Сценарий урока в 6 классе «Интернет-безопасность для детей»

2
2
Материал опубликован 5 June 2018

Сценарий урока в 6 классе «Интернет-безопасность для детей»

Разработчик: Порфирьева Надежда Никоновна, учитель информатики МБОУ «Гимназия №1» г.Ядрин

Цель урока: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования сети интернет.

Задачи урока:

1) Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования сети интернет:

получение интересной и полезной информации;

возможности для общения и коммуникации;

возможности для обучения;

возможности для игровой деятельности;

знакомство с новыми технологиями.

2) Повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании сети интернет:

проникновение вирусов и вредоносных программ, заражение компьютера, потеря данных;

агрессивное общение и оскорбления от других пользователей;

встреча с незнакомыми людьми, с которыми дети познакомились в интернете;

предоставление личной информации в интернете;

обман и мошенничество.

3) Усвоение детьми правил безопасного использования интернета.

4) Формирование навыков оценки опасных ситуаций при использовании сети интернет.

5) Повышение уровня осведомленности о возможностях решения возникающих в результате использования интернета неприятных и опасных ситуаций.

6) Формирование навыков действий в случае возникновения неприятных и опасных ситуаций.


 

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, Интернет.

Краткое содержание урока:

I. Создание проблемной ситуации.

II. Возможности и положительные стороны интернета.

1) Обсуждение возможностей и положительных сторон интернета.

2) Полезные и безопасные сайты.

3) Общение на расстоянии.

III. Риски и угрозы интернета: правила безопасности.

1) Возможные риски и опасности интернета.

2) Обман и мошенничество (Правило 1).

3) Негативный контент (Правило 2).

4) Предоставление личной информации (Правило 3).

5) Встреча с незнакомцами (Правило 4).

6) Агрессивное общение и оскорбления в интернете (Правило 5).

7) Вирусы (Правило 6).

8) За помощью к взрослым (Правило 7).

9) Физкультминутка.

10) Практическая работа.

IV. Закрепление полученного материала и завершение занятия

I. Создание проблемной ситуации.

- Здравствуйте, ребята!

Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.

В неё входят даже дети,

Чтоб общаться и играть.

Информацию черпают,

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Ну, конечно ж, (Интернет)

- Кто из вас пользуется сетью Интернет? Что вы делаете с её помощью? Что в нем есть интересного и полезного? (выслушать ответы 2-3 детей).

- Совершенно верно, в интернете можно искать информацию, можно общаться и учиться.

- Кто знает, какие опасности могут вас подстерегать в Сети?

Просмотр социального ролика "Безопасный интернет детям" по адресу https://www.youtube.com/watch?v=fXJWpAqX8VU

- Определите, о чём пойдёт речь на уроке? (учащиеся называют тему урока).

- Конечно, на уроке речь пойдет о безопасном поведении в Интернете. Мы с вами научимся лучше разбираться в том, что происходит в Интернете, узнать, что в нем есть интересного и полезного, а также опасного и неприятного.

II. Возможности и положительные стороны интернета

- Ребята, а как вы думаете, нужна ли защита детям от информации и материалов, наносящих вред их благополучию?

- Не случайно в 2011 году был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который должен помочь на государственном уровне обеспечить защиту детей от негативных информационных проявлений, в том числе и в Интернете.

Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появились своя преступность, хулиганство, вредительств о и прочие малоприятные явления.

Тема правильного поведения детей в Интернете - очень важная тема. В 2004 году учреждён Международный День безопасного Интернета, который отмечается ежегодно 8 февраля.

Чтобы чувствовать себя в Интернете уютно и безопасно, нужно знать несколько главных правил. И сегодня на уроке мы познакомимся с ними. Они научат нас делать так, чтобы в интернете с нами ничего плохого не случилось!

(Просмотр видеоролика «Развлечения и безопасность в Интернете» по адресу http://www.youtube.com/watch?v=3Ap1rKr0RCE)

- Ребята, есть много сайтов, на которые можно совершенно безопасно заходить. Здесь много разной полезной и интересной информации. Например, сайт нашей гимназии http://www.gym1-yadrin.edu21.cap.ru Безопасные сайты можно найти с помощью поисковой системы. Кто уже пользовался поиском в Интернете? Что вы искали? (Выслушать ответы 2-3 детей).

Расстоянья интернету

Совершенно не страшны.

За секунду он доставит

Сообщенье хоть с Луны.

