Биография Чарльза Диккенса
Содержание
| Лист |
Введение | 3 |
Проектная часть | 4 |
1 Биография Чарльза Диккенса | 4 |
1.1 Детство и юность | 4 |
1.2 Чарльз Диккенс в расцвете славы | 5 |
1.3 Особенности характера писателя | 5 |
2 Творчество Чарльза Диккенса | 8 |
2.1 Художественный мир Диккенса | 8 |
2.2 Основные периоды творчества | 9 |
12 | |
Заключение | 14 |
Список использованных источников | 15 |
С конца XVII века роман является в Англии одной из наиболее распространенных и наиболее любимых форм художественной литературы.
Чарльза Диккенса можно смело назвать самым популярным романистом не только Англии, но и всего мира. Прошло много лет со времени его смерти и еще больше со времени появления его первого литературного произведения, а романы и повети его до сих пор составляют одно из любимейших чтений по всему миру.
Чарльз Диккенс был тем писателем, который мог затронуть общечеловеческие струны, создать общечеловеческие типы. Его герои были понятны и близки читателям. Все, без исключения, восхищаются тонкой художественной отделкой его произведений.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что жизнь и творчество Чарльза Диккенса представляли интерес не только для литературоведов, но и для обычных людей всех социальных групп и возрастов. В его романах всех привлекает юмор и точное, проникновенное понимание людей и их психологии. Все любят Чарльза Диккенса за ту доброту и любовь, которую он дарит своим читателям через многочисленные произведения.
Целью проекта является изучение информации о жизни и творчестве знаменитого писателя.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
изучить биографию Чарльза Диккенса, начиная с детства и юности и до самой смерти;
изучить этапы его становления как писателя;
выделить и проанализировать периоды его творчества;
определить наиболее значимые работы писателя;
найти и рассказать интересные факты из жизни Чарльза Диккенса.
Предмет исследования – биография Чарльза Диккенса.
Объект исследования – творчество Чарльза Диккенса.
Гипотеза исследования – творчество Чарльза Диккенса оказало огромное влияние на развитие как британской, так и мировой литературы.
Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута – Лэндпорте. Чарльз был вторым ребенком в семье из восьми. Его родители – Джон и Элизабет Диккенс. Отец его служил чиновников на военно-морской базе Королевского флота, а в январе 1815 года был переведен в Лондон. А в апреле 1817 года семья переехала в Чатем.
В этом городе Чарльз учился в школе баптистского пастора, даже когда семья вновь переехала в Лондон. Жизнь в столице была сложной для семьи, и в 1824 году Джон Диккенс попадает в долговую тюрьму.
Чарльзу пришлось работать на фабрике по производству ваксы, где он получал шесть шиллингов в неделю. В воскресенье они пребывали в тюрьме с родителями.
После смерти бабушки Джон Диккенс получил наследство, что помогло ему выйти из тюрьмы. Также он получил пенсию в адмиралтействе и место парламентского репортера в газете.
Чарльз был определен в Wellington House Academy, где проучился до марта 1827 года. В мае 1827 года Чарльз Диккенс поступает в адвокатскую контору на 13 шиллингов в неделю. Вскоре молодой человек освоил стенографию и начал совмещать труд в юридическом бюро и работу вольного репортера, где его заметили и пригласили в «Morning Chronicle». Здесь же он встретил свою первую любовь – Марию Биднелл.
2 апреля 1836 года Чарльз Диккенс женится на Кэтрин Томсон Хогарт, старшей дочери его приятеля. Кэтрин была верной женой и родила 10 детей – семь сыновей и три дочери.
Но, тем не менее, семейную жизнь Чарльза Диккенса нельзя назвать вполне удачной. Размолвки с женой, сложные и темные отношения с ее семьей, страх за болезненных детей делали семью для Диккенса источником постоянных забот.
В 1857 году Чарльз встречает 18-летнюю актрису Эллен Тернан и сразу же влюбляется в нее. Он снимает для нее квартиру, долгие годы навещал, а впоследствии включил ее в завещание.
В 1858 году Чарльз Диккенс развелся с Кэтрин, а роман с Эллен продолжался до самой его смерти.
1.2 Чарльз Диккенс в расцвете славы
В 1850-е годы Диккенс достиг зенита своей славы. Он стал прославленным писателем, властителем дум и обеспеченным человеком – личностью, для которой судьба не поскупилась на дары.
В Чарльзе таилась личная драма. Потребности членов семьи превышали его доходы. Беспорядочная и богемная натура не позволяла ему внести порядок в свои дела. Он не только перетруждал свою богатую и плодотворную фантазию литературным трудом, но и старался зарабатывать приличные гонорары лекциями и чтением отрывков из своих романов на публике. Впечатление от его актерского мастерства всегда было колоссальным. Чарльз Диккенс был одним из величайших чтецов, но не мог правильно работать с деньгами, из-за чего доводил себя до изнеможения.
