Материал по УМК на тему «Байкал — гордость Сибири!» (4–7 классы)

7
6
Материал опубликован 2 March

Название работы: «Байкал – гордость Сибири!»

Автор: Павловская Татьяна Анатольевна

Образовательная организация: МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества»

Должность: педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа: «Тропинки родного края»

Разработчик: Павловская Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества»

Возраст учащихся: 10-11 лет.

Время проведения: 1 занятие – 45 минут

Режим проведения: очная, в т.ч с использованием дистанционных образовательных технологий на платформах Zoom, Teams.

Пояснительная записка:

Важнейшими глобальными проблемами современности являются проблемы экологии. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где главной целью является формирование экологической культуры (совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности) у подрастающего поколения. Характерной особенностью нашего времени является интенсивное воздействие человека на окружающую среду, сопровождающееся негативными последствиями. Ситуация чревата экологическим кризисом на планете. Выход из этого кризисного состояния предполагает необходимость становления особой формы единства человека и природы. Для решения экологических проблем использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно. Охрана природы родного края в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. Экологическое образование и воспитание учащихся носит характер непрерывного и целенаправленного процесса, оно сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно – педагогических исследований. Широкое внедрение в учебные планы и программы учебных заведений экологического содержания и учебных дисциплин экологического цикла призвано повысить уровень экологической грамотности детей и подростков.

Развитие интереса к экологии, активизация познавательной деятельности способствует решению задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Нам кажется очень важным именно междисциплинарный и метапредметный подход в формировании экологической культуры школьников, т.е. интеграционный принцип преподавания предметов на основе регионального компонента, т.е. в той среде, в которой непосредственно живет ребенок. Экологическое образование выступает не как конкурирующий предмет, а как средство, обеспечивающее единство процесса обучения и воспитания в образовательной среде.

Неотъемлемой частью общей системы просвещения должно стать воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для её охраны и улучшения. В своей работе, при проведении занятия «Байкал – гордость Сибири!», мы руководствовались следующими принципами экологического воспитания и просвещения:

а) Междисциплинарным подходом в формировании экологической культуры школьников, т.е. интеграционным принципом преподавания предметов. Экологическое образование выступает в качестве средства, которое обеспечивает единство образовательно-воспитательного процесса.

б) Систематичностью и непрерывностью экологического обучения. Этот подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определённой последовательности, органично связать с системой содержания основ наук.

в) Единством интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды. Становление экологически воспитанной личности в условиях педагогического процесса происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным её восприятием, которое побуждает эстетические переживания и порождает стремление внести практический вклад в её улучшение.

г) Взаимосвязью глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Региональный компонент очень важен в процессе формирования экологического сознания учащихся, создает возможность эффективных решений не только по предметным, но и по метапредметным областям сферы образования. Это позволяет воспринимать экологические проблемы как лично значимые.

Основные темы дополнительной общеразвивающей программы (ДОП) «Тропинки родного края» актуальны и значимы в настоящее время, так как экологическое мышление, которое формируется в процессе занятий, является необходимым для устойчивого развития общества, знание родного края способствует воспитанию патриотических чувств к своей малой Родине.

Занятие «Байкал – гордость Сибири!» является одним из занятий раздела «География нашего региона» II Блока «Земля - наш общий дом» дополнительной общеразвивающей программы «Тропинки родного края». Представленное занятие завершает цикл занятий о Байкале, т.е. является занятием по закреплению и систематизации знаний. На самом занятии используется лэпбук о Байкале, изготовленный на предыдущем занятии (из журнала Сибирячок). Представленное занятие входит в учебно-методический комплекс к ДОП «Тропинки родного края» (автор Т.А. Павловская)

Занятие было проведено в группе 4, была достигнута высокая результативность. Рецензия на занятие, утверждённая на заседании методического объединения образовательной организации, от методистов Дворца творчества прилагается.

