12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Алексеева Людмила Сергеевна168
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №___»








Утверждена приказом директора

от __________ г. № _______









Рабочая программа факультативного курса

по английскому языку

«Мир Чарльза Диккенса»





Подготовила учитель английского языка

Алексеева Людмила Сергеевна











Учебный год




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Мир Чарльза Диккенса» разработан для учащихся 7-х классов и предполагает знакомство с адаптированными произведениями Чарльза Диккенса на английском языке, формирование навыков изучающего и поискового чтения, анализа художественных приемов и расширение словарного запаса учащихся. Для развития у обучаемых творческого потенциала и формирования мотивации дальнейшего изучения английского языка в программе курса запланированы различные виды игр (фонетические, грамматические, лексические) и театральные постановки. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы позволяет привлечь учащихся с различным уровнем подготовки, психологическими особенностями, позволяет создать доброжелательную атмосферу на занятиях. Курс основан на комплексном подходе к обучению, который позволяет развить не только умения в чтении, но и в других видах речевой деятельности.

Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Использование при изучении английского языка предлагаемых книг для чтения полностью отвечает требованиям современной системы обучения английскому языку в России.

Цель разработанного курса – практическая реализация ценностного потенциала учащихся в процессе освоения художественного текста.

Задачи курса заключается в том, чтобы учащиеся, работая с художественными текстами, развивали свою эмоциональную, творческую активность, невербальное мышление, звукозрительную память, из-за чего облегчается анализ и синтез звукозрительного, пространственно-временного образа литературного произведения, развиваются познавательные интересы, фантазия, воображение, ассоциативное, творческое, критическое, индивидуальное мышление, лингвистическую и социокультурную компетентности.

Формирование ценностных ориентаций в рамках спецкурса направлена на:

- развитие восприятия культуры, явлений и событий изучаемых стран;

- комплексное поликультурное развитие детей;

- развитие у учащихся социокультурной компетенции, помогающей ориентироваться в достижениях культуры и коммуникативных нормах общения англоязычных стран;

- актуализация и обогащение знаний об англоязычных странах;

- актуализация межпредметных знаний и умений в условиях изучения курса «Страноведение»;

- формирование культуроведческой осведомленности об историческом прошлом англоязычных стран, традициях и культуре, стереотипах поведения, характерных для этих стран

- формирование у учащихся системы аксиологических знаний на основе осмысления и анализа современных реалий и гуманистических ценностей английской культуры;

- освоение учащимися значимых социокультурных компетенций и формирование навыков осмысленного общения с любыми текстами;

- развитие таких необходимых навыков как критическое мышление, открытость восприятия текста, умение высказывать и отстаивать индивидуальную точку зрения, уважение к другим подходам и взглядам;

- интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с текстами;

- развитие навыков, способствующих расширению межкультурного диалога;

- реализация художественно-творческого потенциала подростков;

- освоение ряда умений и навыков, необходимых для полноценного понимания литературного произведения и создания собственных текстов;

- выработку равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении мира и формированию целостной, единой картины мира;

-  формирование личной и активизация общественной позиции школьника, воспитание ответственных и активных граждан, обладающих высокой степенью резистентности ко всяким видам манипуляций сознания.

Программа курса включает следующие разделы:

1) Пояснительная записка.

Планируемые результаты освоения предмета.

3) Содержание учебного предмета.

4) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Формы проведения занятия

В ходе работы мы отдаем предпочтение групповым и коллективным интерактивным формам обучения (словесно-эвристические методы, упражнения, коллажи, «творческие лаборатории», дискуссии, «мозговой штурм», кейс-технологии, игры (ролевые, деловые), анализ проблемных ситуаций, групповая работа над проектами и инсценировками произведений писателя рефлексия).

Для оценки знаний по теме учащимся предлагается выполнить или групповой проект с использованием всех видов речевой деятельности, или организовать постановку изучаемого материала (драматизация), которая включает несколько этапов:

I этап. Pre-reading activities (обсуждение темы театральной постановки, название спектакля, списка действующих лиц, творческий конкурс на лучший сценарий и стихи).