Чарльза Диккенса обуревала меланхолическая мыль о том, что самое серьезное в его трудах – его поучения, призывы к совести, не несут никакой пользы, что нет никаких надежд на улучшение того ужасного положения, в котором находится страна. Чарльз Диккенс не видел выхода, даже глядя на жизнь сквозь призму юмора, который смягчал резкие контуры действительности. В это время он писал:
«С каждым часом во мне крепнет старое убеждение, что наша политическая аристократия вкупе с нашими паразитическими элементами убивают Англию. Я не вижу ни малейшего проблеска надежды».
Диккенс довольно часто самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояние дежавю. Когда это случалось, писатель нервно теребил в руках шляпу, из-за чего его головной убор быстро терял презентабельный вид и приходил в негодность. Это и стало причиной того, что Диккенс перестал носить головные уборы.
О другой странности писателя рассказывал Джордж Генри Льюис. Диккенс рассказывал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи постоянно находятся рядом и общаются с ним.
Работая над своим произведением «Лавка древностей», Диккенс не могу спокойно ни есть, ни спать. Это было из-за того, что маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от нее на разговор с кем-то из посторонних.
Во время написания романа «Мартин Чезлвит» Чарльзу Диккенсу надоедала своими шутками миссис Гамп: от нее ему приходилось отбиваться силой.
Чарльз Диккенс был самым популярным англоязычным писателем при жизни, о котором сегодня известно много интересных фактов. Вот некоторые из них:
Чарльз Диккенс был очень суеверным человеком: он ко всему прикасался три раза – на удачу. Он считал пятницу своим счастливым днем, а в день выхода последней части очередного романа непременно уезжал из Лондона.
Каждые 50 строк написанного Чарльз Диккенс запивал глотком горячей воды.
С самого начала отношений Чарльз Диккенс заявил своей будущей жене, Кэтрин, что ее основное назначение – это рожать детей и делать то, что он ей скажет. С годами он начал ее презирать.
В 1857 году к Диккенсу приехал в гости Ханс Кристиан Андерсен. Они познакомились еще в 1847 году, и пришли в полный восторг друг от друга. Но за эти 10 лет Диккенс сильно изменился – он уже не хотел принимать у себя в гостях Андерсена.
Одним из любимейших развлечений Чарльза Диккенса были походы в парижский могу, где он проводил дни напролет, захваченный видом неопознанных останков.
Чарльз Диккенс не закончил и начальной школы.
Чарльз Диккенс всегда спал головой на север. Также, когда он писал свои произведения, садился лицом в эту сторону.
Он назвал негодяя из романа «Оливер Твист» Фэйгин – так звали его лучшего друга, Боба Фэйгина.
Писатель ненавидел памятники, и в своем завещании запретил, чтобы ему возводили какие-либо статуи.
2 Творчество Чарльза ДиккенсаЧарльз Диккенс посещал здание суда в качестве репортера. Вскоре он начал писать в своих романах то, что он слышал и видел.
В 1833 году Чарльз Диккенс прочитал в одном журнале рассказ «Обед в аллее тополей». Это стало его литературный дебютом. Чарльз создал цикл очерков о Лондоне и его обитателях под псевдонимом «Воз». Они понравились многим читателям, и издатель опубликовал их отдельной книгой «Очерки Воза».
В английской литературе Чарльз Диккенс утвердился романом «Посмертные записки Пиквикского клуба».
Роман публиковался частями, был пронизан юмором и рассказывал о приключениях добродушного мистера Пиквика. Одновременно в этим автор в романе высмеивал английское правосудие. По жанру он был близок к «спортивным новостям» – распространенным в то время жанром.
Чарльз Диккенс не случайно выбрал такой жанр, так как он позволял ввести новые темы, героев, которым предоставлял большую свободу действий, позволял прервать повествование. Так, уже с первых страниц романа появляются дорогие сердцу автора образы, которые утверждают добро несмотря на различные обстоятельства.
Чарльз Диккенс обладал богатейшим воображением. Именно это и знание неприглядных сторон Англии, помогли ему создать неповторимый художественный мир. Истории автора объединяют в себе множество драматических, комических и трагических персонажей. Его романы насыщены людьми различных сословий, бытом, нравами и деталями.