Новизна. Специфика занятия «Байкал – гордость Сибири!» программы «Тропинки родного края» заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром; освоение ребенком окружающей среды (природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка и базируется на местном, региональном компоненте. Правомерно говорить, что педагог осуществляет сопровождение ученика в деятельности по освоению окружающего мира, того, в котором ребенок действительно проживает. В проведении занятия используются новые педагогические технологии: гуманно-личностные и сотрудничества, где акцент ставится на предоставление воспитуемому свободы выбора и самостоятельности, на реализацию равенства в отношениях педагога и ребенка, на поддержку личности. На занятии осуществляется неразрывная связь теоретических и практических знаний и умений. Еще одна особенность и новизна - материал занятия представлен в стихах, что позволяет ребятам легче слушать и запоминать данные об озере Байкал. В этом состоит новизна методической идеи. Занятие в стихах входит в число активных методов и приемов обучения, вызывает удивление, изумление, восторг учеников, позволяет заучить легко то, что нужно запомнить.

Рефлексия учебной деятельности (фаза рефлексии) состояла в самооценке результатов своей деятельности на занятии детьми и соотнесение самооценки с оценкой педагога. Обучающиеся сами оценивали свою работу: результативность, качество работы на занятии.

Практическая значимость. Дидактическая новизна занятия «Байкал – гордость Сибири!» в конструировании технологической карты занятия в соответствии с требованиями ФГОС (прилагается). Технологическая карта рассматривается методистами как современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся. В дидактическом контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата. Технологическая карта позволяет легко тиражировать педагогический опыт и может быть использована коллегами-практиками: как другими педагогами дополнительного образования, так и учителями общеобразовательной школы.

Особая значимость предлагаемой методической идеи - в возможности тиражирования опыта, возможности использования данного занятия или серии подобных занятий в практике работы других образовательных организаций с идентичными условиями работы, отсутствии сложного ресурсного обеспечения, необходимого для практической реализации идеи. Достаточно проектора, ноутбука, экрана и педагога.

Подобные занятия являются мощным стимулятором мыслительной деятельности. Данное занятие позволило осуществить развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся; научило применять теоретические знания в жизни, повысило мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы подачи материала.

Таким образом, на основе методической идеи занятия «Байкал – гордость Сибири!» показана возможность построения законченного полного образовательного продукта. Актуальность данного занятия еще и в том, что оно поможет ребенку в построении всеобъемлющей концепции картины мира, преследуя общую глобальную цель: «Воспитание экологической культуры детей».

Цель: закрепление и систематизация знаний у детей о природе Байкала, его обитателях.

Задачи:

Задачи. Образовательные: 1. Закрепить знания о: природе Байкала (установка не на запоминание информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний); понятии «эндемики»; влиянии человека на природу Байкала, путях решения проблем загрязнения окружающей среды. 2. Формировать: сознательное отношение к охране окружающей среды; умения и навыки: применять полученные знания (о проблемах озера Байкал) в практической деятельности (пути их предотвращения).

Развивающие. Развивать: познавательные и творческие способности; интерес к самостоятельному исследованию проблемы; умения и навыки: умственно-логических действий (сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы); отбирать, перерабатывать и выстаивать информацию, применять её в практической деятельности; проводить исследования проблемы, определять пути её решения.

Воспитательные. Способствовать: воспитанию экологической культуры: бережное отношение к окружающей природе своей малой Родины, стремление к улучшению состояния окружающей среды; чувства ответственности за выполнение порученного задания; формированию коммуникативной компетентности.

Режим занятия: 45 минут, очный, в т.ч с использованием дистанционных образовательных технологий на платформах Zoom, Teams.

Тип занятия: занятие закрепления и систематизации знаний, способов деятельности. Данное занятие завершает цикл занятий о Байкале.

Образовательные технологии:

Технология управления познавательным процессом. В основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях).

Гуманно-личностное обучение - технология «свободного воспитания». В основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям.

Технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, и другие.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео, презентации), в т.ч. технология дистанционного обучения. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Методы и приёмы обучения:

практические - (работа с лэпбуком, карточками);

словесные - (лекция в стихах);

наглядные – презентация, лэпбук;

игровые - (викторина, творческое задание);

по степени взаимодействия: интерактивные;

по характеру обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемные;

методы устного контроля и самоконтроля.

Закрепление пройденного материала проводится в виде тестирования, викторины.

