия «Перспектива».
Гимназия наша – и гордость и сила!
В ней мудрый директор руководит,
За всеми делами он зорко следит.
Вот завучи наши. Они не скучают.
За всё - все в гимназии отвечают,
В той самой, что мудрый директор хранит,
Который за всеми делами следит.
В гимназии, что всех нас сплотила,
В гимназии нашей «Перспектива»!
А вот гимназист. Он приходит учиться,
Не может он время терять и лениться.
С утра его завучи в школе встречают,
Которые в школе за всё отвечают.
В той самой, что мудрый директор хранит,
Который за всеми делами следит.
В гимназии, что всех нас сплотила,
В гимназии нашей «Перспектива»!
А вот гимназистка. Идёт не спеша.
Она и умна и собой хороша.
Увидев её, гимназист удивился.
Вздохнув, он в неё безнадежно влюбился.
Теперь он и завучей не замечает,
Которые в школе за всё отвечают.
В той самой, что мудрый директор хранит,
Который за всеми делами следит.
В гимназии, что всех нас сплотила,
В гимназии нашей «Перспектива»!
А вот малыши на уроки несутся.
От визга их в трубочку уши свернутся.
Они гимназистку чуть вовсе не сбили!
И с визгом промчавшись,
Её оглушили.
Стоит гимназистка, еле дыша.
Она и умна, и собой хороша.
В неё гимназист безнадёжно влюбился,
Который, увидев её, удивился.
Который и завучей не замечает,
Которые в школе за всё отвечают.
В той самой, что мудрый директор хранит,
Который за всеми делами следит.
В гимназии, что всех нас сплотила,
В гимназии нашей «Перспектива»!
А это охранник суровый и важный.
Он службу и гордо несет, и отважно.
Вот мимо него малыши пронесутся.
От визга их в трубочку уши свернутся.
Они гимназистку чуть вовсе не сбили!
И с визгом промчавшись,
Её оглушили.
Стоит гимназистка, еле дыша.
Она и умна, и собой хороша.
В неё гимназист безнадёжно влюбился,
Который, увидев её, удивился.
Который и завучей не замечает,
Которые в школе за всё отвечают.
В той самой, что мудрый директор хранит,
Который за всеми делами следит.
В гимназии, что всех нас сплотила,
В гимназии нашей «Перспектива»!
А это – владыка хозяйства всей школы!
Зам. по АХЧ, справедливый! суровый!
То тут он, то там, всех быстрей и ловчей,
С огромною связкой различных ключей.
И он нужен охраннику, что очень важный,
Службу и гордо несёт, и отважно,
И малышам, тем, что мимо несутся.
От визга их в трубочку уши свернутся.
Они гимназистку чуть вовсе не сбили!
И с визгом промчавшись,
Её оглушили.
Стоит гимназистка, еле дыша.
Она и умна, и собой хороша.
В неё гимназист безнадёжно влюбился,
Который, увидев её, удивился.
Который и завучей не замечает,
Которые в школе за всё отвечают.
В той самой, что мудрый директор хранит,
Который за всеми делами следит.
В гимназии, что всех нас сплотила,
В гимназии нашей «Перспектива»!
А это учитель по школе идёт.
Похоже, что в школе учитель живёт.
Никто из ребят, сюда приходящих,
Не видел его, домой уходящим.
И словно Сапсан, также точен и скор,
Промчится по школе с бумагами он.
В погоне за замом, который с ключами
Учитель кого только не повстречает:
Он встретит охранника, что очень важный
Службу и гордо несёт, и отважно.
Он встретит бегущих бегом малышат.
Что коль не собьют, то хотя б оглушат.
И мимо промчится он той ученицы,
В какую успел гимназист наш влюбиться.
Который и завучей не замечает,
Которые в школе за всё отвечают.
В той самой, что мудрый директор хранит,
Который за всеми делами следит.
В гимназии, что всех нас сплотила,
В гимназии нашей «Перспектива»!
PS. Стихотворение может быть также использовано в сценариях на 1 сентября, на день учителя, на юбилей образовательного учреждения.
Совершенно по-другому оно зазвучит, например, для Лицея "Созвездия" №131 если "гимназистов" заменять на "лицеистов", а в конце каждого смыслового отрывка вставлять:
"В Лицее, где достигли мы знанья глубин
В Лицее под номером -131!"
Источник сведений о фонационном дыхании
https://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/1315/3/00977.pdf
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Куликова Ирина Геннадьевна
Галина Владимировна