Буклет "Мир головоломок"
«Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития».
С.Л.Рубинштейн
«В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения»
Д.Б. Эльконин
Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.
Головоломки и их значение для развития детей дошкольного возраста
Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
Г оловоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов,
способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
И гры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственноволевых качеств личности дошкольника.
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – И я пойму!
Головоломка –игрушка на все времена. В наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, творческое воображение.
Цели и задачи у всех головоломок одинаковые. Учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического, пространственного мышления.
Игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК» способствует развитию познавательных процессов, овладению экспериментальнопоисковой, конструктивной и математической деятельности детей.
Данный игровой набор создан с целью создания методической помощи взрослым в организации технологии смарт-тренинга для дошкольников с использованием игрголоволомок обучения умению добиваться поставленной цели, развитию познавательных потребностей. Рекомендуем начать знакомство с играми-головоломками с игры -упражнения «По образцу» — из деталей головоломки сами соберите любой придуманный вами образ или понравившийся вам образ по одной из предложенных схем, покажите ребенку, что у вас получилось — рассмотрите вместе с ним образ, дайте ему название, перечислите детали, из которых он выполнен, ответьте их пространственное расположение. Затем предложите ребенку, глядя на ваш образец, выложить такой же образ.
Усложняя задачу, предложите ребенку игруупражнение «По памяти» — попросите его запомнить собранный вами образ, детально рассмотрев его, закройте бумагой, или поставьте настольную ширму. Предложите ему по памяти собрать такой же.
Эти игры-упражнения помогут дошкольнику познакомиться с деталями головоломки, принципом их соединения, а также подготовят к более сложному этапу— пониманию,
«прочтению» схем.
При работе с играми-упражнениями «Собери по схеме», прежде всего, предложите ребенку рассмотреть схему с контурным делением образа(карточка с литерой А), назвать детали, их пространственное расположение; глядя на схему, собрать образ, конструкцию. Если ребенку сложно собирать предложенный образ глядя на схему, облегчите ему выполнение задания —предложите сначала накладывать детали на схему. Когда он с этим будет легко справляться, можно переходить к сборке, глядя на схему, а затем по памяти.
По мере того, как ребенок осваивает сборку по схеме с контурным делением, у него все лучше развивается способность к анализу, синтезу, выстраиванию образов, а значит, можно переходить к следующему этапу – игреупражнению с элементов головоломки «Заверши образ». Предложите ребѐнку рассмотреть незаконченную схему, подумать, на что она похожа, и завершить образ, выбрав необходимые детали. Данное упражнениеголоволомка даст ребенку возможность проявить самостоятельность в решении, используя ранее приобретенный опыт, развить воображение.
Знакомя детей с объемными головоломками, используйте такой прием,как «Манипуляции с деталями головоломок»,который поможет дошкольникамзрительно и осязательно познакомиться с деталями игры, найти сходства и различия, провести их квалификацию по форме, цвету, величине, оперируя такими понятиями, как длина ,ширина и высота.
В завершении освоения игр-упражнений ребенок ознакомится с элементами игрголоволомок, поймет их суть и место в игре, станет более самостоятелен при решении логических задач, а значит будет готов достигнуть более сложной цели. При решении головоломок обращайте внимание на количество звездочек. Только после того, как ребѐнок справился с головоломкой первого уровня, переходите к следующему, более сложному.
Используйте серию карточек с заданием разного уровня сложности, которые обозначены звездочками: одна звѐздочка — легкий, две звѐздочки—средний, три звѐздочки—сложный. В комплект входят карточки трех видов:
со сплошной заливкой изображения, они отмечены номером (без литеры) и являются головоломкой;
с контурным делением на части, они отмечены номером и литерой «А»- являются логическим упражнением
с незаконченным образом отмечены номером и литерой «Б» - являются головоломкой с элементами логического упражнения.
Геометрическая головоломка на плоскости выполняется в одной проекции. Можно рассмотреть схему со сплошной заливкой, предложить наложить детали на схему, подбирая разные варианты расположения деталей.
Объемные головоломки привлекают формой, объемом деталей. Предложите ребенку собрать конструкцию, опираясь на схему, выполненную в 2 D, рассмотрев детали головоломки и совершив с ними различные действия. Следующий вариант решение объемной головоломки более сложный - это сбор фигуры в 3-D формате.
Эти материалы откроют ребенку занимательный «МИР ГОЛОВОЛОМОК», и помогут организовать и провести занятия использованием современной технологии смарттреннинга.
(в рамках инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России»)
Санкт-Петербург
2024