Ожидаемые результаты: Качественные критерии оценки результатов деятельности: Предметные: - изменение уровня сформированности понятий, умений, навыков (с помощью педагога или самостоятельно); Метапредметные: - способность применять полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов. Личностные: - изменение уровня сформированности экологической культуры школьников (заинтересованность проблемами сбережения природных ресурсов, изменение отношения к живым объектам), активизация жизненной позиции по отношению к природе и её богатству; умение общаться и сотрудничать в процессе образовательной и творческой деятельности с другими учащимися и педагогом, выстраивать диалог с ними. Количественные критерии: - количество усвоенных новых понятий к концу занятия (тестирование, собеседование); - промежуточный и итоговый контроль (тестирование); - количество верных ответ на вопросы викторины.

Данное занятие способствует развитию всех видов универсальных учебных действий (УУД) – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Несколько примеров: личностные – нравственно-этическое оценивание собственных поступков; регулятивные – целеполагание и планирование; познавательные общеучебные – поиск и выделение информации, универсальные логические действия – выведение следствий и установление причинно-следственных связей; коммуникативные – умение строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: презентация о Байкале и его обитателях, с иллюстрациями пейзажей Байкала, лэпбук о Байкале, изображения эндемиков Байкала (водоросли, губки, рыбы, планарии и т.п.), проектор, ноутбук, экран.

Дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал (при проведении занятия в очном формате) для самостоятельной работы обучающихся, проблемные вопросы для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения по поиску обитателей Байкала в лэпбуке, викторина и др.


 

Технологическая карта (сценарий) занятия «Байкал – гордость Сибири!», автор Т.А. Павловская

Этап, слайды из презентации

Деятельность учителя (с разбивкой по слайдам)

Деятельность детей

Педагогическая технология, дидактическая задача

Оборудование

1. Организационный момент, приветствие.

 

Слайды:

t1709362073aa.png

t1709362073ab.png

t1709362073ac.png

 

t1709362073ad.png

t1709362073ae.png

 

 

 

 

t1709362073af.png

Здравствуйте, ребята, после перерыва мы с вами встречаемся на занятии объединения «Тропинки родного края». Тему нашего занятия вы мне назовете после того, как я прочту вам стихотворение известного иркутского поэта Марка Сергеева:

1 слайд Лесистых гор полуовалы,

касанье голубых лекал.

И скалы, срезанные валом,

и небо, павшее в Байкал.

2 слайд И сам он величав и вечен

в гранитной раме вырезной.

3 слайд И весь — до донышка — просвечен,

и весь — до капельки — родной.

4 слайд И Ангары полет строптивый,

и ветра крик, и гул турбин,

и птицы-сосны над обрывом,

и дикий ветер баргузин -

5 слайд Все это, без чего не в силах

быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима Россия,

и ты немыслима Сибирь.

О чем шла речь в стихотворении? О чем пойдет речь на занятии?

6 слайд Правильно, о Байкале. Занятие наше называется «Байкал - гордость Сибири!» Почему гордость? (знаете - молодцы, не ответили - разберем сегодня в процессе занятия).

Приветствие учителя

 

 

 

 

 

Прослушивание стихотворения, формулирование темы и цели занятия, ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размышление над проблемным вопросом, ответы детей

Технология проблемного обучения.

Вводный контроль (упражнение – по стихотворению определить тему занятия). Дидактическая задача – подготовка педагога и учащихся к занятию, восстановить в памяти то, на чем будет строиться занятие.

Компьютерные (новые информационные) технологии.

 

 

 

 

 

Технология проблемного обучения.

Технологии сотрудничества. Дидактическая задача педагога и детей – формулировка проблемного вопроса, поиск ответа на него.

Проектор, ноутбук, экран, презентация о Байкале – все занятие

2t1709362073ag.png . Актуализация (повтор, закрепление, получение) знаний и умений.

t1709362073ah.png

 

 

 

 

 

 

t1709362073ai.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1709362073aj.pngt1709362073ak.png

 

Сегодня речь мы поведем

Про уникальный водоем

"Сибирская жемчужина"

На карте обнаружена.

Я в Иркутске побывала,

Карту области достала,

А на ней средь гор сверкал -

Гордость наша - наш БАЙКАЛ.

7 слайд Суровым декабрем 96 - го

В список ЮНЕСКО включили Байкал,

В защиту сказали весомое слово,

И словно бы ярче Байкал засверкал.

8 слайд Сформировалось озеро в далекий Мезозой,

Вода уже тогда была прозрачно - голубой.

25 миллионов лет - срок немалый,

Чиста и прозрачна водица Байкала.

