12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса17

«Будем говорить правильно»

(внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе)


Цель: Развитие навыков владения нормами устной речи, повышение культуры речи учащихся.


Задачи:

1. Углубить знания учащихся о нормах литературного языка.

2. Совершенствовать речевую культуру учащихся.



Ход мероприятия


«Заговори, чтоб я тебя увидел»

Сократ


Выход на тему.

Подсказка №1


Во многословии не без пустословия.

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

Говори, да назад оглядывайся..

Говори, да не заговаривайся.

Говорит, как по-писаному.

Говорит, словно реченька журчит.


Подсказка №2


Когда к древнегреческому ученому Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул:

– Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!


Подсказка №3

1.Чтобы чаще бывать в кинотеатре, мне бабушка купила абонент.

2. Мама купила 5 килограмм яблоков.

3. Мы с друзьями пили чай с тортами.


Подсказка №4

ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

ТВОРОГ или ТВОРОГ?

КОФЕ – муж. род или средний?

НОСКОВ или НОСОК?


Итак, о чём мы сегодня будем говорить? (как правильно употреблять слова в речи, т.е. о культуре речи)


Формулируем тему

1.Поставьте глагол быть

в 1 лице, множ. числе, буд.врем.

2.Поставьте глагол говорю в форму инфинитива.

3.Подберите синоним к наречию верно.

4.Запишите получившееся выражение.


Будем говорить правильно.


«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.


Действительно, культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек.


Что такое культура речи? (под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли)


Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи


Орфоэпия (орфос-правильный, эпос-речь)=правильная речь.


Сегодня мы с вами пройдём ряд испытаний, и начнём с разминки.


Разминка

Расставьте ударение в словах (выполняется индивидуально)



ТАНЦОВЩИЦА

ДОГОВОР

СТОЛЯР

КАТАЛОГ

ТУФЛЯ

ЖАЛЮЗИ

БАРМЕН

КВАРТАЛ

КРАСИВЕЕ


Проверка:

Нет ошибок – Молодец! Так держать!

1-2 ошибки – не всё так плохо, но нужно кое-что повторить

3 и более ошибок – следи за речью, чаще обращайся к словарю


Аплодисменты тем, кто справился с заданием без ошибок.


2.Домашнее задание

Прочитайте диалоги, обращая внимание на произношение выделенных слов.


Выступление группы №1 (действующие лица: бабушка и внучка)

 

1. – Бабушка, я побежала в магазин. Уже позавтракала, съела пирожное и йогурт. Завтра у деда день рождения. Что и сколько купить?

- Купи яйца, языковую колбасу, торты. Пусть торт красивее оформят, завяжут бантом.

- Ладно, я сбегаю на оптовый рынок, там подешевле, а за тортом зайду в кулинарию. Бабушка, ты кому звонишь? Нине Сергеевне?

- Да, ей. Чуть не забыла, купи ещё свёклы и помидоровяблок для гостей и грейпфрутов для деда. Будь осторожна. Подморозило, так не поскользнись. 


Выступление группы №2 (действующие лица: врач и больной)

Сценка «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе учишься, молодой человек?

- В седьмом «Бы».

- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

- Жутко дружно, жутко весело...

- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?

- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Порядок... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты мо­жешь только сам.

Выступление группы №3 (действующие лица: два друга)


Смотрите, кафе работает. Зайдём, выпьем кофе с бутербродами.

- Давай, я вчера зашёл в пиццерию и съел пиццу. Вкуснотища!

- Здесь всегда замечательные тефтели и бульоны с поджаристыми гренками. Возьмём?

- Конечно. Кстати, здесь рядом кулинария, если там есть свёкла или творог, попрошу сестру приготовить на ужин запеканку и салат.

- А у нас сегодня на ужин будет яичница с беконом.


- Какие ошибки в речи были допущены?

Тефтели или тефтели?

Гренки или гренки?

Творог или творог?


Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!».

(В.Громов)

- Какую ошибку допустила продавщица?


3.Прочитайте стихотворные тексты.

Гремит музыка полковая.

(А.Пушкин)

Вертит очками так и сяк.

(И.Крылов)

Ворон не жарят, не варят.

(И.Крылов)

- Правильно ли расставлено ударение в словах? (нет)

- Почему?

(так звучнее, красивее)

4. «Корректоры»

Прочитайте диалог. Какие ошибки нужно исправить?

(разные виды речевых ошибок)

     Сегодня воскресенье. Маше нужно сходить на рынок, она слышит мамино наставление:

     - День холодный, поэтому одень шубу.

     До рынка Маше нужно добираться на трамвае. Зайдя в него, она услышала знакомую фразу кондуктора:

      - Оплотим за проезд. Следующая остановка « Оптовый рынок».

      На рынке Маша подошла к одному из торговцев:

      - Дайте мне две консервы тушёнки. По килограмму апельсин и яблоков.

Ещё пять килограмм крупы, по три пачки вафлей и макаронов, две упаковки сливового сока. А есть у вас хорошее кофе? Ложите в сумку.

       Потом пошла смотреть, что ещё можно купить на рынке, и случайно встретила подругу. Решили делать покупки вместе.

       - Смотри, какой большой выбор дешёвых носок и полотенцев!

      - Да, а я хочу в этой киоске прикупить два крема-краски и две шампуни, и ещё стирального порошка.

       - Домой покуда пойдём?

      - Здесь короче, пойдём посюда.



Комментарии экспертов

Однокоренные слова «надеть» и «одеть» являются паронимами. У каждого из них свой круг слов, с которыми они по правилам русского языка могут сочетаться в предложении.  Одеть — кого, что, значит облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка. Надеть — что, значит натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол), покрывая, облекая что-нибудь во что-нибудь. Надеть костюм, наушники.

Правильно говорить «вафель», а не вафлей

В родительном падеже множественного числа есть только одна верная форма: «макарон»

С точки зрения литературности русского языка слово «кофе» имеет мужской род. С другой стороны, язык постоянно меняется, и в 2002-м году было официально разрешено употреблять слово «кофе» в среднем роде.

Вместо ложить всегда следует говорить класть. Строго говоря, глагола ложить в русском языке нет, есть приставочные образования: положить, доложить, выложить и т. д. А без приставки глагол не употребляется.

Носков, но полотенец

2 крем-краски (краска женского рода) и два шампуня (шампунь мужского рода)

Наречий потуда, посюда не существует. Правильно говорить по какой улице пойдём.



5.Прочитайте рассказ. Как можно описать изменение впечатления о девушке у молодого человека после её фразы? Какого он был мнения о ней сначала? Почему? Охарактеризуйте языковой портрет девушки. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила?

Незнакомка.

      Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.

     « Средь шумного бала, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…», - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие, красивые руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки – почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы всё так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось заговорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды… Как она улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды… Я выучу для неё все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…

       Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала:

     - Ну, чего вылупился?

( А. Моисеев)

6.Подведение итогов

Синквейн пишет 1 группа

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Язык 
великий, могучий
соединяет, сообщает, помогает 
язык - средство человеческого общения 
ЧУДО.

2 группа (придумать рифмованные строчки)

-------------------------------------------------------------------------------------------------торты

------------------------------------------------------------------------------------------------шорты

------------------------------------------------------------------------------------

……………………………………………………………………………………………………….маляр

……………………………………………………………………………………………………….столяр

Долго ели тОрты –
    Не налезли
 шОрты!

 Красит стены нам маляр,

     Полки делает столЯр. 



3 группа (написать буриме)

………………………………………………………………………………………………………язык

………………………………………………………………………………………………………..певуч

……………………………………………………………………………………………………….многолик

……………………………………………………………………………………………………….могуч



Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех и певуч.