Не печалься, если вдруг

Далеко уехал друг.

Подключаешь интернет –

Расстоянья больше нет!

Электронное письмо

Вмиг домчится до него.

Ну, а видеозвонок

Сократит разлуки срок.

III. Риски и угрозы интернета: правила безопасности

- Но не все так гладко и хорошо бывает в этой мировой паутине! Давайте посмотрим, что там может случиться!

Просмотр видеоролика «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете» по адресу https://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8

Просмотр видеоролика «Остерегайся мошенничества в Интернете» по адресу https://www.youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w

- Ребята, а что все-таки делать, если вы встретились с какой-то трудностью в интернете: например, к вам пробрался вирус, или вас кто-то обижает, или вы отправили смс на незнакомый номер? (Ответы учащихся).

Если что-то непонятно,

Страшно или неприятно –

Быстро к взрослым поспеши,

Расскажи и покажи.

Есть проблемы в интернете?

Вместе взрослые и дети

Могут все решить всегда

Без особого труда.

Физкультминутка «Вирусы» (5 мин.)

Цель: Эмоциональная разрядка, снятие напряжения.

Вспомогательные материалы: Листы А4 двух разных цветов, клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

Процедура проведения: Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы. Снежки другого цвета – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на 2 команды, так чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 метра. В руках каждой команды снежки двух разных цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде. Задача – как можно быстрее закидывать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все опасные снежки и сохранять у себя все безопасные. Ведущий засекает 10 секунд времени и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить движение. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше опасных и больше безопасных снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.

Слова учителя:

 Ребята, давайте попробуем почувствовать на себе вирусную атаку и постараться защититься от нее! Правила будут такие. Вам нужно разбиться на 2 команды. Но сначала из разноцветных листочков бумаги черного и красного цвета сделаем снежки! Каждый должен сделать по 2 снежка красного и черного цвета. Черные снежки – опасные, а красные – безопасные. По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки! Задача одной команды – как можно быстрее закидывать противоположную команду снежками. Задача каждой команды – успеть откидывать все опасные черные снежки и сохранять у себя все безопасные красные.

Практическая работа (15 мин.)

- Что можно? Что нельзя? К чему надо относиться осторожно?

Давайте посмотрим, что об этом можно прочитать на web-страницах и попробуем сформулировать правила безопасной работы.

- У вас на столах лежат карточки с адресами web-страниц, которые я предлагаю вам сегодня посетить. Данный ресурс добавлен в закладки браузера в папку «Безопасный Интернет». Познакомьтесь с информацией ресурса и сформулируйте правила безопасной работы в сети и оформите их в программе Word.

Резюмируем (обсуждение найденной информации). Какие правила безопасной работы вы выбрали, посещая web-сайты? Оформить в программе Word памятки, чтобы было не менее пяти правил: «Правила работы в сети Интернет». Памятки нужно сохранить в личные папки.

IV. Закрепление полученного материала и завершение занятия

Давайте подведем итог нашего урока. Интернет – это хорошо или всё- таки, плохо?

Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования – это хорошо или плохо, почему? (ответы детей) – конечно же, это хорошо.

Интернет – это море информации – это хорошо или плохо, почему? (ответы детей) – это хорошо, но бывает и плохо.

Общение в интернете - это хорошо или плохо, почему? (ответы детей) – это хорошо в меру, но не стоит заменять живое общение виртуальному.

Интернет - магазины это хорошо или плохо, почему? (ответы детей) – это плохо, потому, что это наиболее популярный вид жульничества в Интернете.

Рефлексия: Спасибо ребята за активное участие, теперь поднимите руку кому:

Урок понравился. Узнал что-то новое.

Урок понравился. Ничего нового не узнал.

Урок не понравился. Зря время потерял.

И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

Оценивание обучающихся.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Безопасный Интернет».

Источники информации:

http://www.openclass.ru/node/484868

https://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8

http://metod.library.karelia.ru/files/234.pdf

http://ya-uchitel.ru/load/scenarii/scenarii_po_bezopasnosti/konspekt_zanjatija_bezopasnost_v_seti_internet_pravila_bezopasnogo_obshhenija/263-1-0-10373

http://videouroki.net/razrabotki/bezopasnost-detey-i-podrostkov-v-internete.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Надежда Никоновна, очень актуально.

6 June 2018

Вам тоже огромное спасибо

11 July 2018