Возраст почтенный - Байкала седого,

"Богатое озеро" - значит то слово.

Сегодня на занятии мы будем работать с лэпбуком о Байкале, приготовьте его, пожалуйста, и найдите карточку с изображением того персонажа, о котором дальше пойдет речь:

9 слайд В глубинах третичного периода,

В ископаемом виде,

Простейшие животные - организмы -

Губки найдены были.

Нашли? Покажите мне их в экран. Да, губки живут в Байкале с доледниковой эпохи, это самые древние организмы Байкала. Почти все губки, представленные в вашем лэпбуке, являются эндемиками.

А кто такие эндемики? Это живые существа, обитающие только в определенных местах нашей планеты на территории, ограниченной несколькими километрами.

Давайте в лэпбуке найдем примеры эндемиков, но не рыб и не животных.

Все планарии (семейство плоских червей) из нашего лэпбука - эндемики.

Среди рачков есть эндемики - например, найдем с вами эндемика - эпишура байкальская (нашли? покажите мне, прочитать о ней). Теперь рассмотрим эндемиков среди водорослей - найдите там два вида - Драпарнальдиоидес и Перидиниум (нашли? покажите мне, прочитать о них).

10 слайд Площадь водного зеркала Байкала так необъятна,

32 тысячи метров квадратных.

Дания, Бельгия и Нидерланды

Умещаются в нашей Байкальской "ванне".

Самое глубокое озеро в мире,

1637 метров - это ни три, ни четыре.

11 слайд Танганьику считают его двойником

В Восточной Африке тот водоем.

Эндемиков много и в том, и в другом -

Озеро - спутник, мы так назовем.

Рассматривают карту, вспоминают сведения о Байкале, историю его образования.

 

Если умеют – конспектируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с лэпбуком о Байкале.

Поиск карточки с изображением животного (по описанию).

 

 

Чтение информации с карточки. Закрепление понятия «эндемики».

 

 

 

 

 

Ответы детей на вопрос педагога.

 

Поиск в лэпбуке примеров эндемиков по заданию учителя.

 

 

 

 

Работа с карточками (эндемиками) из лэпбука.

 

Актуализация знаний о Байкале. Повтор. Просмотр презентации.

Технология управления познавательным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Гуманно-личностное обучение.

 

 

 

Технология управления познавательным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология «свободного воспитания».

Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения, самостоятельный поиск информации.

 

 

 

 

Информационные технологии.

 

 

 

 

Демонстрация карты Иркутской области (оз.Байкал) на слайде или на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лэпбук у каждого обучающегося.

 

 

 

 

 

Карточка с изображением байкальской губки.

 

 

 

 

Карточки с изображением эндемиков Байкала из лэпбука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация.

 

 

 

 

 

3t1709362073al.png . Включение новых знаний в систему знаний и умений.

t1709362073am.pngt1709362073an.pngt1709362073ao.png

 

 

 

t1709362073ap.png

 

 

t1709362073aq.png

 

 

 

t1709362073ar.png

 

 

 

 

t1709362073as.pngt1709362073at.png

t1709362073au.png

 

 

 

 

 

t1709362073av.png

 

 

 

 

t1709362073aw.png

 

 

 

 

t1709362073ax.png

12 слайд Продолжаем рассказ о Байкале

Несет свои воды в Байкал Селенга - Тысяча двадцать четыре километра длина.

Из 336 притоков - крупнее нет,

Такого притока не видывал свет.

А дочка у озера только одна

Красавица речка - княжна Ангара.

13 слайд Легенду о дочери я вам поверю - Сбежала она к жениху Енисею,

 

14 слайд И в гневе отец - по рассказам молвы,

Бросил вослед ей обломок скалы.

 

 

15 слайд "Шаман - камень" назвали скалу,

У поселка "Листвянка" она на виду.

Исток то великой реки Ангары,

Его даже в стужу не трогают льды.

 

 

 

16 слайд В декабре покрывается льдом весь Байкал,

Появляется корка ледовая около скал.

17 слайд Прочен лед, но прозрачна его глубина.

Не замерзнет водица до самого дна.

В апреле лед сходит, но может так быть,

В июне случается льдине проплыть.

 

 

18 слайд В Байкале и вокруг него флоры, фауны полно!

На берегах Байкала - животных много:

Лось, лиса, заяц, кабарга - недотрога,

Соболь, олени, волки, медведи,

Рыси и белки - такие соседи.

