Сценарий урока в 6 классе «Интернет-безопасность для детей»
Сценарий урока в 6 классе «Интернет-безопасность для детей»
Разработчик: Порфирьева Надежда Никоновна, учитель информатики МБОУ «Гимназия №1» г.Ядрин
Цель урока: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования сети интернет.
Задачи урока:
1) Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования сети интернет:
получение интересной и полезной информации;
возможности для общения и коммуникации;
возможности для обучения;
возможности для игровой деятельности;
знакомство с новыми технологиями.
2) Повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании сети интернет:
проникновение вирусов и вредоносных программ, заражение компьютера, потеря данных;
агрессивное общение и оскорбления от других пользователей;
встреча с незнакомыми людьми, с которыми дети познакомились в интернете;
предоставление личной информации в интернете;
обман и мошенничество.
3) Усвоение детьми правил безопасного использования интернета.
4) Формирование навыков оценки опасных ситуаций при использовании сети интернет.
5) Повышение уровня осведомленности о возможностях решения возникающих в результате использования интернета неприятных и опасных ситуаций.
6) Формирование навыков действий в случае возникновения неприятных и опасных ситуаций.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, Интернет.
Краткое содержание урока:
I. Создание проблемной ситуации.
II. Возможности и положительные стороны интернета.
1) Обсуждение возможностей и положительных сторон интернета.
2) Полезные и безопасные сайты.
3) Общение на расстоянии.
III. Риски и угрозы интернета: правила безопасности.
1) Возможные риски и опасности интернета.
2) Обман и мошенничество (Правило 1).
3) Негативный контент (Правило 2).
4) Предоставление личной информации (Правило 3).
5) Встреча с незнакомцами (Правило 4).
6) Агрессивное общение и оскорбления в интернете (Правило 5).
7) Вирусы (Правило 6).
8) За помощью к взрослым (Правило 7).
9) Физкультминутка.
10) Практическая работа.
IV. Закрепление полученного материала и завершение занятия
I. Создание проблемной ситуации.
- Здравствуйте, ребята!
Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться и играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно ж, (Интернет)
- Кто из вас пользуется сетью Интернет? Что вы делаете с её помощью? Что в нем есть интересного и полезного? (выслушать ответы 2-3 детей).
- Совершенно верно, в интернете можно искать информацию, можно общаться и учиться.
- Кто знает, какие опасности могут вас подстерегать в Сети?
Просмотр социального ролика "Безопасный интернет детям" по адресу https://www.youtube.com/watch?v=fXJWpAqX8VU
- Определите, о чём пойдёт речь на уроке? (учащиеся называют тему урока).
- Конечно, на уроке речь пойдет о безопасном поведении в Интернете. Мы с вами научимся лучше разбираться в том, что происходит в Интернете, узнать, что в нем есть интересного и полезного, а также опасного и неприятного.
II. Возможности и положительные стороны интернета
- Ребята, а как вы думаете, нужна ли защита детям от информации и материалов, наносящих вред их благополучию?
- Не случайно в 2011 году был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который должен помочь на государственном уровне обеспечить защиту детей от негативных информационных проявлений, в том числе и в Интернете.
Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появились своя преступность, хулиганство, вредительств о и прочие малоприятные явления.
Тема правильного поведения детей в Интернете - очень важная тема. В 2004 году учреждён Международный День безопасного Интернета, который отмечается ежегодно 8 февраля.
Чтобы чувствовать себя в Интернете уютно и безопасно, нужно знать несколько главных правил. И сегодня на уроке мы познакомимся с ними. Они научат нас делать так, чтобы в интернете с нами ничего плохого не случилось!
(Просмотр видеоролика «Развлечения и безопасность в Интернете» по адресу http://www.youtube.com/watch?v=3Ap1rKr0RCE)
- Ребята, есть много сайтов, на которые можно совершенно безопасно заходить. Здесь много разной полезной и интересной информации. Например, сайт нашей гимназии http://www.gym1-yadrin.edu21.cap.ru Безопасные сайты можно найти с помощью поисковой системы. Кто уже пользовался поиском в Интернете? Что вы искали? (Выслушать ответы 2-3 детей).
