12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Староверова Елена Дмитриевна221

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ г. ВОТКИНСКА

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЗЕЛЁНАЯ АРХИТЕКТУРА»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

познавательная игра

«Ботанический кросс»

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Староверова Елена Дмитриевна

педагог дополнительного образования 1 кв. кат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воткинск

 

Пояснительная записка.

 

Методическая разработка, итогового занятия по разделу «Растительный мир Удмуртии» 2 года обучения. Разработка предназначена для обучающихся эколого-биологического направленности, является частью методического обеспечения программы «Зелёная архитектура» 2 года обучения. Игру можно проводить в конце учебного года или после изучения раздела «Растительный мир Удмуртии». Методическая разработка может быть применена в качестве дополнительного материала учителями начальных классов на уроках природоведения, классных часах.

Игра представлена в виде «ботанического» кросса. Кросс это дистанция с различными препятствиями, ботанический потому, что все препятствия состоят из заданий связанных с растениями. Задания необходимо выполнять не только правильно, но и быстро. Побеждает команда, правильно выполнившая все задания. За правильно выполненное задание команде выдают фрагмент иллюстрации 1 пазл. В конце игры из фрагментов должна получиться картинка с растением из Красной книги.

Обучающиеся работают в командах, что позволяет оценить умение работать коллективно.

Игра состоит из шести препятствий, каждое из которых содержит задание на знание пройденного материала. В первом задании - умение определять породу деревьев и кустарников по листьям (гербарий). Обучающиеся получают гербарий листьев разных пород деревьев и нужно найти листья определённой породы. Во втором задании - определение древесно-кустарниковых растений в безлиственном состоянии по оставшимся плодам. Даются ветки без листьев, но с плодами деревьев и кустарников по которым обучающиеся определяют названия пород. В третьем задании необходимо знать о месте произрастания определённых цветочных растений, это даёт обучающимся первые представления о биотопах. Обучающиеся получают карточки с цветочными растениями, которые встречаются на лугу, поле, саду. В четвёртом - разгадать ребусы с названиями древесно-кустарниковых растений. Раздаются карточки с буквами, из которых должно получиться пять названий деревьев. Пятое задание - обучающиеся должны как можно больше вспомнить песен о растениях. С каждой песней капитан команды делает шаг вперёд, побеждает тот, кто пройдёт дальше. И шестое, последнее, задание это разгадывание загадок. Загадки в основном составлены опираясь на внешние признаки и особенности растений, это позволяет узнать, насколько хорошо обучающиеся помнят внешние признаки и свойства растений.

Продолжительность игры 45 минут. Возраст обучающихся 10 – 12 лет.

Место проведения: в качестве места проведения можно использовать класс, актовый зал, если позволяет погода, можно провести на открытом воздухе.

 

Цель: Закрепить знания о характерных признаках растений Удмуртии.

Задачи:

Повторить отличительные признаки растений.

Сформировать коммуникативные умения и навыки.

Развивать познавательную активность детей в процессе игры.

Оборудование:

- карточки с названиями этапов;

- два альбомных листа с контуром дерева;

- природный материал: ветки деревьев и кустарников с плодами, сухие листья деревьев и кустарников;

- карточки: с названиями древесно-кустарниковых растений, с изображением цветочных растений, с названиями биотопов, с ребусами, с загадками;

- два пазла из 6 частей о природе;

- карточки с порядковыми номерами синего и зелёного цвета по количеству участников (два комплекта с 1 по 6 номер).

Методическое обеспечение: Загадки о растениях, ребусы о деревьях.

Оборудование места проведения: в кабинете ставят два ряда по 5 столов на равном расстоянии. На каждом столе находятся задания для каждой команды. У каждой дорожки находятся помощники, которые следят за выполнением задания.

 

Ход игры.

 

Педагог объявляет о начале игры.

- Добрый день друзья! Все вы наверно очень любите побегать, попрыгать, посоревноваться друг с другом. Кто-то из вас занимается в спортивных секциях. И вы наверняка знаете, что в спорте существует много различных видов соревнований. Одно из них это – кросс. Сегодня я предлагаю вам принять участие не в обычном, а в ботаническом кроссе. Кто знает, что такое кросс? Правильно, кросс – это дистанция для бега с препятствиями на пути, которые необходимо преодолеть. А у нас кросс ботанический потому, что препятствия вам будут создавать задания о наших растениях.

На старте нашего кросса вы должны разделиться на две команды. Всем участникам кросса, обычно, выдают номера под которыми они проходят дистанцию. Вот и вы получаете карточки с номерами. У кого синие номера встают в одну команду, у кого зелёные – в другую. Свои номера прикрепляете себе на одежду. Каждая команда будет, двигается по своей дорожке, на которой встречаются разные препятствия. За правильно выполненное задание команда получает один пазл из которых, в конце игры вы должны будете собрать изображение растения . Побеждает команда, полностью собравшая картинок. Чем больше будет правильно выполненных заданий, тем больше частей пазла будет у вас и вы легче определите что это за растение.

1 препятствие. Перед каждой командой стоит стол, на котором лежат листья от разных деревьев (липа, берёза, сирень, вяз) (приложение фото 1). Два плаката с контуром дерева (приложение фото 2). Капитаны подходят к ведущему и выбирают по карточке с названием дерева. Название на карточке указывает листья, какого дерева нужно найти и прикрепить на плакат (приложение фото 3,4,5). Побеждает команда, которая правильно и быстро справится с заданием.