Рыб так много - разных классов,

Водорослей - просто масса!

До 100 метров в глубину,

С солнышком пока в ладу,

Эти водоросли растут

В Байкале дружненько живут.

Нашли водоросли в лэпбуке? Покажите мне. Чтение с карточки. Вопрос – почему до 100 метров глубины они растут?

19 слайд О рыбах отдельно взглянем в глубину.

Какая "рыбешка" два метра в длину?

Конечно - осетр, вы верно сказали,

Но только его мы пока не видали.

Рассмотрим осетра из нашего лэпбука. Нашли? Покажите мне его в экран. Чтение информации с карточки. Осетр байкальский – тоже эндемик Байкала.

20 слайд Голомянок в Байкале просто масса

15 тысяч тонн их биомасса.

Демонстрация карточек.

21 слайд О рыбах можно много рассказать,

52 вида, 12 семейств показать.

Мы их позже разберем по порядку,

На другом уроке запишем в тетрадку.

Давайте рассмотрим карточки рыб из нашего лэпбука. Нашли? Назовите мне их. Некоторые из них эндемики Байкала.

22 слайд Нерпу байкальскую тоже оставим - Прочтение о ней - вам предоставим.

Давайте рассмотрим карточку нерпы из нашего лэпбука. Нашли? Нерпа - эндемик Байкала, вы о ней прочитаете на карточке.

23 слайд А сколько растений на бреге растет,

Лиственница, та, что совсем не гниет,

Кедр, пихта, береза, сосна,

Ель и осина, а также ольха.

24 слайд Среди них гнездятся птицы,

Не достанут их куницы.

265 видов вы увидите

Поедают насекомых - вредителей.

Получение новых знаний (конспектирование, если ребята умеют это делать).

 

 

 

 

 

Прослушивание легенды об Ангаре.

 

 

 

 

 

Конспектирование по лекции педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор на экране животных, обитающих на берегах Байкала.

 

 

 

 

 

 

Поиск в лэпбуке водорослей, обитающих в Байкале. Ответ на вопрос педагога.

 

 

 

Поиск в лэпбуке рыб, обитающих в Байкале. Карточка с осетром.

 

 

Поиск в лэпбуке рыб - эндемиков, обитающих в Байкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лэпбук, карточка нерпы, самостоятельное изучение.

Технология управления познавательным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

Технология «свободного воспитания».

 

 

 

 

 

Технология управления познавательным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология управления познавательным процессом. Дидактическая задача основного этапа – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам.

Тетрадь для конспектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лэпбук, карточки водорослей.

 

 

 

 

 

Лэпбук, карточки рыб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лэпбук, карточка нерпы.

4. Постановка и решение проблемы.

t1709362073ay.png

 

 

 

 

 

t1709362073az.png

 

 

 

25слайд Можно много о Байкале говорить,

Все вопросы невозможно осветить.

40 минут для Байкала так мало,

Сведения данные - лишь для начала.

А теперь ответьте на вопрос по теме нашего занятия - Байкал - гордость Сибири! Почему гордость? Что мы узнали о Байкале такого удивительного, чем можем гордиться?

26 слайд А есть у Байкала проблемы? Расскажите – как их можно решить? Как мы можем помочь? (обсуждение с детьми проблемного вопроса – проблемы озера Байкал. А что можем сделать мы, чем помочь, как сохранить питьевую воду, способы экономии воды в быту).

 

 

 

 

Ответ на проблемный вопрос.

Ответы по теме урока.

 

Поиск проблем озера Байкал и предложения по решению этих проблем.

 

Технология проблемного обучения. Дидактическая задача педагога и детей – формулировка проблемного вопроса, поиск ответа на него.

 

Технологии сотрудничества.

 

Технология проблемного обучения. Дидактическая задача для детей – поиск ответа на проблемный вопрос.

Презентация

5. Осмысление, повторение, закрепление (итог занятия).

 

ВИКТОРИНА О БАЙКАЛЕ

Что такое Байкал?

1.1. + озеро

1.2. море

1.3. океан

Сколько лет Байкалу?

2.1. тысяча

2.2. + 25 миллионов лет

2.3. 80 миллионов лет

Где живут губки?