Он, как русский народ многолик,

Как держава наша,могуч!



7. Заключительное слово учителя.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» И.С.Тургенев

























Прочитайте диалоги, обращая внимание на произношение выделенных слов.

 

1. – Бабушка, я побежала в магазин. Уже позавтракала, съела пирожное и йогурт. Завтра у деда день рождения. Что и сколько купить?

- Купи яйца, языковую колбасу, торты. Пусть торт красивее оформят, завяжут бантом.

- Ладно, я сбегаю на оптовый рынок, там подешевле, а за тортом зайду в кулинарию. Бабушка, ты кому звонишь? Нине Сергеевне?

- Да, ей. Чуть не забыла, купи ещё свёклы и помидоровяблок для гостей и грейпфрутов для деда. Будь осторожна. Подморозило, так не поскользнись. 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте диалоги, обращая внимание на произношение выделенных слов.


Сценка «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе учишься, молодой человек?

- В седьмом «Бы».

- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

- Жутко дружно, жутко весело...

- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?

- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Порядок... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты мо­жешь только сам.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Прочитайте диалоги, обращая внимание на произношение выделенных слов.



2. – Смотрите, кафе работает. Зайдём, выпьем кофе с бутербродами.

- Давай, я вчера зашёл в пиццерию и съел пиццу. Вкуснотища!

- Здесь всегда замечательные тефтели и бульоны с поджаристыми гренками. Возьмём?

- Конечно. Кстати, здесь рядом кулинария, если там есть свёкла или творог, попрошу сестру приготовить на ужин запеканку и салат.

- А у нас сегодня на ужин будет яичница с беконом.





Прочитайте диалоги, обращая внимание на произношение выделенных слов.


Сценка «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе учишься, молодой человек?

- В седьмом «Бы».

- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

- Жутко дружно, жутко весело...

- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?

- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Порядок... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты мо­жешь только сам.




Прочитайте диалоги, обращая внимание на произношение выделенных слов.


Сценка «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе учишься, молодой человек?

- В седьмом «Бы».

- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

- Жутко дружно, жутко весело...

- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?

- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Порядок... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты мо­жешь только сам.


















Прочитайте диалоги, обращая внимание на произношение выделенных слов.

1. – Бабушка, я побежала в магазин. Уже позавтракала, съела пирожное и йогурт. Завтра у деда день рождения. Что и сколько купить?

- Купи яйца, языковую колбасу, торты. Пусть торт красивее оформят, завяжут бантом.

- Ладно, я сбегаю на оптовый рынок, там подешевле, а за тортом зайду в кулинарию. Бабушка, ты кому звонишь? Нине Сергеевне?

- Да, ей. Чуть не забыла, купи ещё свёклы и помидоровяблок для гостей и грейпфрутов для деда. Будь осторожна. Подморозило, так не поскользнись. 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Прочитайте диалоги, обращая внимание на произношение выделенных слов.

2. – Смотрите, кафе работает. Зайдём, выпьем кофе с бутербродами.

- Давай, я вчера зашёл в пиццерию и съел пиццу. Вкуснотища!

- Здесь всегда замечательные тефтели и бульоны с поджаристыми гренками. Возьмём?

- Конечно. Кстати, здесь рядом кулинария, если там есть свёкла или творог, попрошу сестру приготовить на ужин запеканку и салат.

- А у нас сегодня на ужин будет яичница с беконом.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!».













































Прочитайте диалог. Какие ошибки нужно исправить?

     Сегодня воскресенье. Маше нужно сходить на рынок, она слышит мамино наставление:

     - День холодный, поэтому одень шубу.

     До рынка Маше нужно добираться на трамвае. Зайдя в него, она услышала знакомую фразу кондуктора:

      - Оплотим за проезд. Следующая остановка « Оптовый рынок».

      На рынке Маша подошла к одному из торговцев:

      - Дайте мне две консервы тушёнки. По килограмму апельсин и яблоков.