2 препятствие. Даны ветки от разных деревьев без листьев с плодами (рябина, берёза, шиповник, клён американский, липа). Нужно развесить карточки с названиями на ветки (приложение фото 6,7). Побеждает команда, правильно определившая название деревьев.

3 препятствие. У каждой команды на столе лежат карточки с изображением цветов. Ведущий предлагает капитанам выбрать по одной карточке, в которой указано название биотопа (луг, лес, сад). Нужно из всех представленных карточек с цветами выбрать те, которые растут в данном биотопе

(приложение фото 8,9).

Луг – ромашка, колокольчик, василёк, клевер, одуванчик.

Лес – медуница, подснежник, фиалка, кислица.

Сад – астра, бархатцы, тюльпан, нарцисс, анютины глазки.

4 препятствие. Каждой команде дается набор карточек с зашифрованными названиями деревьев и кустарников. Нужно разгадать эти названия (приложение фото 10,11).

АСОНИ - осина ЦИСВИННЛЕА – лиственница

ЗЕЁРАБ - берёза РНЬИЕС - сирень НПШИИК – шиповник

5 препятствие. От каждой команды по одному человеку встают к отмеченной черте. Называя по очереди песни о растениях, делают шаги вперёд. Название – шаг. Кто быстрее дойдёт до флага, тот и выиграет.

6 препятствие. На столе лежат перевёрнутые карточки с загадками о растениях. Каждая команда по очереди берёт карточки и говорит ответ на загадку (приложение фото 12). По 5 загадок каждой команде. Выигрывает команда, правильно ответившая на все загадки. Если правильных ответов будет поровну, то ведущий дополнительно задаёт ещё по одной загадке.

Загадки:

1. Что за дерево без ветра шелестит, тёплым летом, как от холода дрожит.

(Осина)

2. Будь то снежный шар бела, по весне она цвела, нежный запах источала, а когда пора настала, разом сделалась она вся от ягоды черна. (Черёмуха)

3. Накинута на спинку зелёная косынка, а платьице в полоску. (Берёза)

4. Я из крошки бочки вылез, корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, ни чего, что плод мой мелок. (Дуб)

5. Кудри в воду опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит. (Ива)

6. Ягоды не сладость, зато глазу радость, и садам украшение, и дроздам угощение. (Рябина)

7. В роду сосен, в роду елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

8. Семена, как коготки, жёлто-красные цветки. От горла помогают, кто же их не знает. (Календула)

9. Горькая травка, к животу поправка, и сама душиста, и метёт чисто. (Полынь)

10. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти – нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

11. Кто не прикасается, за того и цепляется. (Лопух)

12. Почки – липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь)

Вот мы и подошли к финишу. Давайте, посмотрим, какая получилась картинка у каждой из команд. У первой команды получился подснежник или ветреница лесная, один из первоцветов нашей республики (приложение фото 14). У второй команды растение водоёмов - Кубышка жёлтая (приложение фото 13). Этих растений у нас осталось совсем не много, поэтому они занесены в Красную книгу Удмуртии. Растения Красной книги мы будем подробно изучать в одной из следующих тем на наших занятиях.

Молодцы, поздравляю вас с успешно выполненными заданиями. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес и оберегать её. А наша задача – расширить ваши знания и помочь увидеть всю красоту родного края. Спасибо за участие!

 

 

 

Литература

1. Аксёнов Е.С., Декоративные растения. Т.1 (Деревья и кустарники) Энциклопедия России. – М: 1997г.

2. Бесова М.А., Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль: Академия развития, 2000.

3. Гуринова М. Мой вопрос - ваш ответ./М.Гуринова// Читаем, учимся, играем.-2006. - №7 .- С.70-74.

4. Елькина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997г.

5. Зуева С.В. «Чтоб повсюду зеленели сосны, вязы, клены, ели» /С.Зуева //Читаем, учимся, играем. - 2006.- №7 .- С.95-98.

6. Норенко И.Г., Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия – Волгоград: Учитель, 2007. – 139с.

7. Лагутенко И.О. Зелёная книга. Занимательное природоведение. – СПб.: Издательский дом «Нива», 2005г.

8. Сухин И.Г. 800 загадок — 100 кроссвордов. — М.: Новая школа, 1996.

9. Сербина Е.Н., Декоративные деревья и кустарники. – М: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

t1706688689aa.jpg

Фото 1. Листья деревьев.

 

t1706688689ab.jpg

Фото 2. Контур дерева.

 

 

 

 

t1706688689ac.jpg

Фото 3. Определение листьев.

 

t1706688689ad.jpg

Фото 4. Определение листьев.

 

 

 

 

 

 

t1706688689ae.jpg

Фото 5. Прикрепление листьев на контур дерева.

 

t1706688689af.jpg

Фото 6. Определение веток по плодам.

 

 

 

t1706688689ag.jpg

Фото 7. Определение веток по плодам.

 

 

t1706688689ah.jpg

Фото 8. Распределение растений по биотопам.

 

 

 

 

t1706688689ai.jpg

Фото 9. Распределение растений по биотопам.

 

 

t1706688689aj.jpg

Фото 10. Разгадывание ребуса.

 

 

 

t1706688689ak.jpg

Фото 11. Разгадывание ребуса.

 

 

t1706688689al.jpg

Фото 12. Отгадывание загадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1706688689am.png

 

Фото 13. Кубышка жёлтая

 

t1706688689an.png

Фото 14. Ветреница лесная

 

14

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.