3.1. в ванне плавают

3.2. у человека

3.3. + водные животные – фильтраторы, живут в Байкале и других водоемах

Нерпа – кто она?

4.1. рыба

4.2. + млекопитающее животное

4.3. водоплавающая птица

Кто такой эндемик?

5.1. больной гриппом

5.2. + единственный в своем роде

5.3. академик

Назовите эндемиков, о которых узнали на занятии, напишите их в чат, смотрите – не повторяйтесь

Чем дышат рыбы?

6.1. легкие

6.2. + жабры

6.3. плавники

Как узнать, сколько рыбе лет?

7.1. по зубам

7.2. + по колечкам на чешуе

7.3. по глазам

Какая из байкальских рыб является живородящей?

8.1. + голомянка

8.2. даватчан

8.3. длиннокрылка

9.Где зимуют рыбы?

9.1. уплывают в южные моря

9.2. замораживаются в лед

9.3. + впадают в спячку, в придонных слоях вод

10.Почему вредно спускать в Байкал отходы?

10.1.+ разлагаясь, уничтожают кислород, которым дышат живые организмы

10.2. перестанут покупать продукцию завода

10.3. обидится Байкал

По ходу проведения викторины – комментарии к ответам детей.

Итоговый этап – оценивание лучших работ ребят, ответов, обобщение пройденного на занятии. Итог занятия от педагога.

Ответы на викторину пишут в чате – цифра – номер ответа (например – 1.1, 2.2. и т.д.). Проверка знаний, самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисление в чате эндемиков Байкала. Не допускать повторов, уже записанных одноклассниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка и взаимопроверка ответов ребят.

Технология управления познавательным процессом.

Дистанционные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная технология, технология сотрудничества.

Чат в Teams.

6t1709362073ba.png . Рефлексия

t1709362073bb.pngt1709362073bc.png

 

Прибайкалье - сказочный берег,

И тебе, ученик, мы доверим

Охранять его, беречь и любить,

Чтоб потомкам Байкал сохранить.

Столько жизни в Байкале и силы!

Сохраним же его все массивы!

Какое у вас настроение? Понравилось ли вам наше занятие и новые полученные знания (какие)? Прикрепите соответствующий смайлик в нашем чате.

Итог занятия от детей.

 

 

27 слайд – задание на следующее занятие – Интересные факты о Байкале.

28 слайд – До новых встреч!

Итог занятия от детей, рефлексия. Если конспектировали – можно дать возможность прочитать конспект.
В чате ставят смайлики.

Устное обсуждение – что нового узнали, что не понравилось, что было особо сложным, что особо запомнили, чему удивились?

Запись домашнего задания – поиск информации – факты о Байкале.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Дистанционные технологии.

Технологии сотрудничества.

 

 

Технология управления познавательным процессом.

Чат в Teams.


 

Стихи и фотографии, представленные на данном занятии и в презентации являются авторскими,
@Павловская Татьяна Анатольевна

Картинки взяты из сети Интернет, находящиеся в свободном доступе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно – методическое пособие. 5-е издание, стереотипное. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 288 с.

2. Горелов А.А. Человек – Гармония – Природа. Серия «Человек и окружающая среда». – М.: Наука, 1990.

3. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно – методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.

4. Майборода И.Б. Нерпенок: Тетрадь-пособие для учащихся начальных классов. - 1 издание. – Иркутск: Издательство «Арком», 2002.-92с.

5. Сибирячок. Лэпбук. №4 (157) 2018 год

4


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Гордость Сибири, гордость России! Уникальное место! Сберечь бы!

2 March

Согласна с вами, спасибо за комментарий.

2 March

Занятие, технологическая карта которого представлена автором, интересное, познавательное. Очень большой объем информации для 45-минутного занятия. Считаю, что в рамках освоения программы доп. образования данной теме можно уделить не одно занятие.

2 March

Вы правы, в пояснительной записке написано, что это заключительное занятие. Технологическая карта большая, просто подробно все написано. А так - проведено за 45 минут, все успели :) Спасибо за отзыв.

2 March

Благодарю за интересный и полезный ресурс! Полностью согласна с Любовью Ивановной! 45 минут для такого содержательного материала - маловато... Если заключительное занятие провести в форме увлекательной викторины, то результативности, на мой взгляд, будет больше.

2 March

Спасибо за ваше мнение!

3 March

Похожие публикации