Ещё пять килограмм крупы, по три пачки вафлей и макаронов, две упаковки сливового сока. А есть у вас хорошее кофе? Ложите в сумку.

       Потом пошла смотреть, что ещё можно купить на рынке, и случайно встретила подругу. Решили делать покупки вместе.

       - Смотри, какой большой выбор дешёвых носок и полотенцев!

      - Да, а я хочу в этой киоске прикупить два крема-краски и две шампуни, и ещё стирального порошка.

       - Домой покуда пойдём?

      - Здесь короче, пойдём посюда.



































Прочитайте диалог. Какие ошибки нужно исправить?

     Сегодня воскресенье. Маше нужно сходить на рынок, она слышит мамино наставление:

     - День холодный, поэтому одень шубу.

     До рынка Маше нужно добираться на трамвае. Зайдя в него, она услышала знакомую фразу кондуктора:

      - Оплотим за проезд. Следующая остановка « Оптовый рынок».

---------------------------------------------------------------------------------------

     Прочитайте диалог. Какие ошибки нужно исправить?



На рынке Маша подошла к одному из торговцев:

      - Дайте мне две консервы тушёнки. По килограмму апельсин и яблоков.

Ещё пять килограмм крупы, по три пачки вафлей и макаронов, две упаковки сливового сока. А есть у вас хорошее кофе? Ложите в сумку.

       Потом пошла смотреть, что ещё можно купить на рынке, и случайно встретила подругу. Решили делать покупки вместе.



Прочитайте диалог. Какие ошибки нужно исправить?



       - Смотри, какой большой выбор дешёвых носок и полотенцев!

      - Да, а я хочу в этой киоске прикупить два крема-краски и две шампуни, и ещё стирального порошка.

       - Домой покуда пойдём?

      - Здесь короче, пойдём посюда.









ТАНЦОВЩИЦА

ДОГОВОР

СТОЛЯР

КАТАЛОГ

ТУФЛЯ

ЖАЛЮЗИ

БАРМЕН

КВАРТАЛ

КРАСИВЕЕ


ТАНЦОВЩИЦА

ДОГОВОР

СТОЛЯР

КАТАЛОГ

ТУФЛЯ

ЖАЛЮЗИ

БАРМЕН

КВАРТАЛ

КРАСИВЕЕ



ТАНЦОВЩИЦА

ДОГОВОР

СТОЛЯР

КАТАЛОГ

ТУФЛЯ

ЖАЛЮЗИ

БАРМЕН

КВАРТАЛ

КРАСИВЕЕ













































Комментарии экспертов

Однокоренные слова «надеть» и «одеть» являются паронимами. У каждого из них свой круг слов, с которыми они по правилам русского языка могут сочетаться в предложении.  Одеть — кого, что, значит облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка. Надеть — что, значит натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол), покрывая, облекая что-нибудь во что-нибудь. Надеть костюм, наушники.

-----------------------------------------------------------------------

Правильно говорить «вафель», а не вафлей

----------------------------------------------------------------

В родительном падеже множественного числа есть только одна верная форма: «макарон»

-------------------------------------------------------------------------------

С точки зрения литературности русского языка слово «кофе» имеет мужской род. С другой стороны, язык постоянно меняется, и в 2002-м году было официально разрешено употреблять слово «кофе» в среднем роде.

----------------------------------------------------------------------------------------

Вместо ложить всегда следует говорить класть. Строго говоря, глагола ложить в русском языке нет, есть приставочные образования: положить, доложить, выложить и т. д. А без приставки глагол не употребляется.

--------------------------------------------------------------------------------

Носков, но полотенец

----------------------------------------------------------------

Две крем-краски (краска женского рода) и два шампуня (шампунь мужского рода)

Наречий потуда, посюда не существует. Правильно говорить по какой улице пойдём.

------------------------------------------------------------------------------------------------





















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.