II этап. While-reading the play.

Reading activities: 1) чтение и перевод; 2)  выбор эпизодов, фрагментов наиболее ярко выявляющих художественные закономерности построения художественного текста, анализ выбранных эпизодов, фрагментов (попытка разобраться в логике авторского мышления – в комплексном, взаимосвязанном развитии конфликта, характеров, идей и т.д.); выявление авторской концепции и ее оценка аудиторией. Завершается обсуждение проблемно-проверочным вопросом, определяющим степень усвоения аудиторией полученных умений анализа художественного текста (например: «С какими известными вам художественными текстами можно сравнить данное произведение? Почему? Что между ними общего?» и т.д.).

3) прослушивание образцов чтения ролей в исполнении учителя или актера; 4) выявление лексико-грамматических трудностей, работа по активизации лексики в аналогичных структурах; беседа о характере персонажей и способах их передачи при чтении.

Rehearsing: 1) выполнение интонационных упражнений; отработка выразительного чтения ролей; 3) выполнение творческих заданий (передать какую-либо мысль другими словами описать какой-либо персонаж от лица другого персонажа и т.д.); 4) передача жестами и мимикой содержания какой-либо ситуации; 5) разыгрывание ситуаций по прочитанным текстам; 6) импровизация.

III этап. Post-reading the play: 1) распределение ролей и постановка спектакля. 2) демонстрация спектакля.

IV этап. Following-up activities. Выполнение творческих проектов (написание песен об одном из героев, написание стихов о каком-либо аспекте сюжета, написание статьи о действующих лицах, сюжете и т.д.)


Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности:

Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.

Устные выступления по заданным темам.

Тестовые задания.

Презентация групповых проектов.

Театральные постановки с участием родителей учащихся.

Основная форма контроля – портфолио. Это коллекция выполненных учебных продуктов (как в группе, так и самостоятельно).


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана учебная программа.

1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Москва «Просвещение» 2010 г.

2) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 г.

3) Примерной программы по иностранному языку для основной школы (М.: Просвещение, 2010).

4) Книг для чтения (readers) издательства “Express Publishing”.


Информация о количестве нормативных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Программы элективного курса для 7 класса рассчитаны на 35 часов, 1 час в неделю.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате освоения элективного курса по английскому языку должны быть достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты заключаются в формировании и развитии умений и навыков обучаемых во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.

1) В области чтения. Умения эффективного чтения на английском языке; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста и причинно-следственную связь фактов и событий. Комментировать/объяснять факты, описанные в тексте. Выражать свое мнение о прочитанном, оценивать полученную информацию.

2) В области аудирования. Умение воспринимать текст на английском языке на слух. Вербально и невербально реагировать на услышанное.

3) В области говорения формируются умения: выстраивать основные типы монологических (разного вида) и диалогических высказываний, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, давать краткую характеристику персонажей, описывать события, явления, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, сравнивать что-либо с элементами аргументации, воспроизвести текст в форме пересказа. Практически и творчески применять полученные речевые навыки.

4) В области письма: иметь представление о различных стилях, жанрах и формах письменных высказываний. Уметь излагать свою мысль в соответствии с поставленной задачей, как по предложенному образцу, так и творчески.

5) В области лексики учащиеся должны получить навыки распознавания и использования в речи новых лексических единиц, расширить свой активный и пассивный словарный запас.

6) В области фонетики: сформированность фонематического слуха и произносительных навыков посредством прослушивания аудиотекстов.

7) В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развить навыки распознавания в связном тексте и использовать в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений и структур.


Метапредметные результаты:

- Развить интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.

- Научить высказывать свое мнение, личностное отношение к обсуждаемому предмету.

- Научить корректно отстаивать/оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную.

- Пиобщить учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения и ролевых игр.

- Развить навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ.

- Сформировать критическое мышление, внимание, воображение, память, мотивацию к познанию и творчеству.