С самых первых страниц внимание читателя останавливается на веселых сценках и юморе по отношению к любимым героям – простым людям. Мир, который создал Чарльз Диккенс, театрален и представляет собой смесь реализма и фантастики. Он отличается яркостью и гиперболичностью. Так, например, его герои Трухти Вэк, Скрудж или Ловкий Плут – гиперболичны, но тем не менее являются вполне реалистичными личностями.
Ловкого Плута можно даже назвать карикатурным, но типичным. Мальчик, живущий в развращенном мире, мстит ему за все свои несчастья. Он груб и смешон, но заставляет осознать, насколько мир на самом деле ужасен, ведь он породил его для того, что растоптать.
Художественный мир Чарльза Диккенса – это вечная борьба зла и добра. Противостояние этих сил определяет не только тематику романа, но и своеобразное решение этой проблемы. Диккенс утверждает в романах свой идеал – добро, но вместе с этим восхищается своими героями, как злыми, так и добрыми.
В многочисленных очерках, рассказах, заметках, эссе и романах Чарльза Диккенса представлен образ Англии XIX века. Реалистичная картина Англии, которую удалось создать писателю, отражает процесс эволюции писателя-художника. Хоть Диккенс и был реалистом, но в своих произведениях всегда становился романтиком. В своих романах ему удалось переплести эти два понятия. Его книги и этапы творческого пути можно разделить на четыре периода.
Первый период (1833-1837).
В это время создаются «Записки Пиквикского клуба» и «Очерки Воза». В них вырисовывается сатирическая направленность творчества Диккенса, и его излюбленное противостояние добра и зла. Оно находит свое выражение в споре между правдой (эмоциональное восприятие жизни, основанное на воображении) и кривдой (рациональным подходом к действительности, основанном на цифрах и фактах).
Второй период (1838-1845).
Во втором периоде Чарльз Диккенс становится реформатором жанра. Он начинает расширять детскую тематику. В Европе Чарльз Диккенс стал первым, кто стал отображать в своих произведениях жизнь детей. Он напрямую связывал две темы – это «большие надежды» и детство. Оно и становится центральной в этом периоде творчества, и продолжает отражаться в последующих его произведениях.
В это время создаются такие произведения, как:
«Барнаби Радж» (1841 г.) – обращение к исторической тематике объясняется попыткой автора осознать через призму истории современный мир;
«Лавка древностей» (1841 г.) – здесь автор находит в сказочных сюжетах альтернативу злу;
«Американские заметки» (1843 г.) – постижение современной Англии. Поездка Чарльза Диккенса в Америку расширила его кругозор, что позволило взглянуть на родину с другой стороны.
В этот период своего творчества он создает произведения, затрагивающие детскую тематику, в которой автор трогательно и бережно раскрывает душу ребенка. Унижения, издевательства и тяжелый труд – это то, чем был возмущен Чарльз Диккенс. Один из самых знаменитых его героев – Оливер Твист, стал печальным примером жестокости и бессердечия общественности.
Третий период (1848-1859).
В это время автор углубляется в социальный пессимизм. Заметно меняется техника его письма, она становится более сдержанной и продуманной. Также автор более подробно изучает детскую психологию. Появляется так и новая нравственная пустота. В этот период выходят следующие романы:
Домби и сын, 1848 г.
Дэвид Копперфильд, 1850 г.
Холодный дом, 1853 г.
Тяжелые времена, 1854 г.
Крошка Доррит, 1857 г.
Повесть о двух городах, 1859 г.
Четвертый период (1861 – 1870 годы)
В романах этого периода уже нет, привычного читателю, мягкого юмора. На его место приходит безжалостная ирония. «Большие надежды» Чарльза Диккенса сменяются «утраченными иллюзиями». В произведениях все чаще встречаются ирония, скепсис, горечь. Последние романы Диккенс подвергает глубокому философскому осмыслению. К последним романам Диккенса относятся: «Большие ожидания», 1861 г., «Наш общий друг», 1865 г.
Роман «Тайна Эдвина Друда» остался незавершенным. Сегодня он все так же остается загадкой для литературоведов, критиков и читателей.
3 Выдающиеся произведения Чарльза ДиккенсаДэвид Копперфильд
Дэвид Копперфильд – роман, который можно назвать автобиографическим, так как многие события здесь перекликаются с жизнью самого автора. Это роман – воспоминание. Чарльзу Диккенсу удалось сохранить в своей душе чистоту детского восприятия, и он бережно доносит до читателя те детские впечатления и суждения. Дэвид Копперфильд – это истории мальчика, ставшего писателем.
Копперфильд рассказывает жизненную историю уже достигнутых высот. К концу повествования вера сменяется усталостью, так как приходит осознание того, что переделать можно только себя, но не мир. Это произведение повествует о человеке, который сумел остаться хорошим, хоть на своем пути постоянно встречал несправедливость, ложь, коварство и утраты.