Расстоянья интернету
Совершенно не страшны.
За секунду он доставит
Сообщенье хоть с Луны.
Не печалься, если вдруг
Далеко уехал друг.
Подключаешь интернет –
Расстоянья больше нет!
Электронное письмо
Вмиг домчится до него.
Ну, а видеозвонок
Сократит разлуки срок.
III. Риски и угрозы интернета: правила безопасности
- Но не все так гладко и хорошо бывает в этой мировой паутине! Давайте посмотрим, что там может случиться!
Просмотр видеоролика «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете» по адресу https://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8
Просмотр видеоролика «Остерегайся мошенничества в Интернете» по адресу https://www.youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w
- Ребята, а что все-таки делать, если вы встретились с какой-то трудностью в интернете: например, к вам пробрался вирус, или вас кто-то обижает, или вы отправили смс на незнакомый номер? (Ответы учащихся).
Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно –
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Есть проблемы в интернете?
Вместе взрослые и дети
Могут все решить всегда
Без особого труда.
Физкультминутка «Вирусы» (5 мин.)
Цель: Эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Вспомогательные материалы: Листы А4 двух разных цветов, клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Процедура проведения: Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы. Снежки другого цвета – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на 2 команды, так чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 метра. В руках каждой команды снежки двух разных цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде. Задача – как можно быстрее закидывать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все опасные снежки и сохранять у себя все безопасные. Ведущий засекает 10 секунд времени и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить движение. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше опасных и больше безопасных снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.
Слова учителя:
Ребята, давайте попробуем почувствовать на себе вирусную атаку и постараться защититься от нее! Правила будут такие. Вам нужно разбиться на 2 команды. Но сначала из разноцветных листочков бумаги черного и красного цвета сделаем снежки! Каждый должен сделать по 2 снежка красного и черного цвета. Черные снежки – опасные, а красные – безопасные. По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки! Задача одной команды – как можно быстрее закидывать противоположную команду снежками. Задача каждой команды – успеть откидывать все опасные черные снежки и сохранять у себя все безопасные красные.
Практическая работа (15 мин.)
- Что можно? Что нельзя? К чему надо относиться осторожно?
Давайте посмотрим, что об этом можно прочитать на web-страницах и попробуем сформулировать правила безопасной работы.
- У вас на столах лежат карточки с адресами web-страниц, которые я предлагаю вам сегодня посетить. Данный ресурс добавлен в закладки браузера в папку «Безопасный Интернет». Познакомьтесь с информацией ресурса и сформулируйте правила безопасной работы в сети и оформите их в программе Word.
Резюмируем (обсуждение найденной информации). Какие правила безопасной работы вы выбрали, посещая web-сайты? Оформить в программе Word памятки, чтобы было не менее пяти правил: «Правила работы в сети Интернет». Памятки нужно сохранить в личные папки.
IV. Закрепление полученного материала и завершение занятия
Давайте подведем итог нашего урока. Интернет – это хорошо или всё- таки, плохо?
Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования – это хорошо или плохо, почему? (ответы детей) – конечно же, это хорошо.
Интернет – это море информации – это хорошо или плохо, почему? (ответы детей) – это хорошо, но бывает и плохо.
Общение в интернете - это хорошо или плохо, почему? (ответы детей) – это хорошо в меру, но не стоит заменять живое общение виртуальному.
Интернет - магазины это хорошо или плохо, почему? (ответы детей) – это плохо, потому, что это наиболее популярный вид жульничества в Интернете.
Рефлексия: Спасибо ребята за активное участие, теперь поднимите руку кому:
Урок понравился. Узнал что-то новое.
Урок понравился. Ничего нового не узнал.
Урок не понравился. Зря время потерял.
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
Оценивание обучающихся.
Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Безопасный Интернет».
Источники информации:
http://www.openclass.ru/node/484868
https://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8
http://metod.library.karelia.ru/files/234.pdf
http://videouroki.net/razrabotki/bezopasnost-detey-i-podrostkov-v-internete.html
Шарандина Валентина Владимировна
Порфирьева НН