- Развить навык самооценки выполненной работы.

- Сформировать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.

- Развитие умения опознавать социокультурные стереотипы в изученном материале.

- Сформировать умение самостоятельно задумывать, планировать и выполнять творческие задания по использованию получаемых знаний.

- Сформированность умения выделять основные историко-культурные вехи в развитии стран изучаемого языка.

- Формирование умения работать с основными типами справочной и учебно-справочной страноведческой литературы (словари, атласы, справочники, справочные издания, включая сайты Интернета и электронную справочную литературу) и использовать их при выполнении страноведческих проектов для лично-познавательных целей.



Личностные результаты включают:

- умение организовывать анализ прочитанного произведения на основе общих морально-нравственных понятий;

- проявление уважительного отношения к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах;

- сформированную мотивацию к изучению английского языка с целью самостоятельного приобщения к образцам англоязычной художественной литературы, самосовершенствования и дальнейшей самореализации;

- готовность и способность к духовному развитию;

- укрепление нравственности учащихся, основанную на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

- стойкую мотивацию к обучению и познанию;

- социальное и культурное самоопределение учащегося.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Тема

Количество часов

Проекты/

Постановки

1

Биография Ч. Диккенса и «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим».

2

1

2

Роман «Николас Никльби»

2

1

3

«Записки Пиквикского клуба»

3

1

4

«Рождественская песнь в прозе»

5

2

5

«Домби и сын»

3

1

6

Чарльз Диккенс и Бёрнс

1

1

7

«Приключение Оливера Твиста»

5

1

8

«Крошка Доррит»

3

1

9

«Жизнь Господа нашего» и «История Англии для юных». Ч.Диккенс - художник и моралист

1


10

«Лавка древностей»

2

1

11

«Тяжёлые времена»

2


12

Без игры слов и Диккенс не Диккенс… Художественные приемы в произведениях Ч. Диккенса

4

1

13

Ч. Диккенс – издатель и редактор

1


14

Путешествуем по Великобритании» Викторина по произведениям великого английского прозаика Ч. Диккенса

1



Всего

35

11


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Срок

проведения

1

Биография Ч. Диккенса и «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим».

1 нед

2

«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим». Постановка эпизода.

2 нед

3

Жанр романа-биографии в творчестве Чарльза Диккенса: На материале романа «Николас Никльби»

3 нед

4

«Жизнь и приключения Николаса Никльби»  — воспитательный роман Чарлза Диккенса. 

4 нед

5

Ч.Диккенс и «Записки Пиквикского клуба».

История создания и анализ эпизодов.

5 нед

6

Чарльз Диккенс и «Записки Пиквикского клуба». Подготовка эпизодов для постановки.

6 нед

7

Чарльз Диккенс и «Записки Пиквикского клуба». Постановка эпизода.

7 нед

8

Чарльз Диккенс - зеркало английского Рождества: морально-нравственные уроки «Рождественской песни в прозе»

8 нед

9

Музыкальность как главный стилистический прием «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса

9 нед

10

Дядя Скрудж и дядя Страх в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса и в святочном рассказе Н.С. Лескова «Зверь»

10 нед

11

«Рождественская песнь в стихах». По мотивам произведения Ч. Диккенса. Выбор эпизодов для постановки и подготовки к ней.

11 нед

12

«Рождественская история». Постановка по мотивам произведения Ч. Диккенса

12 нед

13

«Засвидетельствовать безграничную теплоту и искренность ваших чувств»: «Домби и сын» Ч. Диккенса.

13 нед

14

«Домби и сын» Ч. Диккенса Подготовка эпизодов для постановки.

14 нед

15

«Домби и сын» Ч. Диккенса. Постановка эпизода.

15 нед

16

Чарльз Диккенс и Бёрнс: Интегрированный урок по английскому языку и литературе с презентацией.

16 нед

17

Ономастикон романа Чарльза Диккенса «Приключение Оливера Твиста».