Несмотря на все трудности, уже выросший Дэвид вспоминает свою жизнь и многие события оценивает совершенно по-другому, не так, как оценивал, будучи маленьким мальчиком. В своем произведении Чарльз Диккенс показал, как ребенок учится отличать добро и зло, трезво оценивать силы, и даже в отрицательном персонаже пытается увидеть что-то хорошее.
Приключения Оливера Твиста.
Оливер Твист – это мальчик, чья жизнь с самого рождения была жестокой. Он родился в работном доме – мать умерла при родах, а отца он никогда не знал. Только появившись на свет, он сразу получает статус преступника, и его увозят на ферму – туда, где большинство детей умирали.
Чувствуется ирония, когда писатель рассказывает о воспитании мальчика: «сумевший выжить на ферме, «бледный, чахлый ребенок», значит, пригодный работать.
Общественным попечителям автор приписывает всю жестокость. У маленького Оливера была три выбора: идти учеником к трубочисту, плакальщиком к гробовщику или в преступный мир.
Чарльз Диккенс очень привязан к Оливеру и помогает ему пройти через все испытания. Роман заканчивается на хорошей ноте, но читателю предоставляется возможность задуматься о несправедливых законах бытия, об унижениях и издевательствах, которым подвержена основная масса людей.
Рождественская песнь.
Главный герой Рождественской песни – это скупо и безжалостный старик Скрудж. Ему чужды радость и веселье, единственное, что ему интересно – это деньги.
Старик готовится встретить на работе Рождество. Вернувшись домой, он встречает призрак компаньона, умершего несколько лет назад. Призрак рассказывает ему, как страдает от тяжести грехов, которые совершил при жизни, и не хочет, чтобы Скруджа постигла та же участь. Также он сообщает, что Скруджа посетят три духа.
Первый, Святочный дух прошлых лет, перенесет Скруджа в детство, где он был еще беззаботным, радовался жизни, любил, имел мечты и надежды. Но после картина сменяется на то время, где Скрудж уже сосредоточен на деньгах.
Второй, Дух нынешних Святок, показывает главному герою, насколько все люди рады Рождеству. Домашний очаг, семья и уют – это то, чему Чарльз Диккенс придавал большое значение.
Третий, Дух будущих Святок, молча, переносит Скруджа по разным местам, и показывает его возможное будущее, которое оказалось совсем не радостным. Напуганный Скрудж взмолился, чтобы Духи позволили ему изменить настоящее и будущее.
Основная идея повести, которую хотел донести Чарльз Диккенс – это нравственное перерождение человека. Любой человек может для себя переосмыслить ценности, «оживить» свою душу, понять, что такое радость и добро.
Заключение
Чарльз Диккенс относится к числу тех писателей, слава которых никогда не меркла ни при их жизни, ни после смерти. Диккенс был властителем умов своего времени, и нашего настоящего.
Произведения Чарльза Диккенса характеризуются двумя основными чертами, которые и обуславливают их популярность.
Во-первых, это юмор писателя – неподражаемый, добродушный, с которым он подходим ко всем явлениям в жизни. Галерея юмористических портретов, представленных Диккенсом, поражает своей обширностью и разнообразием. В его произведениях можно найти людей всех классов общества, начиная с лорда или леди и заканчивая бездомным бродягой. Но юмор Чарльза Диккенса изощряется преимущественно над картинками жизни среднего сословия, богатой буржуазии. Аристократы редко появляются в его романах.
Во-вторых, это глубокая гуманность произведений писателя, нежность, с какой он относится ко всему слабому, малому, обиженному судьбой или людьми. Его романы наполнены комичными личностями, одаренными чутким, самоотверженным сердцем. Он, не скрывая, выставляет слабые стороны человеческой души, и заставляет нас сочувствовать им, любить их.
Катарский И.М. «Диккенс. Критико-биографический очерк». Издательство «Художественная литература». Москва, 2020.
Лаборатория Фантастики – Чарльз Диккенс (Charles Dickens) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fantlab.ru/autor3420
Нерсесова М.А. «Творчество Чарльза Диккенса». Издательство «Знание». Москва, 2018.
Тархов Т. Чарльз Диккенс : большие надежды // Наука и жизнь : журнал. — 2021.
Уилсон Э. Чарльз Диккенс : Литературная биография : с приложением очерка Гилберта Кита Честертона «Чарльз Диккенс» / Пер. с англ. и примеч. Р. Померанцевой и В. Харитонова. — СПб. : Вита Нова, 2019.
Эмгус Уилсон «Мир Чарльза Диккенса». Издательство «Процесс». Москва, 2019.