17 нед

18

Игра по роману Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

18 нед

19

Готовим постановку эпизода. Поисковое чтение. Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста».

19 нед

20

Постановка по роману Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

20 нед

21

Жизненные уроки Оливера Твиста. Проект.

21 нед

22

Семейство Доррит и министерство Волокиты (по роману «Крошка Доррит»).

22 нед

23

«Крошка Доррит». Анализ эпизода.

23 нед

24

«Крошка Доррит». Постановка эпизода.

24 нед

25

О книгах Чарльза Диккенса «Жизнь Господа нашего» и «История Англии для юных». Ч.Диккенс - художник и моралист

25 нед

26

Комическое у Ч.Диккенса: на примере романа «Лавка древностей»

26 нед

27

Слезы и смех Чарльза Диккенса (на примере романа «Лавка древностей»). Подготовка проекта

27 нед

28

Томас Гредграйнд как наиболее яркий сатирический образа романа «Тяжёлые времена» Ч. Диккенса

28 нед

29

Жанровое своеобразие романа Ч. Диккенса «Тяжёлые времена»

29 нед

30

Без игры слов и Диккенс не Диккенс….

30 нед

31

«Говорящие» имена в произведениях Ч.Диккенса

31 нед

32

Зевгма как средство выражения юмора в английском языке: Анализ зевгматической конструкции

32 нед

33

Радоваться Диккенсу. Крылатые выражения из произведений Диккенса. Викторина

33 нед

34

Неподражаемый: Ч. Диккенс – издатель и редактор

34 нед

35

Чарльз Диккенс и герои его книг: урок из цикла «Путешествуем по Великобритании». Викторина по произведениям великого английского прозаика Ч. Диккенса

35 нед


Список рекомендуемой литературы

Аникин, Г.В. Чарльз Диккенс // Аникин, Г.В. История английской литературы /Г.В.  Аникин,  Н.П. Михальская. –  М.: Высшая школа, 1985. – С. 216-232.

Барбан, Е. Чарльз Диккенс как зеркало английского Рождества // Московские новости. – 2007. – 26 дек.

Бент, М.И. Уроки Диккенса: Уроки внеклассного чтения / М.И. Бент // Вестник Челябинского государственного университета. – 1994. – № 1. – Том 2.

Богатырёва, Н. Рождество дядюшки Скруджа: К 200-летию Чарльза Диккенса / Н. Богатырёва // Фома. – 2012. – № 2 (106).

Боровикова, Л. Диккенс и детство // Истина и жизнь. – 2005. – № 7-8.

Велигина, К. О Диккенсе: критические заметки / К. Велигина // Проза.ру

Винтерих, Дж. Чарльз Диккенс и «Записки Пиквикского клуба» // Винтерих, Дж. Приключения знаменитых книг / Дж. Винтерих; пер. с англ. Е. Сквайрс; предисл. и примеч. Д. Урнова. – М., 1985. 

​​​​​​​Гаазе, Е. Родной Чарльз Диккенс // Свято-Троицкий кафедральный собор Cаратова

Гениева, Е.Ю. Диккенс // История всемирной литературы. – Т. 1. – М., 1989. – С. 120-130.

​​​​​​​Горошкова, Р.Р. Музыкальные аспекты стиля «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса: Музыкальные аспекты как главный стилистический прием / Р.Р. Горошкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2011. – № 3.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

Демурова, Н. Глазами художника и моралиста: О книгах Чарльза Диккенса «Жизнь Господа нашего» и «История Англии для юных» / Н. Демурова // Иностранная литература. – 2002. – № 5.

Джонс, Д. Как Эдгар По познакомился с ручным вороном Чарльза Диккенса и посвятил ему стихи / Д. Джонс // Лайвлиб

Диккенс-Хоксли, Л. Незаслуженно забытая супруга Чарльза Диккенса: Кэтрин Диккенс // BBC. Русская служба. – 2016 – 9 июня.

Дувалина, А.Н. Чарльз Диккенс и Бёрнс: Интегрированный урок по английскому языку и литературе с презентацией / А.Н. Дувалина // Всероссийский фестиваль педагогического творчества

Дьяконова, Н.Я. Философские истоки миросозерцания Диккенса // Известия АН. Сер. литературы и языка.  – Т.55. – 1996. – № 1. – С. 17-28.

Званская, Е.В. Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе»: Интегрированный урок (литература и английский язык), 5-й класс / Е.В. Званская // Социальная сеть работников образования

Иванова, Т.В. Викторина к юбилею великого английского прозаика Ч. Диккенса / Т.В. Иванова // Социальная сеть работников образования

Ивашева, В.В. Творчество Диккенса/ В.В. Ивашева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1954. – 472 с.

Карачёва, А.В. Биография и творчество Чарльза Диккенса: Урок литературы / А.В. Карачёва // Социальная сеть работников образования

Космынина, Т.Н. Жанр романа-биографии в творчестве Чарльза Диккенса: На материале романа «Николас Никльби» / Т.Н. Космынина // Бесплатная библиотека России

​​​​​​​Михальская, Н.П. Чарлз Диккенс: кн. для учащихся / Н.П. Катарская. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с. – (Биография писателя).

Моисеев, П.А. Комическое в характерах раннего Диккенса: На примере романов «Записки Пиквикского клуба» и «Лавка древностей» / П.А. Моисеев // Дневник воинствующей конформистки.

Набоков, В.В. Лекция о Диккенсе: Лекция из курса «Мастера европейской прозы» / В.В. Набоков, перевод В.С. Кулагиной-Ярцевой // Электронные журналы 

Перехвальская, Е. Чарльз Диккенс. В Лондон с Оливером Твистом // Костёр. – 1987. – № 6.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.

Старосветская, О.А. Литературный вечер, посвященный творчеству Ч. Диккенса // Социальная сеть работников образования

Ткачук, Е.С. Чарлз Диккенс. Тема воспитания и становления личности в романе «Дэвид Копперфилд»: Бинарный урок по литературе и английскому языку, 10-й класс / Е.С. Ткачук // Инфоурок

Тростникова, Е.В. Безумцы, простаки и чудаки Чарльза Диккенса // Православие и мир. – 2012. – 7 февр.

Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru / – нормативные документы, программы элективных курсов.

Ч. Диккенс: Презентация //  Myshared.ru

Честертон, Г. К. Краски жизни у Диккенса // Честертон Г. К. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5: Вечный Человек. Эссе / пер. с англ.; сост. и общ. ред. Н. Л. Трауберг. – СПб.: Амфора, 2000.

​​​​​​​Шайтанов, И. Литература отправляется на расследование. Таинственная реальность: Диккенс // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 43.

Шевченко, М. Игра по роману Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» в 7-м классе // Литература – Первое сентября. – 2000. – № 22.

Шевчик, Н.М. Открытое мероприятие, посвящённое 200-летию Ч. Диккенса / Н.М. Шевчик // Социальная сеть работников образования

Шкапа, Е.С. Н.С. Лесков как преемник рождественских традиций Ч. Диккенса: Преемственность рождественской традиции при анализе рассказов Ч. Диккенса и Н.С. Лескова / Е.С. Шкапа // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1 (50).


Видеоматериалы:

Быков, Д. Тайна Эдвина Друда. Чарльз Диккенс: Лекция [Видео] // YouTube – Россия 

Волгин, И. Чарлз Диккенс «Посмертные записки Пиквикского клуба»: Док. программа из цикла «Игра в бисер»  [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Чарльз Диккенс «Рождественская песнь»: Док. фильм из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия

Раренко, М. Чарльз Диккенс и герои его книг: Открытый урок из цикла «Путешествуем по Великобритании» [Видео] // YouTube – Россия

Томалин, К. Чарльз Диккенс: репортёр, реформатор, поэт: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Яремчук, Е. Чарльз Диккенс: Док. программа из цикла «Исторические события и традиции»  [Видео] // YouTube – Россия


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.